Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:10, курсовая работа
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать дознание как форму предварительного расследования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и значение предварительного расследования;
выявить содержание законодательной базы, лежащей в основе данного правового института уголовно-процессуального права;
рассмотреть формы предварительного расследования;
раскрыть понятие дознания;
обозначить особенности производства дознания;
исследовать органы дознания: их виды и процессуальные полномочия;
Глава 1 Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации….………………………………..….....................................................6
Понятие и значение предварительного расследования...…..….…..….....6
Формы предварительного расследования.……....…….........…......……12
Глава 2 Особенности производства дознания....................................................19
2.1. Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия…..…....…...19
2.2. Правовой статус дознавателя.………....….….….…………......…….……24
Заключение ………………………………...………………………………...….31
Список литературы…………………………………….…….……………....….34
производство неотложных следственных действий;
окончание предварительного расследования;
восстановление уголовных дел;
обязательность рассмотрения ходатайства;
меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;
недопустимость разглашения данных предварительного расследования.
Критически исследуя материалы досудебного производства, суд может отвергнуть те или иные доказательства, собранные органами предварительного расследований, или признать их недопустимыми, исследовать новые доказательства, выявить дополнительных лиц, причастных к совершению преступления, возвратить дело для производства дополнительного расследования, оправдать подсудимых. В силу принципа непосредственности суд может основывать свои выводы только на тех доказательствах, которые исследованы им в ходе судебного следствия. Из этого следует, что материалы предварительного расследования и выводы органов дознания, и предварительного следствия по делу, направленному в суд, имеют предварительный характер. Суд осуществляет их окончательную оценку и на этой основе разрешает дело по существу.[1]
Основанная на законе, принципах и общих условиях производства предварительного расследования деятельность следователей, дознавателей, органов дознания способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов.
Вместе с тем осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований является грубейшим нарушением законности, приносящее большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.
Пока еще нередки случаи нарушения сроков предварительного расследования, осуществления такового некомпетентным органом, игнорирования процессуальной самостоятельности следователя, дознавателя необходимости взаимодействия и т.п. К предварительному расследованию приступают без наличия к тому законных оснований, а иногда и без возбуждения уголовного дела.[1]
Необоснованное производство предварительного расследования отрицательно сказывается на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени органов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этих случаях без наличия к тому необходимости вызываются в правоохранительные органы, отрываются от общественно полезного труда.
Таким образом, расследование преступлений – это одна из важнейших функций, которую государственные органы выполняют на протяжении нескольких столетий. Между тем в современный период реализация указанной функции органами предварительного расследования характеризуется некоторой двойственностью. Так, если для органов предварительного следствия расследование преступлений является первостепенной функцией, то для органов дознания она таковой не является. Функции последних, как правило определяются характером той административной деятельности, которую они осуществляют. Расследование преступлений для них – дополнительная обязанность, возлагаемая уголовно-процессуальным законодательством.[2]
1.2. Формы предварительного расследования
Согласно уголовно-
Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.
Дознание – форма
В сравнении с УПК РСФСР 1960 года предварительное следствие в целом не претерпело кардинальных перемен, чего нельзя сказать о дознании. Привычное деление дознания на два вида (ст. ст. 119 и 120 УПК РСФСР) сменилось единообразием в понимании термина «дознание» как формы предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Приведенная трактовка противоречит «классическому» пониманию дознания как неотложной процессуальной деятельности милиции по раскрытию преступления, подследственного следователю, в экстренных случаях отсутствия последнего. Вместо дознания в порядке ст. 119 УПК РСФСР 1960 года введено понятие «неотложные следственные действия» (п. 19 ст. 5 и ст. 157 УПК РФ).
Выполнение неотложных следственных
действий по уголовным делам, по которым
производство предварительного следствия
обязательно, дознанием не считается
(ч. 2 ст. 40 УПК РФ). Оно рассматривается
как особый, самостоятельный вид
уголовно-процессуальной деятельности.
Обязанность возбуждения
По УПК РФ дознание –
простая форма для
Дознание возможно и наступает
лишь после официального признания
наличия объективной реальности
преступления и отражения этого
факта в постановлении о
Порядок дознания – режим,
по которому оно производится. Правило
о производстве дознания в установленном
законом порядке означает точное
и неуклонное исполнение органом
дознания, дознавателем и другими
участниками процесса норм, регламентирующих
данный вид расследования
Порядок дознания представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и решений. Их можно разбить на три четко выраженные группы: начало дознания – раскрытие преступления – окончание дознания. В целом они составляют систему дознания.[3]
Начало дознания состоит из действий и решений, осуществляемых до принятия мер по установлению обстоятельств преступления. К нему относятся:
возбуждение уголовного дела, о чём следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление, которое должно быть согласованно с прокурором;
решение вопроса о принятии дела к своему производству;
сообщение заявителю о возбуждении уголовного дела;
направление копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.
Дознание начинается с
момента возбуждения уголовного
дела (ч. 1 ст. 156 УПК РФ), то есть оформленного
в установленном законом
Данный процессуальный документ свидетельствует, с одной стороны, об окончании первой стадии уголовного процесса, а с другой, – о начале новой, второй стадии – предварительного расследования.
Приняв решение о возбуждении
уголовного дела, дознаватель должен
определить, вправе ли он производить
расследование, нет ли обстоятельств,
препятствующих этому. Так, дознаватель
не может производить дознание, если
он по данному делу проводил или
проводит оперативно-розыскные
Принятие дела к своему
производству означает определение
и процессуальное оформление дознавателем
своего исключительного права
Постановление следователя,
дознавателя о возбуждении
Выше указано, что прокурор, получив уже возбужденное уголовное дело, может отменить постановление о возбуждении уголовного дела, если установит, что оно вынесено незаконно или необоснованно. Сейчас, по мнению Голубева Н.А. «это положение идет в ущерб законным, объективным интересам законопослушных граждан, но на руку лицам, которые пытаются уйти от уголовной ответственности за совершение преступления. Что греха таить, легче договориться с одним прокурором того или иного района, субъекта и т.д., чем с органами дознания или предварительного следствия».[2]
Если следователю или
дознавателю поручается производство
по уже возбужденному уголовному
делу, то он выносит постановление
о принятии его к своему производству,
копия которого в течение 24 часов
с момента его вынесения
В тот же день о принятом
решении сообщается заявителю (ч. 2 ст.
145, ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Форма сообщения
законом не установлена. Однако в
деле должна быть, по крайней мере, отметка
о сделанном сообщении. Об этом может
свидетельствовать копия
Совокупность действий в начале дознания может меняться. Действия, составляющие начало дознания, зависят, например, от того, кто возбуждает уголовное дело. Так, если решение о расследовании принимается прокурором, то отпадает надобность в уведомлении его об обнаруженном преступлении.
Между началом и окончанием дознания находятся следственные и иные действия и решения, направленные на собирание доказательств и установление на этой основе обстоятельств совершенного преступления, иначе – раскрытие преступления – принятие мер по установлению обстоятельств преступления.[1]
Дознаватель самостоятельно проводит следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения. Исключение составляют случаи, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение (ч. 3 ст. 41 УПК РФ).
Если в ходе производства
дознания дознавателем будет установлено
наличие оснований, предусмотренных
статьями 24-28 УПК РФ, то согласно ст.
212 УПК РФ уголовное дело и уголовное
преследование в отношении
Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). Порядок продления срока не определен. То есть, сегодня при проведении дознания необходимо уложиться в отведенные сроки по формуле 20 + 10 (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). В противном случае дознание фактически будет выполнять только неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ) и может утратить свое самостоятельное значение как процессуальная форма расследования. Это объясняется тем, что в УПК РФ нет указания на случай, когда дознание не укладывается в максимальный срок, а поэтому остается только смена формы расследования, что и происходит на практике.[2]
Информация о работе Дознание как форма предварительного расследования