Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:28, реферат
Туризм — это не только важная отрасль экономики, но и сложная организационная структура. Не всегда можно точно определить, что же относится к туризму: потребители не замечают тесного взаимодействия туристских структур, а представители туристских предприятий выделяют в своей работе лишь часть общей системы. Между тем структура туризма определяет место трудовых коллективов и отдельных работников в туристских регионах, организациях и предприятиях. Это своего рода каркас, на котором строятся их отношения.
Причины, побуждающие людей вступать в неформальные отношения, можно сгруппировать следующим образом:
- чувство принадлежности.
Удовлетворение потребности в
чувстве принадлежности — одна
из самых сильных наших
- взаимопомощь. Естественно,
можно обратиться за помощью
к своему формальному
- защита. Люди всегда знали,
что сила — в единстве, поэтому
важной причиной вступления в
неформальную организацию
- общение. Люди хотят
знать, что происходит вокруг
них. Поскольку во многих
- симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам — просто для того, чтобы быть ближе к тому, кто им симпатичен.
Признаки характеризующие группы
Неформальные группы одновременно могут быть и похожи, и непохожи на формальные структуры. В связи с этим необходимо выделить признаки, характеризующие эти группы:
- социальный контроль. Неформальные
организации осуществляют за
своими членами социальный
Речь идет об установлении
и укреплении норм — групповых
эталонов приемлемого и
5
неформальной группой, может положительно влиять на достижение целей формальной организации;
- сопротивление переменам.
В неформальных организациях
всегда наблюдается тенденция
к сопротивлению переменам.
неформальные лидеры. У неформальных организаций,
как и у формальных, есть свои лидеры. Однако
лидер формальной организации имеет поддержку
в виде делегированных ему официальных
полномочий и действует в отведенной ему
конкретной функциональной области, а
опора неформального лидера — признание
его группой. Сфера влияния неформального
лидера может выходить даже за административные
рамки формальной организации.
Неформальный лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее существование.
Существование неформальных групп в организации — вполне нормальное явление. Такие группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив, и формальный руководитель организации должен их поддерживать. Так, например, фирма «Коргинг гласc» (США) установила в здании эскалаторы (вместо лифтов), чтобы увеличить возможность неформальных контактов между сотрудниками; фирма «МММ» (США) организует клубы с целью повышения вероятности случайных бесед, способствующих решению проблем. Все это усиливает чувство причастности к коллективу. Здесь налицо единство и солидарность, которые проявляются не только в труде, но и в часы досуга.
Товарищеские контакты во время работы и по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый психологический климат в организации.
Проектирование
Было бы неправильно утверждать,
что существуют рецепты оптимальной
организационной структуры, подходящей
для всех организаций. Организацию
следует формировать таким
Наряду с целями и стратегиями туристской системы, являющимися детерминантами формирования организационных структур, особое внимание следует обратить на следующие аспекты этой проблемы: характеристику окружающего мира; характеристику организации; личные характеристики исполнителей. С точки зрения рамочных условий они могут оказывать большое влияние на выбор формы туристской организации.
Окружающий мир и туристская организация. Анализируя внешний мир, в котором функционируют туристские организации, можно выделить следующие его характеристики:
- на рынках сбыта —
средние показатели роста
- на рынках занятости — несмотря на безработицу в некоторых других отраслях, в
6
туризме приостановлена нехватка кадров (в гостиничных хозяйствах возросли расходы на оплату труда); увеличились расходы за пользование сооружениями, энергией и сырьем; развиты технологии, позволяющие разрабатывать новые методы и средства управления производством, а также ускоряющие обработку информации.
В связи с расширением
этих тенденций большинство
Организация и ее показатели
Сама организация и ее показатели. На организационную структуру организации влияют такие факторы, как объем выполняемой ею работы, разнообразие услуг, производственные технологии и новые приемы обработки информации, ее правовая основа, форма собственности, географическое расположение ее филиалов.
Исполнители задач туристской
организации. Уровень образования,
структура потребности и
Необходимо также указать
и на то, что нынешнее время перемен
обусловливает необходимость
Методика проектирования организационных структур
Решение о проектировании
организационной структуры
7
Первый этап — анализ организационных структур. Анализ действующей структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации, т.е. насколько эта структура рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся следующие факторы:
принципы управления —
соотношение между
аппарат управления — перегруппировка
подразделений, изменение взаимосвязей
между ними, распределение полномочий
и ответственности, выделение в
самостоятельные структуры
функции управления — усиление стратегического планирования (корректировка «бизнес-плана»), усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к управлению путем реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и пр.;
хозяйственная деятельность
— изменение технологического процесса,
углубление межфирменного сотрудничества,
техническое переоснащение
В результате анализа можно
выявить «узкие» места в
Второй этап — проектирование организационных структур. Все модели проектирования организационной структуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы:
метод аналогий предполагает
использование опыта
экспертный метод базируется
на изучении предложений экспертов-
структуризация целей
предусматривает выработку
организационное моделирование
позволяет четко сформулировать
критерии оценки степени рациональности
организационных решений. Суть его
состоит в разработке формализованных
математических, графических или
машинных описаний распределения полномочий
и ответственности в
Процесс проектирования
В процессе проектирования структуры управления организацией решаются, как правило, следующие задачи: определение типа структуры управления;
уточнение состава и количества
подразделений по уровням управления;
численность административно-
Вместе с тем, проектируя
новые организационные
8
Требования
Организационные структуры должны удовлетворять следующим требованиям:
оптимальности. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления;
оперативности. Суть данного требования состоит в том, чтобы за период от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, при которых реализация принятых решений уже не нужна;
надежности. Структура аппарата
управления должна гарантировать достоверность
передачи информации, не допускать
искажения управляющих команд и
других передаваемых данных, обеспечивать
бесперебойность связи в
экономичности. Задача состоит
в том, чтобы нужный эффект от управления
достигался при минимальных затратах
на управленческий аппарат. Критерием
этого может служить
гибкости, т.е. способности изменяться в соответствии с изменениями внешней среды;