Томас Кук-человек придумавший туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:09, реферат

Краткое описание

Англичанин Томас Кук не просто изобрел туризм и создал первую туристическую фирму. Его заслуга куда значительнее — миллионам людей, чья жизнь традиционно ограничивалась стенами дома да несколькими соседними улицами, он открыл красоту и разнообразие огромного мира. Ведь даже в «просвещенном» XIX веке, как его именовали современники, на путешествие, хотя бы краткое, обычно отваживались немногие. Если, конечно, их не толкала в путь острая необходимость.


Сын небогатого фермера Томас Кук родился в английской деревушке Мельбурн 22 ноября 1808 г. Уже в десять лет из-за смерти отца он начал работать - садовником, потом недолгое время печатником, а впоследствии освоил ремесло краснодеревщика. В 18 лет он стал баптистским проповедником и одним из активистов местного общества трезвости.
Томас Кук был вполне благополучным человеком, ничем не выделяющимся среди других, таких же как он, англичан со средним достатком. Однако было в нем что-то, позволившее не просто следовать, как большинству, жизненным обстоятельствам, а суметь воспользоваться ими.
В 1840 г. было открыто железнодорожное сообщение между Дерби и Рагби. Дымное и не слишком комфортное детище прогресса вызывало в публике восторг, восхищение, но никак не желание прокатиться на грохочущем чудовище. Это был своего рода экстрим, привлекающий немногих. Но Томас Кук сумел оценить и возможности нового скоростного транспорта, и нужду железнодорожных компаний в общественном признании. Он встретился с главой Midland Railway и убедил его предоставить скидку соратникам Кука по борьбе с пьянством в случае, если они наймут поезд. Состав был ему необходим, чтобы попасть на ежеквартальный съезд сторонников трезвости в Лафборо, в 12 милях от Лондона.
Воинствующим абстинентам идея Кука прокатиться на поезде понравилась. Тем более что и сама поездка, и обещанные развлечения, и еда должны были обойтись не в такую уж большую сумму — 1 шиллинг.
5 июля 1841 г. под звуки оркестра и приветственные крики толпы 570 человек организованно отбыли в Лафборо. Эту дату можно, смело считать днем рождения туризма. В восторге от путешествия были и первые в мире туристы, и владельцы железнодорожной компании, которые получили отличную рекламу. Но больше всех был доволен Томас Кук, который, возможно, еще даже не прозревал открывающиеся перед ним возможности. В свой дневник он внес скромную запись: «Я имел честь возглавить первую публичную железнодорожную экскурсию в истории Англии».
В 1866 г. первая туристическая группа из англичан, которую возглавил Джон Меисон Кук, побывала в Соединенных Штатах

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Как все начиналось…………………………………………………...4
Кук все обеспечит………………………………………………….....5
От Ла-Манша до Суэца……………………………………………….6
Thomas Cook сегодня……………………………………...……………….8
Источники…………………………………………………………………..9

Вложенные файлы: 1 файл

Томас Кук - человек придумавший туризм.docx

— 30.43 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение………………………………………………………………3
  • Как все начиналось…………………………………………………...4
  • Кук все обеспечит………………………………………………….....5
  • От Ла-Манша до Суэца……………………………………………….6
  • Thomas Cook сегодня……………………………………...……………….8
  • Источники…………………………………………………………………..9
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Англичанин  Томас Кук не просто изобрел туризм и создал первую туристическую фирму. Его заслуга куда значительнее —  миллионам людей, чья жизнь традиционно  ограничивалась стенами дома да несколькими  соседними улицами, он открыл красоту  и разнообразие огромного мира. Ведь даже в «просвещенном» XIX веке, как  его именовали современники, на путешествие, хотя бы краткое, обычно отваживались немногие. Если, конечно, их не толкала в путь острая необходимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Сын небогатого фермера Томас Кук родился в английской деревушке Мельбурн 22 ноября 1808 г. Уже в десять лет из-за смерти отца он начал работать - садовником, потом недолгое время печатником, а впоследствии освоил ремесло краснодеревщика. В 18 лет он стал баптистским проповедником и одним из активистов местного общества трезвости.

Томас Кук был вполне благополучным  человеком, ничем не выделяющимся среди  других, таких же как он, англичан со средним достатком. Однако было в нем что-то, позволившее не просто следовать, как большинству, жизненным обстоятельствам, а суметь воспользоваться ими.

В 1840 г. было открыто железнодорожное сообщение  между Дерби и Рагби. Дымное и не слишком комфортное детище прогресса вызывало в публике восторг, восхищение, но никак не желание прокатиться на грохочущем чудовище. Это был своего рода экстрим, привлекающий немногих. Но Томас Кук сумел оценить и возможности нового скоростного транспорта, и нужду железнодорожных компаний в общественном признании. Он встретился с главой Midland Railway и убедил его предоставить скидку соратникам Кука по борьбе с пьянством в случае, если они наймут поезд. Состав был ему необходим, чтобы попасть на ежеквартальный съезд сторонников трезвости в Лафборо, в 12 милях от Лондона.

Воинствующим  абстинентам идея Кука прокатиться  на поезде понравилась. Тем более  что и сама поездка, и обещанные  развлечения, и еда должны были обойтись не в такую уж большую сумму  — 1 шиллинг.

5 июля 1841 г. под звуки оркестра и  приветственные крики толпы 570 человек организованно отбыли  в Лафборо. Эту дату можно, смело считать днем рождения туризма. В восторге от путешествия были и первые в мире туристы, и владельцы железнодорожной компании, которые получили отличную рекламу. Но больше всех был доволен Томас Кук, который, возможно, еще даже не прозревал открывающиеся перед ним возможности. В свой дневник он внес скромную запись: «Я имел честь возглавить первую публичную железнодорожную экскурсию в истории Англии».

В 1866 г. первая туристическая  группа из англичан, которую возглавил  Джон Меисон Кук, побывала в Соединенных Штатах 
 
 

КУК ВСЕ ОБЕСПЕЧИТ

За первой последовали другие поездки. Причем поначалу Томас организовывал их без всякой выгоды для себя. Так  продолжалось до 1845 г., когда он заработал  первые деньги на экскурсии в Ливерпуль. Но трудился он явно не ради выгоды. Его  скорее увлекала сама работа. В 1846 г. он объявляет о начале тематических путешествий - поездок в Шотландию, на родину Вальтера Скотта и Роберта  Бернса. Затем появляются туры по Ирландии, Уэльсу, на остров Мэн.

Некоторые биографы Кука объясняют популярность этих туров любовью англичан к  творчеству великих шотландцев. Но, наверное, весомой были причины социальные и экономические. Во-первых, в начале 40-х трейдюнионы добились для рабочих и служащих ежегодных отпусков. У огромной массы людей появилось свободное время. Во-вторых, Кук пользовался поддержкой железнодорожных компаний, которым очень нравился придуманный им девиз «Железные дороги — для миллионов». В-третьих, Кук никогда не ориентировался исключительно на богачей. В круг своих потенциальных Клиентов он старался включать и людей со средним достатком. И, наконец, в-четвертых, предоставляемые им услуги всегда отличались высоким качеством.

Вручив  себя в руки агентов Кука, можно  было быть уверенным, что поездка  будет комфортной, безопасной, познавательной; что даже путешествие вокруг света  не потребует ровно никаких усилий. Кук все обеспечит. В общественном мнении репутация контор Кука была высока и непоколебима.

Энергия Томаса Кука была поистине поразительной. Ему удается уговорить некоторых  крупных английских землевладельцев  открыть свои поместья и замки  для туристов. Одновременно Кук создает  клубы для рабочих, члены которых  еженедельно вносили в кассу  небольшую сумму, а в итоге  получали туристическую путёвку  в Лондон на торгово-промышленную выставку. Благодаря его усилиям ее смогли посетить 165 тыс. человек. Томас начинает издавать журнал «Экскурсант» — первый журнал для туристов, который просуществовал до Второй мировой войны.

Применительно к жизни и деятельности Томаса Кука часто приходится использовать слово «первый». Он был , неистощим на выдумки и идеи. Поэтому совершенно логично, что очень скоро от внутреннего туризма Кук перешел к зарубежному. В 1855 г. он открывает первый заграничный маршрут в Париж, на Всемирную выставку.

Thomas Cook & Son была первым туроператором, воспользовавшимся авиацией для перевозки туристов. Это произошло в 1919 году

ОТ  ЛА-МАНША ДО СУЭЦА

Консервативные  судовладельцы не столь благоволили  Куку в отличие от нуворишей делового мира — железнодорожных магнатов. На скидки для его клиентов, собравшихся  в Европу, они не пошли. Но в результате получилось по пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: Кук, отказавшись от переправы через  Ла-Манш, организовал многоэтапный маршрут, включавший остановки в  Брюсселе, Кельне, Гейдельберге, Баден-Бадене, Страсбурге и Париже. Назад, в Лондон, туристы возвращались через Гавр или Дьеп.

Надо  отдать должное Куку, его предусмотрительности, умению вникать даже в мелкие детали, прогнозировать самые разные ситуации. Он сам проехал весь маршрут, подписал контракты с перевозчиками, владельцами  гостиниц, рестораторами, гидами. Выпустил подробные путеводители, содержавшие  массу практических советов, как  себя вести в чужой стране. И  опять ошеломляющий успех.

В 1868 г. Томас Кук ввел систему гостиничных  купонов, по которым  можно было получить по фиксированной  цене номер в отеле  во всех крупных городах  Британии

Свою  благодарность за популяризацию  парижской выставки ему выразил  император Наполеон III.

Спустя  восемь лет Кук осваивает Швейцарию, а затем присоединяет к своей  туристической империи и Италию.

В 1864 г. к Томасу присоединяется его сын  Джон Мейсон. Под его руководством экспансия продолжается. Контора Thomas Cook & Son возит англичан в Новый Свет, а американцам предлагает поездки в Англию и в Европу. А затем наступает время Азии.

То, что  Кук обратил внимание на Палестину, было вполне естественно. Всю жизнь  он оставался ревностным христианином, и идея паломничества в Святую землю была ему, конечно, близка. Учитывал он и тот фактор, что о такой  поездке мечтали миллионы католиков, православных, протестантов в Европе и в Америке. Первую группу «паломников  Кука» из 60 человек сопровождали 77 вооруженных сотрудников фирмы  и караван из 87 вьючных лошадей. Главное было обеспечить максимальный комфорт богомольцам. Кстати, уровень  его оказался столь высок, что  к Куку обратился наследник британской короны принц Уэльский с просьбой включить в следующий тур своих  сыновей Альберта и Георга.

Премьер-министр  Великобритании Гладстон увидел в туристической индустрии, которую так успешно выстраивал Томас Кук, мощный политический инструмент. С целью укрепления связей между метрополией и колониями он предложил Куку организовать для англичан поездки в Индию, а для богатых и влиятельных индусов — в Англию. Политический заказ был выполнен с блеском. Более того, Кук стал возить индусов-мусульман в Мекку. Изобретенный им религиозный туризм стал процветать с первого года.

От Индии  Томас Кук перешел к Египту. Это тоже была правительственная  инициатива. Британцы обживали не только открытый в 1869 г. Суэцкий канал, но и  Нил. Кук пустил по нему экскурсионные  суда. Путешествие в Египет, включая  стоимость билетов на пароходы и  поезда, проживание в гостиницах, питание, экскурсии, услуги гидов, обходилось в  зависимости от класса от 81 до 119 фунтов. Деньги большие, но отнюдь не сумасшедшие.

Первый  кругосветный тур, который  был организован  Томасом Куком  в 1872-1873 гг., длился 222 дня. За это время  путешественники  преодолели 25 тыс. миль. В 1991 году, в ознаменование  очередной круглой  даты, компания Кука организовала кругосветное путешествие. На этот раз для него потребовалось  всего 34 дня

Цены  в конторе Кука, действительно, были умеренные. Как уже отмечалось, за высокими прибылями он не гнался. Комфортабельное  путешествие вокруг света, по утверждению  газеты Daily Express, можно было совершить за 183 фунта 18 шиллингов.

Кстати, когда Томас Кук умер в 1892 г. его  личное состояние оценивалось всего  в 2 497 фунтов стерлингов. Сын пережил  отца всего на семь лет. Дело перешло  к внукам — Фрэнку Генри, Эрнесту  Эдварду и Томасу Альберту. 
 
 
 
 
 
 
 

Thomas Cook сегодня

В начале XX века компания Thomas Cook & Son процветала. В 1926 г. ее центральный офис перебрался на Беркли-стрит в аристократическом лондонском районе Мейфэр. И вдруг, к всеобщему изумлению, Фрэнк и Эрнест {Альберта уже не было в живых) принимают решение продать свой успешный бизнес. Его новым хозяином - становится бельгийская железнодорожная корпорация Wagons-Lits, владевшая самыми фешенебельными на континенте поездами, в том числе и знаменитым «Восточным экспрессом».

В последующие  годы компания Кука неоднократно переходила из рук в руки. Многие стремились обладать этим прославленным брендом, но далеко не всем удавалось cделать предприятие прибыльным. В 1942 г. британское правительство реквизировало активы компании и, чтобы избежать финансового коллапса, передало контрольный пакет акций четырем крупнейшим железным дорогам страны. А в 1948-м, после национализации магистралей, компания вообще отошла к государству.

Общеизвестно, что когда за управление отраслью берутся государственные чиновники, она становится неповоротливой, у мало восприимчивой к новым веяниям и идеям. Так случилось и с компанией Thomas Cook & Son. В послевоенные годы на рынок вышли молодые, энергичные предприниматели, которые предложили англичанам новые привлекательные возможности по более низкой цене. И хотя дела у старейшего туроператора мира шли неплохо, а в 1965 г. общая прибыль даже впервые перевалила за 1 млн фунтов стерлингов, новички всерьез потеснили своего «влиятельного прародителя.

В 1972-м  в результате денационализации Thomas Cook & Son вновь перешла в частные руки и была куплена консорциумом в составе Midland Bank, Trust House Forte и Автомобильной ассоциации. Сразу же были приняты экстренные меры по восстановлению утраченных позиций. В результате компания смогла устоять во время экономического кризиса 70-х годов, когда обанкротились многие туристические фирмы. А в последующие годы, уже при новых владельцах, предприняла мощную экспансию, захватывая одну за другой крупные британские и зарубежные компании.

Сегодня Thomas: Cook & Son - крупнейшая и наиболее респектабельная на Британских островах туристическая компания. По Своим экономическим показателям она — вторая в Европе и третья в мире. В Великобритании и во многих других странах насчитывается свыше тысячи ее агентств. На нее сейчас работает более 16 тыс. человек.

Причина успеха Thomas Cook & Son в том, что руководство компании, уловив новейшие экономические веяния века, сумело создать мощную вертикально интегрированную корпорацию, которая оказывает своим клиентам весь комплекс туристических услуг. Через сеть собственных агентств, колл-центров, систем интернет-продаж и телевизионных «магазинов на диване» она предлагает им туры на любой вкус и в любую страну. Через свои обменные бюро компания обеспечивает путешественников необходимой валютой и дорожными чеками, в том числе и фирменными — Thomas Cook. Ее знаменитыми и, по общему признанию, самыми полными и точными путеводителями, ведущими историю еще с далекого 1855 г., пользуются миллионы искателей приключений. И, наконец, она обладает крупнейшим в Великобритании флотом чартерных воздушных кораблей, доставляющих туристов куда они только пожелают. Переиначив классическую фразу, можно сказать, что над империей Кука никогда не заходит солнце. В минувшем году Thomas Cook & Son отметила 165-летнюю годовщину первой туристической поездки. Она встретила юбилей на подъеме, сохранив славные традиции своего основателя и в то же время вдохнув в них современное звучание, безудержную фантазию и молодой предпринимательский азарт.

Информация о работе Томас Кук-человек придумавший туризм