Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 18:26, доклад
Краткое описание
Социогенетический анализ детской субкультуры, имеет большое значение для развития сознания и личности ребенка, — детского сообщества, группы сверстников. Детская субкультура (от лат. sub — под и cultura — возделывание, воспитание, развитие) — в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.
Чудовищное сочетание страшного
и смешного в этих стишках, кощунственное
обращение подростков к запретным темам
и нарушение нравственных норм в словесной
форме обеспечивает переживание "радостного
ужаса", свидетельствуя о дегуманизации
общественной жизни и демонизации детского
сознания в последние десятилетия. Определенная
поэтизация жестокости в подростковой
среде, когда "совесть отступает перед
блеском остроумия", создает парадоксальную
логику "антимира", создаваемого
в детской субкультуре сегодня (Плеханова,
1995; Чередникова, 1995; Поэтика "страшного"..,
1996).
Развитие данных форм детского
фольклора в последние годы, безусловно,
свидетельствующих об изменениях детского
сознания в сторону его демонизации, требует
пристального изучения подобных трансформаций
в детской субкультуре.
Одна из важнейших черт детской
субкультуры — наличие собственного языка
общения между детьми, отличающегося особым
синтаксическим и лексическим строем,
образностью, зашифрованностью. Д.Б. Элъконин
при изучении устной и письменной речи
учащихся обнаружил своеобразие не только
лексических значений и грамматических
форм, но и синтаксиса детского языка,
например, при несовпадении грамматического
и психологического подлежащего [Эльконин,
1998].
В процессе коммуникации дети
придумывают "тайные языки", недоступные
пониманию непосвященных, прежде всего
взрослых, зачастую это может быть прибавление
к слову какой-либо тарабарской приставки
или окончания, типа "ус", тогда обычная
фраза принимает странное звучание: "Мамаус
ушлаус наус работус, приходиус коус мнеус"
(мама ушла на работу, приходи ко мне). Более
старшие дети пользуются особым сленгом
в устном общении и разработанной тайнописью
— в письменном. Все эти ухищрения, иногда
довольно наивные, необходимы детям для
создания покрова романтической таинственности
и свидетельствуют о стремлении к автономизации
детской субкультуры.
В отличие от взрослого, ребенок
свободно экспериментирует с языковым
материалом, чувствует скрытую энергию
слова, которая осела в нормативном словаре;
подобно поэтам, дети снимают с родного
языка закостенелые напластования и ищут
первозданные его смыслы, делая слово
живым и предметным, пластичным и вбирающим
все возможные оттенки значения (Абраменкова,
1974; Чуковский, 1981).
Детское словотворчество, подобное:
"копатки, красняк, кустыня", сродни
народной этимологии — "полуклиника,
гульвар, мимо-юбка"; но особенно эти
параллели напрашиваются при знакомстве
с перевертышами: "Ехала деревня мимо
мужика, а из-под собаки лают ворота"
— столь любимыми детьми. Перевертыши
— особые словесные микроформы, в которых
наизнанку выворачивается норма, явление,
очевидное становится невероятным, проблематизируются
общепринятые представления. Своими корнями
эти "лепые нелепицы" (К.Чуковский)
уходят в народную смеховую культуру как
средство расширения сознания, переосмысления
мира, творчества. Игра в перевертыши позволяет
ребенку осмыслить относительность самой
нормы, но не в целях ее отрицания, а в целях
творческого применения к конкретным
жизненным ситуациям — всегда уникальным
и неповторимым. В своих словотворческих
опытах ребенок фиксирует резервный потенциал
родного языка, возможности его развития,
не ведая об этом, вот почему К.И. Чуковский
и Р. Якобсон называли детей гениальными
лингвистами.
Еще одна важная черта детской
субкультуры — табуирование личных имен
в детских сообществах и наделение сверстников
прозвищами и кличками. Эта сторона проявления
автономизации детской группы, особенно
характерная для подростковой и юношеской
среды, к сожалению, до сих пор не стала
предметом внимания исследователей. Между
тем именно прозвища представляют собой
своеобразное проявление самого содержания
детской субкультуры и богатый материал
для уяснения механизмов функционирования
детских сообществ в онто- и социогенезе.
Прозвище, в отличие от собственного
имени ребенка, всегда эмоционально насыщено,
оно несет в себе момент оценки (позитивной/негативной,
либо амбивалентной). Однако смысловые
акценты могут быть различимы, лишь исходя
из внутреннего социокультурного контекста
детского сообщества. Если в младшем школьном
возрасте прозвище — это, как правило,
печать яркой индивидуальности, а отсутствие
его обидно, то у подростков оскорбительные
прозвища — признак аутсайдера, но в любом
случае: иметь прозвище — значит, быть
замеченным сверстниками.
Важнейшим элементом детской
субкультуры являются религиозные представления
и духовная жизнь детей. Духовное нами
понимается как такая деятельность сознания,
которая направлена на определение личностью
критериев добра и зла, формирование мотивов
поведения в согласии (или противоречии)
с совестью, а также и на поиск смысла жизни
и своего места в ней. Совесть — духовная
инстанция, выражение нравственного самосознания
личности, позволяющего осуществлять
контроль и оценку собственных поступков.
Детская духовная жизнь являет
собой наиболее глубокую, интимную сторону
жизни ребенка, но и наиболее сокрытую
часть от внешнего наблюдателя (не только
взрослого, но и сверстника). Именно это
имел в виду и об этом прекрасно сказал
В.В. Зеньковский: "Мы знаем, мы глубоко
чувствуем, что там, в глубине детской
души, есть много прекрасных струн, знаем,
что в душе детской звучат мелодии — видим
следы их на детском лице, как бы вдыхаем
в себя благоуханье, исходящее от детской
души, — но стоим перед всем этим с мучительным
чувством закрытой и недоступной нам тайны"
(Зеньковский, 1995. — С. 208).
В силу особой мифологичности
детского сознания с верой в сверхъестественное,
потребностью в обретении высшего средоточия
целостного мира, его Творца, и Вседержителя
каждый ребенок естественно религиозен.
Даже в том случае, если ребенок отлучен
от религиозной традиции, как подавляющее
большинство детей России постреволюционного
периода, потребность в "горней сфере",
поиск эмоциональной связи с высшим, живое
богообщение свойственно детской душе
в полной мере, подобно душе первобытного
человека [Тайлор, 1989; Топоров, 1995].
Для российской духовной традиции
характерно особое отношение к ребенку
как "наследнику Царствия Божия",
выразившееся в церковном почитании детей,
погибших насильственной смертью, так
что можно говорить об особом чине детской
святости в русском православии [Абраменкова,
1995; Федотов, 1990]. Это благоговейное почитание
детей при внешней строгости и суровости
воспитания и юридическом детском бесправии
кажется еще более парадоксальным при
обращении к материалам о месте ребенка,
детства в социальной жизни русского народа.
Уважительное отношение к детской
жизни в различных слоях общества было
обусловлено, с одной стороны, религиозными
представлениями о ребенке как воплощении
ангельской чистоты, простоты и целомудрия
(в соответствии с евангельским призывом
"Будьте как дети"), а с другой — проявлялось
в признании за детьми автономного мира
детской субкультуры и пространства детских
игр (шла ли речь о дворянском особняке
или самой бедной крестьянской избе).
Современные наши дети, порой
начисто лишенные религиозной традиции,
тем не менее зачастую проявляют недюжинное
мужество и способность отстаивать свои
убеждения. Несколько лет назад на уроке
природоведения 8-летний мальчик, вопреки
ожиданиям учительницы и одноклассников,
рассказал о сотворении мира и о первом
человеке Адаме. Учительница выразила
свое неудовольствие, а первый силач и
хулиган на перемене пригрозил мальчику:
"А ну, бросай свои сказки, всем известно,
что человек произошел от обезьяны!",
на что мальчик ответил: "Может, ты произошел
от обезьяны, а меня сотворил Господь!",
за что и был доколочен "сторонником"
дарвинской теории.
В детских традиционных верованиях,
свойственных религиозному фольклорному
сознанию, в среде младших школьников
бытуют различные "языческие" рассказы
о колдовстве, нечистой силе и предметах-вредителях
(красное пятно, черная рука и др.) (Мир
детства и традиц. .., 1996; Чередникова, 1995).
Но в более старшем возрасте присутствуют
и христианские-православные представления:
рассказы о святых, о чудесном спасении,
о посещении "того" света, которые
детьми зачастую мыслятся индивидуально
и обсуждаются в кругу сверстников для
уяснения понятий греха, воздаяния, нравственной
ответственности [Тарабукина, 1995/ - С. 78].
Однако в своей массе свои религиозные
чувства дети часто скрывают и от сверстников,
боясь насмешки, предпочитая обращаться
непосредственно к "высшей инстанции",
способной услышать и помочь. Вот пример
детской молитвы — девочки Наташи 8 лет:
"Господи, сохрани нас!
Дай нам здоровья, успехов в
жизни. Спаси! Спаси! Господи, помилуй.
Господи, помилуй. Господь наш Иисус
Христос, мы любим тебя. И Божья
Матерь, сохрани нас и спаси. Не
давай никому обижать малышей.
Дай всем детям учиться хорошо,
на "4" и "5". Дай малышам
в садике здоровья. Дай нам, Господи,
быть красивыми и долго жить,
до 100 лет. Спаси нас. Господи, мы никогда
Тебя не забудем. Мы Тебя, Боженька,
любим больше всех на свете
и ждем Твое Рождество — 7 января"
(записано бабушкой девочки в декабре
1995 г.). Подобные детские молитвы присущи
как нецерковным, стихийно верующим детям,
так и воцерковленным, знающим тексты
молитв и Священное писание, но испытывающим
потребность в "своих" молитвах для
выражения духовного устремления, просьбы.
Изучение духовной психологии
как самостоятельного направления психологической
мысли, столь блестяще начатое в начале
XX в. плеядой замечательных ученых: Н.О.
Лосским, Г.В. Флоровским, В.В. Зеньковским,
С.Ф. Франком и др., стремилось восстановить
права психологии в старом, буквальном
и точном значении этого слова, т.е. создания
"истинной науки о духе и человеке"
не животном, а образе Божьем (Психологическая
наука.., 1997). После длительного перерыва
духовная психология возвращается в науку,
особо отрадно внимание ученых к вопросам
духовно-целостного мировоззрения и нравственного
поведения детей (Ничипоров, 1994; Невярович,
1997; Церковь, дети, и.., 1997). Хочется выразить
надежду, что изучение детских религиозных
представлений в контексте духовной психологии
и культуры — вопрос недалекого будущего.
Смеховой мир детской субкультуры.
Существование высшего, святого,
горнего всегда предполагает и наличие
— пусть в скрытой форме — низшего, бесовского,
дольнего. Подобно тому как в Древней Руси
наряду с исключительной духовной культурой
и благочестием существовала смеховая
культура рождественских Святок и Масленицы,
буйных игр, кощунственных представлений,
"срамных" песен и плясок, также и
внутри детской субкультуры нельзя не
увидеть "низовые" формы устных текстов
фольклора. К ним могут быть отнесены всевозможные
розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых
(типа современного озорства с дверными
и телефонными звонками в городах), пародии
(типа "У Лукоморья дуб спилили..."),
а также детская неприличная (скабрезная)
поэзия, те же садистские стишки и другие
формы, в которых комическое, веселое,
к которому всегда стремится ребенок,
приобретало психологический смысл нарушения
запретов взрослых. На единый источник
и общий способ самоподачи смехового мира
взрослых и некоторых форм детского фольклора
указывается известным культурологом
Д.С. Лихачевым: "Рифма и особый условный
ритм как знаки шутки ближе всего стоят
к тому способу дразнить, который распространен
среди детей: дразня, дети часто подбирают
"обидные" рифмы к имени того, кого
они дразнят, произносят свои дразнилки
нараспев, пританцовывая, ритмически повторяя
некоторые фразы, выражения, растягивая
слова и т.д." (Лихачев, Панченко, Понырко,
1984. - С. 51). Любовь ребенка к дразнилкам,
перевертышам, временному нарушению статусов,
смеховым ситуациям в одно и то же время
и разрушает, и утверждает порядок и незыблемость
мира, проверяемого им на прочность. Смеховая
активность ребенка — это всякий раз подтверждение
собственного существования через как
бы выворачивание себя и окружающих "наизнанку".
Такой изнаночный, перевернутый,
"дурацкий мир", характерный для средневековой
Руси, в определенной мере свойствен детской
субкультуре в целом не только в силу общего
для них игрового элемента, но и потому,
что в этом карнавале человек изымается
из всех привычных стабильных форм и погружается
в стихию хаоса, неопределенности, поскольку
смех нарочито искажает мир он как бы экспериментирует
над миром, лишает его разумных объяснений,
причинно-следственных связей.
Смеховой антимир порождает
своих персональных представителей смеховых
ситуаций — всевозможных шутов, скоморохов,
клоунов, а для русской традиции это прежде
всего фигура дурака. Русский дурак ведет
себя по-детски наивно: говорит, что не
принято, не считается с авторитетами,
раздевается, где не положено, делает все
наоборот. Подобно андерсеновскому мальчишке,
он единственный кричит, что "король
голый", обнажая "голую правду",
нередко обнажается сам, высмеивая и обличая.
Такое поведение дозволяется только дураку
или малому ребенку: "Бабушка, а где
черти? — Какие черти? — А мама сказала,
что тебя черти несут" (Чуковский, 1981].
Эта фраза могла быть сказана действительно
"святой простотой", но могла прозвучать
с псевдодементным видом очень умным ребенком
из шалости.
Шалуны и озорники в детской
субкультуре вполне вписываются в представления
о смеховом мире как мире нарушения-приличий
и норм поведения, свержения авторитетов
и переворачивания привычных понятий.
Эти дети с выраженным чувством юмора
умеют видеть смешное в самом серьезном,
представлять ситуации в самом неожиданном
свете и тем вызывать к ним повышенный
интерес окружающих. "Работая на публику",
шалуны включают в орбиту своих экспериментов
вялых, безалаберных или трусливых детей,
потешаясь над ними, заставляют их двигаться,
обороняться. Известный педагог Ш. Амонашвили
придавал шалунам большое значение в педагогическом
процессе, подчеркивая в них остроумие,
сообразительность, жизнерадостность,
умение применять свои способности в любых
неожиданных условиях и вызывать у взрослых
чувство необходимости переоценки ситуаций
и отношений. В его книгах есть немало
страниц, представляющих собой своеобразную
"хвалебную оду" шалунам: "Нельзя
было бы строить настоящую педагогику,
не будь детских шалостей, не будь озорников.
Они дают пищу для того, чтобы педагогическая
мысль двигалась дальше и чтобы воспитатели
были постоянно озабочены необходимостью
думать творчески, Проявлять новаторство,
педагогическое дерзание" (Амонашвили,
1983. — С. 26). Воистину, шалуны - двигатели
педагогического прогресса!
Таким образом, с меховой мир
детства встроен в детскую субкультуру
наряду с миром страшного, опасного, а
также с миром божественного, мистического
- в социокультурной регуляции жизни детского
сообщества.