Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:40, курсовая работа
Цель дипломной работы: выявить причину отсутствия комплексной политики развития туризма в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-изучить историю развития туризма и гостеприимства в РФ в историческом и правовом аспекте;
- рассмотреть систему государственного регулирования туризма и гостеприимства в РФ;
- определить роль государства в развитии туризма;
- выявить основные средства, методы и инструменты государственного регулирования развития туризма;
- предложить свои рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения государственной политики РФ в области туризма и гостеприимства.
Введение
Глава 1. История развития мирового туризма и гостеприимства …………..
1.1 Развитие туризма и гостеприимства в Российской Федерации: исторический аспект …………………………………………………………..
1.2 Основные этапы развития туризма и гостеприимства в Российской Федерации ……………………………………………………………………..
Правовой аспект развития туризма и гостеприимства в Российской Федерации ………………………………………………………………….
Глава 2. Система государственного регулирования туризма и гостеприимства в Российской Федерации ………………………………….
2.1 Процесс государственного регулирования российской рыночной модели развития туризма на федеральном и региональном уровне ……………………
2.2 Основные функции, методы и инструменты государственного регулирования развития туризма ………………………………………………..
Глава 3. Современная государственная политика развития туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………
3.1 Рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области туризма
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы ........
Таким образом, в античные времена основными мотивами путешествий были торговля, познание мира, оздоровление, образование. Уже в I в. до н. э. появились элементы организованного обслуживания путешественников (временное проживание, питание, транспорт, проводники, переводчики), ставшие впоследствии основой современного туристского обслуживания.
Александрова А. Ю. в своей книге также отмечает:
« Территориальная возможность путешествий
в первых веках нашей эры значительно
расширилась благодаря завоеваниям и
открытиям земель путешественниками из
стран с более высокой цивилизацией. Арабы,
проживавшие на Аравийском полуострове,
с V в. стали распространять свою власть
и религию (ислам) на территории современных
Ирана, Туркестана, Сирии, Палестины, Северной
Африки. Арабские купцы плавали по всем
морям Старого Света, кроме северных, освоили
Южную и Центральную Азию, Восточную Европу.
Известным арабским путешественником
был купец Сулейман из Басры. Он оставил
записи (851 г.) о своих маршрутах и местах
посещений. На рубеже IX-X вв. путешествие
по Восточной Европе и Передней Азии совершил
арабский писатель Ибн-Даста. В X-XIV вв.
совершались путешествия арабов в Египет,
Среднюю Азию, на Ближний и Средний Восток,
Кавказ, в Африку - до Мадагаскара включительно.
Арабские путешественники внесли весомый
вклад в историю освоения новых земель,
проложили и описали важнейшие торговые
пути, способствовали сближению азиатской
и европейской цивилизаций. Одним из выдающихся
арабских путешественников XIV в. был купец
Ибн-Батута (1304-1377 гг.). Он посетил Египет,
Сирию, пограничные области Малой Азии,
Ирак и Западную Аравию, Китай, Испанию,
Индию, Цейлон. Его книга «Путешествия
Ибн-Батуты» переведена на европейские
языки.
В азиатских
землях путешественникам предоставляли
ночлег, еду и проводников. В Индии и Китае
существовали сети дорог с местами для
ночлега и приема пищи. Функцию документов
зачастую выполняли устные или письменные
рекомендации от лиц, побывавших ранее
в этих местах, или от тех, кто посетил
родину путешествующего человека».12
Первенство
освоения и изучения северных земель принадлежит
норманнам. Шаповал Г.Д. в своей книге пишет:
«Начиная с IX в. они осваивали побережье
Балтийского моря, заходили в Рижский
и Финский заливы, по древнерусским торговым
путям пробирались до Черного моря, а затем
в Византию. Восточными славянами был
освоен знаменитый торговый путь «из варяг
в греки», соединявший Черное и Балтийское
моря».13
Наиболее массовое перемещение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов (1096-1270 гг.). За рыцарями-завоевателями следовали купцы, священники, паломники и нищие. Несмотря на завоевательную суть походов, они имели положительный эффект в создании предпосылок последующих взаимных путешествий между западными и восточными государствами.
Александрова А.Ю. в своей
В период
средневековья вследствие частых войн,
жизненной неустроенности, нищеты, феодальной
зависимости широкое распространение
получило не только паломничество, но
и бродяжничество. По дорогам постоянно
передвигались как крупные феодалы с вооруженной
свитой, представители высшей власти,
преследовавшие государственные и личные
деловые цели, так и группы бродяг, состоявшие
из поэтов, актеров и певцов. Особые группы
составляли люди, путешествовавшие в поисках
заработка и с целью обучения наукам и
ремеслам. Путешественники перемещались
группами, так как вероятность нападений
разбойников была достаточно велика.
С появлением в Европе крупных университетов
в них из разных мест направлялись будущие
студенты. С ростом числа университетов
(в конце XV в. в Европе их насчитывалось
75) такого рода путешествия стали распространенным
явлением. К этому времени сложилась сеть
постоялых дворов, имевших не только яркие
вывески, но и гербы, изображения которых
устанавливались на высоких столбах. Интерьеры
гостиниц были просты: столы, скамьи (иногда
стулья), полки для посуды. Для отопления
использовались камины.
Таким образом,
в средние века как европейцами, так и
жителями азиатских стран совершалось
множество путешествий с целью посещения
неизвестных земель. В результате было
освоено множество территорий, проложены
новые пути. Характер путешествий изменился,
хотя некоторые из мотивов остались прежними
(обучение, деловые поездки). Особую актуальность
в странах Европы приобрели паломничество
к христианским святыням и путешествия
с образовательной целью, сформировавшиеся
впоследствии в определенные виды туристских
услуг. В средние века закладываются основные
элементы инфраструктуры туризма: дороги,
постоялые дворы, харчевни, проводники
и переводчики.
Сапурнова В. пишет: « К концу
XVIII в. благодаря смелым экспедициям путешественников
многих стран были открыты и исследованы
большая часть земной поверхности, моря
и океаны, проложены важнейшие морские
пути, связывающие материки между собой.
Для XVIII в. характерно появление совершенно
новых целей путешествий - развлечение
и отдых на природе. Благодаря романам
Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» и
«Юлия, или Новая Элоиза» в Европе стали
популярными путешествия в живописные
места, описания которых давались в этих
произведениях»15.
Со второй половины
XVIII в. Франция становится центром просвещения.
В Париж постоянно приезжали иностранцы
и провинциальные французы разных сословий
с целью получения образования. В XVIII -
начале XIX в. среди молодых людей европейских
стран получили распространение «гран-туры»
по крупным городам Европы с познавательной
целью и для приобретения определенного
престижа. Владельцы частных воспитательных
пансионов зачастую включали в программу
обучения путешествие по Европе для совершенствования
в языках и приобретения жизненного опыта.
Кудинов Б.Ф в своей книге пишет: «Наибольшее
число путешествий в XVIII в. совершалось
жителями Англии. Основные направления
туристских потоков Европы были связаны
с Италией и Швейцарией. Туристские ресурсы,
привлекавшие путешественников в эти
страны, были разными: в Италии - памятники
античности и средневековья, в Швейцарии
- сказочная природа. Эти ресурсы формировали
определенную целевую специализацию туристских
потоков в конце XVIII - первой половине XIX
в. Обе страны по тем временам предоставляли
туристам услуги высокого уровня.
Благоприятная внутренняя политическая
обстановка также способствовала посещению
этих государств иностранцами.
С течением времени получают все большее
распространение путешествия с познавательной
целью для осмотра произведений искусства.
К середине XIX в. контингент туристов расширился
за счет интеллигенции и студентов, располагавших
определенным достатком»16.
Наряду с традиционными европейскими курортами с минеральными и термальными источниками, известными еще со времен Римской империи (Баден-Баден, Мариенбад, Карлсбад, Виши), приобрели популярность морские курорты. Как правило, мода на определенные курорты была связана с посещением их высшими особами. В отличие от культурно-познавательного туризма в Италию и другие европейские страны оздоровительные поездки «на воды» вплоть до конца XIX в. были аристократическим видом туризма.
Вторая половина XIX в. характеризуется
началом развития массового туризма для
всех сословий. Изобретение Фултоном парохода
(1807 г.) и Стефенсоном паровоза (1814 г.), совершенствование
почтовой связи и дорожно-транспортных
коммуникаций дали возможность удешевить
и ускорить путешествия, сделать их более
комфортными и безопасными.
Переселение
европейцев в Америку также способствовало
развитию массового международного туризма.
В своей книге «Азбука туризма» Бардин
К.В. пишет: «В результате научно-технического
прогресса увеличивалась производительность
труда, а борьба трудящихся за социальные
права привела к повышению их благосостояния
и появлению свободного времени (выходные
дни, оплачиваемые отпуска). Это дало возможность
включиться в туризм людям среднего класса.
Среди чиновников и служащих широкое распространение
получили летние выезды на дачу»17.
Первое путешествие,
которое стало прототипом будущих пакет-туров,
организовал в 1841 г. Томас Кук для членов
Общества трезвости. Комплекс услуг включал
20-мильную поездку по железной дороге,
чай, булочки и духовой оркестр. Поездка
стоила один шиллинг, в ней участвовало
570 человек. В 1851 г. Т. Кук организует поездку
для 165 тыс. человек в Лондон на первую
Международную промышленную выставку,
затем - во Францию на Всемирную выставку
(1855 г.). В последующие годы Т. Кук организовывал
поездки в другие города Европы, а в 1866
г. первые группы английских туристов
посетили США. Во второй половине XIX в.
уже появляются бюро путешествий, например
«Райзебюро Штанген» в Германии (Бреслау,
1863 г.). Фирма имела хорошие контакты с
пароходными компаниями и до первой мировой
войны занималась организацией увеселительных
поездок.
Развитие массового
внутреннего и международного туризма
способствовало строительству высококлассных
гостиниц, развитию ресторанного бизнеса.
Таким образом, начиная с XVIII в. появляется постоянный спрос на путешествия. Поездки с туристскими целями совершались как внутри стран, так и за их пределами. При этом основными целями путешествий являлись; образование, интерес к достопримечательностям культуры, оздоровление, мода. Формируются международные туристские центры: Франция, Италии, Швейцария, морские курорты. Развитие коммуникационно-дорожной системы, использование в туристских целях новых видов транспорта способствуют появлению элементов комплексного обслуживания туристов (прототипы пакет-туров), совершенствуются услуги проживания и питания.
Начало XX в. связано с возникновением и
развитием разных видов транспорта. Создание
в 1769 г. немецкими изобретателями Г. Даймлером
и К. Бенцем автомобиля с двигателем внутреннего
сгорания дало человечеству быстрый и
комфортный способ передвижения. Уже в
первой половине XX в. автомобили и автобусы
в европейских странах и США становятся
распространенным видом транспорта. Например,
в Англии в 1904 г. было 8 тыс. 465 автомашин,
а в 1914 г. - 132 тыс. 315. К концу 30-х гг. ежегодно
порядка 10 тыс. туристов из Англии путешествовали
на автомобилях по Европе, в 1935 г. маршруты
их путешествия достигли Москвы и Ленинграда.
В 1903 г. в Америке
братья Райт изобретают самолет, в то же
время появляются первые самолеты в Европе.
Совершенствуется морской транспорт,
строятся гигантские для того времени
лайнеры - «Сириус», «Лузитания», «Мавритания»,
«Император», «Фатерланд» и др Из-за дороговизны
путешествий на морских судах компании
- владельцы пароходов работали в условиях
жесткой конкурентной борьбы. Но сами
по себе морские путешествия еще не сформировались
как комплексный туристский продукт, который
впоследствии получил название «круиз».
Развитие морского и авиационного транспорта
способствовало увеличению международных
поездок. По статистическим данным, накануне
первой мировой войны максимальное число
американцев, выехавших за границу, составило
287 тыс. человек.
Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг., зарождение и распространение фашизма оказали отрицательное влияние на развитие туризма. К концу 30-х гг. фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной Европы. Тем не менее в странах с благоприятной политической обстановкой массовый туризм продолжал свое развитие. Согласно данным из книги Сапрунова В.18 , до первой мировой войны максимальное число американцев, выехавших за границу, составило 287 тыс. чел., то в 1923 г. - 308 тыс., а в 1930 - 477 тыс. В 1924 г. в Англии на базе четырех авиакомпаний была создана одна - «Imperial Fairways», соответственно увеличилось количество перевозимых пассажиров (1926 г. - 16 тыс.,1932г. - 48,2 тыс.,1938 г. - 222 тыс.).
Именно в это время
правительства государств Европы обратили
серьезное внимание на развитие международного
туризма, о чем свидетельствует
тот факт, что в 1925 г. в Гааге
состоялся первый Международный
конгресс официальных ассоциаций по
пропаганде туризма (МКОАПТ), в котором
приняли активное участие представители
14 европейских стран. В 1927 г. прошел
Международный конгресс официальных
туристских организаций (МКОТО), а в
1930 г. был учрежден Международный
союз организаций и пропаганды туризма
(МСОПТ).
Перед второй
мировой войной возрастает количество
морских перевозок. В Швейцарии по инициативе
Г. Дуттвайлера, основателя туристской
фирмы «Отельплан» (1935 г.), был разработан
ряд путешествий, рассчитанных на людей
со скромным достатком. Нацистская политика
Гитлера также способствовала развитию
массового туризма в Германии. Заботясь
об элитности нации, он хотел видеть немцев
здоровыми как физически, так и психологически.
В этом отношении фюрер не переоценил
роль туризма. Германское правительство
оказывало содействие в организации групповых
туров с использованием железнодорожного
и морского транспорта. Так, за период
с 1934 по 1938 г. количество поездок немецких
туристов возросло с 2,3 млн до 10,3 млн. Правда,
есть основание предполагать, что большинство
немецких туристов, путешествовавших
за пределами нацистской Германии, были
шпионами.
Развитие
туризма до второй мировой войны характеризуется
непритязательностью предоставляемых
услуг, стандартностью их набора. Усыкин
Г. отмечает: «Программы обслуживания
туристов не отличались разнообразием,
так как элементарные туристские услуги,
из которых они формировались, удовлетворяли
потребителя. Такая ситуация давала возможность
туроператорам формировать для туристского
рынка унифицированные пакеты услуг. В
этом случае можно говорить о массовом
конвейерном туризме»19.
Вторая мировая война
и последующая деятельность
в 1937-1945 гг.).
В 1947 г. МКОАПТ,
МКОТО и МСОПТ были объединены в Международный
союз официальных туристских организаций
(МСОТО). Ее действительными членами стали
как правительственные, так и неправительственные
официальные национальные туристские
организации 116 стран.
Информация о работе Современная государственная политика развития туризма и гостеприимства