Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2015 в 00:10, курсовая работа
Проблема взяточничества в наше время весьма актуальна. Россия - страна, в которой мы живем, занимает одно из первых мест в мире по коррумпированности. Несомненно, коррупция является деянием, общественно опасным. Коррупция представляет угрозу для всех сторон общества, оказывает негативное влияние на экономическую, политическую и социальную стороны.
Введение
1. Понятие взяточничества в уголовном праве
2. Характеристика объекта и предмета преступлений
2.1. Состав преступления «получение взятки» и его квалифицирующие признаки
2.2. Состав преступления «дача взятки» и его квалифицирующие признаки
2.3. Состав преступления «посредничество во взяточничестве» и его квалифицирующие признаки
Заключение
Список использованной литературы
При квалификации действий указанных лиц не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы, а также то, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц.
Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными статьей 290 или статьей 204 УК РФ, участвующих в получении взятки или предмета коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются соответственно как посредничество во взяточничестве (статья 2911 УК РФ) или соучастие в коммерческом подкупе (статья 204 УК РФ со ссылкой на статью 33 УК РФ).
В случае признания получения взятки либо предмета коммерческого подкупа организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке и совершении этих преступлений, независимо от того, выполняли ли они функции исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника, подлежат квалификации по соответствующей части статьи 290 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ. Преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения любым членом организованной группы.
Решая вопрос о квалификации получения взятки или предмета коммерческого подкупа в составе группы лиц по предварительному сговору либо организованной группы, следует исходить из общей стоимости ценностей (имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера), предназначавшихся всем участникам преступной группы.
Пункт 18 Пленума Верховного Суда Российской Федерации также поясняет, что по пункту «б» части 5 статьи 290 УК РФ следует квалифицировать получение взятки либо незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе и в том случае, когда вымогательство с согласия или по указанию должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, осуществлялось другим лицом, не являющимся получателем взятки либо предмета коммерческого подкупа. Действия последнего при наличии оснований должны оцениваться как посредничество во взяточничестве по соответствующим частям статьи 291.1 УК РФ либо как пособничество в коммерческом подкупе по части 5 статьи 33 и пункту «б» части 4 статьи 204 УК РФ.
В соответствии с частью 6 получение взятки в особо крупном размере, то есть свыше 1 миллиона рублей, наказывается штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
2.2. Состав преступления «дача взятки» и его квалифицирующие признаки
Объект и предмет преступления дачи взятки (ст. 291 УК РФ) полностью соответствует аналогичным признакам состава получения взятки.
Объективная сторона данного преступления состоит в даче (в незаконном вручении, пересылке и т.д.) должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
Квалифицирующим признаком данного преступления является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).
Состав преступления - формальный. Дача взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях когда предлагаемая взятка не принята, действия взяткодателя квалифицируются как покушение на дачу взятки, а действия посредника - как соучастие в покушении на дачу взятки. При наступлении последствий, которых добивался взяткодатель, может встать вопрос о квалификации его действий по совокупности как соучастия в соответствующем преступлении.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Давая взятку, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что тем самым совершается подкуп должностного лица, и желает этого, рассчитывая на то, что должностное лицо совершит обусловленные взяткой действия (бездействие) по службе.
Субъект преступления - любое лицо, достигшее шестнадцати лет.
В целях облегчения борьбы со взяточничеством примечание к ст. 291 УК РФ предусматривает освобождение от уголовной ответственности лица, давшего взятку, если имело место вымогательство или если лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Ответственность за дачу взятки, наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
Дача взятки в виде непосредственной передачи взятки считается оконченной с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.
В случае, если должностное лицо или лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять взятку или предмет коммерческого подкупа, действия лица, непосредственно направленные на их передачу, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 или статьей 291.1 УК РФ.
Если условленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу либо получение взятки, на посредничество во взяточничестве или коммерческий подкуп.
Обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.
Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к даче взятки (часть 1 статьи 30 и соответственно части 3–5 статьи 291 УК РФ)
Если лицо, передавшее имущество, предоставившее имущественные права, оказавшее услуги имущественного характера за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе, осознавало, что указанные ценности не предназначены для незаконного обогащения должностного лица либо его родных или близких, содеянное им не образует состав преступления, предусмотренный статьей 291 УК РФ.
От передачи взятки или предмета коммерческого подкупа под воздействием вымогательства следует отличать не являющиеся преступлением действия лица, вынужденного передать деньги, ценности, иное имущество, предоставить имущественные права, оказать услуги имущественного характера должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в состоянии крайней необходимости или в результате психического принуждения (статья 39 и часть 2 статьи 40 УК РФ), когда отсутствовали иные законные средства для предотвращения причинения вреда правоохраняемым интересам владельца имущества либо представляемых им лиц. В таком случае имущество, полученное должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, подлежит возврату их владельцу.
Не образуют состав преступления, предусмотренный статьей 291 либо частями 1 и 2 статьи 204 УК РФ, действия лица, в отношении которого были заявлены требования о даче взятки или коммерческом подкупе, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.
В части 2 статьи 291 содержится квалифицированный состав преступления - дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.).
Ответственность за совершение деяний, предусмотренных частями 1-3 рассматриваемой статьи, если они совершены группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой, или в крупном размере, предусмотрена частью 4 комментируемой статьи.
Особо квалифицирующий признак дачи взятки - ее особо крупный размер (свыше 1 млн. руб.).
Статья 291.1, устанавливающая ответственность за посредничество во взяточничестве как за самостоятельное преступление, введена в УК РФ Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Ранее это деяние оценивалось как соучастие в совершении преступления.
Посредничество во взяточничестве оценивается теперь как самостоятельное преступление, но только в том случае, если размер предмета взятки является значительным, то есть превышающим двадцать пять тысяч рублей. Тем самым законодатель приятием Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ декриминализовал посредничество в простой взятке [2,с.24]. Таким образом, квалификация действий посредника, образующих фактическую передачу или получение предмета взятки или иное способствование достижению или реализации соглашения между взяткодателем и взяткополучателем, возможна теперь, во-первых, только по статье 2911 УК РФ, а во-вторых, только при значительном размере взятки. И если размер взятки при посредничестве не превышает двадцати пяти тысяч рублей, то такие действия не должны квалифицироваться как соучастие в даче либо получении взятки со ссылкой на статью 33 УК РФ.
Объект и предмет рассматриваемого преступления аналогичен объекту и предмету получения или дачи взятки.
Объективная сторона посредничества образована такими действиями как непосредственная передача взятки по поручению либо взяткодателя либо взяткополучателя; а также иное способствование в достижении или реализации соглашения между ними.
Если в первом действии речь идет о фактической передаче денег, ценных бумаг, иного имущества, документов подтверждающих наличие прав на имущество, то такая передача может состояться только по поручению взяткодателя, а со стороны взяткополучателя может вестись речь о просьбе получения такой взятки.
Во втором действии - «ином способствовании достижению соглашения между взяткодателем и взяткополучателем» - расширительное толкование дает возможность пояснить таковое через подстрекательские, пособнические или организаторские действия посредника, условно говоря, так как посредник все равно остается исполнителем преступления по данной статье, но фактически может либо активно, инициативно, либо по просьбе одной из сторон участвовать в убеждении относительно невозможности совершения преступления должностным лицом не иначе как за незаконное вознаграждение.
Третий вариант действия, указанный в законе как посредничество во взяточничестве,- «иное способствование реализации соглашения между взяткодателем и взяткополучателем» - представляет собой, например, подыскание посредником неких коммерческих структур, которые окажут взяткодателю услуги имущественного характера (предоставят туристические путевки, осуществят ремонт в квартире, строительство дачи), причем последние в лице их руководителей или рядовых исполнителей заказа не должны привлекаться к уголовной ответственности, если не будут осознавать, что данные услуги оказываются незаконно. В том случае, когда лицо оказывает услуги имущественного характера в пользу взяткодателя и осознает, что эти услуги выполняются за совершение должностным лицом действий (бездействий) по службе в его же пользу, то оно является уже не посредником дачи взятки, а взяткодателем, действия которого квалифицируются по ст. 291 УК РФ.
При расследовании данного преступления необходимы доказательства умышленной формы вины посредника, а именно наличия прямого умысла. Его содержанием является осознание того факта, что передаваемый предмет является взяткой или что способствование соглашению сторон между собой является соглашением именно между взяткодателем и взяткополучателем, а также что реализация такого соглашения является формой взяточничества.
Ответственность посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
Принятие предмета взятки субъектом данного преступления для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава посредничества во взяточничестве, и в случае задержания лица, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на посредничество во взяточничестве (часть 3 статьи 30 и соответствующая часть статьи 291.1 УК РФ).