Исполнение наказания в виде лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи выпускной квалификационной работы. Цель настоящего исследования - рассмотреть лишение свободы как один из способов исполнения наказания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ содержания самого понятия «уголовное наказание», его системы, сущности и целей, их развитие в Российском Уголовном и Уголовно-исполнительном законодательстве;
- исследование понятия «лишение свободы» в системе общих начал назначения наказания;
- изучение состояния, тенденции и практики применения судами видов уголовного наказания, связанных с изоляцией от общества;
- выявление факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на восстановление социальной справедливости, исправление осужденных;

Содержание

Введение……….……………………………………………….…………………3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика наказания в виде лишения свободы…………………………..……………………………………...………...6
1.1. Понятие лишения свободы как вида уголовного наказания. Исполнение наказаний в виде лишения свободы…………………………..........…………….6
1.2. История развития пенитенциарной системы России…………………......14
1.3. Влияние становления тюремных учреждений на Западе на российскую пенитенциарную систему……………………….....……………………………21
Глава 2. Виды лишения свободы……………..………………………………26
2.1. Лишение свободы на определённый срок…..………………………..........26
2.2. Пожизненное лишение свободы……..…………………………………….32
2.3. Арест как вид наказания, связанный с изоляцией от общества…..……...36
2.4. Виды исправительных учреждений для отбывания наказания……..…....41
Глава 3. Эффективность и совершенствование наказания в виде лишения свободы……………………………..............................................................48
3.1. Понятие и критерии эффективности наказания в виде лишения свободы…………………………………………………………………………………48
3.2. Достижение целей наказания и эффективность лишения свободы……...52
3.3. Совершенствование форм и методов наказания в виде лишения свободы…………………………………………………………………………………59
Заключение…………...…………………………………………………………63
Библиографический список………………..……………

Вложенные файлы: 1 файл

Искулов А.К..doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Отдельное от взрослых содержание несовершеннолетних объясняется необходимостью предотвращения отрицательного влияния на них более запущенных в социально - нравственном и криминальном отношении преступников, психофизиологическими особенностями их личности, а также спецификой организации воспитательного процесса при исполнении наказания.

Из общего правила определения вида исправительного учреждения, назначенного приговором, закон допускает в исключения, при этом изменение того или иного вида исправительного учреждения производится судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством8.

Наиболее суровые условия отбывания лишения свободы связаны с тюрьмой (покамерное размещение осужденных, недопущение общения с осужденными, находящимися в других камерах, большие ограничения в материально - бытовых условиях - передачи, посылки, право расходования денег и т. д.). Неодинаковым является, и объем ограничений в исправительных колониях. Менее строгий он в колониях общего режима. Более строгий - в колониях строгого режима, а в колониях особого режима по ряду элементов приближается к тюремному. Менее суровые правоограничения установлены в воспитательных колониях. Несовершеннолетние преступники, в большем объеме, чем взрослые, пользуются правом на получение посылок и передач, на свидания. Им должны обеспечиваться благоприятные условия, для продолжения общего и профессионального образования. Необходимо отметить, что лицам, осужденным за совокупность преступлений, совершенных умышленно и по неосторожности, суд может определить колонию - поселение для лиц, совершивших преступление по неосторожности, лишь в том случае, когда за умышленное преступление назначено наказание, не связанное с лишением свободы9.

При осуждении к лишению свободы по совокупности преступлений или по совокупности приговоров суд должен назначать вид исправительного учреждения либо отбывание части срока наказания в тюрьме не отдельно за каждое преступление, а лишь при определении окончательной меры наказания.

Вид исправительного учреждения, в том числе и вид исправительной колонии, в которой осужденному надлежит отбывать наказание, определяется судом.

Судебный порядок распределения осужденных по видам исправительных учреждении повышает обоснованность вынесенных приговоров и является элементом судебного контроля за их исполнением.

Кроме названного распределения осужденных по видам учреждений, осуществляемого судом, в отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. Отдельно содержатся осужденные иностранные граждане и лица без гражданства, однако это положение не распространяется на граждан СНГ.

Отдельно содержатся также осужденные в лечебных исправительных учреждениях. Там основным классификационным признаком является характер заболевания.

Теперь рассмотрим режим исполнения и режим отбывания лишения свободы. «Режим исполнения» выступает как система нормативно-правовых предписаний об исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы, адресованных персоналу учреждений уголовно-исполнительной системы. «Режим отбывания наказания» как нормативно урегулированный процесс отражает уклад, образ жизни осужденного в период отбывания лишения свободы10.

Определение режима в исправительных учреждениях закреплено в уголовно-исполнительном законодательстве. Согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях определяется как «установленный законом и соответствующими закону нормативными актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающей охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализация их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания».

Анализ ч. 1 ст. 82 УИК РФ позволяет судить о том, что основные требования режима содержатся в самом определении этого явления11.

Согласно данной норме режим призван обеспечить: охрану, изоляцию осужденных и надзор за ними; исполнение возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; личную безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных; различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом; изменение условий отбывания наказания.

Иные требования режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы в форме правовых предписаний, адресованных администрации исправительных учреждений и осужденным, содержатся в частях 4, 5, 6, 8, 9, 10 ст.82 УИК РФ. К ним относятся требования:

а) о единой форме одежды для осужденных установленного образца. Администрация обязана обеспечить осужденных такой одеждой;

б) о производстве обысков осужденных и помещений, в которых они проживают и досмотре их вещей. Личный обыск производится лицами одного пола. Обыск жилых помещений осуществляется в отсутствии осужденных, а в их присутствии - только в случаях, не терпящих отлагательства;

в) о недопустимости хранения осужденными при себе денег, ценных бумаг, иных ценностей, а также предметов, не указанных в перечне предметов и вещей, разрешенных к хранению и использованию в исправительных учреждениях.

г) о правилах хранения обнаруженных у осужденных денег, ценных бумаг, и иных ценностей администрацией учреждения и изъятия предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к исполнению и хранению в исправительных учреждениях.12

Кроме того, администрации исправительного учреждения законодатель предоставил право производить досмотр находящихся на территории учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлен законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Осужденным разрешается без ограничений приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на деньги, заработанные в местах лишения свободы. Размер средств разрешенных для расходования осужденными, кроме заработанных устанавливается в зависимости от режима. Сверх этих сумм осужденным разрешается за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения приобретать литературу через книготорговую сеть, письменные принадлежности, подписываться на газеты и журналы13.

Выделяют два вида свиданий: краткосрочные, которые продолжаются до четырех часов и длительные - до трех суток. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания только с близкими родственниками (супруг, родители, дети, усыновители, усыновленные, братья, сестры, дед, бабушка, внуки).

По желанию осужденных длительные свидания им могут быть заменены краткосрочными, а длительные или краткосрочные свидания - телефонными переговорами.

Осужденным предоставляется право на шесть телефонных разговоров в год продолжительностью до 15 минут каждый при наличии технических возможностей. Междугородние переговоры оплачиваются из личных средств

осужденных. Контроль за содержанием телефонного разговора осуществляет дежурная смена14.

 

 

 

 

 

1.2. История развития пенитенциарной системы России

 

 

Уголовно-исполнительное законодательство и пенитенциарные учреждения в России возникают в период образования и укрепления русского централизованного государства. Основным источником права этого периода были Судебники 1497 и 1550 гг.

Судебник 1497 года закрепил наказуемость антигосударственных деяний. Тюремное заключение в Судебнике не упоминается, однако, преступников могли помещать в монастырские подвалы и башни на срок «сколь государь укажет». Государство экономически было не в состоянии строить тюрьмы и содержать заключенных.

Наказания приобретают более суровый характер и направлены на устрашение населения, но значительно легче, нежели в странах Западной Европы.

Смертная казнь в Судебнике 1497 г. предусматривалась примерно в 10 случаях, в том числе за убийство, разбой, кражу и ябедничество. Действовало правило, согласно которому государь мог помиловать приговоренного. Наиболее распространенными способами смертной казни были: отсечение головы, повешение, заливание горла металлом. Процедура исполнения смертной казни носила публичный характер и имела цель устрашения.

Довольно широко в Судебниках представлены телесные наказания, к которым относилась торговая казнь, заключающаяся в битье кнутом на торговой площади.

Тюремное заключение предусматривается впервые как самостоятельное наказание в Судебнике 1550 года в 21 случае. Причем закон не указывает на сроки тюремного заключения. Оно применялось, как правило, в сочетании с другими видами наказания15.

Новым этапом развития системы уголовных наказаний и их исполнения явилось принятие в 1649 г. Соборного Уложения. Преступления в Уложении представлены в определенной системе. Соборное Уложение наращивает устрашающее начало наказания и процесса его исполнения.

В этот период появляется новое уголовное наказание - ссылка преступников в окраинные города, остроги, крепости, имения и другие. Предпосылками возникновения и широкого применения ее в дальнейшем явилось присоединение Россией Сибири.

Соборное Уложение расширило применение тюремного наказания, которое назначалось на определенный срок (до 4 лет), либо на неопределенный («на сколько государь укажет») срок.

Закон четко определил цели тюремного заключения, которые заключались в обеспечении изоляции преступников. Условия и порядок содержания заключенных законом не определялись и зависели от произвола местного начальства16.

Следующим важным нормативным правовым актом был Артикул воинский 1715 г. Артикул предусматривал цель мести преступнику и устрашение населения. Наказания становятся бессистемными, на первое место выходит не желание исправить преступника, а его устрашение17.

Заметный вклад, в идеологию создания уголовно-исполнительного права внесла Екатерина II, которая в первые годы своего правления составила проект об устройстве тюрем. Проект предусматривал разделение заключенных по полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, создание особых тюрем для различных категорий осужденных, например, для приговоренных к смертной казни. Проект состоял из 100 статей распределенных по трем разделам: о строении тюрем разного наименования для заключенных разных групп, о содержании заключенных, о тюремной администрации. Говоря о режиме тюрем, проект устанавливал за неимущими заключенными право на бесплатное предоставление им одежды и пищи. Проект строго предписывал не давать приговоренному к вечной каторге ни чернил, ни пера, ни карандаша, ни бумагу без разрешения суда. Для общего надзора за местами заключения в губернии проект создавал специальную должность тюремного смотрителя, тюремная администрация отсутствовала18.

В 1819 г. было образовано Попечительное о тюрьмах общество.

Первая статья Устава определяла его задачу как нравственное избавление преступников. Определялись 5 средств исправления: 1) ближайший постоянный надзор над заключенными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности на оном основанной; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место.

В 1822 году Александр 1 утвердил Устав о ссыльных. Он предусматривал два вида ссылки в Сибирь: на каторгу и на поселение. Устав в основном определял порядок эпатирования, штаты, обязанности полиции, обязанности стражи, порядок выбытия, снабжение, прием ссыльных, предусматривал разграничение ссыльных на разряды19.

Устав о содержащихся под стажей 1832 г. в качестве мест лишения свободы предусматривал тюремные замки и остроги. Эти виды мест заключения предназначались для более серьезных обвиняемых и осужденных, но вместе с тем и для несостоятельных должников. Смирительные и работные дома предназначались для содержания нарушителей разных полицейских и административных предписаний и запретов, ослушников барской помещичий воли и родительской власти, а также обвиняемых и осужденных за воровство.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было принято 15 августа 1845 г.

В уложении была сделана попытка вернуться к исправительной роли уголовного права в виде деления наказаний на уголовные и исправительные.

К уголовным наказаниям относились: смертная казнь, лишение всех прав состояния, ссылка в каторжные работы, ссылка на поселение в Сибирь, ссылка на поселение на Кавказ.

К исправительным наказаниям были отнесены: потеря всех особенных прав и преимуществ и ссылка в отдаленные или менее отдаленные места Сибири; ссылка в другие отдаленные губернии, кроме сибирских; заключение в крепости с лишением некоторых особенных прав и преимуществ, либо без оного; заключение в смирительном доме с лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо без оного; заключение в тюрьму; арест; выговор.

В 1869 г. был принят проект реформы и в течении десяти последующих лет дорабатывался. Инициатором тюремной реформы явился Николай 1.

Главное тюремное управление, где сосредоточилось руководство тюрьмами было создано 27 апреля 1879 г. В тюрьмах стал активнее применяться труд заключенных, улучшилось их медицинское обслуживание и материальное обеспечение.

В 1909 г. в России был введен институт условно-досрочного освобождения, которое применялось к заключенным в тюрьме или исправительном арестантском отделении при отбытии 3/4 срока наказания, но не ранее чем через 6 месяцев. Не подлежали условно-досрочному освобождению осужденные за казнокрадство и осужденные, подлежащие по окончанию тюремного заключения ссылке на поселение.

Информация о работе Исполнение наказания в виде лишения свободы