Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:10, курсовая работа
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать дознание как форму предварительного расследования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и значение предварительного расследования;
выявить содержание законодательной базы, лежащей в основе данного правового института уголовно-процессуального права;
рассмотреть формы предварительного расследования;
раскрыть понятие дознания;
обозначить особенности производства дознания;
исследовать органы дознания: их виды и процессуальные полномочия;
Глава 1 Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации….………………………………..….....................................................6
Понятие и значение предварительного расследования...…..….…..….....6
Формы предварительного расследования.……....…….........…......……12
Глава 2 Особенности производства дознания....................................................19
2.1. Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия…..…....…...19
2.2. Правовой статус дознавателя.………....….….….…………......…….……24
Заключение ………………………………...………………………………...….31
Список литературы…………………………………….…….……………....….34
По завершении расследования
дознаватель составляет обвинительный
акт. Обвинительный акт –
Обвинительный акт, составленный
в порядке ст. 225 УПК РФ, утверждается
начальником органа дознания и служит
правовым основанием для передачи уголовного
дела прокурору. Получив уголовное
дело с обвинительным актом, прокурор
обязан проверить обоснованность и
законность всего производства по делу,
полноту и объективность
Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:
1) об утверждении обвинительного
акта и о направлении
2) о возвращении уголовного
дела для производства
3) о прекращении уголовного
дела по основаниям, предусмотренным
статьями 24-28 УПК РФ. В установленных
законом случаях прекращение
уголовного дела (уголовного преследования)
является основанием
4) о направлении уголовного
дела для производства
Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 УПК РФ.
В современном российском обществе существует определенная вероятность нарушения прав и свобод граждан в ходе уголовного судопроизводства ввиду того, что органы предварительного расследования наделены существенными полномочиями по ограничению ряда конституционных прав и свобод граждан. Поэтому следует иметь в виду, что Конституция РФ (ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.[1]
Глава 2. Особенности производства дознания
2.1. Органы дознания:
их виды и процессуальные
В современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК РФ).[1]
В УПК Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел
Российской Федерации, а также
иные органы исполнительной
На основании ст. 13 Федерального
закона Российской Федерации «Об
оперативно-розыскной
органов внутренних дел Российской Федерации;
органов федеральной службы безопасности;
федеральных органов государственной охраны;
таможенных органов Российской Федерации;
Службы внешней разведки Российской Федерации;
Федеральной службы исполнения наказаний;
органов по контролю за оборотом
наркотических средств и
Оперативное подразделение
органа внешней разведки Министерства
обороны Российской Федерации проводит
оперативно-розыскные
2) Главный судебный пристав
Российской Федерации, главный
военный судебный пристав,
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органы Государственной противопожарной службы.
Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК, обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей компетенции. В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания. На органы дознания возлагается:
производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, – в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ;
выполнение неотложных следственных
действий по уголовным делам, по которым
предварительное следствие
УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:
1) органы дознания, указанные
в п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, – по
всем уголовным делам, за
2) органы федеральной
службы безопасности – по
3) таможенные органы –
по уголовным делам о
4) командиры воинских
частей и соединений, начальники
военных учреждений и
5) начальники учреждений
и органов уголовно-
6) иных должностных лиц,
которым предоставлены
В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на:
1) капитанов морских и
речных судов, находящихся в
дальнем плавании, – по уголовным
делам о преступлениях,
2) руководителей
3) глав дипломатических
представительств и
Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.[2]
Согласно ч. 3 ст. 157 и п. 3 ст. 149 УПК РФ производство органом дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, возможно только в течение 10-суточного срока, который не подлежит продлению. Затем уголовное дело направляется прокурору для направления по подследственности. При этом следует иметь в виду, что уголовное дело может быть направлено прокурору и до истечения 10-суточного срока, если орган дознания сочтет, что все неотложные следственные действия выполнены.[3]
Таким образом, новый процессуальный
закон возлагает на органы дознания
следующие процессуальные полномочия:
1) принятие, рассмотрение и разрешение
заявлений и сообщений о
В соответствии с новой
процессуальной доктриной органы дознания
и должностные лица, уполномоченные
органом дознания осуществлять предварительное
расследование в форме
Факт введения в УПК
РФ института поддержания
Если объективно оценивать
законодательную новеллу о
возможность органу, осуществлявшему
расследование и
возможность сократить время для подготовки государственного обвинителя к участию в суде;
в этой законодательной инициативе заложена реальная возможность повысить объективность и качество принятия судебных решений;
оптимизация и сокращение
сроков рассмотрения дела в суде. Нельзя
не учитывать и возможность
2.2. Правовой статус дознавателя
В новом Уголовно-процессуальном
кодексе РФ статус дознавателя претерпел
серьезные изменения. УПК РСФСР
не содержал специальной нормы, определяющей
правовой статус дознавателя, в отличие
от нормативной регламентации
В УПК РФ впервые был введен термин «дознаватель», под которым понимается должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Тем самым законодатель связал появление этого участника уголовного судопроизводства с возбуждением уголовного дела, по которому должно проводиться предварительное расследование в форме дознания. При этом законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.
Информация о работе Дознание как форма предварительного расследования