Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:03, реферат
Преобразования, происходящие сегодня в стране, совершаются для человека и во имя человека, который является высшей ценностью общества, однако человек, личность – это не пассивный субъект исторического процесса, общественных преобразований. Нельзя не согласиться с мнением К. Маркса и Ф. Энгельса, что “сущность человека представляет собой совокупность всех общественных отношений, вместе с тем в своей практической деятельности человек воссоздаёт общественные отношения, преобразуя при этом самого себя.
1. Введение.
2. Понятие правового статуса личности.
3. Историческая перспектива соотношения государства и личности.
4. Права и свободы человека в системе ценностей.
5. Современные взгляды на государство и личность.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.
Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание "всех остальных прав личности, семьи и общества" Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. "Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни."
Ценность гегелевских
воззрений на государство состоит
в том, что принудительная, насильственная
функция в нем играет не столь
важную роль. В целом вся гегелевская
концепция правового
Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства (у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей истории". Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательным является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового государства "Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный."
Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого. большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство определяется как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ.
Верховенство закона
подразумевает не только приоритет
закона как разновидности нормативно-
Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.
Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции Российской Федерации.
Всеобщая декларация
прав и свобод человека, принятая ООН
в 1948 году состоит из 30 статей. В ней
провозглашается, что "все люди рождаются
свободными и равными по своему достоинству
и правам. Они наделены разумом
и совестью и должны поступать
в отношении друг друга в духе
братства". Далее в ней указывается
на недопустимость жестокие, унижающие
человеческое достоинство, обращение
и наказания. В статье 6 Декларации
признается право каждого человека
на признание его
Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т. п. Она закрепляет и другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т. д. ). Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за вла0сть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций.
Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, и 0идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для той или иной политической организации.
Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве. Это достигается прежде всего принятием и проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных документов о правах человека также следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.
В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ст. ст. 2, 6-8, 13-14, а также полностью глава 2 - права и свободы человека и гражданина ст. ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. " А статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами.
Статья 2 гласит: "Человек,
его права и свободы явл0яются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека
и гражданина является обязанностью
государства. " Статья 17 закрепляет
положение о том, что в Российской
Федерации признаются и гарантируются
права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам
и нормам международного права. В
соответствии со ст.17 права и свободы
человека 9н0еотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения, являются непо0средственно
действующими (ст.18). Это означает, что
государственные и судебные органы,
должностные лица в своей деятельности
непосредственно
В Российской Федерации все равны перед законом и судом. Конституцией провозглашается недопустимость использования прав и свобод для посягательства на конституционный строй, права и свободы других лиц, недопустимость лишения человека прав и свобод и их ограничения.
Значительное внимание
уделено в Конституции личным,
гражданским и политическим правам,
а также гарантиям этих прав. Право
частной собственности
Статья 46 Конституции
Российской Федерации гласит: "1.
Каждому гарантируется судебная
защита его прав и свобод. 2. Решения
и действия (или бездействие) органов
государственной, власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений
и должностных лиц могут быть
обжалованы в суд... ". Конституцией
Российской Федерации гарантируются:
право на получение квалифицированной
юридической помощи (ст.48), право
обвиняемого на рассмотрение его
дела судом с участием присяжных
заседателей (ст.47); право осужденного
на пересмотр приговора
Среди ряда уже ранее
названных особенностей права современного
гражданского общества нужно выделить
то, что права и свободы человека
не только все более становятся целью
законодательства и направлений
правовой политики, но и прямо включаются
в содержание правового регулирования
как непосредственный критерий при
определении правомерности
Каждому гарантируется
судебная защита его прав и свобод.
Эта защита обеспечивается не только
наличием в Конституции общего положения
(ст.46), но и специальным закреплением
в ряде статей указаний на судебную
защиту важнейших прав и свобод -
права на тайну переписки (ст.23), неприкосновенность
жилища (ст.25), права частной собственности
(ст.35). Более того, статья 46 гарантирует
и международно-правовую защиту прав
и свобод человека путем обеспечения
гражданам возможности
В Российской Федерации
гарантируется государственная
защита прав и свобод человека и
гражданина, каждый вправе защищать свои
права и свободы всеми
В реальной жизни
повсеместно нарушаются права и
свободы граждан (и не только в
нашей стране, а во всем мире), это
выражается в: нарушении международных
актов, относящихся к правам народов,
нарушении правового равенства
граждан, использовании прав и свобод
в антиконституционных целях
экстремистскими силами, элементарным
невыполнением законов. В России
отсутствуют специальные
Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека - это преступления геноцида, различные способы расовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечества.
Современные взгляды на государство и личность.
В.Т. Томин считает, самоограничение и ограничение прав личности - непременное условие существования и развития общества и государства. Ничем не ограниченная реализация прав и свобод одного гражданина неизбежно приведет к ущемлению прав и свобод других граждан, к конфликту между ними. Для эффективного осуществления принятых на себя обязанностей, государство и общество должны стать самостоятельными субъектами прав, а, может быть, и свободу14.
Обеспечение оптимума (не максимума) прав всем возможно только при условии ограничения прав и свобод каждого. Этому способствуют два обстоятельства. Одно из них терминологического свойства: недостаточно четкое определение понятия субъективных прав гражданина. Строго говоря, субъективное право есть средство обеспечения законных интересов личности, меры возможного поведения субъекта, направленного на достижение целей, связанных с удовлетворением его интересов
Но обеспечение интересов личности возможно и другими, кроме субъективных прав, средствами.