Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:23, курсовая работа
Целью данной работы является изучение саморегулирования и саморегулируемых организаций в сфере туризма.
Задачи работы:
- изучить саморегулирование и организацию управления;
-рассмотреть саморегулирование в туризме;
- рассмотреть организации с саморегулирование;
- ознакомится со стандартами организаций, используемые в саморегулировании в туризме .
Введение.......................................................................................................................3
1. Саморегулирование
1.1 Саморегулирование общие понятия...................................................................4
1.2 Функции и инструменты управления ................................................................9
1.3. Саморегулирование в России................................................. .........................11
2.Саморегулирование в туризме.
2.1 Саморегулируемые организации в туризме.....................................................18
2.2 Стандарты организации........................................................ ............................25
Заключение.................................................................................................................37
Список использованной литературы.......................................................................39
Функция
мотивации оказывает влияние
на коллектив в форме
Функция
контроля проявляется в форме
воздействия на коллектив людей
посредством выявления, обобщения,
учета, анализа результатов
Функция
регулирования деятельности организации
непосредственно сочетается с функциями
контроля и координации. В результате
воздействия внешней и
1.3. Саморегулирование в России.
Согласно Закону РФ о саморегулируемых организациях “под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил”. Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка, что в перспективе дает возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями.
Кроме
того, саморегулирование играет важную
роль в повышении качества и безопасности
услуг и продукции, т.к. саморегулируемые
организации (СРО) в целях повышения
конкурентоспособности своих
Человеку, как существу коллективному, свойственно не только образовывать семьи для выживания и продолжения рода, но также объединяться с современных саморегулируемых организаций можно найти в самых отдаленных себе подобными по роду деятельности и профессии. Прообразы человеческой истории, их обязательным условием возникновения становилось усложнение экономических связей между людьми, возникновение городов, необходимость защиты собственных интересов.
Первой
саморегулируемой организацией, зафиксированной
в истории, стала группа врачей, клятва
Гиппократа – это, по сути, первый стандарт
деятельности. Средневековая Европа,
представляющая собой замкнутые
сословные корпорации, может дать
примеры различных
Самоуправление
было положено в основу такого правового
института, как адвокатура и коллегии
адвокатов. При проведении правовой
реформы 1864 г. адвокатура создавалась
как самоуправляющаяся
В новейшей истории развития правового обеспечения деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации можно условно выделить два этапа становления.
В 1995 году понятие «саморегулируемые организации» было впервые закреплено законодательно.
В эти
годы правовой статус саморегулируемых
организаций был
законодательных и
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в том числе обязал арбитражных управляющих вступать в СРО. Федеральный закон № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в РФ» в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 157-ФЗ) заменил лицензирование оценщиков обязательным членством в СРО.
С января 2009 года происходит замена государственного лицензирования в строительстве на саморегулирование проектной, строительной и инженерно-изыскательской деятельности через обязательное членство в СРО. С января 2010 года официальное разрешение на осуществление профессиональной деятельности в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий – допуск к видам работ – можно получить, только став членом саморегулируемой организации.
С марта 2012 г. по данным мониторинга, проведенного Национальным Институтом Системных Исследований Проблем Предпринимательства (НИСИПП), в Российской Федерации зарегистрировано 1003 СРО, охватывающих 26 видов профессиональной и предпринимательской деятельности, государственную регистрацию которых осуществляют 7 федеральных органов исполнительной власти. Требование об обязательном членстве хозяйствующих субъектов в СРО установлено для 10 видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Отрасли-лидеры по количеству СРО – это строительство (проектировщики, строители, изыскатели) — 445 организаций и энергетический аудит – 133 саморегулируемых организации.
Все больше предпринимателей объединяются в профессиональные саморегулируемые организации (СРО) на добровольных началах. На конец марта 2012 г. в государственный реестр СРО Росреестра включена информация о 245 СРО в различных сферах деятельности.
К началу
2012 года в Российской Федерации федеральным
законодательством было установлено
обязательное членство в саморегулируемых
организациях для участников профессиональной
или предпринимательской
-деятельность арбитражных управляющих;
-аудиторская деятельность;
-кредитная кооперация;
-оценочная деятельность;
-деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
-инженерные изыскания;
-архитектурно-строительное проектирование;
-строительство;
-деятельность в области энергетического обследования;
-теплоснабжение.
Специальным законодательством установлена возможность создания саморегулируемых организаций в девяти сферах деятельности, членство в которых для субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности является добровольным:
-профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
-деятельность негосударственных пенсионных фондов;
-кредитная кооперация;
-кадастровая деятельность;
-рекламная деятельность;
-деятельность жилищных накопительных кооперативов;
-деятельность патентных поверенных;
-посредническая деятельность по урегулированию споров (медиация);
-деятельность микрофинансовых организаций.
В отдельных сферах деятельности саморегулируемые организации создаются по собственной инициативе профессиональных участников рынка исключительно в рамках 315-ФЗ. На добровольных началах к марту 2012 года уже созданы СРО:
- производителей стройматериалов
- переработчиков мусора
- лифтовиков
-управляющих недвижимостью
-производителей в сфере физической культуры и сопрта
- пожарной безопасности
-саморегулирование в строительной сфере.
Правовое регулирование
деятельности саморегулируемых организаций
содержится, как правило, в конкретном
нормативном акте, устанавливающем необходимость
их создания в определенной сфере общественных
отношений.
выделить ключевые признаки, необходимые
для признания образования саморегулируемой
организацией.
1) по своему статусу данные организации относятся к некоммерческим организациям;
2) основаны на членстве;
3) объединение строится по профессиональному признаку;
4) основная цель – регулирование
деятельности участников на
5) участниками объединения являются предприниматели.
Основной целью саморегулируемых организаций является обеспечение условий профессиональной деятельности своих членов. Они призваны выполнять следующие функции: защищать интересы участников объединения, оказывать содействие в осуществлении профессиональной деятельности и создавать особую систему контроля за деятельностью участников саморегулируемой организации. Разработчики законопроекта о саморегулируемых организациях целью создания подобных юридических лиц назвали разработку и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением.
2. Саморегулирование в
туризме.
2.1.Саморегулируемые организации в сфере
туризма.
Рассматривая
вопросы создания СРО в туризме в целом
и туристской деятельности, актуально
сформулировать основные особенные требования
к СРО в сфере туризма, которые предлагается
положить в основу поправок и дополнений
в федеральный закон «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации».
Некоммерческая
организация включается в государственный
реестр СРО туризма при условии соответствия
ее следующим требованиям:
1) объединения в составе саморегулируемой
организации в качестве ее членов не менее
100 физических лиц или не менее 50 коммерческих
организаций, соответствующих установленным
настоящим Федеральным законом требованиям
к членству в такой организации;
2) наличия утвержденных правил осуществления
предметной туристской деятельности и
внешнего контроля качества работы членов
СРО туризма, а также принятого кодекса
профессиональной этики туризма (туроператоров
и турагентов, иных туристских организаций
или предприятий, индивидуальных предпринимателей,
предоставляющих туристские услуги);
3) обеспечения СРО туризма дополнительной
имущественной ответственности каждого
ее члена перед потребителями туристских
услуг и иными лицами посредством формирования
компенсационного фонда (компенсационных
фондов) СРО туризма.
Все и любые
виды туристской деятельности, связанные
с предоставлением туристских услуг (туроператорских,
турагентских в рамках туристского продукта,
или комплексных и отдельных, не образующих
туристский продукт, или отдельных услуг)
населению или иным заказчикам на территории
России, в том числе и иностранным потребителям
(туристам и заказчикам) должны выполняться
только индивидуальными предпринимателями
или юридическими лицами, имеющими выданные
саморегулируемой организацией в сфере
туризма по принадлежности — свидетельства
о допуске к таким видам работ.
Участие
в саморегулируемой организации — должно
быть непременным условием легитимной
туристской деятельности всех видов —туроператоров,
турагентов и иных предприятий и организаций,
предоставляющих туристские (отдельные
или комплексные) услуги в части организации
туризма населению и иных заказчикам.
Основными
целями СРО туризма являются:
- повышение качества предоставляемых
потребителю туристских услуг любого
ассортимента, вида и направленности;
- установление финансовой гражданской
ответственности перед потребителем за
не предоставление или некачественное
предоставление туристских услуг;
- предупреждение причинения вреда жизни
или здоровью физических лиц, имуществу
физических или юридических лиц, государственному
или муниципальному имуществу, окружающей
среде, жизни или здоровью животных и растений,
объектам культурного наследия (памятникам
истории и культуры) народов Российской
Федерации вследствие не предоставления
или некачественного предоставления услуг.
- повышение качества предоставления всех
и любых видов туристских услуг и туристского
продукта;
- предоставление гарантии каждому туристу
или иному заказчику, заключившему договор
о реализации туристских услуг и туристского
продукта;
- возврата денежных средств, внесенных
в счет договора о реализации туристского
продукта, за туристские услуги, оплаченные,
но не оказанные туроператором или третьими
лицами, на которых туроператором было
возложено исполнение обязательств по
договору о реализации туристского продукта;
- выплаты денежных средств, причитающихся
туристу или иному заказчику в возмещение
реального ущерба, возникшего в результате
неисполнения или ненадлежащего исполнения
туроператором обязательств по договору
о реализации туристского продукта, в
том числе денежных средств, необходимых
для компенсации расходов, понесенных
туристом или иным заказчиком в связи
с непредвиденным выездом (эвакуацией)
из страны (места) временного пребывания.
Саморегулируемая
организация в сфере туризма обязана разработать
и утвердить:
1.требования к выдаче свидетельств о допуске
к работам в сфере туристской деятельности
по категория и видам направлений предоставления
услуг;
2. правила контроля в области саморегулирования
— документ, устанавливающий правила
контроля за соблюдением членами СРО туризма
требований к выдаче свидетельств о допуске,
требований стандартов саморегулируемых
организаций и правил саморегулирования;
3. документ, устанавливающий систему
мер дисциплинарного воздействия и мер
имущественной ответственности за несоблюдение
членами саморегулируемой организации
требований к выдаче свидетельств о допуске,
правил контроля в области саморегулирования,
требований технических регламентов,
требований стандартов саморегулируемых
организаций и правил саморегулирования.
СРО туризма вправе и должна разработать
и утвердить:
1) стандарты саморегулируемых организаций
— документы, устанавливающие в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о техническом регулировании правила
предоставления услуг в рамках туристского
продукта и комплексов услуг, а также и
отдельных услуг, не обладающих признаками
туристского продукта, требования к результатам
указанных работ и услуг, системе контроля
за их оказанием;
2) правила саморегулирования — документ,
устанавливающий требования к предпринимательской
деятельности членов СРО туризма, за исключением
требований, установленных законодательством
Российской Федерации о техническом регулировании;
3) сметы текущей деятельности, включая
налогообложение, и расходов на функционирование
и оплату административно-
СРО туризма не вправе разрабатывать и
утверждать документы, устанавливающие
обязательные требования к членам этой
саморегулируемой организации, их деятельности.
Документы
СРО туризма не должны:
- противоречить требованиям законодательства
Российской Федерации, в том числе требованиям
технических регламентов;
- противоречить целям, создания саморегулируемых
организаций;
- устанавливать конкурентные преимущества
для индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц, являющихся учредителями
такой организации;
- привести к недопущению, ограничению
или устранению конкуренции, в том числе
к разделу товарного рынка по территориальному
принципу, объему продажи или покупки
товаров, ассортименту реализуемых товаров
либо составу организаторов туризма и
потребителей (туристов или заказчиков
туристского продукта), созданию препятствий
доступу на товарный рынок хозяйствующим
субъектам.
Правилами саморегулирования могут устанавливаться:
1) условия, подлежащие включению в договоры:
а) с прямыми исполнителями туристских
и иных услуг, обеспечивающие защиту интересов
заказчиков работ, которые оказывают влияние
на безопасность туризма и туристов, а
также их имущества;
б) туроператоров и турагентов о реализации
туристских услуг и туристского продукта;
в) с туристами о реализации туристских
услуг и/или туристского продукта.
2) требования к исполнителям туристских
и иных услуг, которые оказывают влияние
на безопасность туристской деятельности
и туризма, относительно предупреждения
и разрешения конфликтных ситуаций с заказчиками
этих работ, пользователями результатами
этих работ;
3) требования о страховании членами СРО
туризма гражданской ответственности,
которая может наступить в случае причинения
вреда вследствие непредоставления услуг
или ненадлежащего исполнения услуг, которые
оказывают влияние на безопасность туризма
и туристов, условия такого страхования;
4) требования об обязательном и дополнительных
видах страхования, связанных с предоставлением
услуг туризма и рисков, о страховании
работников туристских организаций (организаторов
туризма) и индивидуального предпринимателей,
а также работников юридического лица
от несчастных случаев и болезней, условия
такого страхования;
5) требование о наличии сертификатов соответствия
услуг и классификации объектов туристской
индустрии, которые оказывают влияние
на безопасность туризма и туристов, сертификатов
системы управления качеством таких работ,
выданных при осуществлении добровольного
подтверждения соответствия в определенной
системе добровольной сертификации;
6) требования к содержанию рекламы, распространяемой
исполнителями услуг объектов туристской
индустрии, которые оказывают влияние
на безопасность туризма и туристов.
7) требования к образовательному цензу
руководителя и основных исполнителей,
например, опыт работы не менее трех лет
в сфере туризма, наличие специального
профессионального образования.
8) свод этических норм и правил при осуществлении
туристской деятельности (Кодекс профессиональной
этики туризма), включая ответственность
за нарушение принятых норм и правил.
Документы СРО туризма,
изменения, внесенные в эти документы,
решения о признании их утратившими силу
считаются принятыми саморегулируемой
организацией, если за принятие этих документов,
изменений, решений проголосовали более
чем пятьдесят процентов от общего числа
членов такой организации, и вступают
в силу не ранее чем через десять дней
после дня их принятия.
Документы СРО туризма,
изменения, внесенные в документы, и решения,
принятые общим собранием членов саморегулируемой
организации или постоянно действующим
коллегиальным органом управления саморегулируемой
организации, в срок не позднее чем через
три дня со дня их принятия подлежат размещению
на сайте этой саморегулируемой организации
в сети "Интернет" и направлению на
электронном и бумажном носителях в орган
надзора за СРО туризма.
Требования к членству в СРО туризма
1. СРО туризма устанавливает требования
к членству в ней туристских организаций
и предприятий, а также индивидуальных
предпринимателей, которые должны быть
едиными соответственно для всех туритстских
организаций-членов СРО туризма .
2. Требованиями к членству туристских
организаций в СРО туризма являются следующие:
1) коммерческая организация может быть
создана в любой организационно-правовой
форме, за исключением государственного
или муниципального унитарного предприятия;
2) численность персонала, являющихся постоянными
работниками коммерческой организации
на основании трудовых договоров, должна
быть не менее пяти человек;
3) доля уставного (складочного) капитала
коммерческой организации, принадлежащая
туристской организации, должна быть не
менее 51 процента;
4) безупречная деловая репутация;
5) наличие и соблюдение правил осуществления
внутреннего контроля качества работы;
6) уплата взносов в СРО туризма и заключение
договоров страхования гражданской ответственности
в размерах и порядке, которые устанавливаются
ею;
7) уплата взносов в компенсационный фонд
(компенсационные фонды) СРО туризма;
8) наличие установленного законом финансового
обеспечения туроператорской деятельности
и наличие реестрового номера в Едином
федеральном реестре туроператоров Ростуризма
(для туроператоров).
3. Требованиями к членству индивидуальных
предпринимателей в СРО туризма являются
следующие требования:
1) наличие высшего профессионального
образования и опыт работы не менее трех
лет;
2) безупречная деловая (профессиональная)
репутация;
3) уплата всех взносов в СРО туризма в
размерах и порядке, которые устанавливаются
ею (вступительный и ежегодный, текущие);
4) уплата взносов в компенсационный фонд
(компенсационные фонды) СРО туризма.
Примером работы саморегулируемой
организации является «Российский Союз
Туриндустрии».
Российский Союз Туриндустрии - крупнейшее
отраслевое объединение, в которое входят
туроператоры, турагентства, гостиницы,
санаторно-курортные учреждения, транспортные,
страховые, консалтинговые, IT-компании,
учебные заведения, СМИ, общественные
и иные организации в сфере туризма.
На сегодняшний день, с учетом ассоциированных
членов, организаций, входящих в ассоциации
и союзы, а также объединенных в сети турагентств,
РСТ представляет интересы более 2500 предприятий
туриндустрии из России, стран ближнего
и дальнего зарубежья. В структуру РСТ
входят 10 региональных отделений - Северо-Западное,
Приморское, Красноярское, Хабаровское,
Тверское, Нижегородское, Бурятское, Удмуртское,
Ростовское, Приволжское региональные
отделения РСТ. В рамках Союза работают
комиссии: санаторно-курортная, по внутреннему
туризму, правовая, страховая, автобусная.
Предприятия-члены РСТ зарегистрированы
и имеют филиалы в более чем 70 городах
России.
РСТ был создан в 1993 г. До 2002 года организация
называлась Российской ассоциацией туристических
агентств (РАТА). Основные задачи РСТ –
создание в стране цивилизованного туристского
рынка и повышение конкурентоспособности
национального туристского продукта услуг
в сфере туризма.
РСТ защищает коллективные интересы участников
Союза и права обслуживаемых ими клиентов,
участвует в работе по:
• совершенствованию нормативно-правовой
базы в сфере туризма;
• противодействию монополизации туристского
рынка;
• оперативному разрешению конфликтных
ситуаций в сфере туризма;
• привлечению инвестиций для развития
туристской инфраструктуры;
• совершенствованию системы подготовки
кадров;
• созданию новых турпродуктов и продвижению
новых туристских направлений;
• внедрению новых технологий.
РСТ участвует в разработке проектов
законов, реализует маркетинговые, образовательные,
информационные проекты, в числе которых
– ежедневная электронная газета RATA-news,
серия каталогов по въездному туризму
Just Russia, общероссийский добровольный Генеральный
реестр туристических агентств, информационная
поддержка туристских брендов и дестинаций,
организация инфотуров для руководителей
предприятий туриндустрии и журналистов.
РСТ - член Всемирной туристской организации
(ЮНВТО), Торгово-промышленной палаты РФ
и Российского союза промышленников и
предпринимателей, Общероссийской общественной
организации малого и среднего предпринимательства
«Опора России».
2.2 Стандарты организаций.
Стандарты организаций,
в том числе коммерческих, общественных,
научных организаций, саморегулируемых
организаций, объединений юридических
лиц могут разрабатываться и утверждаться
ими самостоятельно исходя из необходимости
применения этих стандартов для целей,
указанных в статье 11 настоящего Федерального
закона, для совершенствования производства
и обеспечения качества продукции, выполнения
работ, оказания услуг, а также для распространения
и использования полученных в различных
областях знаний результатов исследований
(испытаний), измерений и разработок.
Порядок разработки, утверждения, учета,
изменения и отмены стандартов организаций
устанавливается ими самостоятельно с
учетом положений статьи 12 настоящего Федерального
закона.
Проект стандарта организации может представляться
разработчиком в технический комитет
по стандартизации, который организует
проведение экспертизы данного проекта.
На основании результатов экспертизы
данного проекта технический комитет
по стандартизации готовит заключение,
которое направляет разработчику проекта
стандарта.
Стандарт - документ, в котором в целях
добровольного многократного использования
устанавливаются характеристики продукции,
правила осуществления и характеристики
процессов производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнения работ или оказания услуг.
Стандарт также может содержать требования
к терминологии, символике, упаковке, маркировке
или этикеткам и правилам их нанесения.
Международный стандарт – стандарт, принятый
международной организацией.
Национальный стандарт - стандарт, утвержденный
национальным органом Российской Федерации
по стандартизации.
Стандарт организации - стандарт,
утвержденный и применяемый организацией
для целей, установленных статьей 17 Федерального
закона «О техническом регулировании»,
для совершенствования производства и
обеспечения качества продукции, выполнения
работ, оказания услуг, а также для распространения
и использования полученных в различных
областях знаний результатов исследования
(испытаний), измерений и разработок.
Стандартизация - деятельность по установлению
правил и характеристик в целях их добровольного
многократного использования, направленная
на достижение упорядоченности в сферах
производства и обращения продукции и
повышение конкурентоспособности продукции,
работ или услуг.
Продукция - результат деятельности, представленный
в материально-вещественной форме, и предназначенный
для дальнейшего использования в хозяйственных
и иных целях.
Технический регламент - документ, который
принят в соответствии с международным
договором Российской Федерации, ратифицированным
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации или федеральным
законом, или Указом Президента Российской
Федерации, или постановлением Правительства
Российской Федерации, и устанавливает
обязательные для применения и использования
требования к объектам технического регулирования
(продукции, в том числе, зданиям, строениям
и сооружениям, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации).