Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 13:55, курсовая работа
Предметом исследования – рекреационный потенциал Амурской области.
Целью данной работы является: на основе анализа литературных источников и иных данных оценить рекреационный потенциал Амурской области.
На основе проведенных исследований были выявлены перспективы развития туризма в Амурской области.
В условиях экономического развития Амурской области необходимо учитывать, что развитие туризма, главным образом международного, рассматривается мировым сообществом как один из ключевых пунктов региональных целевых экономических программ, достаточно эффективно работающих во многих странах. Например, Коста-Рика в настоящее время является одной из самых посещаемых экотуристами стран, тогда как тридцать лет назад бюджет страны полностью зависел от горнорудной промышленности. Западная часть Аризоны (США), которая находится на значительном удалении от основных автотранспортных магистралей, долгое время оставалась в тени всех видов бизнеса до тех пор, пока на заброшенных месторождениях меди не начал развиваться туристический бизнес, предлагающий туры в музей медной горы, на террикон, по извилистым улицам города Джером, а также по железной дороге в открытых для обозрения вагонах. Китайская провинция Хэйлунцзян также является одним из примеров интенсивного развития туристического бизнеса. Горнолыжные курорты, этнокультурные парки, лесные тропы создаются в подходящих для этого по природным условиям местах.
Главным условием развития туризма во всех рассмотренных случаях является наличие яркого ассоциативного символа территории. Он либо уже существовал, либо разрабатывался организаторами туризма. То же касается и туристских объектов. Часть из них – объекты природного и культурно-исторического наследия. Часть, а во многих активно посещаемых туристами регионах мира это большая часть, - вновь построенные на пустом месте туристские объекты с организованными достопримечательностями, экзотикой и даже легендами, привлекающими туристов. Яркая реклама и многочисленные сувениры являются значительной информационной поддержкой как самих туристских объектов, так и предлагаемых туров и всего регионального турпродукта в целом.
Однако все без исключения регионы сталкиваются со значительными проблемами, во многом ограничивающими развитие туризма. В условиях Амурской области нами рассматриваются следующие проблемы развития международного и внутреннего туризма и пути их решения:
1. Менталитет населения - сложившийся у населения стереотип о большей новизне впечатлений, экзотичности и комфортности отдыха в других регионах и странах. Единственным путем решения данной проблемы является убеждение и информирование населения через СМИ, систему образовательных учреждений и самих туристских организаций.
2. Наличие лимитирующих факторов природного туризма (климатические, пожароопасные периоды, распространение природно-очаговых заболеваний). Таким образом, необходим учет данных факторов туроператорами и планирование туров в благоприятные периоды. Результаты научных исследований природных условий в туристских объектах на предмет наличия лимитирующих факторов опубликованы отдельной монографией.
3. Недостаточная информированность туроператоров
об объектах туризма и событиях местного
значения, значимых также для въездного
туризма, и как следствие недостаточное
разнообразие турпродукта.
Чтобы решить данную проблему, туроператорам
необходимо повысить уровень информационного
обеспечения, постоянное обновл
4. Ориентация малого и среднего бизнеса на краткосрочные проекты с высокой прибылью. Даже самые простые маркетинговые исследования показывают, что время краткосрочных однотипных проектов уже прошло и необходима ориентация бизнеса на малоприбыльные, но стабильные и долгосрочные направления, одним из которых является внутренний туризм.
5. Недостаточное количество обустроенных туристских объектов. Ключевым моментом в развитии международного туризма является организация обустроенных независимо действующих туристских объектов с ярким ассоциативным символом и вложением значительных средств в их обустройство, рекламу и штат работников. Правильно выбранные ассоциативные символы как всего региона (Приморье- яркий тому пример), так и отдельных туристских объектов позволяют значительно повысить эффективность развития турпродукта и наряду с бесспорным байкальским лидером привлекать в область значительные туристские потоки из-за рубежа.
6. Отсутствие контроля воздействия на природные комплексы. Для поддержания стабильной экологической обстановки в природных туристских объектах необходимо грамотное управление территорией и поддержания минимальной нагрузки на туристские объекты путем ее равномерного распределения.
7. Неблагоприятная криминальная обстановка. Во всех туристских объектах, посещаемых на регулярной основе как российскими туристами, так и иностранными, необходим жесткий контроль со стороны правоохранительных органов и охранных агентств. Таким образом, предприниматели, которые могут заниматься бизнесом в туристских объектах, должны в обязательном порядке предусматривать охранные мероприятия.
Наличие трудноразрешимых проблем объясняет ориентацию
малого и среднего бизнеса в регионе на менее проблемные направления с большей и быстрой
прибылью. Для эффективного решения вышеперечисленных
проблем необходимо объединение усилий
нескольких туристских организаций, отказ
от жесткой конкуренции и информационной
изолированности друг от друга и равностороннее
сотрудничество, являющееся основной
отличительной чертой международного
туристического бизнеса. При этом туристские
организации, задействованные в организации
одного тура, могут находиться в разных
регионах. При планировании и осуществлении
туров могут быть задействованы одновременно
как несколько туристских объектов, принадлежащих
разным организациям, так и компоновка
фрагментов существовавших ранее туров
сразу нескольких организаций с учетом
существующего спроса. Этот опыт уже многие
годы достаточно эффективно применяется
такими международными организациями,
как Фонд развития экологического туризма
«Дерсу Узала» (г.Москва), Earthfoot (США), E
Экологический туризм, правильно организованный, может хорошо отрегулировать степень воздействия отдыхающих на природные комплексы в окрестностях амурских городов, свести к минимуму проблемы загрязнения ТБО рекреационных зон и те 58% пожаров, причинами которых являются туристские костры. А это самые острые экологические проблемы в Амурской области. Природный международный туризм обычно привлекает значительное внимание местного населения к решению экологических проблем на уровне региона, а также способствует развитию сопутствующих направлений малого бизнеса и, следовательно, значительной занятости сельского населения, что также немаловажно в условиях нашей области.
Таким образом, международный туризм рассматривается как перспективное направление развития туристской деятельности, долгосрочный проект, который требует немалых вложений, но, окупившись единожды, способен приносить стабильный доход не одному поколению предпринимателей, работающих и живущих на данной территории.
3.2 Влияние ресурсного потенциала на развитие туризма
Тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, все это ведет к увеличению потоков международного туризма. Увеличение объема туристских услуг планируются за счёт расширения географии туристических маршрутов, продаж более дорогостоящих туров, создания межрегиональных туров для российских и иностранных туристов по Амурской области.
Основными проблемами, сдерживающими развитие международного и въездного туризма в Амурской области на современном этапе, являются:
1) отсутствие генеральной схемы размещения объектов инфраструктуры туризма и единого реестра туристских ресурсов Амурской области для развития международного и въездного туризма;
2) неразвитость системы
паспортизации туристских
3) отсутствие единой информационной базы по туристско-рекреационным предприятиям области (в том числе ведомственным базам отдыха), что сдерживает развитие индустрии отдыха в регионе;
4) отсутствие новых, востребованных потребителями турпродуктов и объектов показа, слабое развитие индустрии развлечений (не считая казино), направленных на активное привлечение туристов, а значит и развитие внутреннего туризма;
5) отсутствие центра по
координации самодеятельного и
экологического туризма в
6) некатегорийность гостиниц Амурской области, необходимость реконструкции и повышения качества обслуживания коллективных средств размещения;
7) повышение качества обслуживания на предприятиях питания области и расширение их сети;
8) слабая транспортная доступность ряда районов Амурской области и плохое качество дорог;
9) слабая рекламно-
10) ориентированность местных
туристических фирм на
11) низкая конкурентоспособность амурских турпродуктов (в том числе по цене), что ведет к оттоку денежных средств в другие регионы и прежде всего в Китай;
12) отсутствие программы по подготовке и повышению квалификации туристских кадров;
13) несовершенство нормативной
правовой базы развития
Вышеизложенные проблемы развития туризма невозможно решить отдельными мероприятиями, для решения необходима разработка программы развития туризма в Амурской области, ориентированной на внутренний и въездной туризм.
Таким образом, активное развитие рынка туристских услуг возможно при росте материального благополучия граждан и наличии развитой туристской инфраструктуры, наибольшее влияние на совершенствование которой оказывают государственные органы, отвечающие за развитие туризма непосредственно в области. Очевидно, что проблем в сфере туризма в области очень много, однако рациональная организация туристской деятельности способствовали бы развитию внутреннего туризма на более высоком уровне, что позволило бы увеличить поступление денежных средств в бюджет города, области.
В настоящее время в Амурской области наиболее распространен выездной туризм: Амурчане предпочитают отдыхать на побережье Приморья или в Китае. В 2007 году количество туристов на внутреннем направлении составило менее пяти тысяч человек, на въездном - 9,4 тыс., в то время как за пределы области выехало более 75 тыс. туристов. По этим причинам, необходимо все силы направить на развитие въездного и внутреннего туризма.
Для области международный туризм станет источником не только поступления иностранной валюты, но и организации новых рабочих мест. В то же время он привносит изменения в традиционные системы и природную среду. Проходившие дебаты о целесообразности поддержки международного туризма завершились тем, что международный туризм признан инструментом экономики, применение которого не только приносит стране доходы, но и проблемы. Почти все регионы понимают целесообразность развития международного туризма. Правительство при планировании мер по развитию туризма должны принимать во внимание экономические, социальные и культурные потребности населения.
Соответствующие условия для развития международного туризма в области есть: уникальная природа, памятники культурно-исторического наследия и многое другое. Однако зачастую они малопривлекательные из-за плохой инфраструктуры: труднодоступности, отсутствия гостиниц, кафе и ресторанов. Возможность привлечения туристов ограничивает нехватка общедоступной информации, единого реестра туристских ресурсов. Отсутствие генеральной схемы маршрутов снижает осведомленность туристов о наличии предложений в регионе.
На юге области предусмотрено развитие проектов «Динозавры Азии» на базе находящегося в Благовещенске кладбища динозавров, и «Этнографическая деревня» - строительство национальной русской деревни неподалеку от областного центра. В Райчихинский подзоне интерес туристов могут вызвать озера с цветущими лотосами и Муравьевский парк с занесенными в Красную книгу журавлями.
На севере потенциально интересными объектами стали наскальные писанцы (древние рисунки), а также Быссинское месторождение термальных вод в Селемджинском районе. Всего с 2008 по 2012 годы планируется развить девять проектов. За этот срок на их реализацию пойдет 73,3 млн. руб. При этом областной бюджет потратит 15 млн. руб., остальную сумму должны вложить инвесторы.
Если в ходе реализации не возникнет серьезных трудностей, то к 2012 году объем туристических услуг должен вырасти в полтора два раза, а с учетом самодеятельного туризма число отдохнувших на маршрутах области увеличится с 14 до 35 тысяч человек в год. В сфере туризма и смежных отраслях будет создано 500 рабочих мест, а налоговые поступления отрасли в областной бюджет увеличатся на пять процентов.
Изменения демографической структуры и социальной модели народонаселения вызывают у все большего числа людей потребность использовать свободное время и доход на путешествие.
Люди старшей возрастной группы (от 55 до 59 лет) начинают играть все более важную роль в международном туризме. В 2007 г. зарегистрировано более 100 прибытий, совершенных людьми старшего возраста, и эта цифра продолжает увеличиваться. Население, несмотря на быстрые темпы старения, остается физически активным и, что не менее важно, более обеспеченным. Подсчитано, что ежегодно люди старшей возрастной группы совершают 0,8% поездки за рубеж. Есть прогноз, что 55-59-летние жители Амурской области до 2015 г. совершат дополнительно 288 поездок по территории ближнего зарубежья и 150 (возможно, больше) за рубеж. Население в возрасте 15-25 лет как важный элемент туристского бизнеса составляет 1/5 всего международного и международного рынка туризма. Каждый молодой человек в среднем имеет в перспективе 50 лет для занятия туризмом.