Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:32, курсовая работа
Совершенно особое место у Санкт-Петербурга среди великих городов мира. Его удивительный и неповторимый облик, необычное рождение, бурная и героическая история, уникальная художественная значимость вызывают неизменное восхищение и восторг у всех, кто его повидал. Величавая гармония архитектурных ансамблей, очарование улочек и набережных, колдовская пленительность белых ночей – все это выделяет Санкт-Петербург среди самых красивых городов мира. Культурные ценности Санкт-Петербурга – гордость всей нашей страны. По количеству иностранных туристов, посещающих нашу страну, Санкт-Петербург лишь немногим уступает Москве.
Введение 4
1 Научно-информационный очерк о Санкт-Петербурге
1.1 Краткая справка
1.2 Предыстория, основание города и XVIII век
Разработка туристского маршрута
Краткая характеристика маршрута
2.2 Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история.
3 Проблемы и перспективы развития 26
Заключение 28
Список использованных источников 31
Во второй
половине 18 века в русском искусстве
преобладающее значение
Усилиями этих и других зодчих в 18 веке многие русские города застроились гражданскими зданиями классической архитектуры. Широкое творческое обращение к классическому архитектурному наследию позволило русским мастерам разработать новые приёмы внутреннего и внешнего оформления зданий.
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость занимает центральное место в архитектурной композиции Петербурга, а находящийся на ее территории Петропавловский собор с высокой колокольней является одной из главных примет города.
16 мая 1703 года на Заячьем
острове Петром Великим была
заложена Петропавловская
План крепости разрабатывал
лично император. Он сделал
ее в форме неправильного
Ансамбль Петропавловской крепости включает
Комендантский и Инженерный дома, Артиллерийский
цейхгауз, Монетный двор, Главное казначейство,
Ботный домик, гаупвахту и другие исторические
сооружения. Для большинства строений
Петропавловской крепости характерно
долговременное строительство. Над многими
зданиями, входящими в композицию Петропавловской
крепости, трудилось несколько поколений
зодчих.
Петропавловская крепость была построена
как оборонительное сооружение, но она
ни разу за свою историю не выполняла свои
основные функции. На протяжении двух
веков крепость служила политической
тюрьмой. Одним из первых заключенных
мрачных казематов крепости стал царевич
Алексей, сын Петра I. В тюрьме Петропавловской
крепости была заточена знаменитая княжна
Тараканова, выдававшая себя за дочь императрицы
Елизаветы Петровны и претендовавшая
на российский престол. В бастионах Петропавловской
крепости были заточены руководители
и участники восстания декабристов, организаторы
покушения на императора Александра II,
писатели Николай Чернышевский, Максим
Горький и многие другие. Тюрьма славилась
тем, что из нее невозможно было бежать:
за все ее историю из нее не было совершено
ни одного побега.
Особое место в ансамбле крепости занимает
Петропавловский собор, построенный в
1713-1733 годах по проекту Трезини на месте
деревянной церкви, заложенной во имя
апостолов Петра и Павла. Собор украшен
золоченым шпилем высотой в 122,5 метра,
который венчает фигура летящего ангела,
ставшего символом города на Неве. Долгое
время Петропавловский собор служил усыпальницей
российских монархов. Сам основатель города,
Петр Великий, похоронен у южной стены
собора. Уникальные надгробия Александра
II и его жены Марии Александровны, отличающиеся
от прочих надгробий усыпальницы, выполнены
из яшмы и орлеца. Последнее погребение
в Петропавловском соборе состоялось
летом 1998 года, в 80-летнюю годовщину расстрела
Николая II, его супруги Александры Федоровны,
их детей и слуг. Последний Российский
император и его семья погребены в Екатерининском
пределе Петропавловского собора.
Сегодня на территории крепости работает
несколько постоянных музейных экспозиций.
В Комендантском доме посетители могут
познакомиться с историей Петербурга.
2.Домик Петра Великого
На Петроградском острове
в 1703 году был построен скромный
деревянный «дворец», известный под названием
домика Петра Великого уникальный памятник
Санкт-Петербурга, единственная деревянная
постройка времен основания города, дошедшая
до наших дней. Этот домик, ставший первой
петербургской резиденцией Петра I, был
сооружен солдатами Семеновского полка
в рекордно короткие сроки - с 24 по 26 мая
1703 года. "Красные хоромы" были срублены
из тесаных сосновых бревен, снаружи окрашены
под кирпич, а изнутри обиты холстом "на
голландский манер".
Царская резиденция отличалась небольшими
размерами (кабинет и столовая, разделенные
сенями и спальней) и скромным внутренним
убранством. Стены и потолки комнат были
обтянуты грубым белым холстом. Петр I
любил небольшие размеры помещений и проемов,
поэтому высота потолков равнялась всего
двум с половиной метрам, а входная дверь
была еще ниже. Петр I периодически жил
во "дворце" с 1703 по 1708 год во время
своих визитов в строящийся Петербург.
В доме не было печи и дымохода, поэтому
жить в нем можно было только летом. На
крыше "дворца" стояли вырезанные
из дерева изображения мортиры и двух
бомб с "горящим пламенем".
Климат Петербурга разрушительно действовал
на первый петербургский дворец, и уже
в 1723 году по указу царя домик был окружен
защитной галереей с крышей. В 1844 году
домик Петра I был защищен кирпичным футляром,
выполненным по проекту архитектора Р.
Кузьмина. В конце 19 века в садике перед
царским дворцом был установлен бронзовый
бюст Петра I работы скульптора П. Забелло.
В 1930 году в домике Петра разместился историко-мемориальный
музей. Во время Второй мировой войны экспонаты
музея были эвакуированы или надежно спрятаны
в пределах города. Сам домик, поврежденный
во время артобстрела, был отреставрирован,
и уже в 1944 году открыт для посетителей.
Сегодня в экспозиции музея представлены
предметы быта петровского времени, а
также личные вещи Петра I и его ближайших
сподвижников. Посетители могут увидеть
голландскую печь петровских времен, облицованную
расписными изразцами, а также мебель,
характерную для петровской эпохи. Комнаты
домика Петра I украшены гравюрами, небольшими
картинами работы неизвестных голландских
художников, предметами декоративно-прикладного
искусства. В экспозиции также представлена
лодка-верейка, построенная, по преданию,
самим Петром I. Здесь же экспонируются
материалы, рассказывающие о событиях
Северной войны и основании Петербурга,
а также о строительстве и истории домика
Петра. Одним из главных экспонатов музея
является гипсовый оттиск руки основателя
Петербурга.
3.Адмиралтейство
Адмиралтейские
Первое здание Адмиралтейства, которое
в то время называли "Адмиралтейским
домом", представляло собой одноэтажный
мазанковый корпус в форме буквы "П"
с производственным двором, раскрытым
к Неве. Спустя несколько лет в центре
этого двора возвели каменный корпус Адмиралтейской
коллегии, а над ним мазанковую башню со
шпилем, увенчанным корабликом. В 1730-е
годы здание было перестроено в камне.
Архитектор И. К. Коробов, которому было
доверено руководить строительными работами,
не менял первоначальную планировку и
внешний вид здания за исключением башенки
со шпилем, которая после всех работ заметно
выросла, достигнув 72 метра в высоту.
В начале 19 века здание вновь подверглось
переделке - возникла необходимость согласовать
его внешний облик с парадным центром
столицы. Работами руководил талантливый
архитектор А. Д. Захаров. По его проекту
была возведена грандиозная постройка,
состоящая из двух П-образных корпусов.
Длина главного фасада достигла 406 метров.
Здание было украшено башней, окруженной
колоннадой и увенчанной куполом со шпилем.
На шпиле установили флюгер в виде кораблика,
ставший одним из символов Санкт-Петербурга.
Снизу кораблик кажется крохотным, но
на самом деле он весит 65 килограмм и покрыт
двумя килограммами чистого золота.
Здание Адмиралтейства было украшено
скульптурами, образы которых связаны
с легендами и мифами о морской стихии.
Скульптурное убранство башни Адмиралтейства
включает в себя композицию "Нимфы,
несущие земную сферу": 28 статуй, олицетворяющих
четыре времени года, четыре стихии, четыре
главных направления ветра, а также богиню
Изиду - покровительницу кораблестроения
и Уранию - музу астрономии. Двадцатидвухметровый
горельеф изображает аллегорическую картину
"Заведение флота в России". На нем
изображен бог морей Нептун, вручающий
Петру I трезубец - символ владычества
над морями. На углах аттика башни были
установлены высеченные из камня статуи
древних героев и полководцев: Александра
Македонского, Пирра, Аякса и Ахиллеса.
Новое здание Адмиралтейства покорило
современников своим изяществом, безупречными
пропорциями и чистотой архитектуры. В
таком виде Адмиралтейство, не считая
незначительных изменений, сохранилось
до наших дней.
В 1874 году перед зданием Адмиралтейства
был открыт Александровский сад. В 1883 году
в нем были установлены бюсты русских
писателей Николая Гоголя, Василия Жуковского,
Михаила Лермонтова, композитора Михаила
Глинки, а также памятник исследователю
Центральной Азии Николаю Пржевальскому.
Изначально на верфи перед Адмиралтейством
строили корабли, а в его помещениях располагались
корабельные мастерские. В 19-начале 20 века
помещения Адмиралтейства занимали военно-морские
учреждения: Морское министерство, Военно-морской
штаб и другие. С 1832 года в Адмиралтействе
размещалось Училище корабельной архитектуры,
от которого ведет свою историю Санкт-Петербургский
Военно-морской инженерный институт.
Адмиралтейство остается архитектурно-планировочным
центром Санкт-Петербурга и является одним
из красивейших памятников раннего классицизма
в Северной столице.
4.Гостиный двор
Гостиный двор был построен на Невском проспекте не сразу. Первые торговые ряды появились в 1705 году на Петроградском острове, в то время называвшимся Городским, - в районе современной площади Революции. Этот Гостиный двор представлял собой множество обыкновенных деревянных торговых лавок и сгорел в 1710 году. На его месте было построено каменное здание Нового Гостиного двора, впоследствии служившее также помещением для биржевых торгов. Здесь же была открыта первая книжная лавка в Петербурге.
Первый план строительства Большого Гостиного двора на Невском проспекте, разработанный архитектором А. Ринальди, был отвергнут петербургскими властями. Также был отклонен и проект двухэтажного здания Гостиного двора Ф.-Б. Растрелли: его утвердили в 1757 году, но затем посчитали чрезмерно пышным и дорогостоящим. После этого руководство проектом было передано Ж. Б. Валлен-Деламоту. Архитектор создал более деловую постройку в стиле раннего классицизма, сохранив при этом общий план здания, созданный его предшественниками.
Площадь Большого Гостиного двора, как он был назван по окончании строительства, составляла 53 тысячи квадратных метров, а его длина по периметру была равна одному километру. Всего в Гостином дворе было около ста лавок, распределявшихся по рядам, среди которых были суконные, меховые, шубные, серебряные, сапожные и другие. Во внутренних лавках велась оптовая торговля, а в четырех наружных линиях - Суконной (Невской), Большой Суворовской (Перинной), Малой Суворовской (Ломоносовской) и Зеркальной (Садовой) - розничная. На втором этаже располагались склады. Торговые ряды были знамениты своими книжными лавками: здесь продали первые 25 из 650 отпечатанных экземпляров "Путешествия из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева. В книжные лавки Гостиного двора часто заглядывал самый знаменитый русский поэт А. С. Пушкин.
В 19-20 веках здание Большого Гостиного двора претерпело некоторые изменения. Сначала архитектор Л. Руска пристроил к Перинной линии дорический портик, который потом был разобран и вновь восстановлен, затем была изменена отделка фасада со стороны Невского проспекта и устранены повреждения, вызванные Великой Отечественной войной. В середине 20 века внутренние стены Гостиного двора были снесены, и 178 изолированных друг от друга магазинов объединили в единый универмаг. В настоящее время площадь обновленного Большого Гостиного двора составляет 15,3 тысячи квадратных метров, а торговое пространство состоит из 122 секций.
С 1967 года здание Гостиного двора вмещает наземный вестибюль одноименной станции метро, известный витражом, на котором изображены события 4 июля 1917 года - расстрел мирной демонстрации по приказу Временного правительства
5.Дворец Меншикова
Дворец Меншикова принадлежит
к числу первых каменных жилых построек
Санкт-Петербурга, возведение которых
началось после блестящей победы, одержанной
русскими войсками 27 июня 1709 года под Полтавой,
в Северной войне.
Строительство Меншиковского дворца началось
в 1710 году по проекту архитектора Д.-М.
Фонтана. Однако вскоре он покинул Петербург,
и через три года работы по сооружению
этого здания были поручены немецкому
архитектору Г. Шеделю. Дворец сооружался
в несколько этапов. Как установил известный
реставратор памятников петровского времени
А. Э. Гессен, сначала это была полутораэтажная
компактная постройка, к которой вскоре
пристроили два симметричных флигеля,
что привело к образованию перед зданием
небольшого дворика. Вдоль стен дворца
и новых флигелей возвели одноэтажную
открытую галерею, которая объединяла
дворцовые корпуса и окружала дворик с
трех сторон. Двор украшали многочисленные
скульптуры, изящные фонтаны, темные гроты
и оранжереи с диковинными растениями.
Со стороны Невы перед дворцом была устроена
пристань, для того чтобы малые суда могли
причаливать прямо перед парадным подъездом.
Дворец Меншикова, созданный для сподвижника
Петра А. Д. Александра Меншикова, - во многом
примечательная постройка. В ней нашли
отражение как исконно русские, так и свойственные
западноевропейской архитектуре строительные
приемы. Некоторые элементы Меншиковского
дворца напоминают о палаццо итальянского
Возрождения, а оформление сводов явно
заимствовано из арсенала древнерусского
зодчества. Из интерьеров, кроме вестибюля
с парадной лестницей, хорошо сохранились
комнаты, в отделке которых были использованы
дельфтские изразцы на голландский манер,
покрывающие не только стены, но и потолки.
В отделке внутренних помещений Меншиковского
дворца использовалось золото, серебро,
мрамор, дорогие сорта дерева, декоративная
живопись и лепка, античная итальянская
скульптура, большие венецианские зеркала,
хрустальные люстры, гобеленовые и шелковые
китайские обои. Во дворце хранились богатейшие
для своего времени собрания живописи,
скульптуры, предметов прикладного искусства,
нумизматики. Большой интерес представляет
Ореховый кабинет с деревянными панелями.
Под его живописным плафоном, написанным,
по всей видимости, в 1717-1719 годах Ф. Пильманом,
реставраторы обнаружили фреску первой
четверти 18 века с изображением Петра
I в образе воина-победителя.
Облик дворца изменился в ходе приспособления
его для Сухопутного шляхетского корпуса,
в распоряжение которого здание было передано
вскоре после ссылки светлейшего князя
Меншикова и его семьи. Отделка большинства
помещений также подверглась изменениям.
После реставрации, начавшейся в 1970-х годах,
в Меншиковском дворце разместилась экспозиция
Государственного Эрмитажа, посвященная
русской культуре первой четверти 18 века.
В 1981 году музей принял первых посетителей.
6.Кунсткамера
Здание Кунсткамеры (в
переводе с немецкого - "кабинет
редкостей") было заложено в 1718 году
по проекту архитектора Г. Маттарнови
на Васильевском острове. Оно предназначалось
для библиотеки и коллекции "монстров
и раритетов", собираемой Петром
I. За период постройки Кунсткамеры,
продолжавшейся с 1718 по 1734 год, строительством
руководили несколько архитекторов:
Г. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери, М.
Г. Земцов. В 1747 году большой пожар
оставил от здания только обгоревший
остов. Архитектору С. И. Чевакинскому
в 1754-1758 удалось восстановить Кунсткамеру,
но без верхнего яруса башни. Эта
часть композиции была воссоздана лишь
после Великой Отечественной
войны архитектором Р. И. Каплан-Ингелем.
Место для постройки первого в России
музея было выбрано очень удачно. Расположенное
на набережной реки Невы, здание хорошо
видно с больших расстояний. М. В. Ломоносов
объяснял такое местоположение Кунсткамеры
тем, что Петр I хотел, чтобы на нее все
"взирали, о науках помышляли и к ним
бы любовию склонялись".
В 1727 году из палат опального вельможи
Кикина в Кунсткамеру были перенесены
коллекции Петра I, а в следующем году состоялось
официальное открытие музея. С этого времени
"в Кунсткамере всегда великое людство"
было. До конца 18 века в здании размещались
и некоторые учреждения Академии наук,
основанной Петром I.
Сегодня в Кунсткамере находится Музей
антропологии и этнографии имени Петра
Великого, сформированный на базе петровских
коллекций, которые значительно расширились
в последующие годы. Вскоре после Великой
Отечественной войны в помещении Кунсткамеры
был открыт музей М. В. Ломоносова. Великий
русский ученый почти четверть века проработал
в этом здании. Коллекция музея посвящена
начальному периоду существования Академии
наук и вкладу М. Ломоносова в историю
российской науки. В музее экспонируются
документы и предметы ломоносовского
времени, включая научные инструменты,
книги, портреты, гравюры, в том числе из
личного собрания первого русского академика.
На протяжении вот уже трех веков собрание
Кунсткамеры непрерывно растет и пополняется.
Многие известные путешественники (Д.
Кук, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лиснянский,
Ф. Ф. Беллинсгаузен, Н. Н. Миклухо-Маклай
и другие) привозили из своих заморских
странствий бесценные предметы, ставшие
экспонатами этого петербургского музея.
В настоящее время в музее действует несколько
постоянных экспозиций, посвященных этнографии
народов Америки, Африки, Китая, Японии,
Индонезии, Австралии, Океании и других
стран, а также выставка "Анатомические
редкости петербургской Кунсткамеры".
На этнографических выставках представлены
макеты жилых и культовых построек, традиционная
одежда населения различных стран мира,
домашняя утварь, орудия труда, керамика,
художественное стекло, изделия из металлов,
в том числе драгоценных, музыкальные
инструменты, предметы культа и обрядовые
атрибуты, традиционное оружие.
Один из самых известных экспонатов музея
- уникальный Готторпский глобус-планетарий,
созданный в 17 веке в Германии. Он был подарен
Петру I в ходе Северной войны и привезен
в Петербург в 1717 году. Диаметр глобуса
составлял 3,1 метра. Снаружи на нем были
изображены все известные на тот момент
страны, моря и реки, а внутри глобуса находился
первый в мире планетарий.