Взяточничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2015 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взяточничества в наше время весьма актуальна. Россия - страна, в которой мы живем, занимает одно из первых мест в мире по коррумпированности. Несомненно, коррупция является деянием, общественно опасным. Коррупция представляет угрозу для всех сторон общества, оказывает негативное влияние на экономическую, политическую и социальную стороны.

Содержание

Введение
1. Понятие взяточничества в уголовном праве
2. Характеристика объекта и предмета преступлений
2.1. Состав преступления «получение взятки» и его квалифицирующие признаки
2.2. Состав преступления «дача взятки» и его квалифицирующие признаки
2.3. Состав преступления «посредничество во взяточничестве» и его квалифицирующие признаки
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

взятки.docx

— 56.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Состав преступления «получение взятки» и его квалифицирующие признаки.

 

Получение взятки - одно из самых опасных и распространенных видов должностных преступлений. Часть 1 ст. 290 УК РФ определяет основной состав получения взятки.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, является нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления.

Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Объективную сторону получения взятки составляет получение взятки лично должностным лицом или через посредника за определенные действия (бездействие) в интересах взяткодателя. В соответствии со статьей 290 УК РФ действия взяткополучателя могут быть выражены в следующих формах: 

- действия (бездействие), которые  входят непосредственно в круг  служебных полномочий должностного  лица, а также незаконные действия (противоправное бездействие) должностного  лица. Служебные полномочия должностного  лица предусмотрены его компетенцией. В Постановлении Пленума Верховного Суда N 6 разъясняется, что "под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями, а под незаконными действиями должностного лица - неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения" (п. 10).

- способствование в силу  своего должностного положения  определенным действиям (бездействию) других должностных лиц. В данном  случае виновный использует свое  положение и служебные связи, чтобы необходимые действия (бездействие) были совершены третьим лицом. При этом третье лицо в соответствии  с разъяснениями Пленума ВС  РФ (п. 4) также является должностным. Необходимо отметить, что использование должностным лицом личных или родственных отношений в том случае, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения; В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействию) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за

 

подстрекательство  к  злоупотреблению  должностными  полномочиями  или превышению должностных полномочий).

- общее покровительство  и попустительство по службе. Как правило, общее покровительство  подразумевает благосклонное отношение  должностного лица к тому, в  чьих интересах было вручено  вознаграждение. При этом конкретные  действия должностного лица могут  не оговариваться, а само вознаграждение  может вручаться не один раз, а на протяжении определенного  периода времени.

Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки. Таким образом, ст. 290 УК РФ предполагает ответственность как за взятку-подкуп, так и за взятку-вознаграждение.

Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица также следует квалифицировать как получение взятки

Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег,  услуг  имущественного  характера  и  т.п.  за  совершение  действий (бездействие),  хотя  и  связанных  с  исполнением  его  профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно- хозяйственным функциям.

Высказывание лишь намерения получить ценности и услуги без попытки реализации намерения с помощью конкретных действий (бездействия) не может влечь уголовной ответственности.

Передача взятки может носить как открытый, так и замаскированный характер. В частности, в практике все чаще встречаются случаи получения взятки под видом гонорара за лекции, книги, консультирование, а также под видом премирования, карточного проигрыша, предоставления займа, выгодной для должностного лица продажи ему имущества и т.д. Одна из замаскированных разновидностей взятки - ценные подарки, например от иностранных фирм, представители которых ведут переговоры с должностным лицом. Но здесь надо помнить об опасности объективного вменения, когда речь идет о неэтичном, но не уголовно наказуемом поведении начальника, принимающего ценные подарки от подчиненных по случаю юбилея,

 

награждения и т.д. В некоторых таких случаях может иметься состав злоупотребления служебными полномочиями.

Статья 575 ГК РФ запрещает дарение «не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей». Кроме того, подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо занимает должность.

В 290 статье УК РФ выделяются четыре вида взятки в зависимости от ее размера: простая (до 25000 руб.), в значительном размере (свыше 25000 руб.), в крупном размере (свыше 150000 руб.) и в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотив получения взятки в абсолютном большинстве случаев корыстный. В статье 290 УК РФ нет указания на мотивацию субъекта, однако, придание предмету преступления именно имущественного характера подчеркивает направленность умысла субъекта преступления. В тоже время нужно учитывать, что получение взятки совершается именно из личной заинтересованности должностного лица.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК РФ.

Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.

 

 

 

Субъект преступления - специальный: должностное лицо, понятие и признаки которого раскрываются в примечании к ст. 285 УК РФ «1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно – распорядительные, административно – хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных  Силах Российской Федерации».

При разрешении вопроса о том, совершено ли коррупционное преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации либо государственную  должность субъекта Российской Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации (далее – должностное лицо), а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, судам следует руководствоваться примечаниями 1, 2 и 3 к статье 285, примечанием 2 к статье 290, примечанием 1 к статье 201 УК РФ, учитывая при этом соответствующие разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Квалифицирующие виды получения взятки определены в частях 2 - 6 ст.290 УК РФ. В них, в частности, указаны признаки состава преступления, которые имеют повышенную опасность.

В соответствии с ч. 1 ст. 290 Уголовного кодекса РФ получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

 

 

 

Часть 2 ст. 290 УК РФ предусматривает в качестве квалифицирующего обстоятельства получение должностным лицом взятки в значительном размере. Согласно Примечанию к ст. 290 УК РФ значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей. Указанное преступление наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

 На основании часть 3 ст. 290 УК РФ наступает ответственность  за получение должностным лицом  взятки за незаконные действия (бездействие).  Пленум Верховного  Суда РФ (п. 10 Постановления Пленума  ВС РФ) разъяснил, что незаконные  действия должностного лица предполагают  неправомерные действия, которые  не вытекали из его служебных  полномочий или совершались вопреки  интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки  преступления либо иного правонарушения. Таким образом, действия должностного  лица могут быть преступными, например, должностной подлог. В  данном случае не требуется  совершения этих действий для  квалификации содеянного как получение взятки, однако, если незаконные действия были совершены, то должностное лицо подлежит ответственности по совокупности преступлений. Действия должностного лица могут и не содержать в себе признаков преступления, но в то же время быть противоправными или противоречить интересам службы. В данном случае дополнительной квалификации не требуется, однако иная ответственность (гражданско-правовая, дисциплинарная) не исключается. Преступление наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

 Часть 4 ст. 290 УК РФ  предусматривает в качестве особо  квалифицирующего обстоятельства  получение взятки лицом, занимающим  государственную должность Российской  Федерации или государственную  должность субъекта Российской  Федерации, а также главой органа  местного самоуправления. В соответствии  с п. 2 и п. 3 примечания к ст. 285 УК РФ перечень таких должностных  лиц устанавливается Конституцией  Российской Федерации, федеральными  конституционными законами, федеральными  законами, конституциями и уставами  субъектов Российской Федерации. Преступные действия наказываются  штрафом в размере от шестидесятикратной  до восьмидесятикратной суммы  взятки с лишением права занимать  определенные должности или заниматься  определенной деятельностью на

 

срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

В соответствии с частью 5 ст. 290 УК РФ деяния, предусмотренные частью первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в особо крупном размере;  также являются особо квалифицирующими признаками

Чтобы понять квалифицирующий признак такой как получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой следует обратиться к 35ст. УК РФ. Исходя из положений статьи 35 УК РФ организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя.

В организованную группу (пункт «а» части 5 статьи 290 УК РФ)помимо одного или нескольких должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут входить лица, не обладающие признаками специального субъекта получения взятки.

Взятку надлежит считать полученной группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более должностных лица или два и более лица,  выполняющие  управленческие  функции  в  коммерческой  или  иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц.

В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия   взятки либо незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из входящих в преступную группу должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Информация о работе Взяточничество