Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:10, курсовая работа
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать дознание как форму предварительного расследования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и значение предварительного расследования;
выявить содержание законодательной базы, лежащей в основе данного правового института уголовно-процессуального права;
рассмотреть формы предварительного расследования;
раскрыть понятие дознания;
обозначить особенности производства дознания;
исследовать органы дознания: их виды и процессуальные полномочия;
Глава 1 Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации….………………………………..….....................................................6
Понятие и значение предварительного расследования...…..….…..….....6
Формы предварительного расследования.……....…….........…......……12
Глава 2 Особенности производства дознания....................................................19
2.1. Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия…..…....…...19
2.2. Правовой статус дознавателя.………....….….….…………......…….……24
Заключение ………………………………...………………………………...….31
Список литературы…………………………………….…….……………....….34
Ранее в правовой литературе уже предлагалось ввести в Уголовно-процессуальный кодекс отдельную статью, которая определяла бы в систематизированном виде полномочия лица, производящего дознание.[1] В настоящее время в УПК РФ такая статья есть – она посвящена правовому статусу дознавателя (ст. 41 УПК РФ), которого закон относит к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Новый уголовно-процессуальный
закон более детально определил
полномочия дознавателя по принятию
решений и по производству процессуальных
действий. Так, согласно ч. 3 ст. 41 УПК
РФ, дознаватель уполномочен
Следует отметить, что в
Большом юридическом словаре
под термином «процессуальный статус»
понимается установленное нормами
процессуального права
Так, дознаватель наделен следующими основными правами:
при проверке сообщения о преступлении требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 4 ст. 144 УПК РФ);
ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях – до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
применять меры процессуального принуждения (гл. 12 – 14 УПК РФ);
принимать процессуальные решения, предусмотренные УПК РФ (ч. 2 ст. 41 УПК РФ);
осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 40, 157 УПК РФ);
обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора – вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Следует обратить внимание на тот факт, что обжалование дознавателем указаний начальника органа дознания и прокурора не приостанавливает их исполнение рассматриваемым участником уголовного судопроизводства;
иные права, предусмотренные УПК РФ.
Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на дознавателя следующие обязанности:
осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);
принять, проверить сообщение
о любом совершенном или
в установленный законом срок принять решение по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ);
уведомить заявителя о принятом решении по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 145 УПК РФ);
при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, возбудить уголовное дело с вынесением соответствующего постановления (ч. 1 ст. 146 УПК РФ);
рассматривать каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном главой 15 УПК РФ (ст. 159 УПК РФ);
принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);
устраниться от участия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для отвода, предусмотренных гл. 9 (ст. 62 УПК РФ);
выяснять все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ (ст. 86 УПК РФ);
осуществлять иные обязанности,
предусмотренные уголовно-
Отдельно следует заметить,
что дознаватель вправе с согласия
прокурора возбудить перед
По завершении расследования
дознаватель составляет обвинительный
акт. Он оформляется по правилам ст.
225 УПК РФ и сочетает в себе два
процессуальных акта – постановление
о привлечении в качестве обвиняемого
и обвинительное заключение. Составление
обвинительного акта имеет правовым
следствием изменение уголовно-
Из анализа норм УПК РФ видно, что основное назначение дознавателя – осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Эта форма предварительного расследования применяется по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, и производится в порядке и сроки, установленные гл. гл. 22, 24 - 29, 32 УПК РФ.[1]
Как и по любому другому уголовному делу, независимо от его подследственности, в ходе дознания подлежат доказыванию обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ. Это ориентир для дознавателя в работе по уголовному делу, а конкретный объем, характер и пределы доказывания зависят в значительной мере от рода и вида расследуемого преступления. Дознавателю разрешается производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, проводимых как до, так и после возбуждения уголовного дела (гл. гл. 21, 22, 24 - 29 УПК РФ).
В юридической литературе
нередко возникали споры о
том, вправе ли начальник органа дознания
делегировать полномочия своим сотрудникам.
Новый УПК РФ ответил на этот вопрос
положительно, указав, что полномочия
органа дознания, предусмотренные уголовно-
Необходимо отметить, что новое уголовно-процессуальное законодательство запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).[1]
Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений.[2]
Взаимодействие следователей
и органов дознания является одним
из главных условий быстрого и
полного раскрытия
Сущность взаимодействия заключается в соединении усилий различных служб в раскрытии преступлений, в согласованности действий при соблюдении законности и самостоятельном выполнении каждым субъектом своих обязанностей при руководящей роли следователя.[1] Формы взаимодействия принято разделять на процессуальные и организационные.
Процессуальные формы взаимодействия регламентируются УПК Российской Федерации. К ним относятся:
выполнение поручений и указаний следователя, обязательных к исполнению и касающихся:
производства розыскных и следственных действий (ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
оказания по требованию следователя содействия при производстве отдельных следственных действий (ч. 7 ст. 164, ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
исполнения постановления о задержании, приводе, аресте, иных процессуальных действий (ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
производства розыска обвиняемого, скрывшегося от следствия или в случае неизвестности его местонахождения (ст. 210 УПК РФ);[2]
2) возбуждение уголовных
дел и проведение по ним
неотложных следственных
Организационные формы взаимодействия
регламентированы ведомственными и
межведомственными нормативными правовыми
актами. Например, совместное планирование
следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий; согласование работы следователей
и оперативных работников при
планировании расследования по делу;
взаимный обмен информацией о
результатах расследования и
проведения оперативно-розыскных
Определенный интерес вызывает рассмотрение соотношения понятий «начальник органа дознания» и «дознаватель». УПК РФ не содержит отдельной статьи, которая в конкретизированном виде регламентировала бы уголовно-правовой статус начальника органа дознания. Можно предположить, что наличие данной статьи упростило бы правоприменение УПК РФ в сфере производства дознания и выполнения неотложных следственных действий. Однако, учитывая содержание определенных статей УПК РФ (ч. 17 ст. 5, ст. 40, 144, 146, 148, 157 и др.) можно резюмировать: начальник органа дознания обязан принять, проверить сообщение о преступлении при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, возбудить уголовное дело с вынесением соответствующего постановления; произвести расследование в установленном законом порядке с соблюдением процессуальных сроков. Логичным явилось бы и составление в данном случае начальником органа дознания итогового процессуального документа – обвинительного акта. Но такое право у данного должностного лица отсутствует, поскольку ст. 225 УПК РФ регламентирует, что обвинительный акт составляется дознавателем.[1] Получается, что начальник органа дознания в полном объеме проводит расследование преступления в форме дознания, а обвинительный акт по результатам расследования должен будет составлять дознаватель данного органа дознания с последующим утверждением его у начальника этого же органа дознания. Можно предположить, что это необоснованно и в определенной степени усложняет производство дознания. В связи с вышеизложенным целесообразно будет ч. 1 ст. 225 УПК РФ после слов «по окончании дознания» дополнить словами «орган дознания».
Заключение
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
Предварительное расследование в уголовном судопроизводстве РФ – это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса
Современное уголовно-процессуальное
законодательство предусматривает
две формы расследования
Отличительная особенность
нового Уголовно-процессуального
Роль дознания заключается в том, что оно позволяет более эффективно и мобильно производить предварительное расследование по преступлениям малой и средней тяжести, совершаемых как взрослыми, так и несовершеннолетними.
Порядок дознания представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и решений. Их можно разбить на три четко выраженные группы: начало дознания – раскрытие преступления – окончание дознания.
Сегодня при проведении дознания необходимо уложиться в отведенные сроки по формуле 20 + 10 (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). В противном случае дознание фактически будет выполнять только неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ) и может утратить свое самостоятельное значение как процессуальная форма расследования. Это объясняется тем, что в УПК РФ нет указания на случай, когда дознание не укладывается в максимальный срок, а поэтому остается только смена формы расследования, что и происходит на практике.
Действительно, в современной практике расследования по целому ряду категорий дел, например, связанных с незаконным оборотом наркотиков, проведение экспертизы изъятых веществ является обязательным. Известно, что отдельные экспертизы проводятся в течение достаточно длительного срока.[1]
Представляется, что в УПК РФ должна быть предусмотрена возможность продления срока проведения дознания в ряде случаев, например на срок, необходимый для завершения экспертизы по делу.[2]
По окончании дознания
составляется обвинительный акт
или постановление о
Информация о работе Дознание как форма предварительного расследования