Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:06, дипломная работа
Актуальность темы заключается в том, что в XX веке туризм и социально-культурный сервис (гостиничное дело, ресторанный бизнес и анимационные услуги) стали уникальным явлением и феноменом столетия. Они прочно вошли в жизнь сотен миллионов людей. Эта высоколиквидная сфера хозяйственной деятельности является одной их самых популярных в среде предпринимателей. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям, в 2010году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4% [24, с.9]
Подготовка персонала в турфирме представляет процесс приобретения теоретических знаний, практических умений и навыков в объеме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации и предоставляется для каждого нового сотрудника в полном объеме.
Переподготовка персонала означает обучение квалифицированных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия квалификации кадров требованиям производства. В компании «Одиссея» переподготовка работников обеспечивается не в полной мере. Необходимы специально разработанные тренинги, программы повышения квалификации, семинары, стажировки с помощью привлечения сторонних обучающих организаций.
Ответственным за организацию обучения персонала компании «Одиссея» является заместитель директора по туризму.
В таблице 2.10 приведены данные по повышению квалификации работников турфирмы «Одиссея».
Таблица 2.10
Подготовка и повышение квалификации кадров компании «Одиссея»
Наименование |
2009 год |
2010 год |
Изменение, чел. |
Повышение квалификации, чел., в т.ч.: Руководители Обслуживающий персонал Специалисты |
2 1 0 1 |
5 3 0 2 |
3 2 0 1 |
Обучение в ВУЗах и колледжах (заочно), чел: в т.ч. за счет предприятия: |
2 0 |
2 0 |
0 0 |
Затраты на обучение, тыс. руб. |
36,52 |
52,56 |
14,04 |
Стоимость обучения на 1 чел/тыс. руб. |
7,3 |
7,5 |
0,2 |
Повышение квалификации в 2010 году прошли 5 человек, что на 3 человека больше по сравнению с 2009 годом. Затраты на обучение увеличились на 14, 04 тыс. руб. На одного обучающегося работника затраты в среднем в 2009 году составляли 7,3 тыс. руб., в 2010 году - 7,5 тыс. руб.
Вследствие повышения квалификации на предприятии увеличилась производительность труда на 14%.
Повышение квалификации
и обучение в компании «Одиссея»
должно быть организовано таким образом,
чтобы результат от этого –
более высокий уровень
Система мотивации персонала компании.
В компании «Одиссея» используются экономический и неэкономический стимулы (мотивы). Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные. Положительное влияние на мотивацию оказывает, например информирование об успехах, планирование профессионального развития и карьеры, регулярная оценка, продвижение по службе. Эти стимулы тесно переплетаются между собой. Например, повышение в должности и связанный с ним рост денежного вознаграждения дают не только возможность приобретения дополнительных материальных благ, но и известность, уважение, почет.
Анкетирование сотрудников коммерческой службы гостиницы показало, что лишь 20% людей в качестве основного мотива деятельности имеют исключительно деньги, в то время как до 40% предпочитают им славу; 25% удовлетворенность содержанием работы, а около 15% власть.
Исследования показывают, что в коммерческой службе гостиничного комплекса «Одиссея» поощрение улучшает работу в 89% случаев, а наказание - в 11%; угрозы же на 99% игнорируются, и, кроме того, они сами по себе унизительны для обеих сторон.
В мотивации персонала гостиницы немаловажную роль играет уровень заработной платы. В коммерческой службе гостиничного комплекса «Одиссея» за последние несколько лет наметился рост повышения средней заработной платы менеджеров, это, прежде всего, связано с развитием гостиницы и расширением предложения для клиентов (таблица 2.11).
Таблица 2.11
Средний уровень заработной платы менеджера по продажам компания «Одиссея»
2009 год (руб) |
2010 год (руб) | |
1 кв. |
15000 |
18000 |
2 кв. |
15000 |
18000 |
3 кв. |
16000 |
20000 |
4 кв. |
16700 |
21000 |
Повышение заработной платы сыграло немаловажную роль в управлении персоналом компании, так как прослеживается чёткая взаимосвязь между уровнем заработной платы работников и уровнем ротации кадров в службе. Так можно сказать, что по сравнению с 2009 годом, в 2010 году в 2 раза меньше сотрудников, уволившихся по собственному желанию.
Положение о выплате вознаграждения утверждается финансовым директором и согласуется с выборным профсоюзным органом, а само оно выплачивается после подведения итогов хозяйственной деятельности.
Еще одним способом мотивации является премирование, ее величина в компании «Одиссея» зависит от количества продаж и составляет более 20% основного заработка.
Также в коммерческой
службе гостиницы применяются
Также необходимо упомянуть еще одну форму мотивации, которая по существу объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив). В то же время этот способ мотивации является внутренне ограниченным: в коммерческой службе гостиничного комплекса не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
Система оценки компании.
Оценка персонала - это определение профессиональных и личностных качеств сотрудников исходя из функциональных обязанностей и целей предприятия, по заранее установленным критериям и рекомендации по более эффективному управлению персоналом и раскрытию его личностного потенциала. Если руководитель смотрит в будущее, он должен знать, с кем ему придется идти дальше. Человек не может чувствовать себя уверенным, если он не уверен в своем окружении.
В гостинице одним из традиционных способов оценки персонала является регулярная аттестация персонала, которая представляет собой процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей.
Регулярная аттестация позволяет:
Процедура аттестации в компании «Одиссея»:
1) ознакомить заранее
всех сотрудников с целями, датой
и методом аттестации, чтобы избежать
естественного страха и
2) формирование состава аттестационной комиссии и его утверждение: председатель - генеральный директор, члены комиссии – директор по персоналу, коммерческий директор, председатель профсоюзной организации;
3) основной этап: процесс аттестации
и организация работы
4) заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию.
Работника знакомят с решением комиссии, указывая на сильные и слабые стороны его работы. Комиссия может дать рекомендации в отношении его продвижения (профессиональном росте) или о необходимости повышения квалификации. Сведения о результатах аттестации сотрудников компании представлены в таблице 2.12.
Таблица 2.8
Результаты аттестации сотрудников компании «Одиссея»
Показатели |
2009 год |
2010 год | ||
Аттестованы |
Не аттестованы |
Аттестованы |
Не аттестованы | |
Всего |
10 |
0 |
12 |
1 |
в том числе: |
||||
обслуживающий персонал |
2 |
0 |
3 |
1 |
руководители |
2 |
0 |
3 |
0 |
специалисты |
6 |
0 |
6 |
0 |
По результатам аттестации в 2010г. было выявлено, что один из сотрудников не справляется с занимаемой должностью, то есть у него не было достаточно знаний, поэтому он был отправлен на курсы.
Недостатком аттестации в компании «Одиссея» является то, что система недостаточно отработанна. Аттестация проводится в виде тестов, хотя целесообразнее организация собеседования. Также следует отметить, что нельзя выявить поведение человека при создании критической ситуации, как говорится, истинного лица, и как он будет решать сложившуюся ситуацию (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, т.п.), а это очень важный показатель.
2.3.2 Анализ структуры трудовых ресурсов
Анализ состава и
структуры персонала можно
Таблица 2.3
Обеспеченность компании «Одиссея» трудовыми ресурсами
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Изменения |
2010г по отношению к 2009г | |||
Всего |
10 |
12 |
120% |
в том числе: |
|||
Обслуживающий персонал |
2 |
3 |
150% |
Служащие |
8 |
9 |
112% |
из них: |
|||
Руководители |
2 |
3 |
150% |
Специалисты |
6 |
6 |
0% |
Таблица 2.4
Изменение структуры персонала коммерческой службы
Показатели |
2009 год |
2010 год | ||
Кол-во |
Уд. вес | |||
Всего |
10 |
100% |
12 |
100% |
в том числе: |
||||
Обслуживающий персонал |
2 |
20% |
3 |
25% |
Руководители |
2 |
20% |
3 |
25% |
Специалисты |
6 |
60% |
6 |
50% |