Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:06, дипломная работа
Актуальность темы заключается в том, что в XX веке туризм и социально-культурный сервис (гостиничное дело, ресторанный бизнес и анимационные услуги) стали уникальным явлением и феноменом столетия. Они прочно вошли в жизнь сотен миллионов людей. Эта высоколиквидная сфера хозяйственной деятельности является одной их самых популярных в среде предпринимателей. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям, в 2010году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4% [24, с.9]
Как показывают данные, приведенные в таблице 2.3 и 2.4, численность персонала коммерческой службы в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 2 человека и составила в относительном выражении 120%.
Также наблюдается и увеличение доли численности обслуживающего персонала в 2010 году по сравнению с 2009 годом (на 5%), что свидетельствует о растущем потенциале коммерческой службы по увеличению числа клиентов. Одновременно увеличилась доля руководящего состава – 25% в 2010г. против 20% в 2009 году.
Анализ кадрового потенциала осуществлялся на основе проведения анкетирования персонала при проведении диагностики эффективности системы управления персоналом. Результаты приведены в таблице 2.5 и 2.6.
Таблица 2.5
Состав персонала по полу коммерческой службы гостиничного комплекса «Одиссея»
Год |
Пол | |
Мужской |
Женский | |
2009 |
20% |
80% |
2010 |
17% |
83% |
Таблица 2.6
Структура персонала по возрасту
Годы |
Возраст | |||||
до 20 лет |
20-25 лет |
25-30 лет |
30-35 лет |
35-40 лет |
свыше 40 лет | |
2009 |
0% |
0% |
60% |
10% |
20% |
10% |
2010 |
0% |
8% |
50% |
17% |
17% |
8% |
Структура персонала по полу свидетельствует, что наблюдается превышение женского пола над мужским. Причем за анализируемый период уменьшилась доля мужской категории с 20% до 17%, а количество женщин наоборот увеличилось с 80% до 83%. На конец исследуемого периода тенденция превышения сохранилась, что связано с особенностью деятельности исследуемого предприятия.
Возрастной состав персонала, согласно данным таблицы 2.6, достаточно молодой: сотрудники в возрасте до 40 лет составляют 90% от общего числа, и только около 10% сотрудников в возрасте свыше 40 лет.
2.3.3. Анализ качества трудовых ресурсов
Наряду с количественным
обеспечением предприятия трудовыми
ресурсами изучается и
Качественный состав
персонала компании «Одиссея» характеризуется
следующим общеобразовательным
и профессионально-
Таблица 2.7
Образовательный уровень персонала коммерческой службы гостиничного комплекса «Одиссея»
Образовательный уровень |
Число работников, чел. |
Удельный вес в общем числе, % |
Высшее образование |
10 |
77% |
Незаконченное высшее |
1 |
8% |
Средне-техническое |
0 |
0% |
Средне-специальное |
2 |
15% |
Среднее |
0 |
0% |
Итого |
13 |
100% |
Стаж работы в коммерческих предприятиях свыше двух лет имеют 64% сотрудников, 20% - в гостинице, 6% - в других учреждениях.
Результаты анализа свидетельствует, что сотрудники компании «Одиссея» по квалификационному уровню соответствуют занимаемым должностям, имеют достаточно высокий образовательный уровень и опыт работы. И при этом они достаточно молоды чтобы развиваться дальше и активно работать.
2.3.4. Анализ движения персонала
Движение персонала характеризуется коэффициентами оборота по приему и выбытию персонала, которые рассчитываются путем отношения количества прибывших и выбывших сотрудников к их среднесписочному числу. В процессе анализа необходимо сравнивать эти показатели за ряд лет и выявлять причины движения персонала. Показатель движения персонала по предприятию выражает также коэффициент текучести. Он определяется как отношение числа уволенных по всем отрицательным причинам к списочному числу сотрудников на начало анализируемого периода.
Данные для изучения движения персонала компании «Одиссея» приведены в таблице 2.8. Видно, что на анализируемом предприятии коэффициент текучести персонала в 2010 году снизился на 8% по сравнению с 2009 годом.
Таблица 2.8
Движение персонала в компании «Одиссея»
Показатели |
2009г |
2010г |
В том числе: |
||
на учебу |
0 |
0 |
в Вооруженные Силы |
0 |
0 |
на пенсию и по другим причинам, предусмотренным законом |
1 |
1 |
по собственному желанию |
2 |
1 |
за нарушение трудовой дисциплины |
0 |
0 |
Среднесписочная численность работающих |
10 |
12 |
Коэффициенты оборота: |
||
по приему |
50% |
25% |
по выбытию |
30% |
17% |
Коэффициент текучести |
31% |
23% |
Ранее в компании было проведено анкетирование и выявлено, что основной причиной текучести кадров является их низкая мотивированность.
3. Проект мероприятий по повышению эффективности системы управления персоналом компании «Одиссея»
На основе проведенного анализа в турфирме были выявлены существенные недостатки в системе управления персоналом, которые отражены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Проблемы системы управления персоналом компании «Одиссея» и пути их решения
ПРОБЛЕМА |
ПУТИ РЕШЕНИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Отбор персонала:
недостаточно отработанная |
1. Отработка методик
привлечения персонала и | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Организация типовых
процедур развития персонала
(определение мест и форм |
2. Определение оптимальных
для различных категорий и
специальностей персонала форм
переподготовки, повышения квалификации
и стажировок. Планирование процесса
дополнительного обучения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение таблицы 3.1
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Оценка результатов
деятельности персонала не |
3. Разработка унифицированной методики, обобщающей оценки результатов деятельности сотрудников за определённый период времени. Подготовка формализованной номенклатуры типовых управленческих решений по результатам оценки в части касающейся как оцениваемого сотрудника, так и системы управления персоналом на уровне подразделения и гостиницы в целом; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Контроль за работой
персонала, организации самокон |
4. Самоконтроль является
одной из самых эффективных
форм контроля. Никто лучше самого
работника не знает свои Технология организации самоконтроля заключается в следующем: а) с помощью тестов и бесед; б) доведения
до сведения работников в) информирование работника о возможных его заработках, при получении определенных результатов в работе; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Анализ фактического состояния психологического климата в коллективе, а также выявление негативно влияющих на него факторов; |
5. Непосредственное управление
психологическим климатом в - организация совместного отдыха; - проведение
культурно-массовых |
Следовательно, для повышения
эффективности системы
3.1 Мероприятия
по организации найма
На данный момент существует недостаточно отработанная система отбора персонала (выявление недостатков в процессе работы, а не приема на работу). Организация найма персонала в компании «Одиссея» должна включать, в рамках дипломного проекта, следующие этапы (рисунок 3.1):
Рисунок 3.1 - Схема найма персонала
Рассмотрим эти этапы более подробно.
1. Определение потребности в кадрах. Руководители отделов продаж и маркетинга должны спланировать прием новых сотрудников и заранее оповестить об этом службу персонала.
2. Реклама вакансий. Генеральный директор определяет методы поиска кандидатов (внутренняя реклама, внешний найм через средства массовой информации и т.д.) в зависимости от имеющихся ресурсов и требований, предъявляемых к вакансии.
3. Заполнение анкет.
Каждый кандидат заполняет
4. Проведение собеседований, отбор и оценка кандидатов. Директор информирует потенциального кандидата о графике проведения собеседований. Допускается проведение как индивидуальных (один на один), так и групповых (несколько руководителей к одному поступающему) собеседований.
5. Принятие решения
о найме. После принятия
6. Оформление на работу.
После принятия решения о
7. Испытательный срок.
Каждый вновь принятый
Данная система отбора
персонала позволит существенно
сократить вероятность
3.2. Мероприятия по организации типовых процедур развития персонала
В турфирме «Одиссея» переподготовка работников обеспечивается не в полной мере. Необходимы специально разработанные тренинги, программы повышения квалификации, семинары, стажировки с помощью привлечения сторонних обучающих организаций. Повышение квалификации и обучение в компании должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого – более высокий уровень производительности труда, качество оказываемых услуг вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда – перекрывал издержки.
Генеральный директор должен определять необходимость для собственных нужд профессиональной подготовки и повышения квалификации работника. Необходимо составить планы проведения обучения и тренингов после точного анализа потребностей работников.
При поступлении на работу все работники должны проходить обязательное внутрикорпоративное обучение, включающее в себя:
В рамках постоянного обучения сотрудников и распространения информации целесообразно проводить регулярные совещания сотрудников, а также ежемесячные собрания отделов, на которых разъясняется единство определенных производственных мероприятий и их воздействия на достижение желаемых результатов труда.
Также, в рамках повышения квалификации, в зависимости от предпосылок, мотивации и производственной необходимости, необходимо определять и разрабатывать программы тренингов по следующим направлениям: