Современное состояние международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:25, реферат

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении международного туризма и выявлении перспектив развития туристской отрасли.
Объект исследования: международный туризм
Предмет исследования: Международный туризм: история, современное состояние и перспективы развития.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования, необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы международного туризма;
Рассмотреть условия развития международного туризма;
Проанализировать современное состояние международного туризма.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы международного туризма
4
1.1. История развития международного туризма
4
1.2. Сущность, особенности и классификация международного туризма
8
2. Условия развития международного туризма
11
2.1.Значение и функции международного туризма для развития экономики государств

11
2.2. Факторы, оказывающие влияние на международный туризм
15
3. Современное состояние международного туризма
18
3.1. Международный туризм в условиях кризисов и после них
18
3.2. Прогнозы и перспективы развития международного туризма
22
Заключение
27
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

5. Физико-географические факторы. Характер природных условий оказывает огромное влияние на выбор потенциальными туристами маршрута или района путешествия. В целом о влиянии физико-географических факторов на развитие международного туризма можно сказать, что, чем большим числом разнообразных природных ресурсов, пригодных для рекреации, располагает определенный район, тем больше у него возможностей для привлечения туристов. Важнейший фактор, определяющий географию туризма в мире — экономический. С точки зрения окупаемости капиталовложений туристская индустрия входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.

Таким образом, спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, т.е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристскую деятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.

 

3. Современное  состояние международного туризма

3.1. Международный туризм в условиях кризисов и после них

За последние пятьдесят  лет на туристскую индустрию неблагоприятно воздействовали проблемы широкого диапазона: природные бедствия, социальные конфликты, войны, экономические кризисы и терроризм.

С 1990 по 2000 гг. международный туризм рос достаточно быстрыми темпами (в среднем 4,8% прибытия, и 7,3% поступления в год)  несмотря на войну в Персидском заливе, конфликты, связанные с распадом Югославии, и Азиатским финансовым кризисом и другими менее существенными событиями. В 2000 г. число туристских прибытий выросло по сравнению с 1999 г. на 7,4% (максимальный рост за последние десятилетие ХХ века) и составило 698,8 млн. поездок, что связанно и с идеями "миллениума" и с 2000-ем христианства, а также с экономической и политической стабильностью в мире.14 2001-й год мог бы стать продолжением всех этих глобальных тенденций, закрепив еще раз существенную роль туризма в мировом хозяйстве. Но события, потрясшие мир 11 сентября, нанесли удар и по самой мирной отрасли.

Нападения террористов 11 сентября имели более драматическое воздействие, чем любой другой кризис. Так, Мировая система бронирования авиабилетов "Амадеус" зафиксировала снижение на 27,5% по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. Только за 10 дней с 11 по 21 сентября убытки "Эйр Франс" составили 60 млн.евро, а на североамериканском направлении объемы перевозок сократились на 26,1%. Гавайские острова понесли убытков на 500 млн.долларов из-за аннуляций 20% ранее забронированных мест. 15

Подобные цифры можно  привести по многим странам мира. Гораздо  сильнее был психологический  эффект. В ситуациях неуверенности туристы часто реагируют абсурдно. Появилась определенная тенденция, связавшая нападения 11 сентября с целой культурой или религией (исламом). 

оказавшая крайне неблагоприятное  влияние на развитие туризма в  странах, никак не причастных к терактам. Такие отношения ухудшают последствия террористических актов. Так, спрос на отдых в арабских странах упал на 60-70%. Поэтому первоочередной задачей правительств и основных участников рынка стало восстановление доверия потребителя, принятие необходимых мер по улучшению безопасности.

Обеспокоенная проблемой  безопасности путешествий, ВТО разработала  классификацию направлений выезда в зависимости от потенциальной  угрозы жизни туристов. К первой, наиболее опасной группе относятся  страны (территории), в которых затянулись военные конфликты; серии террористических актов и экономическая нестабильность оказывают постоянное негативное влияние на развитие туризма. Это - Ливан, Северная Ирландия, Афганистан, республики бывшей Югославии, Палестина.

Страны "второй категории опасности" характеризуются отдельными, часто повторяющимися, иногда продолжительными вспышками насилия. К ним относятся Египет, Индия, Пакистан, Ямайка, Кения, Перу, Филиппины.

По итогам 2001г. падение  количества прибытий в мире по сравнению  с 2000г. составило 1,3%, а максимум отмечен в Северной Америке (-8,2%) и Ближнем Востоке (-8,8%), рост в Африке (3,2%). Франция смогла ещё более укрепить свое лидирующее положение, а Испания, воспользовавшись тяжелой ситуацией в США, вышла на второе место по прибытиям.16

 Но в целом ситуация оставалась сложной, хотя главная причина этого уже не сентябрьские события, а рецессия в мировой экономике и финансовый крах в Аргентине. В том, чтобы туристическая отрасль стала катализатором экономического роста видится передовая роль Европы как основного туристского макрорегиона, прежде всего по 4-м причинам:

· кризис определенным образом  повлиял на географию перемещений  туристов, усилив внутрирегиональные тренды (на относительно небольшие  расстояния, преимущественно автомобильным и железнодорожным транспортом), а для Европы такие перемещения являются основными;

· экономическая ситуация в Европе более благоприятна;

· Высокая степень  интеграции и готовность к сотрудничеству в Европейском союзе, а в условиях кризисных ситуаций резко возрастает необходимость координации принимаемых мер;

· Для развития индустрии туризма единая евровалюта станет весьма значимым стимулом.

В 2009г. наиболее остро проявилось воздействие глобального финансового кризиса и экономического спада. Однако, количество международных туристских прибытий после сокращения на 4% в 2009г., в 2010 г. возросло почти на 7% и составило 935 млн. Подавляющее большинство дестинаций в мире достигли позитивных результатов, достаточных, чтобы компенсировать понесенные в последнее время убытки или приблизить их к достижению этой цели. Вместе с тем, темпы восстановления были неодинаковыми и лидирующие позиции в росте прибытий туристов принадлежат, в первую очередь, растущим экономикам.

Азия (+13%) стала первым регионом, в котором произошло  восстановление и который развивался самыми быстрыми темпами в 2010 г. Африка (+6%) - единственный регион, имевший позитивные темпы роста в 2009г. и сохранивший их в 2010г. благодаря усилению динамизма экономики и проведению таких мероприятий, как организованный ФИФА в Южной Африке чемпионат мира по футболу. Высокие результаты были зарегистрированы на Ближнем Востоке (+14%). В Европе (+3%) темпы восстановления были более медленными, чем в других регионах вследствие нарушения воздушного движения, вызванного извержением вулкана Эйяфьятлайокудль и экономической неопределенностью в еврозоне. Однако, со второй половины года сектор стал набирать обороты и некоторые страны добились результатов, значительно превосходящих среднерегиональные показатели. Улучшению результатов Американского региона (+8%) способствовало восстановление темпов роста в экономике США и усиление процессов региональной интеграции в Центральной и Южной Америке (Приложение 1).

Темпы роста поступлений от международного туризма отставали от темпа роста прибытий в 2010г., что характерно для периодов восстановления. Среди ведущих туристских рынков по объему расходуемых туристами средств за границей лидирующие позиции продолжают занимать растущие экономики: Китай (+17%), РФ (+26%), Саудовская Аравия (+28%) и Бразилия (+52%). Ситуация в традиционных направляющих рынках: Австралия (+9%), Канада (+8%), Япония (+7%) и Франция (+4%) выправилась, хотя США, Германия и Италия имеют более скромный показатель 2%.

Таким образом, на протяжении 2010 года спрос в сфере международного туризма сохранялся на должном уровне, несмотря на продолжающуюся экономическую неопределенность на некоторых крупных рынках, стихийные бедствия в ряде стран, политические и социальные беспорядки в других, серьезные нарушения воздушного движения в результате извержения вулкана в Исландии и проблематичные погодные условия в определенных регионах Европы и США в декабре.

В 2010 г. возросло значение мега-событий: спорт, культура и выставки – в плане их экстраординарной способности привлекать посетителей и позиционировать страны-организаторы, как привлекательные туристские дестинации. Яркими примерами тому являются зимние Олимпийские игры в Канаде, выставка Экспо в Шанхае, Китай, чемпионат мира по футболу, проведенный ФИФА в Южной Африке и Игры стран Содружества в Индии.

Таким образом, кризисы  являются катализатором для туризма, предлагая возможность устранить неэффективные структуры. Кризис также может ускорить процессы модернизации. Важно понять, что сокращение рабочих мест, уменьшение неприбыльных составляющих залог будущего успеха и дальнейшего роста. Особенность туристской отрасли в том, что со стратегической точки зрения туризм имеет возможности для очень быстрого роста вакансий и расширения секторов влияния.

 

3.2. Тенденции и прогнозы развития международного туризма

По прогнозам ВОТ, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран. В мире наблюдается и другая тенденция – рост средств размещения, предлагающих самообслуживание.

В ближайшем будущем  можно прогнозировать следующие  направления развития индустрии  туризма:

• создание новых и  развитие существующих туристских услуг  и рынков, учитывающих состояние туристских (природных, культурных и исторических) ресурсов в странах пребывания туристов;

• вовлечение местной общественности и муниципальных властей в планирование и развитие туристской сферы, обеспечение ее безопасности;

• рост благосостояния местного населения, устранение налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма; поддержание цен на услуги в области туризма на уровнях, которые являются приемлемыми для туриста и выгодными для туристской индустрии;

• повышение профессионального уровня сотрудников сферы туризма;

• развитие системы владения клубным отдыхом – тайм-Шером. Концепция тайм-Шера связана с предложением желающим проводить в течение установленного периода времени отпуск в определенном месте проживания (клубе), представляющем собой часть туристского комплекса. Уплатив разовый взнос за право отдыха в определенном месте в течение одной или нескольких недель, покупатель получает закрепленное договором право проживания. С одной стороны, продажа недель отдыха гарантирует загрузку клубов в течение года, с другой, целые регионы получают выгоду от состоятельных отдыхающих. Курорты тайм-Шер есть в 75 странах. Он расширяет сезон каникул, способствует экономическому росту, повышает перспективы для инвестиций и занятости.17

Для оценки перспектив роста  туристских потоков принято использовать следующие показатели: низкий, ниже среднего, средний, высокий и выше среднего.

Европа имеет средний  показатель, что выявляет возможные  варианты развития регионального туризма. Например, перспективы выездного туризма из Европы в Америку, Восточную и Южную Азию, страны Тихоокеанского бассейна оцениваются показателем выше среднего, а в Ближневосточный регион - показателем ниже среднего, что связано с экономическими трудностями и малопривлекательностью расположенных в нем стран.

Америка имеет показатель ниже среднего как по перспективам роста внутрирегионального туризма, так и по туристским потокам в  Южную Азию и страны Ближнего Востока.

Новая индустриальная политика Индии, снижение практики лицензирования и контроля над валютным обменом создают благоприятные условия для инвестиций и экономического развития. Перспективы выездного туризма из Индии можно оценивать средним показателем.

Основными регионами  по приему выездного туризма из Южной Азии станут Восточная Азия и страны Тихоокеанского бассейна. Перспективы въездного туризма в Южную Азию оцениваются показателем выше среднего, несмотря на политическую нестабильность в регионе, сбои в авиадоставках, недостаток средств для развития туристского продукта.

Ближний Восток имеет  в перспективе экономический  рост, что создает условия для  роста выездного туризма и  позволяет оценивать его показателем  выше среднего. Оценка перспектив въездного  туризма проблематична: привлекательность региона выражена неясно.

Проблемы, присущие Африке, ограничивают потенциальный рост регионального туризма, поэтому оценки касаются возможностей средних темпов роста перспектив как выездного, так и въездного туризма.

Большие изменения ожидаются в структуре выездного туризма. Доля межрегиональных поездок на дальние расстояния увеличилась с 15 % в 1995 г. до 25 % в 2011 г. (Приложение 2). Тенденция роста объясняется тем, что люди стали больше путешествовать, их уже не устраивают традиционные направления, они отдают предпочтение "новому". Кроме того, намечается тенденция к дальнейшему быстрому снижению стоимости поездок на дальние расстояния, особенно с появлением скоростного транспорта.18

Таким образом, тенденции  развития международного туризма носят  позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами.

  Международный туризм в 2012 году. С рекордным 467 млн. туристов, выезжающих в первой половине 2012 года, международный туризм остается твердо на путь, чтобы добраться до одного миллиарда туристов к концу года.

Информация о работе Современное состояние международного туризма