Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:28, курсовая работа
Цели и задачи выпускной квалификационной работы. Цель настоящего исследования - рассмотреть лишение свободы как один из способов исполнения наказания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ содержания самого понятия «уголовное наказание», его системы, сущности и целей, их развитие в Российском Уголовном и Уголовно-исполнительном законодательстве;
- исследование понятия «лишение свободы» в системе общих начал назначения наказания;
- изучение состояния, тенденции и практики применения судами видов уголовного наказания, связанных с изоляцией от общества;
- выявление факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на восстановление социальной справедливости, исправление осужденных;
Введение……….……………………………………………….…………………3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика наказания в виде лишения свободы…………………………..……………………………………...………...6
1.1. Понятие лишения свободы как вида уголовного наказания. Исполнение наказаний в виде лишения свободы…………………………..........…………….6
1.2. История развития пенитенциарной системы России…………………......14
1.3. Влияние становления тюремных учреждений на Западе на российскую пенитенциарную систему……………………….....……………………………21
Глава 2. Виды лишения свободы……………..………………………………26
2.1. Лишение свободы на определённый срок…..………………………..........26
2.2. Пожизненное лишение свободы……..…………………………………….32
2.3. Арест как вид наказания, связанный с изоляцией от общества…..……...36
2.4. Виды исправительных учреждений для отбывания наказания……..…....41
Глава 3. Эффективность и совершенствование наказания в виде лишения свободы……………………………..............................................................48
3.1. Понятие и критерии эффективности наказания в виде лишения свободы…………………………………………………………………………………48
3.2. Достижение целей наказания и эффективность лишения свободы……...52
3.3. Совершенствование форм и методов наказания в виде лишения свободы…………………………………………………………………………………59
Заключение…………...…………………………………………………………63
Библиографический список………………..……………
Советский этап в развитии пенитенциарного права начался с попытки реализации передовых идей сформировавшихся в дореволюционный период20.
Первым нормативным актом, регулирующим порядок отбывания наказания и устанавливающим виды мест лишения свободы являлась Временная инструкция 1918 г. Временная инструкция определяла следующие места заключения:
- общие места заключения (тюрьмы);
- воспитательно - карательные реформатории и земледельческие колонии (в основном для молодежи);
- испытательные заведения для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения;
- карательно-лечебные заведения (для арестантов с заметно выраженными психическими деформациями);
- тюремные больницы.
Из перечисленных видов мест лишения свободы фактически существовали только общие места заключения (тюрьмы и тюремные больницы).
Одним из первых нормативных актов советской власти, посвященных проблемам преступности несовершеннолетних, был декрет от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних».
В нем объявлялись упраздненными суды и тюремное заключение для малолетних несовершеннолетних до 17-летнего возраста. В соответствии с этим Декретом, из мест лишения свободы несовершеннолетние были освобождены, и центр тяжести в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних был перенесен на меры воспитательного и предупредительного характера21.
В рассматриваемый период возросла политическая и уголовная преступность. Советская власть с целью защиты революции приняла решение проявлять решительные меры в борьбе с контрреволюцией и уголовной преступностью. В связи с этим и с учетом развернувшейся гражданской войны определялась необходимость защиты республики от классовых врагов путем изолирования их концентрационные лагеря. Данные лагеря были созданы лишь в 1919 г. и их существование было закреплено Декретом ВЦИК от 15 апреля 1919 г. и Постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. «О лагерях принудительных работ».
Правовые основы функционирования концлагерей отличались от исправительно-трудовых учреждений. В лагеря направляли на время гражданской войны лиц из числа иностранных граждан и представителей ранее господствующих классов.
С появлением значительного числа подзаконных актов в сфере исправительно-трудового права возникла необходимость их систематизации. В результате систематизации в 1924 г. был принят первый советский исправительно-трудовой кодекс, который подробно регламентировал вопросы организации режима прогрессивной системы и применения дисциплинарных мер воздействия.
В зависимости от особенности личности, социального положения, мотивов преступления, поведения, успехов в работе и обучении, а также в целях исключения вредного влияния отрицательно - настроенной части преступников на других заключенных, осужденные распределялись по разрядам. Это позволяло исправляющихся заключенных переводить из низших в высшие разряды22.
При переводе из одного разряда в другой различали 3 категории заключенных: 1) подлежащие лишению свободы со строгой изоляцией; 2) профессиональные преступники, а также лица не принадлежащие к классу трудящихся; 3) все остальные заключенные, не отнесенные к первым двум категориям.
Новый этап истории пенитенциарной системы советского государства открывает Постановление СНК СССР от 7 апреля 1930 г. об утверждении «Положения об исправительно-трудовых лагерях».
Положение об ИТЛ вместо прежнего деления на лишение свободы со строгой изоляцией и без таковой установило деление на лишение свободы в отдельных местностях СССР и лишение свободы в общих местах заключения. Лишение свободы на срок до 3 лет должно было отбываться в общих местах заключения, а на срок от 3 до 10 лет - в ИТЛ.
В 1934 г. в связи с образованием НКВД СССР все места лишения свободы были переданы в его ведение.
С началом войны перед НКВД СССР стала задача перестройки лагерей и колоний в соответствии с требованиями военного времени23.
Отмена в 1947 г. смертной казни существенно осложнила обстановку в местах лишения свободы. В этой ситуации государство приняло решение об организации лагерей особого назначения, в которых содержались лица, осужденные за особо опасные преступления, которые по сравнению с иными категориями осужденных несли повышенную дисциплинарную ответственность за нарушение режима.
В июне 1970 г. был введен новый вид уголовного наказания - условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду24.
Существенные изменения произошли в уголовно-исполнительной политике в связи с коренным изменением политики государства. 12 июля 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете в которой провозглашались высшей ценностью интересы человека. Это положение было развито в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 году, в статье 2 которой было сказано: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Указанный принцип лег в основу и нового уголовно-исполнительного права. В этих условиях более значимыми стали выглядеть мероприятия по гуманизации исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными.
В 1993 году был принят Закон РСФСР «О милиции», который отменил такие виды наказаний как ссылка, высылка, условное осуждение с обязательным привлечением к труду и условное освобождение с обязательным привлечением к труду. Этим законом была усилена уголовная ответственность за совершение побегов из исправительных учреждений, а действие нормы о захвате заложников распространено на территорию РФ.
1.3. Влияние становления тюремных учреждений на Западе на
российскую пенитенциарную систему
Лишение свободы как вид уголовного наказания является наиболее распространенным в большинстве стран мира и связано со значительным ограничением прав и свобод человека.
В эпоху рабовладения и феодализма осужденные, как правило, приговаривались к смертной казни или жестоким телесным наказаниям. Как уголовное наказание лишение свободы получило широкое применение в период развития капиталистических отношений, когда государства стали в состоянии содержать сложный аппарат мест лишения свободы.
Впервые пенитенциарная система была создана в США в конце 18 века: основанная на одиночном заключении, соединенном с религиозным воздействием на осужденных, она исключала какое-либо их общение с внешним миром. Сам термин «тюрьма» появился несколько раньше. О происхождении этого слова существует несколько мнений. Автору наиболее убедительным представляется происхождение определения «тюрьма» от тюркского слова «тюрмя», что означает темница, заключение. Это было учреждение, предназначенное для отбывания наказания в виде лишения свободы, налагаемое судом за отдельные виды преступлений.
Опыт становления тюремных учреждений на Западе представляет особый интерес, так как многие аспекты новой пенитенциарной политики были использованы при проведении преобразований в России. Однако стоит отметить заметное отставание нашего государства в развитии собственной пенитенциарной системы.
Международное сотрудничество в сфере исполнения наказания и обращения с осужденными прошло в своем развитии три этапа.
Первый этап начался с деятельности первых международных тюремных конгрессов, которые по своей организационно-правовой форме относились к международным конференциям.
Первые тюремные конгрессы состоялись во Франции в 1846 году и в Германии в 1857 году и характеризовались частной инициативой их устроителей, отсутствием надлежайшей огласки благотворительно-либеральным тоном заседаний. Недостатком этих конгрессов явилось отсутствие практических решений по рассматриваемым проблемам25.
Нью-Йоркское тюремной общество обратилось ко всем странам с предложением созвать международный тюремный конгресс с целью поделиться имеющимся опытом и выработать определенные рекомендации.
Активное участие в организации первого международного тюремного конгресса принял и наш соотечественник граф В.А. Сологуб. В конгрессе приняли участие около сто официальных представителей от 22 государств.
Второй этап международного сотрудничества государств по пенитенциарным проблемам начавшийся с 1872 года с деятельности первого международного тюремного конгресса характеризовался участием в их подготовке и проведении официальных представителей ряда государств, а также их конструктивно-практической направленностью. В 1878 году был создан проект международной пенитенциарной комиссии из официальных представителей государств - участников конференции. Комиссия ежегодно должна была собирать участников и концентрировать статистические данные, регламентировать связи с различными тюремными организациями и обществами и издавать информационный бюллетень. Обобщая тюремный опыт различных государств конгрессы вырабатывали рекомендации и принимали резолюции, которые концентрировали авторитетное мнение международной организации и тем самым ориентировали правительства на проведение более эффективной и цивилизованной политики в сфере борьбы с преступностью и обращения с заключенными. Третий конгресс рассмотрел вопрос об участии представителей общественности в работе мест лишения свободы в таких формах, как наблюдательные комиссии и общественные советы. В результате Конгрессом было принято решение о создании в пенитенциарных учреждениях наблюдательно-попечительных комитетов. Заслуживает внимание обсуждение вопросов целесообразности одиночного заключения, дифференцированного подхода к различным категориям осужденных и применения к ним системы поощрений и взысканий. Так в резолюции четвертого конгресса был определен примерный перечень мер поощрения, включавший в себя поощрения материальные (увеличение рациона питания и сумм расходов на личные нужды) и нравственные (разрешение приобретать книги и другие такого рода предметы). На конгрессе был разработан также механизм дисциплинарного воздействия на заключенных предполагающий строгую регламентацию порядка наложения и исполнения дисциплинарных взысканий на определенный срок и после обязательного получения объяснения лица, подлежащего наказанию. На конгрессах рассматривались вопросы контроля пенитенциарных учреждений со стороны государства и общественности, применения прогрессивной системы исполнения наказания и мер адаптации освобождающихся из заключения26.
Третий этап международного сотрудничества в области исполнения наказания и обращения с заключенными, начался после создания в 1945 году ООН. ООН в области защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатывает правила и стандарты обращения с осужденными и заключенными, определяет основные принципы сотрудничества государств в области пенитенциарной деятельности принимает соответствующие резолюции и утверждает международные конвенции. Данные нормы не обладают юридической силой национального законодательства и не предусматривают санкций за из не выполнение.
Научно-исследовательскую деятельности в области пенитенциарии в рамках ООН осуществляет Научно-исследовательский институт социальной защиты, который занимается проблемами исследований в развивающихся странах и оказанием им помощи в координации научно-исследовательской деятельности, в управлении региональными и национальными институтами.
Ведущая роль в координации деятельности по проблемам международного сотрудничества государств по пенитенциарным проблемам принадлежала до 1991 года Комитету по предупреждению преступности и борьбе с ней. Раз в пять лет он готовил и проводил Международные Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
В результате деятельности международных конгрессов были приняты ряд документов среди которых такие, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 года, Свод принципов защиты лиц, подвергаемых задержанию, или заключению в какой-то бы ни было форме, в 1989 году, Минимальные стандартные правила обращения с несовершеннолетними правонарушителями в 1990 году, Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения и защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1990 года27.
Проведение любой реформы немыслимо без анализа и обобщения опыта аналогичных преобразований в других странах. Поэтому обращение российских реформаторов к зарубежным достижениям при решении многих вопросов, в том числе и в пенитенциарной сфере, не было случайным.
М.Н. Галкин-Враской, ставший впоследствии первым начальником Главного тюремного управления, в середине 19 века более двух лет провел за границей, занимаясь осмотром различных мест заключения и исследованием западных тюремных систем.
Собранные в ходе этой поездки сведения долгое время были единственным пособием по тюрьмоведению, которое и в наше время не утратило своего значения.
Рассмотрев материалы данной главы можно подвести итог. Лишение свободы наиболее распространённый в судебной практике вид наказания - состоит в изоляции осуждённого от общества в специальных учреждениях, где он находится под постоянной вооружённой охраной и наблюдением, в условиях жёсткой регламентации всей жизни осуждённых установленных для этих учреждений режимом.
Информация о работе Исполнение наказания в виде лишения свободы