Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:35, курсовая работа
Цель дипломной работы: выявить причину отсутствия комплексной политики развития туризма в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-изучить историю развития туризма и гостеприимства в РФ в историческом и правовом аспекте;
- рассмотреть систему государственного регулирования туризма и гостеприимства в РФ;
- определить роль государства в развитии туризма;
- выявить основные средства, методы и инструменты государственного регулирования развития туризма;
- предложить свои рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения государственной политики РФ в области туризма и гостеприимства.
Введение
Глава 1. История развития мирового туризма и гостеприимства …………..
1.1 Развитие туризма и гостеприимства в Российской Федерации: исторический аспект …………………………………………………………..
1.2 Основные этапы развития туризма и гостеприимства в Российской Федерации ……………………………………………………………………..
Правовой аспект развития туризма и гостеприимства в Российской Федерации ………………………………………………………………….
Глава 2. Система государственного регулирования туризма и гостеприимства в Российской Федерации ………………………………….
2.1 Процесс государственного регулирования российской рыночной модели развития туризма на федеральном и региональном уровне ……………………
2.2 Основные функции, методы и инструменты государственного регулирования развития туризма ………………………………………………..
Глава 3. Современная государственная политика развития туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………
3.1 Рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области туризма
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы ....................................................................
В условиях нарастания психологической
нагрузки, интенсификации жизни людей
в индустриальных странах туризм действует
как эффективное средство рекреации. Из
предмета роскоши он становится потребностью
населения высокоразвитых индустриальных
стран. Формируется индустрия отдыха со
своими институтами, продуктом (услугами),
производственным циклом, методами организации
и управления производством.
Необходимость
постоянных международных контактов в
целях развития и координации туристских
обменов, согласования политических, экономических,
социальных и культурных аспектов деятельности
стала причиной реорганизации в 1969 г. согласно
резолюции Генеральной ассамблеи ООН
неправительственной организации МСОТО
в межправительственную Всемирную туристскую
организацию (ВТО).
50-60-е гг. - период интенсивного создания
инфраструктуры туризма (гостиниц, кемпингов,
ресторанов, туристских фирм и т. д.) и начала
систематического сбора данных по туризму
в мировом масштабе. Европейский въездной
туризм 50-х гг. был ориентирован преимущественно
на американских туристов и являлся для
принимающих стран источником валютных
поступлений. В это десятилетие в развитых
странах, несмотря на интенсивность труда,
благосостояние большинства населения
оставалось сравнительно невысоким, поэтому
в туризме превалировал спрос на недорогие
путешествия, связанные с отдыхом. В 50-е
гг. и до середины 70-х наблюдается экстенсивный
рост как въездного, так и выездного туризма.
(1950 г. - 25 млн прибытий туристов, 1970 г. -
160 млн). В связи с увеличением сегментов
потребления туристский рынок становится
все более дифференцированным. В 80-е гг.
темпы роста замедлились (1991 г. - 450 млн
прибытий туристов), но остались устойчивыми
при высоком уровне объемов производства.
На развитие международного туризма в
период 60-90-х гг. оказывали отрицательное
влияние следующие факторы: противостояние
двух политико-экономических систем -
социалистического блока стран и капиталистического;
экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982
гг., так как они охватили почти одновременно
все развитые капиталистические страны,
в том числе США, Японию и страны Западной
Европы. Еще сильнее сказывались на развитии
международного туризма ухудшение международных
отношений и, как следствие, военные расходы,
связанные с гонкой вооружений. Например,
колониальные войны во Вьетнаме (Франция,
1945-1954; США, 1964-1973 гг.); англо-аргентинский
конфликт (1952 г.); шестидесятидневная война
на Ближнем Востоке (1967 г.), когда израильские
войска вторглись на территорию Египта,
Сирии, Иордании; афганская война (1979-1989
гг.); иракские войны против Кувейта за
раздел нефтяных месторождений, трагические
события в Югославии (1998 г.) и др. При общемировом
распространении туризма как сферы обслуживания
и отрасли экономики уровень его развития
в разных странах существенно отличался.
Лидерами выездного туризма стали Япония
и Австралия. По въездному туризму лидировали
страны Средиземноморья, а также Азии
и Северной Африки.
Суммарные показатели
развития международного туризма по двум
группам стран-лидеров приведены в табл.
2.1.
Таблица 2.1.
Суммарная доля "пятерок" стран в глобальном туристском потоке20
№ п/п |
1950 г. |
1970 г. |
1991 г. |
1995 г. | ||||
Страны |
Доля, % |
Страны |
Доля, % |
Страны |
Доля, % |
Страны |
Доля, % | |
1-я группа | ||||||||
1 |
США |
74 |
Италия |
43 |
Франция |
41 |
Франция |
35 |
2 |
Канада |
Канада |
США |
США | ||||
3 |
Италия |
Франция |
Испания |
Испания | ||||
4 |
Франция |
Испания |
Италия |
Италия | ||||
5 |
Швейцария |
США |
Венгрия |
Великобритания | ||||
2-я группа | ||||||||
6 |
Ирландия |
17 |
Австрия |
22 |
Австрия |
18 |
Китай |
18 |
7 |
Австрия |
ФРГ |
Великобритания |
Венгрия | ||||
8 |
Испания |
Швейцария |
Мексика |
Мексика | ||||
9 |
ФРГ |
СФРЮ |
Германия |
Польша | ||||
10 |
Англия |
Англия |
Канада |
Австрия |
Развитие
техники и технологий производства в индустриально
развитых странах способствовало повышению
благосостояния населения, увеличению
времени отпусков, что в свою очередь положительно
влияло на развитие туризма. Характерными
тенденциями туризма 80-90-х гг. стало увеличение
спроса на туристские услуги среди людей
среднего и ниже среднего достатка. Это
еще в большей степени дифференцировало
туристский рынок, привело к многообразию
туристского продукта, рассчитанного
на людей с разным материальным достатком,
различными интересами, целями и требованиями
к уровню сервиса. Вместе с тем дифференциация
туристского рынка не исключила стандартизации
и унификации туристского продукта, наряду
с которыми все заметнее стали процессы
его специализации для разных сегментов
потребителя и диверсификации (расширения)
набора туристских услуг, в том числе как
сопутствующих, так и ранее не свойственных
туристскому рынку (например, организация
выставок, ярмарок, командировок, обучения),
а также предложение наряду с услугами
сопутствующих товаров.
Исходя из анализа
тенденций развития туризма за период
50-90-х гг., сделанного Всемирной туристской
организацией, можно выделить следующие
причины, определившие основные направления
в истории развития международного туризма:
- 50-е гг. - период восстановления послевоенной
Европы и Юго-Восточной Азии, развития
авто- и авиатранспорта, начала систематизации
сбора данных по туризму в мировом масштабе;
- 70-е гг. - период устоявшихся тенденций
к миру и стабильности в большей части
государств, разрешения социально-политических
конфликтов, поисков новых форм взаимоотношений
стран социалистической и капиталистической
направленности, начала неуклонного развития
туристских контактов этих стран;
- 90-е гг. - период высоких технологий индустрии
туризма, развития крупных транснациональных
корпораций, гостиничных цепей и предприятий
питания в странах с благоприятной для
развития туризма обстановкой.
Таким
образом, развитию международного туризма
XX в. способствовали политические, экономические,
технические, культурологические и социальные
факторы (как внутренние, так и внешние).
Интенсивное развитие туризма отмечалось
в странах с благоприятной внутренней
и внешней политикой, устойчивым экономическим
потенциалом, достаточным уровнем культуры
и социальной поддержки граждан. Следует
отметить, что существенное положительное
влияние на рост международных туристских
обменов оказали развитие транспорта,
повышение его комфортабельности при
доступных ценах, а также развитие средств
информации и коммуникации.
1.1.
Развитие туризма и
Возникновение
туризма на обширной территории нашей
страны уходит корнями в древние
времена и средневековье. Историю
развития туризма в России вполне
можно соотнести с
Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.
В 1422-1472годах состоялись знаменитые путешествия Никитина “ хождения за три моря”, для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратном пути Сомали, Африканский берег. Никитин все записывал, все замечал.
Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Пётр I отправлял людей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт, который создал Петр был назван в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”. В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена было престижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством для того, что бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык21.
До середины XIX века в Европе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовали торговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские и религиозные цели. В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности.
Туризм игостиничная база превратились в «индустрию услуг», которая в сочетании с «индустрией развлечений» стала источником крупных доходов, получения прибыли. Современная «индустрия гостеприимства» включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы.
На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII—XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы — «ямы», как их называли, располагались один от другого на расстоянии конного перехода.
В связи с ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII —XIX вв. растет население городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц.
Туризм в 19 в. в целом не являлся массовым, как в Европе, потому что в стране после отмены крепостного права в 1861г. уровень прожиточного минимума для основной массы населения был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными.В 1900 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и другие.
В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Все они принадлежали частным лицам и были чисто коммерческими предприятиями. Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию туризма нового типа. Именно в советский период туризм приобрел значимость массового социального явления, стал успешно содействовать решению многих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.
В 1921 году принимается декрет об организации домов отдыха. Начинается активное строительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей и др.Под дома отдыха отдавались церкви, загородные дома, усадьбы помещиков и другие дома богатых людей, которые на сегодняшний день считаются памятниками архитектуры. Туризм вводится в спортивную классификацию, присваиваются спортивные разряды и звания. Он становится самостоятельным и полноправным видом спорта. В этот период в словарях и энциклопедиях напишут: туризм - вид спорта - групповые походы...22
Постепенно
улучшается и методическая обеспеченность
туризма.Можно сделать вывод, что
к началу 40-х годов в советском
физкультурном движении произошло
окончательное становление и
утверждение туризма как
К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный ущерб всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному.
В послевоенные годы развернулись большие работы по восстановлению, реконструкции и строительству новых гостиниц. Встала задача по восстановлению подорванного войной здоровья народа, туристские мероприятия осуществлялись в большей степени в оздоровительных целях. Возрастала роль туризма в проведении общественно-политических мероприятий.
Уже к 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в1476 гостиницах. Дальнейший рост материальной и технической гостиничнойбазы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных и отпускников.
Многие
граждане иностранных государств считали
за честь быть представленными к
российскому императорскому двору,
побывать в Санкт-Петербурге, открывавшем
для них гораздо более
Открытие
и научное признание лечебных
свойств уникальных вод района Кавказских
Минеральных Вод дало толчок развитию
лечебно-оздоровительного туризма
в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске.
Ранее неспокойный и
К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политическойситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги, но государство в те годы
Бурное
развитие гостиничного хозяйства продолжалось
в XX в. Этому способствовало резкое
качественное и количественное увеличение
автомобильного, авиационного ижелезнодорожного
транспорта, оживление торговых, культурных,
научно-технических и
1.2 Основные этапы развития туризма и гостеприимства в России
Для начала следует сказать, что вистории развития туризма нет плавного течения.
Отличительными чертами первого этапа развития туризма в России являлись: а) примитивизм средств передвижения; б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество; в) элитарность путешествия. Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта. Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах. Дальнейшее развитие туризма связано с созданием своего рода досуговых объединений – «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительно развивших туристический бизнес в России. Третий этап – начало становления массового туризма. Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России – февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.
Информация о работе Современная государственная политика развития туризма и гостеприимства