Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа
Цели и задачи работы состоят в следующем:
- изучение создания банды, ее признаки
- юридический анализ действующего уголовного закона об ответственности за бандитизм.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВА БАНДЫ 5
1.1. Объект 5
1.2. Объективная сторона 6
1.2.1. Создание банды и руководство ею 10
1.2.2. Участие в банде 13
1.3. Субъективная сторона 17
1.4. Субъект 18
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ БАНДИТИЗМА С ИНЫМИ ВИДАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 21
2.1. Отличие банды от незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК РФ) 21
2.2. Отличие банды от незаконного преступного сообщества (преступной организации) (ст.210 УК РФ) 24
2.3. Отграничение бандитизма от разбоя (ст. 162 УК РФ) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Из нормы ст. 67 УК следует, что главным в оценке тяжести наказания за преступление, совершенное совместными действиями нескольких лиц, является степень общественной опасности действий, совершенных соучастниками, а не их формальная роль в совершенном преступлении. Иными словами, наказание соучастника должно быть индивидуализировано в зависимости от степени и характера его фактического участия в совершении преступления и его влияния на характер и размер причиненного или возможного вреда.
Субъективная сторона преступления — это психическая деятельность лица, непосредственная связанная с совершением преступления. Она образует психологическое, то есть субъективное, содержание преступления, поэтому является его внутренней (по отношению к объективной) стороной. Содержание субъективной стороны преступления раскрывается с помощью таких юридических признаков, как мотив, цель, умысел.
С субъективной стороны бандитизм традиционно характеризовался прямым умыслом, поскольку в ст. 209 УК содержится указание на специальную цель деятельности банды — совершение нападений. При этом сознанием виновных лиц должны охватываться: а) для организаторов и руководителей банд — организация или руководство деятельностью организованной устойчивой и вооруженной группы лиц, имеющей целью совершение нападений; б) для участников банды — совершение нападений в составе вооруженной устойчивой группы или участие в иной форме в ее деятельности; в) для участников отдельных нападений — участие в нападениях в составе устойчивой вооруженной группы. Организаторы и члены банд, а также участники нападений, сознавая вышеизложенные обстоятельства, желают действовать именно таким образом. Что касается отношения к конкретным последствиям нападений, например, к причинению вреда здоровью в результате нападения, то оно может быть в форме как прямого, так и косвенного умысла.
В конкретных случаях нападения банд могут иметь место в целях совершения убийств, причинения вреда здоровью, изнасилования, захвата заложников, похищения людей, завладения имуществом граждан и организаций, уничтожения либо повреждения имущества, подчинения влиянию банд определенных территорий или лиц и т. д. Анализ судебно-следственной практики показывает, что абсолютное большинство банд преследует в качестве главной цели получение материальной выгоды.
В соответствии с действующим уголовным законодательством (ч.1 ст.209 УК) уголовной ответственности за бандитизм подлежат лица, которым на момент совершения преступления исполнилось 16 лет. Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности за совершение общественно-опасного деяния является вменяемость. Лица невменяемые не могут подлежать уголовной ответственности.
Особо следует остановиться на несовершеннолетних, принимавших участие в банде и совершаемых ею нападениях. Если лицо в возрасте от 14 до 16 лет оказалось вовлеченным в банду, то его действия, как это истекает из закона, нельзя квалифицировать по ст.209 УК РФ.
Действия несовершеннолетних лиц в зависимости от наступивших последствий и всех обстоятельств дела следует квалифицировать следующим образом. Если было совершено с участием несовершеннолетнего нападение на гражданина и при этом было изъято имущество, то несовершеннолетний в случае причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего будет нести ответственность как за разбой, совершенный организованной группой с причинением тяжкого вреда.
В том случае, если несовершеннолетний не проявил сам инициативу при вступлении в банду, и его вовлекли взрослые участники преступной банды, их действия следует квалифицировать по статье Уголовного Кодекса, предусматривающей ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность будут нести только те участники преступления (участник), которые непосредственно воздействовали на несовершеннолетних путем обещаний, угроз или иным способом, склоняя его принять участие в бандитской группировке или в совершаемых ею нападениях. Поскольку бандитизм представляет собой особо тяжкое преступление, то ответственность за вовлечение несовершеннолетнего наступает по ч.4 ст.150 УК РФ, в которой конкретно указано, за вовлечение в совершение каких преступлений она устанавливает уголовную ответственность.
Невменяемые лица вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния своей психики не могут рассматриваться как участники банды, так как для участия в банде необходима предварительная совместная договоренность о совершаемых в будущем действиях, адекватная их оценка и осознание того, что они являются общественно опасными. Если для совершения нападения организатор или руководитель банды привлекает невменяемое лицо, имеет место посредственное причинение вреда и организатор или руководитель должны нести ответственность за те конкретные действия, которые были совершены невменяемым.
В Уголовном кодексе 1996
г. предусматривается
В практике следственных и судебных органов возникает немало вопросов, связанных с отграничением деяния, предусмотренного ст.209 «Бандитизм» от ст. 208 УК РФ «Организации незаконного вооруженного формирования или участие в нем».
Разграничение состава, предусмотренного ст. 208 УК, необходимо провести по ряду объективных и субъективных признаков.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» указано, что «под бандой следует понимать организованную устойчивую вооруженную группу из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации». Из анализа уголовно - правовых норм явствует, что банда по своей сути является организованной группой, закрепленной в ч. 3 ст. 35 УК, располагающей такими дополнительными признаками, как вооруженность и специальная цель. Полагаю, раскрыть понятие бандитизма следует посредством исследования «организованности» и одного из наиболее важных ее составляющих - оценочного признака «устойчивость». По мнению автора, о его наличии могут свидетельствовать: нацеленность на неоднократное совершение преступлений; тщательное распределение ролей при совершении преступлений; формирование ситуации «затягивающей воронки», т.е. структуры, в которую можно войти, но нельзя выйти; наличие «общака» - специального денежного фонда для нужд такой группы; поддержание круговой поруки. Эти признаки и относят банду к особому виду организованной преступной группы.
Именно устойчивая совместная деятельность участников вооруженной группы служит основанием для признания ее бандой. Для организации незаконного вооруженного формирования устойчивость не является конститутивным признаком.
Считаю, рассматриваемые составы преступлений следует отличать по характеру вооруженности. В соответствии с названным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды». В незаконном вооруженном формировании признак вооруженности присущ всему формированию (объединению, отряду, дружине или иной группе) в соответствии со штатным расписанием и установленными для него нормами. При отсутствии оружия у формирования последнее теряет свое предназначение.
Важным признаком банды, отличающим ее от преступления «организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем», является цель ее создания - нападение на граждан или организации. Организация незаконного вооруженного формирования преследует иные цели: политические, социально - бытовые (например, «защитить» город или населенный пункт от криминальных посягательств), националистические и т.д.
В тех случаях, когда члены незаконного вооруженного формирования принимают непосредственное участие в нападении на военные арсеналы, дежурные части органов внутренних дел с целью захвата оружия, их действия должны квалифицироваться как бандитизм по ст. 209 УК, поскольку названные действия не охватываются составом организации незаконного вооруженного формирования. Преступление, предусмотренное ст. 208 УК, здесь перерастает в бандитизм, и, на мой взгляд, дополнительной квалификации по этой статье УК уже не требуется. При этом судебной практике известны случаи квалификации по совокупности ст.ст. 208 УК, 209 УК, если лицо одновременно является членом незаконного вооруженного формирования и членом банды, принимает непосредственное участие в нападениях на граждан. При создании незаконного вооруженного формирования, как и банды, возможны ситуации, когда активные действия лица, направленные на это, в силу их своевременного пресечения правоохранительными органами либо по другим независящим от этого лица обстоятельствам не приводят к его образованию. В этих случаях надо руководствоваться ч. 3 п. 7 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и квалифицировать такие действия как покушение на создание такого формирования.
«Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других ее членов» (ч. 4 п. 5 того же Постановления). Между тем это положение не применимо к составу преступления, предусмотренному ч. 1 ст. 208 УК, ибо иначе искажается содержание и теряется смысл выражения «незаконное вооруженное формирование». Вооруженность формирования как минимум должна быть такой, чтобы хотя бы несколько вооруженных его членов, пусть и при поддержке не имеющих оружия участников формирования, были бы способны провести операцию по типу воинской (боевой), а не просто нападение на гражданина или организацию. Это утверждение, однако, касается лишь видов оружия, предусмотренных Законом «Об оружии». Наличие же в незаконном формировании хотя бы одной единицы военной техники (бронетранспортера, танка, ракетной установки и т.п.) либо оружия более мощного, чем боевое стрелковое (артиллерийская пушка, миномет, гранатомет и др.), годных для использования по своему назначению, само по себе может оказаться достаточным для признания формирования незаконным и вооруженным.
Вооруженная группа может считаться бандой при наличии в ее составе как минимум двух членов. Этого нельзя сказать о незаконном вооруженном формирование. Число участников формирования (даже с учетом того, что в диспозиции ч. 1 ст. 208 УК говорится и об «иной группе»), по общему правилу, должно соответствовать хотя бы самому малому первичному звену воинской части. В противном случае такие имеющие реальное социальное содержание понятия, как «вооруженная группа лиц» и «незаконное вооруженное формирование», в уголовном праве просто утратят свои особенности. Конечно, признание конкретного числа членов группы достаточным для наличия незаконного вооруженного формирования зависит от всех обстоятельств совершения деяния. Однако, прежде всего, при этом надо учитывать поражающую мощность оружия, которым обладает группа.
Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 208 УК, выражается и в руководстве незаконным вооруженным формированием. К руководителям должны быть отнесены лица, его возглавляющие, т.е. обладающие реальной властью в формировании и имеющие полномочия отдавать приказы, распоряжения, выполнение которых в той или иной мере затрагивает формирование в целом: например, командир, его заместители и начальники наиболее важных подразделений. В случаях если указанные лица одновременно являются и организаторами формирования, то им в вину следует вменять как создание, так и руководство этим формированием.
Под участием в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом (ч. 2 ст. 208 УК), подразумевается вступление в него (членство, служба в формировании) и выполнение вытекающих из данного факта обязанностей по обеспечению функционирования этого формирования.
Действия лиц, не создававших формирование и не являющихся его членами, а лишь оказывающих ему содействие, например, советами, заключениями, разработкой всякого рода планов и документов по руководству формированием либо финансами, предоставлением оружия, технических средств, транспорта или вербующих новых его членов, должны квалифицироваться как пособничество (ч. 5 ст. 33 УК) соответственно в руководстве формированием (ч. 1 ст. 208 УК) или в участии в нем (ч. 2 ст. 208 УК).
При принятии УК РФ 1996 г. законодатель учел позиции научных и практических работников, установив в ст. 210 УК ответственность за организацию преступного сообщества. При этом была сохранена ставшая уже «традиционной» норма об ответственности за бандитизм.
По смыслу закона бандитизм
от организации преступного
Первый - это вооруженность, характерная для бандитизма и предполагающая наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия, как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. В составе организации преступного сообщества данный признак не обязателен.
Во-вторых, разграничение проводится по субъективным признакам. Цель бандитизма - нападение на граждан или организации, которое может быть не только тяжким, особо тяжким, но и иным по степени тяжести посягательством. Состав же организации преступного сообщества предполагает цель совершения тяжких или особо тяжких преступлений, планирования их совершения, выражающуюся не только в нападениях, но и в других действиях.