Спрос и предложение в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Анализ влияния спроса и предложения на покупательскую способность для туристского продукта и за счет чего происходит это влияние.

Содержание

Введение
1. Спрос: понятие, показатели, факторы влияния
2. Предложение: понятие, показатели, факторы влияния
3. Факторы, влияющие на спрос и предложение
туристского рынка
3.1 Ценовой фактор
3.2 Неценовые факторы
4. Стимулирование спроса через предложение
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач Полины.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

     3. Оценка вариантов. Потребитель  оценивает варианты, рассматривая  туристское предложение как определенный  набор свойств. Каждый считает  для себя приоритетными свойства, имеющие отношение непосредственно к личным нуждам и мотивам.

     4. Решение о покупке. Оценка вариантов  ведет к ранжированию объектов  в комплекте выбора, формируя  намерение совершить покупку  наиболее предпочтительного варианта, с учетом ожидаемого семейного  дохода, цены тура и выгод от его приобретения.

     5. Реакция на покупку. Потребитель  получает (или не получает) удовлетворенность  от приобретенного турпродукта,  степень которой измеряется соотношением  между ожиданиями и конкретно  воспринимаемыми свойствами турпродукта. Ожидания формируются на основе информации, получаемой потребителем от сотрудников туристских предприятий, друзей, из других источников. Если характеристики турпродукта завышаются, у потребителя могут сложиться слишком высокие ожидания, которые, вероятнее всего, обернутся разочарованием. Чем больше разрыв между ожидаемыми и действительными свойствами турпродукта, тем острее неудовлетворенность потребителя. Соответствие ожиданиям дает потребителю удовлетворенность, превышение ожиданий — большую удовлетворенность, несоответствие ожиданиям — неудовлетворенность. Удовлетворенность или неудовлетворенность турпродуктом может отразиться на последующем поведении потребителя и его туристских мотивациях.

     Таким образом, можно утверждать, что потребитель  редко приступает к действиям, руководствуясь лишь одним побудительным мотивом. Реальное поведение потребителя на рынке предопределено разнообразием туристских мотивов, часто не совпадающих во времени и отражающих его личные интересы и потребности, что в каждом конкретном случае приводит к разному результату.

     Даже  при представлении турфирмы одного и того же региона могут возникнуть проблемы в составлении программы  тура. Ведь для турфирмы как и  для региона крайне важно получать прибыль круглогодично. Туризм в  свою очередь характеризуется в большинстве своем таким понятием как сезонность.

     Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики туристского спроса, которая проявляется  во внутригодовых повышениях или  понижениях уровней спроса на путешествия  на протяжении ряда лет. Рассмотрим различные уровни предложения, которые может обеспечить туристский регион в соответствии с меняющимся из—за сезонности спросом на туристский продукт.

     Туризм  — это отрасль услуг, а услуги не могут храниться — в этом причина того, что спрос в течение года переживает пики и падения. В туриндустрии должны предприниматься все усилия для того, чтобы свести к минимуму сезонные отклонения спроса. Существует реальная возможность влияния на сезонную неравномерность спроса в туризме. Приведенные ниже графики иллюстрируют различные варианты предложения средств размещения и других компонентов предложения в соответствии с изменяющимися в течение года уровнями спроса на туры в конкретный туристский регион.

     Так, на рис. 7а показан спрос на определенное туристское направление. Если не предпринимать никаких действий для стабилизации спроса, то можно определить три возможных уровня предложения. На рис. 7б уровень предложения задан таким образом, что спрос в "высокий" сезон полностью удовлетворяется. Это предполагает, что туристы, приезжающие в туристский район в пик сезона, будут с комфортом размещены, перегрузки отелей и материальной базы не будет. В то же время в "низкий" сезон регион будет страдать от чрезвычайно низкого уровня загрузки отелей, что, очевидно, повлияет на прибыльность. С другой стороны, если предложение будет поддерживаться на низком уровне (рис. 7в), то вся материальная база туризма будет настолько загружена, что снизит поток желающих отдохнуть в данном туристском регионе. Туристы не будут удовлетворены, а будущее этой туристской зоны будет представляться очень сомнительным.

     Если  же предложение зафиксировать между  уровнями спроса в "высокий" и "низкий" сезоны (рис. 7г), т. е. найти среднюю величину, то проблема некоторым образом смягчается. Тем не менее из-за этого в периоды небольшого спроса загрузка отелей будет весьма незначительной, а в пиковые периоды отели будут перегружены — ни то, ни другое нежелательно.

    а) 

 

 

      
Рис. 7. Изменяющиеся в течение года уровни спроса и предложения
 

     Для максимального удовлетворения клиентов и круглогодичной эксплуатации оборудования и материальной базы необходимо предпринимать  определенные действия. Существуют две  возможные стратегии в таких  ситуациях.

     1. Многоцелевое использование. Эта стратегия включает совмещение различных аспектов, привлекающих туристов в "высокий" сезон, которые поддерживают туристский спрос на путешествия в данный регион в течение "низкого" сезона. Чем более многофункциональны ресурсы района, тем больше вероятность успеха, так как они могут использоваться круглый год. Фактически пиковый сезон в регионе продлевается. Продление главного туристского сезона оказывает сильное влияние на эффективность работы туристской фирмы:

     — снижение загрузки материально-технической базы ведет к прямым убыткам в основной деятельности туристской фирмы;

     —обеспечивается более полная занятость населения и ликвидируется безработица;

     — повышается уровень использования основных фондов других отраслей: транспорта, питания, коммунально-бытового хозяйства и т. д.;

     — более рационально используются природные ресурсы.

     Фестивали, карнавалы, конференции, конгрессы, спортивные мероприятия, устраиваемые и продвигаемые в "низкий" сезон, — тоже примеры  стратегии многоцелевого использования.

     2. Дифференциация цен. Эта стратегия подразумевает создание новых рынков в "низкий" сезон с использованием снижения цен в качестве мощного инструмента для отвлечения интереса от турпоездок в "высокий" сезон в целях повышения спроса в межсезонье.

     Рекламные кампании по продвижению турпродукта и усовершенствованный маркетинг также могут влиять на уже сложившиеся схемы спроса.

     Важность  повышения спроса в межсезонье, а  следовательно, и уровня эксплуатации усиливается тем фактом, что в  туриндустрии постоянные издержки довольно высоки по сравнению с эксплуатационными (переменными) издержками. Это значит, что даже незначительное повышение общего годового дохода вызовет пропорционально большее повышение прибыли. Благодаря тем туристам, которые переключатся на межсезонные турпоездки из-за более приемлемых цен, спрос в "высокий" сезон может немного понизиться (рис. 8а). Тем не менее, это понижение будет минимальным. Как правило, когда спрос в межсезонье поддерживается стратегией многоцелевого использования, это никоим образом не влияет на спрос в пик сезона. Поэтому общий спрос в течение года значительно возрастает (рис. 8б).

         а) 

         б)

     Рис 8. Снижение влияния сезонности посредством снижения цен в "низкий" сезон и многоцелевого использования. 

     Кроме рассмотренных стратегий уравновесить спрос в "низкий" и "высокий" сезоны помогают некоторые тенденции дифференциации цен (а) и стратегии многоцелевого использования (б) в трудоустройстве и схемах отдыха и отпусков. Необходимо учитывать внешние экономические факторы, которые оказывают влияние на туристскую отрасль:

     — За последние 10 лет сокращение рабочей  недели значительно замедлилось, поскольку  в мировой экономике обострилась  конкурентная борьба. В результате рабочее время стало более  гибким, а занятость и пенсионное обеспечение менее гарантированными.

     — Рабочая нагрузка увеличивается, а  время для отдыха постоянно сокращается, качество жизни снижается. Компании вынуждены минимизировать свои рабочие  издержки, из которых отпуска и  пенсии являются самыми дорогостоящими.

     Высокий уровень технологий делает работодателей менее зависимыми от персонала, что вынуждает рабочих и служащих трудиться дольше и в менее выгодных условиях, чтобы сохранить свои рабочие места.

     Исследование  тенденций развития отпускного времени, проведенное в 18 странах, на которые приходится 73 % всех расходов на туризм в мире, показало, что их влияние на мировой туризм будет весьма значительным. И хотя спрос на отдых вряд ли ослабеет, сокращение отпускного времени будет протекать все более быстрыми темпами. Отпуска будут длиться по 3-4 дня, включая выходные, но увеличится их частота, поскольку людям потребуются более интенсивные перерывы на отдых.

     Гибкий  график отпусков, возрастающая популярность трехдневных выходных, включающих пятницу  или понедельник, разделение отпусков между разными сезонами — все это способствует изменению динамики туристского спроса.

     Итак, появляется новый потребитель туристских услуг с более высоким уровнем  дохода, но обделенный временем. Турагентам придется разрабатывать новую маркетинговую  стратегию, организовывать новые туры на доступных туристских направлениях. Эти "новые" туристы будут требовать от туриндустрии предоставления им высокоэффективных методов выбора и приобретения туров. А отсрочки и ожидания, ассоциирующиеся с некоторыми видами путешествий, будут рассматриваться ими как крайне нежелательные. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

     Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.

     Покупательскую способность относят к демографическим факторам, влияющим на спрос турпродукта. Выделяют две основные взаимозависимости дохода и спроса на туристские услуги: доход, покрывающий только жизненные потребности (неэффективен для туризма); доход, позволяющий покупать товары высшей категории (очень эффективен для туризма).

     В условиях современного мира туризму  придается очень большое значение. При выборе туров человек ориентируется на множество факторов, основным из которых является предложение на рынке туруслуг. И если покупательская способность оказывает влияние на формирование спроса, то предложение в свою очередь оказывает влияние на покупательскую способность турпродукта. За последние несколько лет население привыкло выезжать на отдых как минимум раз в год в другие страны, поэтому какая-то часть семейного годового бюджета при любых условиях будут откладываться на туризм. При этом вкусы потребителей меняются ежегодно, и соответственно, меняется предложение. Так, например, еще 10 лет назад большинство продаваемых туров в Беларуси составляли туры средней стоимости (отели 3-4 звезды, вылет из Москвы и т.п.). Сейчас наиболее популярны туры по системе "все включено". И это обусловлено скорее тем, что население готово платить более высокую стоимость за больший комфорт, чем возрастанием благосостояния.

     Таким образом, можно сказать, что спрос  и предложение влияют на покупательскую способность турпродукта, постоянно  повышая стоимость предлагаемых туруслуг, через повышение их качества.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Александрова  А.Ю. Международный туризм. М.:Аспект Пресс, 2004. 240 с.
  2. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. 3-е изд. — Москва: Академия, 2005.
  3. Горбылева З.М. Экономика туризма. Мн., 2004. 478 с.
  4. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 304 с.
  5. Квартальнов В.А. Туризм. — Москва: Финансы и статистика, 2002.
  6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. — Москва, 2001
  7. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник; МГУ им. И.В. Ломоносова. — Москва: Издательство «Дело и Сервис», 2002
  8. Экономика туризма: Учеб. пособие / З.М. Горбылева. Мн.: БГЭУ, 2004
  9. Яковлевап Г.А. Экономика и статистика туризма : Учеб. пособие/ Г.А. Яковлева. М.: РДЛ, 2005

Информация о работе Спрос и предложение в туризме