Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:13, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие подготовки и назначения судебного разбирательства как стадия уголовно процесса;
- охарактеризовать вопросы, разрешаемые судьей в стадии подготовки и назначения судебного разбирательства;
- раскрыть решения принимаемые судьей в стадии подготовки и назначения судебного разбирательства.
Введение. 3
Глава 1. Государственное обвинение в стадии подготовки судебного разбирательства. 5
§ 1.1. Участие государственного обвинителя в общем порядке подготовки к судебному заседанию. 5
§ 1.2. Полномочия государственного обвинителя в предварительном слушании. 10
Глава 2. Участие государственного обвинителя в рассмотрении уголовных дел судом I инстанции. 13
§ 2.1. Участие прокурора в судебном следствии. 13
§ 2.2. Участие государственного обвинителя в судебных прениях. 18
Заключение. 21
Список использованной литературы. 23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра правосудия и прокурорского надзора
Учебная дисциплина «Прокурорский надзор»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНИТЕЛЯ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ОБВИНЕНИЯ В СУДЕ
(курсовая работа)
Научный руководитель: доцент Шека В.И.
Выполнила:
студентка 436 группы
Института законотворчества
Дюдюшева К.В.
Саратов 2013
Введение. 3
Глава 1. Государственное обвинение в стадии подготовки судебного разбирательства. 5
§ 1.1. Участие государственного обвинителя в общем порядке подготовки к судебному заседанию. 5
§ 1.2. Полномочия государственного обвинителя в предварительном слушании. 10
Глава 2. Участие государственного обвинителя в рассмотрении уголовных дел судом I инстанции. 13
§ 2.1. Участие прокурора в судебном следствии. 13
§ 2.2. Участие государственного обвинителя в судебных прениях. 18
Заключение. 21
Список использованной литературы. 23
С принятием и введением в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 года поддержанию государственного обвинения в суде как одному из участков деятельности прокуратуры придается особое значение.
В связи с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на формирование правового государства и системы правосудия, основанной на общепризнанных демократических принципах, значительно возросла роль, и усложнились задачи прокуроров, участвующих в судебном производстве по уголовным делам, и, прежде всего, при поддержании государственного обвинения.
Как показывает анализ практики,
деятельность прокурора по поддержанию
обвинения страдает серьезными недостатками
как организационного, так и правового
характера. Главный недостаток видится
в том, что часто функции
Деятельность государственного обвинителя по поддержанию обвинения в суде по своей структуре и содержанию является сложной и объемной, так как государственное обвинение представляется собой логическое завершение уголовного преследования. В связи с этим осмысление содержания государственного обвинения как приоритетного направления уголовного преследования, является необходимым для того, чтобы определить: является ли прокурор в суде первой инстанции только обвинителем или его функция гораздо шире, распространяется ли на него принцип состязательности сторон в полном объеме или с определенными исключениями и т.д. Лишь тщательно исследовав данные моменты, возможно, будет выработать пути решения возникающих при поддержании государственного обвинения проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие подготовки
и назначения судебного
- охарактеризовать вопросы,
- раскрыть решения принимаемые
судьей в стадии подготовки
и назначения судебного
В соответствии с принципом состязательности осуществления уголовного преследования и поддержания от имени государства обвинения возлагается на государственного обвинителя, что обязывает его тщательно готовиться к участию в судебном разбирательстве.
Одним из факторов повышения
качества поддержания государственного
обвинения является подготовка к
судебному заседанию. Только хорошо
информированный и
К сожалению, еще встречаются
на практике случаи, когда некоторые
прокуроры выступают в суде без
предварительной подготовки, что
представляет собой не что иное как
непонимание задач
В стадии подготовки не ставятся и не решаются вопросы доказанности обвинения и виновности обвиняемого. В силу презумпции невиновности - этот вопрос решается в центральной стадии и закрепляется в приговоре. Стадию подготовки проходят все дела, которые отправляются прокурору с обвинительным заключением (актом).
Согласно выработанным практикой и положениям теории, подготовка по поддержанию государственного обвинения должна включать:
- изучение материалов
дела и фиксирование
- ознакомление с действующим
законодательством, имеющим
- изучение методической
литературы по вопросам
- изучение трудов А.Ф.
Кони, П.С. Сергеича, В.Д. Спасовича,
сборников речей других
- предварительную разработку
предложений и содержания
Согласно закону в течение
срока, установленного для принятия
судьей решения по поступившему в
суд уголовному делу, судья должен
рассмотреть ходатайство
Существует несколько методик изучения материалов дела. Некоторые практические работники изучают дело в той последовательности, как подшиты материалы (начиная с постановления о возбуждении уголовного дела и заканчивая обвинительным заключением)2. Преимущество данного метода заключается в том, что государственный обвинитель «идет тем же путем исследования обстоятельств дела, как и следователь»3. В этом случае ему понятно, почему следователь принял одну версию, отбросив другую, почему он привлек лиц, указанных в обвинительном заключении, и прекратил производство в отношении других. Однако при ознакомлении с материалами дела в хронологическом порядке внимание будет рассеиваться, что будет приводить к возвращению ранее прочитанного и лишним затратам времени.
Большинство работников вначале
знакомятся с обвинительным заключением,
а затем с другими материалами,
и в первую очередь с теми, на
которые содержаться ссылки в
самом обвинительном
• фамилию, имя и отчество обвиняемого или обвиняемых, данные о личности каждого из них;
• существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;
• формулировку предъявленного
обвинения с указанием пункта,
части, статьи Уголовного кодекса РФ,
предусматривающих
• перечень доказательств, подтверждающих обвинение;
• перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;
• обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
• данные о потерпевшем, характере и размере вреда, причиненного ему преступлением.
Значительное внимание должно
уделяться прогнозированию
а) изменение одним или
несколькими допрашиваемых
б) неявка в судебное заседание одного или нескольких вызванных лиц;
в) выдвижение кем-либо из участников процесса новых версий;
г) заявление ходатайств;
д) ситуацию с исследованием дела, могущую реально потребовать производства дополнительного расследования;
е) возможность такого хода событий при судебном следствии, когда станет необходимым отказ от поддержания обвинения4.
Предварительная подготовка прокурора к участию в судебном разбирательстве уголовного дела является необходимым условием высокого уровня государственного обвинения. Большое значение имеет доскональное знание государственным обвинителем уголовного дела во всех его мельчайших подробностях. О необходимости этого в состязательном процессе хорошо сказал П. Сергеич в пособии для адвокатов: «Если можно, вы должны знать дело лучше всех, если нельзя - не хуже председателя и обвинителя. Если ваш противник будет настоящий прокурор, вы увидите, что он знает дело именно вдоль и поперек, помнит не только страницы, но и внешний вид каждой бумажонки, знает сколько раз и когда допрошен каждый свидетель, где встречаются недомолвки и где попадаются описи в актах следователя. Вот опасный противник. Таким должны быть и вы…»5.
Институт предварительного слушания является сравнительно новым в российском судопроизводстве. В нём получили развитие идеи состязательности и судебного контроля, содержащие в положениях Концепции судебной реформы 1995 г.
До внесения изменений в ст.229 УПК РФ Федеральным законом от 04.07.2003 № 92-ФЗ предварительное слушание проводилось и для решения вопроса об особом порядке судебного разбирательства.
Основная задача предварительного
слушания состоит в том, чтобы
рассмотреть все поступившие
к моменту судебного
Необходимо отметить, что предварительное слушания возможно только при наличии оснований, предусмотренных ч.2 ст.229 УПК РФ. В остальных случаях дело может быть назначено к рассмотрению в судебном заседании (п.3 ч.1 ст.227 УПК РФ). Предварительное слушание должно быть назначено в сроки, установленные ч.3 ст.227 УПК РФ 30 суток со дня поступления дела в суд и 14 суток со дня поступления в суд дела в отношении лица, содержащегося под стражей. По просьбе стороны суд вправе предоставить её возможность для дополнительного ознакомления с материалами дела.
Прокурор, ознакомившись с материалами дела, должен проверить соблюдение следующих полномочий:
Предварительно слушание проводиться судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон. Прокурор должен обращать внимание на соблюдение общего порядка подготовки к судебному заседанию, регламентированного главой 33 УПК РФ, общих условий судебного разбирательства, закрепленных в главе 35 УПК РФ, а также положений главы 36 УПК РФ о подготовительной части судебного заседания.
Отвечая на вопрос о роли
прокурора в этой форме уголовного
судопроизводства, следует принять
во внимание задачу, стоящую перед
прокурором на этом этапе. И хотя обвинение,
как таковое, здесь не рассматривается,
но добиваясь назначения судебного
заседания и оспаривая в связи
с этим доводы второй стороны, требующей
например, возвращения дела прокурору
или прекращения дела, прокурор добивается
возможности осуществлять именно уголовное
преследование путем
Информация о работе Деятельность государственного обвинителя по поддержанию обвинения в суде