Эксплуатация спелеоресурсов в туристско-рекреационной индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Объектом курсовой работы являются спелеоресурсы планеты. Предметом – возможность использования этих ресурсов в рекреационной деятельности. Цель курсовой работы – провести анализ состояния мирового спелеотуризма, выявить ключевые проблемы эксплуатации спелеоресурсов в туристско-рекреационной деятельности и предложить основные пути решения этих проблем.
Основными задачами работы являются:
изучение истории развития спелеологии и спелеотуризма,
характеристика и классификация пещерных систем,
описание наиболее крупных и значимых памятников природы,

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...…….6
Раздел 1. Спелеология – наука о пещерах
Понятие спелеологии, история развития науки……………………………………………..7
Понятие, характеристика и видовое разнообразие пещер………………………………...10
Раздел 2. Спелеотуризм как вид туристско-рекреационной деятельности
2.1. Понятие и специфика спелеотуризма………………………………………………………15
2.2. Мировые центры спелеотуризма……………………………………………………………18
2.3. Крупнейшие пещерные системы РФ……………………………………………………….24
Раздел 3. Эксплуатация спелеоресурсов в туристско-рекреационной индустрии
3.1. Значение пещер и экологические проблемы рационального использования спелеоресурсов……………………………………………………………………………………27
3.2. Мероприятия по исследованию и охране пещер…………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………………………..35
Список используемой литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Эксплуатация природных пещер в мировом спелеотуризме (курсовая).doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...…….6

Раздел 1. Спелеология – наука о пещерах

    1. Понятие спелеологии, история развития науки……………………………………………..7
    2. Понятие, характеристика и видовое разнообразие пещер………………………………...10

Раздел 2. Спелеотуризм как вид туристско-рекреационной деятельности

2.1. Понятие и специфика спелеотуризма………………………………………………………15

2.2. Мировые центры спелеотуризма……………………………………………………………18

2.3. Крупнейшие пещерные системы РФ……………………………………………………….24

Раздел 3. Эксплуатация спелеоресурсов в туристско-рекреационной индустрии

3.1. Значение пещер и экологические проблемы рационального использования спелеоресурсов……………………………………………………………………………………27

3.2. Мероприятия по исследованию  и охране пещер…………………………………………..30

Заключение………………………………………………………………………………………..35

Список используемой литературы…………………………………………………………..…..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В начале третьего тысячелетия большинство территорий в нашем мире пройдены человеком, все примечательные объекты земной суши известны через прямое исследование или дистанционные съемки. В течение 20-го столетия люди достигли четыре крайних цели географического исследования на планете: двух полюсов, самой высокой горной вершины и самой глубокой впадины в океане. Может казаться, что время истинного первопрохождения и Великих Географических Открытий на планете Земля безвозвратно осталось в прошлом. Однако все еще остается возможность открытий в практически безграничном трехмерном мире природных пещер, скрытом в земной коре, малоизвестном человечеству. В чистом смысле, исследование пещер - единственное истинное физическое географическое исследование, которое еще остается. Глубокие подземные пещеры не могут быть отображены никакими известными геофизическими средствами, современными или предвидимыми. Они могут быть исследованы только прямым прохождением.

В современном мире спелеотуризм является одним из наиболее динамично развивающихся видов туризма. Этот вид туризма может быть как спортивным, так и массовым. 

Наша планета богата спелеоресурсами, большинство из которых можно использовать в туристско-рекреационных целях. Во многих странах существуют специальные клубы и организации, которые проводят лекционные и практические занятия по спелеотуризму. Эти организации разрабатывают специальные программы по изучению пещер, прокладке новых маршрутов, организуются спелеологические турниры. Члены клубов сотрудничают с экологическими и природоохранными организациями, предпринимают меры по облагораживанию мест отдыха. В этом заключается актуальность выбранной темы.

Объектом курсовой работы являются спелеоресурсы планеты. Предметом – возможность использования этих ресурсов в рекреационной деятельности. Цель курсовой работы – провести анализ состояния мирового спелеотуризма, выявить ключевые проблемы эксплуатации спелеоресурсов в туристско-рекреационной деятельности и предложить основные пути решения этих проблем.

Основными задачами работы являются:

    • изучение истории развития спелеологии и спелеотуризма,
    • характеристика и классификация пещерных систем,
    • описание наиболее крупных и значимых памятников природы,
    • рассмотрение спелеотуризма, его классификации и основных понятий,
    • характеристика экологического состояния пещер,
    • рассмотрение возможных путей решения проблем не рационального использования спелеоресурсов.

В ходе данного исследования были использованы источники периодической, непериодической литературы, данные сети Интернет, статистических сборников. Основную помощь в написании курсовой работы оказали такие издания как: Международный туризм - Александрова А.Ю, Рекреационная география- Николаенко Д.В., Экологический туризм - Сергеева Т.К., Занимательная спелеология - Дублянский В.Н.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Первая глава посвящена истории развития спелеологии, как науки о пещерах, в главе приводится характеристика пещерных систем. Во второй главе приводится характеристика спелеотуризма, а также описание некоторых крупных выдающихся пещерных систем мира.

Третья глава посвящена непосредственно эксплуатации пещерных памятников природы в рекреационной деятельности, проблемам не рационального использования спелеоресурсов.

 

Раздел 1. Спелеология – наука о пещерах

    1. Понятие спелеологии, история развития науки.

Спелеоло́гия (от греч. спелео — «пещера» и логос — «учение») — комплексная наука, раздел наук о Земле, а именно карстоведения, на стыке физической географии, гидрогеологии и минералогии, занимающаяся всесторонним исследованием пещер и изучающая природные подземные пространства, - их происхождение, эволюцию, возраст, морфологию, минералы, состав и миграцию подземных вод, вмещающие породы, а также органический мир (подземные экосистемы) и остатки древней материальной культуры.

Спелеология возникла на пересечении интересов карстоведения и пещероведения. Через карстоведение она связана с основными "обеспечивающими" геологическими (геология, гидрогеология, геоморфология) и географическими (гидрология, климатология, почвоведение, ландшафтоведение, палеогеография) науками; через пещероведение - с ботаникой, зоологией, археологией, антропологией, медициной, спортом, хозяйством. Благодаря такой системе связей происходит взаимное обогащение исходных направлений, возникают новые, "пограничные" науки.

В некоторых странах, в том числе и в России, под словом «спелеология» ошибочно понимается не только наука, изучающая пещеры, но и спортивный туризм, связанный с прохождением пещер. На самом деле их следует различать: спелеология — это наука, а спортивно-туристические направления, связанные с посещением пещер, относятся к спелеотуризму. Зарубежные коллеги, не мудрствуя, назвали свое занятие кейвинг - от английского "cave" - пещера, а себя - кейверами.

Пещеры справедливо называют колыбелью человечества. С незапамятных времен они использовались как жилища человека, места магических обрядов, храмы, загоны для скота, склады различных продуктов. Это своеобразная каменная летопись, в которой записаны первые страницы общечеловеческой истории.

Как известно, изучение пещер в познавательном аспекте начинается с античного периода. Примером этому служит «Аргонавтика» А. Родосского (III – II вв. до н. э.), «География» Страбона (I в. н. э.), сочинения Псевдо-Плутарха (II в. н. э.) и др. Особенно ценны в этом отношении 16 сочинений Страбона с описанием пещер в странах древних цивилизаций (в Европе, Азии, Африке). В период Средневековья изучение пещер (как и др. объектов природы) значительно отставало от античного времени.

В XVII-XVIII веках человек снова стал приглядываться к пещерам. Волна географических исследований, развитие естествознания подтолкнули и целенаправленный сбор сведений о пещерах, прежде всего о наиболее доступных. Пастухи и охотники, кладоискатели и авантюристы, географы и колонизаторы, искатели приключений и исследователи-одиночки - вот основные поставщики скудных сведений о пещерах в то далекое время. Но постепенно во многих странах не только Европы, но и Азии, и Нового Света появляются вполне научные описания, первые карты пещер.

Австрийский спелеолог X. Триммель, рассматривая историю становления науки о пещерах, выделяет четыре периода:

    • барокко (XVI—XVII вв.),
    • просвещения (XVIII в.),
    • романтики (XIХ в.) и
    • классический (конец XIX — начало XX вв.).

К концу третьего, романтического, периода в мире было известно несколько тысяч небольших, в основном — легкодоступных пещер. Выяснилось, что пещеры представляют интерес для многих наук, а территории, где они развиты, обладают рядом особенностей, затрудняющих их хозяйственное освоение. Первые отчаянные попытки более глубокого проникновения в подземный мир показали, что человек знает только его «прихожую». Все это способствовало переходу к четвертому периоду, который историки науки связывают с именем Э. А. Мартеля.

В 1890 году наука о пещерах получила имя: французский археолог Эмиль Ривьер предложил термин «спелеология». А после выступления французского ученого Эдуард-Альфреда Мартеля 4 августа 1893 г. на XII Конгрессе французской ассоциации поддержки научных исследований термин «спелеология» получил всеобщее признание. В 1895 г. в Париже было основано «Спелеологическое общество Франции», деятельность которого на протяжении более 40 лет ассоциировалась с именем Эдуарда Альфреда Мартеля, который по праву считается основателем спелеологии как науки. Активная исследовательская, научная и общественная деятельность Э. Мартеля вызвала повышенный интерес к изучению пещер во всем мире. В конце XIX — начале XX вв. спелеологические общества, группы и клубы возникают в десятках стран Европы и Америки. Энтузиасты-спелеологи, число которых неуклонно растет, открывают тысячи новых пещер.

Современную спелеологию в знакомом нам виде невозможно было бы представить и без другого французского исследователя пещер и популязатора таких исследований – Норбера Кастере (1897-1987).

Основная деятельность Кастере пришлась на период между Первой и Второй мировыми войнами и далее на середину 20 века. Известность Кастере получил после проныривания на задержке дыхания сифона в пещере Caverne de Montespan в 1923, приведшей к открытию доисторических рисунков в дальней части пещеры. Он положил начало многим пещерным исследованиям, через свои книги (Десять лет под землей, Тридцать лет под землей, Зов бездны и др.) он заложил фундамент «спортивных» начал в научную деятельность.

Не имея естественнонаучного образования, Кастере сделал значимые открытия в области археологии, биологии, гидрогеологии и подземной топографии.

Что касается нашей страны, то первые упоминания о карстовых явлениях в России содержатся в книге арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 годах.

В 1720 г. В. Н. Татищев, посещая окрестности г. Кунгур указал, что пещеры являются результатом «разведения» (растворения) и обваливания пород. В 1732 г. И. Г. Гмелин побывал в Кунгурской пещере и составил ее план. Большой вклад в формирование знаний о подземном мире внес М. В. Ломоносов. Он доказал, что пещеры имеют физико-химическую природу, объяснил образование «накипей» на стенах пещер осаждением кальцита из водного раствора, предложил русские эквиваленты латинских терминов «сталактит» и «сталагмит» («капь верхняя» и «капь нижняя»), обосновал причины движения воздуха под землей и образование пещерного льда. В конце XVIII в. в разные районы Российской империи отправились организованные по проекту М. В. Ломоносова академические экспедиции. В трудах И. И. Лепехина, Н. П. Рычкова, П. С. Палласа приводятся сведения о многих поволжских (Борнуковская), уральских (Дивья, Капова), кавказских (Провал), крымских (Большой Бузлук), алтайских (Чарышская) пещерах.

В XIX в. с открытием большого количество университетов в России, активизируются исследования пещер. Однако они, как правило, носят прикладной характер. Более основательное изучение пещер началось в 30-е г. ХХ в.

Вторая половина XX в. стала эпохой великих спелеологических открытий. Большую роль в них сыграло развитие и совершенствование технических средств, тактики преодоления различных препятствий, специального снаряжения, средств связи и жизнеобеспечения при многосуточных экспедициях. Не последнюю роль сыграли и организационные достижения: спелеологические союзы и объединения возникли более чем в ста странах мира, в 1953-1997 гг. состоялось двенадцать Международных спелеологических конгрессов, в 1965 г. был создан Международный союз спелеологов (МСС).

Рост спелеологических открытий сопровождался не менее бурным ростом количества научных публикаций, в которых описывались результаты исследований, делались региональные и теоретические обобщения. Перечислить их невозможно, да, вероятно, и не нужно. Более важно другое: коллективные действия спелеологов всех континентов привели к пониманию единства подземного мира, его неделимости государственными границами, высокой экологической ранимости. Пещеры обладают не только удивительными аттрактивными качествами, но и способностью накапливать и сохранять разнообразную информацию о природных условиях прошлого. Как метко заметил чешский археолог К. Скленарж, пещеры - "окаменелая память" человечества. Воспользоваться этими сведениями, прочитать каменную летопись, сохранить ее для потомков могут только люди, непосредственно работающие под землей, т. е. спелеологи.

    1. Понятие, характеристика и видовое разнообразие пещер.

Информация о работе Эксплуатация спелеоресурсов в туристско-рекреационной индустрии