Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:40, курсовая работа
Цель дипломной работы: выявить причину отсутствия комплексной политики развития туризма в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-изучить историю развития туризма и гостеприимства в РФ в историческом и правовом аспекте;
- рассмотреть систему государственного регулирования туризма и гостеприимства в РФ;
- определить роль государства в развитии туризма;
- выявить основные средства, методы и инструменты государственного регулирования развития туризма;
- предложить свои рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения государственной политики РФ в области туризма и гостеприимства.
Введение
Глава 1. История развития мирового туризма и гостеприимства …………..
1.1 Развитие туризма и гостеприимства в Российской Федерации: исторический аспект …………………………………………………………..
1.2 Основные этапы развития туризма и гостеприимства в Российской Федерации ……………………………………………………………………..
Правовой аспект развития туризма и гостеприимства в Российской Федерации ………………………………………………………………….
Глава 2. Система государственного регулирования туризма и гостеприимства в Российской Федерации ………………………………….
2.1 Процесс государственного регулирования российской рыночной модели развития туризма на федеральном и региональном уровне ……………………
2.2 Основные функции, методы и инструменты государственного регулирования развития туризма ………………………………………………..
Глава 3. Современная государственная политика развития туризма и гостеприимства ……………………………………………………………………
3.1 Рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области туризма
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы ........
И.В. Соколова
в своей книге описывает
Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются2основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.
Организационно-
Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми
темпами развития социального туризма
и в то же время еще более быстрым отставанием
качества обслуживания от стандартов
индустрии туризма западных стран. Попытки
стимулировать развитие туризма административными
мерами только обострили имеющиеся противоречия.
К позитивным итогам этого периода следует
отнести возросший интерес науки к проблемам
туризма, создание системы рекреационного
проектирования, начало формирования
новой профессионально-
Переходный (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ: а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка; б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий; в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений; г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе. Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались23.
1.3
Правовой аспект развития
В после перестроечный
период по мере формирования в экономике
России рыночных отношений, государство
предприняло ряд попыток
Данный закон, кроме того,
защищал и отстаивал интересы
иностранных граждан как
Особо важным периодом в
становлении национального
Впоследствии эта мысль нашла свое одобрение
в Федеральной целевой программе «Развитие
туризма в Российской Федерации». Программу
предполагалось реализоватьвдва этапа.
Первый этап (1995–1997 гг.) включал
разработку системы программных
мероприятий, направленных на формирование
нормативно- правовой базы развития туризма,
механизмов государственного регулирования,
рекламно-информационного, кадрового
и научного обеспечения, а также
предполагал развитие материальной
базы в рамках реконструкции и
завершения строительства туристских
объектов, расположенных в районах
с наибольшим туристским потенциалом.
Реализация первого этапа Программы
должна была привести к стабилизации
и началу постепенного роста внутреннего
и въездного туризма.
Второй этап
(1998–2005 гг.) предполагал завершение работы
по созданию современной системы подготовки
кадров для сферы туризма, модернизации
существующей материальной базы и строительство
новых объектов средств размещения и туристской
инфраструктуры, развертывание широкомасштабной
рекламной кампании по продвижению отечественного
туристского продукта на мировом рынке26. По мнению составителей Программы,
реализация второго этапа должна была
значительно увеличить рост туристских
потоков внашу страну.
Однако,
как показывает практика сегодняшнего
дня, этого не случилось. Основные положения
данной Программы, к сожалению, остались
не выполненными. Причины известны: отсутствие
надлежащего финансирования в ее бюджетной
части и несостоятельность соответствующих
субстанций в создании необходимого механизма
внебюджетной подпитки. Таким образом,
эта Программа стала всего лишь безуспешной
попыткой вернуть национальный туризм
в лоно государственного планирования
как мощной отрасли народнохозяйственного
комплекса.
Следует сказать,
что в ряде субъектов РФ (в Тверской, Ярославской
и Московской областях, в Приморском и
Краснодарском краях, Татарской, Бурятской
и других российских республиках) были
приняты документы, предусматривающие
развитие туризма – как национального,
так и выездного с учетом программ социально-экономического
и культурного развития регионов, а также
с привлечением дополнительных капиталов
и инвестиций в данные территории. Но этим
намерениям не суждено было сбыться: все
планы, в основном, остались на бумаге
по уже названным причинам.
Важнейшим событием в области туризма
стало принятие в 1996 г. Федерального закона
«Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации». Данный закон
имел огромное значение, так как был призван
ликвидировать «белые пятна» в правовом
туристском пространстве. Настоящий закон
впервые определил принципы государственной
политики, направленные на установление
правовых основ единого туристского рынка
в РФ, который регулирует отношения, возникающие
при реализации права граждан РФ, иностранных
граждан и лиц без гражданства на отдых,
свободу передвижения и иных прав при
совершении путешествий, а также определяет
порядок рационального использования
туристских ресурсов РФ. В норме закона
было заявлено, что туризм является отраслью
экономики, которой придается одно из
первенствующих значений; сформулированы
цели и принципы государственного регулирования
туристской деятельностью27.
Казалось, чтогосударственные,
таможенные, финансовые,
Например, по мнению действительного
члена Академии туризма М. Маринина,
«…в российском законе нет ни целей,
ни задач развития туризма, зато много
декларативных и формальных статей.
По сути, это не что иное, как популистские
лозунги о мнимой государственной
поддержке абстрактной
Специалисты туристского
бизнеса отмечают и другие недостатки
настоящего закона, которые существенно
тормозят развитие этой отрасли.
Так, в законе дано определение всего лишь
восемнадцати основным понятиям, которых
в реальной практике гораздо больше, нет
четкого определения взаимоотношений
туроператора и турагента. Более того,
соглашения, которые заключают между собой
турагенты и туроператоры, согласно Закону,
отражают в основном интересы операторов.
В Законе также не оговорена правовая
защита турфирм перед клиентом – как операторских,
так и агентских. Если между турфирмой
и клиентом наступает судебное разбирательство,
то в 99 случаях из 100, суд принимает решение
в пользу клиента. Это происходит потому,
что права клиента защищают: закон о рекламе,
о защите прав потребителей, о туризме
и Гражданский кодекс РФ. Права турфирмне
защищены практически ничем.
Существенным недостатком Закона является и то, что он плохо защищает отечественный туристский рынок от иностранных туристских компаний, которые создают свои представительства в нашей стране, но налогов в российский бюджет не платят, создают дополнительную конкуренцию российским турфирмам, предлагая напрямую свой турпродукт по более дешевым ценам.
Из вышесказанного следует,
что данный закон нуждается в
серьезной доработке и
Все же, несмотря на ряд существенных недостатков,
настоящий Закон имеет огромное значение
для развития туризма в цивилизованном
ключе: правовой фундамент российского
туризма был упрочен этим документом.
В период 1995–2000 гг. государственное регулирование
туризмом было сопряжено с другими важными
событиями, которые в той или иной мере
совершенствовали различные аспекты национального
и выездного туризма.
В данный период, наряду с продолжением
позитивного построения государственных
основ РФ в области туризма, не всегда
однозначными, были действия, проводимые
в сфере развития управленческой структуры
отрасли. За десять последних лет (1991 по
2001 гг) управленческая структура в этой
отраслименялась практически ежегодно:
- апрель 1991 г. – упразднение
Государственного Комитета
- март 1992 г. – упразднение
Совета по иностранному
- сентябрь 1992 г. – упразднение
министерства культуры и
- январь 1994 г. – упразднение Комитета
Российской Федерации по туризму и создание
Комитета Российской Федерации по физической
культуре и туризму и создание Государственного
Комитета по физической культуреи туризму;
- май 1999 г. – преобразование Государственного
Комитета по физической культуре и туризму
в Российское Агентство по физической
культуре спорту и туризму. Затем – в Министерство
РФ по физической культуре,спорту и туризму;
- май 2000 г. – упразднение
Министерства РФ по физической
культуре, спорту и туризму и
создание Государственного
При этом, части функций упраздненного
органа вначале была передана Министерству
экономического развития и торговли, а
1 августа 2000 г. при нем был создан Департамент
туризма, действующий до сего времени.
Подобная хроника новоиспеченных органов
исполнительной власти в туристской отрасли, во-первых, отрицательно
сказалась на их авторитете, во-вторых внесла
существенную неразбериху в работу региональных
органов туристского управления.
Начало XXI века было отмечено новыми шагами в сфере государственного регулирования туризмом.
С 1 июля 2002 г. вступил в
силу новый Кодекс об административных
правовых нарушениях (КоАП). На фоне многих
значительных экономических и правовых
процессов, происходящих в жизни
туристских фирм страны, принятие данного
документа не особенно заметили менеджеры
и руководители компаний. А между
тем, этот документ имеет весьма важное
значение в регулировании
Если говорить о конкретных нормах закона,
которые могут быть применены к турфирмам,
то это, во-первых, нормы, устанавливающие
ответственность за административные
правонарушения в области предпринимательской
деятельности, в области финансов, налогов
и сборов, рынка ценных бумаг, осуществление
рекламы за оказание услуг населению с
нарушением санитарных норм и без сертификата
соответствия, за нарушение прав потребителя
на получение необходимой информации
о реализуемом турпродукте и т.д.31
Информация о работе Современная государственная политика развития туризма и гостеприимства