Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 11:25, дипломная работа
Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике. По данным
Всемирной Туристской организации (ВТО) он обеспечивает десятую часть мирового
валового национального продукта, свыше 11 процентов международных инвестиций,
каждое 9-е рабочее место в мировом производстве
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1 ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «БУРАБАЙ»
1.1 Рельеф и геологическое строение ………………………………………….6
1.2 Климатические ресурсы и внутренние воды ………………………………11
1.3 Почвы, растительный и животный мир ……………………………………21
2 ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЩУЧИНСКО-БОРОВСКОЙ КУРОРТНОЙ
ЗОНЫ
2.1 Стратегия развития туризма. Факторы, обеспечивающие привлекательность
объектов туристской деятельности ………………………………………..36
2.2 Характеристика оздоровительных комплексов «Бурабая» ……...............47
2.3 Перспективы и предложения по использованию туристского потенциала
Щучинско-Боровской курортной зоны ……………………………………49
3 ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БОРОВОГО
3.1 Легенды Бурабая ……………………………………………………………57.
3.2 Экскурсии по Боровому ……………………………… …………………..65
3.3. Туры по Боровому …………………………………………………………67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЯ ……
Природно-климатические факторы – часть туристских ресурсов, представленная природными комплексами, лечебно-оздоровительными местностями, объектами, явлениями природы, используемыми для организации туризма.
Туризм имеет ярко выраженную ориентацию на использование природных ресурсов. При этом потребление туристских ресурсов происходит без их изъятия, в месте их локализации. Посещение мест катастроф(землетрясений, наводнений, извержения вулканов),сафари на природе, охота, рыбалка, осмотр пещер, подводных объектов, ледников, водопадов, участие в водных путешествиях, использование вод, лечебных грязей, раны лиманов и озер, благоприятного климата и т.д. создают возможность производства разнообразного туристского продукта. Природно-климатические ресурсы - национальное достижение страны. Они фиксируются в кадастре и являются факторами, вызывающими туристский интерес. Но с активным развитием туризма резко возрастают нагрузки на природные комплексы, и без того страдающие от негативного воздействия производства, поэтому стратегия развития туризма должна быть оптимальной и эффективной. Техногенные факторы загрязнения окружающей среды, вызванные интенсивным развитием производства, являются одной из острейших проблем современного общества и препятствуют развитию туризма.
Ядовитые стоки промышленных предприятий отправляются в реки, а оттуда в море. Отравление дикой природы очевидно: рыба перестает заходить в реки, птицы не устраивают гнездовий, звери обходят отравленные места стороной. Водоемы становятся источниками различных заболеваний.
Загрязненные свалками территории отравляют окружающую среду, нанося не поправимый ущерб природе. Гибнут животные, растения, деградируют ландшафты, уродуется облик Земли. Особенно вредны не санкционированные свалки. Расходуются огромные средства на очистку территории, на обезвреживание захоронений отходов. Водные ресурсы обеспечивают различные виды постоянно растущего водопотребления: питьевого и бытового, с/х и промышленного.
Оставляет желать лучшего и качество воды. Во избежание вспышек инфекционных заболеваний вода хлорируется. Использование хлора улучшает качество воды, создает опасные ситуации (возможность утечки хлора).
Уровень шума является одной из серьезных проблем. Работа клубов, дискотек, ресторанов, громко звучащих телевизоров и т.д. по мнению специалистов, ведут к глухоте населения, нервным стрессам, психическим расстройствам. При шуме более 80 децибелов у человека повышается кровяное давление и нарушается сердечный ритм. Все большим спросом у туристов стали пользоваться клубы тишины, где в звукопоглощающих интерьерах можно насладиться тишиной.
Состояние атмосферного воздуха так же вызывает тревогу экологов. Растет число заболевания туберкулезом, раком, гепатитами B, C и другими тяжелыми болезнями. Значительное истощение природных богатств, наличие техногенных факторов побуждает правительство создавать охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки. В настоящее время на территории РК их насчитывается 10 заповедников, 10 Государственных национальных парков, 63 заказника и 24 памятника природы.
Природная среда нуждается как в охране для туристов, так и в защите от туристов. Туристская деятельность должна быть природо - сберегающей, сохраняющей, сохраняющей наследие для следующих поколений. Здесь речь идет уже об экологическом туризме, который заключается в соблюдении туристами определенных правил:
В настоящее время экологический туризм является наиболее перспективным видом туризма.
Культурно-исторические факторы:
Памятники культуры, архитектуры, литературы, истории и т.д. их уникальность, бесценность и привлекательность создают устойчивую мотивацию туризма, служат основой для организации культурного туризма, формируют культурно-исторические факторы его развития. Даже при самых сжатых сроках деловых поездок туристы стараются познакомиться с историей и культурой разных народов, открыть и познать неизведанное.
Культурный туризм является одной из основных форм устойчивого развития туризма, обеспечивающего устойчивость национальной экономики.
Потребность людей в расширении кругозора, получении новых знаний и впечатлений побуждает их к путешествиям, посещениям исторических мест, научных центров, археологических памятников, музеев, картинных галерей, к знакомству с народными промыслами, культурой и традициями местного населения, к участию в различных фестивалях, языковому обучению и т.д.
Материально-технические факторы определяют экономический и производственный потенциал материально-технической базы (МТБ) туризма.
МТБ туризма является совокупность всех вещественных элементов, используемых в сфере туризма. Сюда включают производственные здания и сооружения, транспортные средства, средства связи, оборудование и оснащение, всевозможные машины, аппараты, устройства и т.д.
Степень развития МТБ характеризуется объемами, научно-техническим уровнем, соответствием способу производства товаров и услуг. Сегодня лидером в туризме может стать лишь тот, кто не только упорно и много работает, но и в мере использует возможности технического прогресса, имеет современную, хорошо оснащенную МТБ, применяет новейшие технологии.
Базовыми составляющими МТБ туризма являются транспорт и средств размещения. Транспорт является не объемлемой частью туристского продукта. Туризм – это, прежде всего, выезды с использованием различных транспортных средств.
Транспортные средства распределяются на следующие группы:
автодорожный транспорт
Распределение мирового туристского потока по видам транспорта:
Автомобильный – 41%
Железнодорожный – 7%
Воздушный – 44%
Водный – 8%
Наиболее популярными являются перевозки автобусами и поездами. Средства размещения – объекты, используемые для предоставления туристам во время путешествия услуг размещения.
Средства размещения делятся на 2 категории: коллективные и индивидуальные. Коллективные средства размещения, в свою очередь, делятся на:
К индивидуальным средствам размещения относятся квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи и прочие, сдаваемые в наем.
Турист во время путешествия попадает в среду, отличающуюся от обычной среды его обитания, и это пребывание вне дома чревато для него всевозможными опасными обстоятельствами. Незнание языка, обычаев, традиций, отсутствие иммунитета от распространяемых в этой местности болезней, перегруженность программ и сложность маршрутов и, как следствие этого, интенсивные нагрузки становятся угрозой для жизни и здоровья люде. Нередко туристы становятся жертвой внутриполитических становлений, терроризма, уголовных преступлений, попадают в районы боевых действий. Развитие туризма напрямую зависит от обеспечения безопасности туристов, от уровня защиты их жизни, здоровья, имущества.
Существует классификация вредных факторов - это:
температуры, влажность, ветер, перепады давления)
режимов сна, отдыха, приема пищи)
Безопасность в туризме обеспечивается полным и достоверным информированием туристов, соблюдением требований, технических регламентов, различными видами страхования и другими мерами.
Информация (от лат. разъяснение, изложение) – определенные сведения, передаваемые людям любым способом: устно, письменно, условными сигналами, с помощью технических средств коммуникации.
Информация распространяется через печать, радио, телевидение, кино, экскурсии, звукозапись, видеозапись.
Страхование – еще один способ защиты жизни, здоровья, имущества туристов от возможного причинения ущерба от посягательства третьих лиц. Страховщик выплачивает туристу определенную сумму при наступлении страхового случая: внезапного заболевания, несчастного случая, утраты имущества и др. Страхование все чаще становится обязательным условием любого тура.
Техническое оснащение систем безопасности повышает уровень защиты туристов, позволяет контролировать ситуацию. Транспортные средства, вокзалы, аэропорты, предприятия туристской индустрии оснащаются новейшими техническими устройствами: электронными замками, камерами слежения, металлодетекторами и другими современными средствами безопасности.
Обучение персонала поведению в экстремальных условиях также является необходимым условием обеспечения безопасности.
Все перечисленные меры укрепляют безопасность туристов во время путешествий. Безопасные туры вызывают доверие туристов и повышают спрос.
Фактор сезонности в туризме занимает особое место. Он учитывает влияние определенных сезонов года на состояние туризма и может быть одновременно положительным для одних видов туризма и отрицательным для других. В туризме различают:
В «высокие сезоны» наблюдается замеченная активность туристов, резко повышается спрос на туристский продукт, увеличивается количество туристов, путешествующих с определенной целью, тесно связанной с сезоном: летом – пляжный туризм, «зеленый» туризм, летние виды спорта и т.д., зимой – зимние виды спорта, подледный лов, зимняя охота и др.
Деловые и культурно-зрелищные бизнес - мероприятия, эффективный маркетинг с дифференцированными ценами уменьшают негативное влияние фактора сезонности на развитие туризма.
Классификация факторов.
Основные факторы, влияющие на развитие туризма специалисты распределяют по группам:
Динамичные факторы - изменяющиеся во времени и пространстве. К ним относятся политические, социально-экономические, демографические, материально-технические.
Внешние не оказывают прямого воздействия на туризм. К ним относятся изменения рыночной коньюктуры, изменение тарифов перевозок, арендных платежей, нарушение договорных обязательств партнерами и отсутствие законодательных рычагов воздействия на них. Внутренние воздействующие непосредственно в сфере туризма: соотношение спроса и предложений, появление новых туристских сегментов на рынке, развитие и укрепление туристского бизнеса, организация объединений, рост взаимодействия в туризме, материально-технические, технологические и др.факторы.
Экстенсивные факторы определяют количественное увеличение: рост численности работников, увеличение количество вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов, создание новых туристских объектов. Появление новых заповедников – экстенсивный фактор развития экологического туризма.