Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:04, курсовая работа
Анализ влияния спроса и предложения на покупательскую способность для туристского продукта и за счет чего происходит это влияние.
Введение
1. Спрос: понятие, показатели, факторы влияния
2. Предложение: понятие, показатели, факторы влияния
3. Факторы, влияющие на спрос и предложение
туристского рынка
3.1 Ценовой фактор
3.2 Неценовые факторы
4. Стимулирование спроса через предложение
Заключение
Список литературы
Существует правило: если спрос превышает предложение, цены поднимаются, если же предложение превышает спрос — цены снижаются (рис. 4).
Рис.
4 Зависимость цены от спроса
Для развития туристской отрасли в общем и туристских фирм в частности важно знать темпы изменения трех экономических величин: цены, спроса и предложения. В этом помогает такое понятие, как "эластичность спроса".
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется спрос на данный товар, если цена его изменится на 1 %. Если этот показатель больше 1, то спрос по цене будет эластичным, если этот показатель меньше 1, то спрос по цене будет неэластичным.
Коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается по формуле:
где ∆Q — процент роста объема покупаемого товара Q;
∆Р — процент падения цены Р.
Очевидно, что эластичность спроса по цене различна на разных участках кривой спроса. Абсолютная величина эластичности ниже при высоких ценах и выше при низких ценах на туристский продукт.
Как показано на рис. 5, на кривой спроса можно выделить три участка: где эластичность больше 1, равна 1 и меньше 1. Спрос является эластичным выше уровня цены РА и неэластичным ниже уровня цены РА.
Рис.
5. Кривая спроса и эластичности
Ценовая
эластичность и общая выручка
от реализации туристского продукта
находятся в прямой зависимости,
так как эластичность спроса по цене
характеризует степень
При эластичном спросе, когда эластичность по цене больше 1, общая выручка (Р х Q) возрастает быстрее по сравнению с темпами снижения цены. Когда спрос эластичен, падение цены повлечет за собой одновременное повышение спроса и увеличение объемов продаж, а следовательно, будет результатом более высокой общей выручки. А если бы цена росла, то общая выручка падала бы, так как при эластичном спросе повышение цен сопровождается еще большим падением спроса и уменьшением объема продаж. И, напротив, при неэластичном спросе падение цен снижает общую выручку (общая выручка возрастает медленнее по сравнению с темпами снижения цены).
Если
же эластичность равна 1, то темпы изменения
цен и общей выручки адекватны.
Эти взаимосвязи показаны в таблице 3.
Таблица 3. Зависимость общей выручки от реализации от эластичности спроса по цене
|
Из вышесказанного можно сделать два вывода:
— можно судить об эластичности спроса, лишь зная изменения цен и объемов спроса;
— повышение цен не может быть выгодным и полезным при эластичном спросе, так как суммарный доход снижается так же, как и количество клиентов. Аналогично, если спрос неэластичен, то целесообразно цены не снижать, поскольку за этим последует снижение дохода, а клиентов станет больше.
Итак, изменение цены вызывает изменение объема спроса. Но существуют и неценовые факторы спроса, которые включают: уровень доходов потребителей туристских товаров и услуг, количество потребителей, качество услуг, моду и вкусы. Они также влияют на спрос.
Рассмотрим эластичность спроса по доходу, поскольку рост доходов оказывает немаловажное влияние на повышение спроса на турпродукцию при любой заданной цене. Таким образом, доход потенциальных потребителей и спрос находятся в прямой зависимости.
Эластичность спроса по доходу — это чувствительность спроса к изменениям в доходах потребителей. Она определяется как процентное изменение доходов при неизменных ценах.
Эффект изменения в доходах графически отражен на рис. 6, где D0 (Y0) — кривая спроса на путешествия при уровне дохода Y0. Если уровень дохода повышается от Y0 до Y1, то объемы спроса также возрастут. Это означает, что вся кривая спроса смещается вправо. При определенной цене РА количество туров, на которое имеется спрос, первоначально было Q0 (на кривой спроса D0 (Y0)). С повышением дохода до Y1 спрос при том же уровне цены РА возрастает до Q1 (на кривой спроса D1 (Y1)).
Рис.
6. Эластичность спроса на туризм по доходу
Эластичность спроса по доходу из определения может быть выражена следующим уравнением:
или
где ∆Q — изменение объема спроса Q на туры
∆Y — изменение дохода Y.
Эластичность спроса по доходу может варьироваться от нуля до бесконечности. Когда эластичность по доходу находится в пределах между нулем и единицей, спрос считается неэластичным по доходу, то есть вне зависимости от изменения в доходах спрос останется более или менее стабильным. Если эластичность больше единицы, то спрос эластичен по доходу, и это означает, что по мере роста семейного дохода или доходов определенного сегмента рынка и при неизменных ценах на путешествия спрос на туры возрастет. Эластичность может быть равна и единице.
Товары
низкого качества являются исключением
из этого правила. В данном случае
нет прямой зависимости между
доходом и количеством
Согласно закону Энгеля с увеличением дохода уменьшается та его часть, которая расходуется на товары первой необходимости, и увеличивается доля расходов на предметы роскоши и духовное развитие (сюда же относится и туризм).
Товары можно разделить на три группы:
1) товары низшего ранга — в основном продовольственные, которые обеспечивают минимальное физическое существование;
2) товары нормального качества — некоторые продовольственные и промышленные товары;
3) высококачественные, особо модные товары и товары-раритеты.
При увеличении доходов спрос на товары первой группы сначала увеличивается, затем стабилизируется, а потом начинает снижаться; спрос на товары второй группы сначала растет, затем стабилизируется, а потом вновь начинает расти; спрос на товары третьей группы сначала круто идет вверх, а потом стабилизируется.
Туризм по сути является товаром нормального качества, хотя определенные его сегменты имеют характеристики низкокачественных товаров. Поэтому предполагается, что семья, чей доход повысился, путешествует больше. В то же время данная семья может теперь отдыхать в отеле, а не в кемпинге, как раньше, или путешествовать самолетом вместо наземного транспорта. Таким образом, кемпинг и наземный транспорт в данном случае можно считать товарами более низкого качества, поскольку повышение доходов привело к снижению спроса на них. В то же время объемы затрат увеличились, а следовательно, туризм — товар нормального или высшего качества
В общем туризм считается эластичным по доходу (εY > 1). Он связан с необязательными расходами, и поэтому очень подвержен влиянию изменений в доходах потребителей. Расходы на отдых — это одна из первых статей расходов, которая сокращается вслед за уменьшением дохода и зачастую увеличивается в большей пропорции по мере повышения дохода. Однако, существует мнение, что туризм неэластичен по доходу (εY < 1), по крайней мере в процветающих странах. В этих странах ежегодный отдых — это неотъемлемая часть семейного календаря. В случае, если семейный доход существенно понизился, население этих стран пожертвуют другими благами, чтобы позволить себе путешествовать в целях рекреации. Очевидно, что в данном случае эластичность по доходу снижается, но мере увеличения благосостояния нации. Но для того, чтобы утверждать, что туристский спрос неэластичен по доходу, нет достаточных оснований. Поэтому в общем туристский спрос является эластичным по доходу.
Каждый потребитель испытывает на себе влияние вкусов и предпочтений других потребителей. Выделяются три типичные формы влияния окружающих людей на потребителя, которые порождают в поведении покупателя три эффекта:
1)
эффект присоединения к
2) эффект сноба;
3)
эффект престижного
Особое значение сейчас приобретает эффект присоединения к большинству, когда потребитель стремится покупать то, что покупают все. Бытует убеждение, что все цивилизованные люди — туристы. Поэтому ранее не путешествовавшие люди стремятся восполнить этот пробел, чтобы не остаться "белыми воронами". Надо отметить, что в послекризисных условиях этот эффект способствует развитию внутреннего туризма, поскольку туризм стал неотъемлемой частью жизни большинства людей, а зарубежные туристские поездки многим стали недоступны.
Эффект сноба означает, что потребитель туристского продукта хочет отличиться от большинства. Покупатель-сноб никогда не купит то, что покупают другие. Здесь тоже имеет место зависимость от окружающих, но она имеет обратную направленность.
Эффект Веблена — это эффект престижного или демонстративного потребления. Считается, что определенные товары привлекательны для людей, которые покупают с тем, чтобы произвести впечатление на окружающих. В туризме примерами могут служить особо дорогие новинки туристского рынка — туры на выживание. Цены и спрос на них находятся в прямой зависимости друг от друга.
В
туристской индустрии существует очень
небольшая группа потребителей, у
которой практически нет
При формировании туров и размещении их на рынке основную роль играет востребованность этих туров у населения. Поэтому в первую очередь надо учитывать запросы потребителя. Решение о путешествии предполагает принятие других взаимосвязанных решений и включает не только оценку и выбор единственного турпродукта из альтернативного ряда, но ориентировано на выбор подходящей "смеси" из различных услуг, предлагаемых предприятиями индустрии туризма. В идеале каждый из элементов этой "смеси" должен быть оценен индивидуально, чтобы цель — максимально возможное удовлетворение потребностей — была достигнута.
Процесс
покупки конкретного
1.
Осознание нужды или проблемы.
Потребитель осознает цель
2. Поиск информации. Потребитель обращается к источникам: личным (семья, друзья), коммерческим (реклама) и общедоступным (средства массовой информации). В результате сбора информации повышается осведомленность об имеющихся на туристском рынке производителях, их предложениях и т. д. Потребитель использует информацию, чтобы составить комплект вариантов, из которых сделает окончательный выбор.