Исполнение наказания в виде лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи выпускной квалификационной работы. Цель настоящего исследования - рассмотреть лишение свободы как один из способов исполнения наказания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- анализ содержания самого понятия «уголовное наказание», его системы, сущности и целей, их развитие в Российском Уголовном и Уголовно-исполнительном законодательстве;
- исследование понятия «лишение свободы» в системе общих начал назначения наказания;
- изучение состояния, тенденции и практики применения судами видов уголовного наказания, связанных с изоляцией от общества;
- выявление факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на восстановление социальной справедливости, исправление осужденных;

Содержание

Введение……….……………………………………………….…………………3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика наказания в виде лишения свободы…………………………..……………………………………...………...6
1.1. Понятие лишения свободы как вида уголовного наказания. Исполнение наказаний в виде лишения свободы…………………………..........…………….6
1.2. История развития пенитенциарной системы России…………………......14
1.3. Влияние становления тюремных учреждений на Западе на российскую пенитенциарную систему……………………….....……………………………21
Глава 2. Виды лишения свободы……………..………………………………26
2.1. Лишение свободы на определённый срок…..………………………..........26
2.2. Пожизненное лишение свободы……..…………………………………….32
2.3. Арест как вид наказания, связанный с изоляцией от общества…..……...36
2.4. Виды исправительных учреждений для отбывания наказания……..…....41
Глава 3. Эффективность и совершенствование наказания в виде лишения свободы……………………………..............................................................48
3.1. Понятие и критерии эффективности наказания в виде лишения свободы…………………………………………………………………………………48
3.2. Достижение целей наказания и эффективность лишения свободы……...52
3.3. Совершенствование форм и методов наказания в виде лишения свободы…………………………………………………………………………………59
Заключение…………...…………………………………………………………63
Библиографический список………………..……………

Вложенные файлы: 1 файл

Искулов А.К..doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

1. повышение  эффективности работы учреждений  и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;

2. сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;

3. гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов68.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;

2. изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;

3. осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;

4. изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;

5. разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;

6. совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач;

7. развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями69.

Для решения поставленных целей и задач необходим поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных. Для повышения стимулирования к правопослушному поведению и активной ресоциализации необходимо ввести дополнительные меры поощрений осужденных. Не маловажным фактором является дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны).

Не редким является то, что часть осужденных отбывает срок наказания на значительном расстоянии от своего постоянного места проживания, что способствует ослаблению или потере социально-полезных связей с родственниками. В этом случае необходима оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного70.

Для ужесточения и для более эффективного исправления меры наказания в виде лишения свободы правильным было бы изменение видов исправительных учреждений для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания. Для этого необходимо создание правовых и организационных условий для замены существующей системы исправительных учреждений на 2 основных вида учреждений - тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением) при сохранении учреждений, созданных для выполнения специальных задач, - лечебно-исправительных и лечебно-профилактических. Преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. Коллективное заменить на раздельное содержание осужденных к лишению свободы, способных к ресоциализации с учетом тяжести и общественной опасности совершенных ими преступлений, сведений об их личности, поведения в местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, с одной стороны, и осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, прочно усвоивших и распространяющих элементы поведения криминальной среды, с другой стороны71.

Проанализировав вопросы рассмотренные в данной главе можно сделать следующее заключение. Уголовное наказание в виде лишения свободы, конечно же, способно оказывать определенное воздействие на преступность в обществе, но не столь значительные, как предполагалось.

Понятие эффективности исполнения лишения свободы определяется результатом достижения целей поставленных перед наказанием. Эффективность исполнения лишения свободы как вида наказания означает способность реально при наилучшем использовании средств, с наименьшими издержками содействовать достижению целей исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.

В современном российском государстве данный вид уголовного наказания, в силу специфических условий его исполнения, малоэффективен. Такое положение дел требует существенного изменения порядка исполнения лишения свободы. До тех пор, пока исполнение лишения свободы не будет отвечать смыслу Закона, применение данного вида наказания следует ограничить до минимума, необходимого лишь, для изоляции от общества поистине опасных для него лиц.

Главным показателем эффективности исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы является уровень рецидива среди осужденных, отбывших наказание. Хотя в силу многих объективных и субъективных факторов он не безупречен.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Социальная ценность лишения свободы в современных условиях заключается в том, что этот вид наказания служит для защиты наиболее важных интересов государства, общества и личности от наиболее опасных посягательств на них. Изоляция определенной категории преступников целесообразна как с точки зрения общего, так и с точки зрения специального предупреждения преступлений.

На основе проведенных исследований мы стремились определиться с важнейшими теоретическими проблемами, касающимися лишения свободы. Процесс детального изучения данной темы позволил сформулировать следующие выводы:

1. В настоящее время имеет место тенденция к ужесточению наказания за преступления, посягающие на жизнь, что влечет увеличение сроков лишения свободы, введение пожизненного лишения свободы. Это обусловлено тем, что если раньше в нашем обществе на первое место ставились государственные интересы, то сейчас - интересы человека, его жизнь и здоровье;

2. Наряду с необходимостью ужесточить наказание за преступления против жизни и здоровья граждан, проверенная практически и теоретически неэффективность кратковременного лишения свободы приводит к выводу о целесообразности замены этой меры другой или другими, способными оказывать превентивное воздействие путем снижения уровня жизненного стандарта виновного. Такое воздействие (исходя из того, что человек - существо, прежде всего, социальное) может оказывать, например, арест в условиях строгой (в полном смысле этого слова) изоляции от общества;

3. Необходимо повышать эффективность наказания в виде лишения свободы путем совершенствования уголовного законодательства, а также уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного. Это необходимо для устранения сложностей при назначении наказания в виде лишения свободы, особенно в части определения судом сроков лишения свободы;

4. Необходимо поднять на качественно более высокий уровень проведение предварительного следствия, повысить профессиональный уровень судей и всех работников правоохранительных органов. Только таким путем можно добиться качественного следствия, соблюдения прав и свобод граждан и вынесения справедливых приговоров.

Эффективность лишения свободы зависит от многих причин, в том числе и от сроков лишения свободы. Поэтому российскому законодателю необходимо с максимальной скрупулезностью и гуманностью относиться к определению сроков лишения свободы, указанных в санкциях статей УК РФ. Как свидетельствует исторический опыт, ужесточение наказания не способствует уменьшению роста преступности в обществе. Пропорциональность наказания степени общественной опасности преступления - элементарное требование эффективности уголовного законодательства.

Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы повышения качества применения мер уголовного наказания, в частности, лишения свободы, представляют не только научный интерес, но имеют и прикладной характер. Общество осознает их актуальность и жизненную необходимость. Властные структуры, время от времени предпринимающие попытки реформирования, до настоящего времени не смогли разрешить все проблемы обеспечения эффективности такого распространенного вида уголовного наказания, каким является лишение свободы.

Речь должна идти о разработке и внедрении концепции системы полной реабилитации лиц, совершивших преступления, лишенных свободы и возвратившихся из исправительных учреждений; привлечении к этой работе всех действующих структур, особенно на уровне органов местного самоуправления. Созданная система должна внушать доверие оступившегося человека, способствовать тому, чтобы каждый из них освободился от чувства безысходности, поверил в жизнь.

Принятие модели безопасности человека и внедрение на этой основе комплексного подхода к борьбе с преступностью, в целом позволило бы добиться снижения различных негативных криминальных последствий перехода государства к рыночным отношениям, заблокировать появление новых опасностей, дать надежду тем, кто был осужден на улучшение их положения и лучшее будущее.

Одним из следствий эффективной деятельности комплексной системы стал бы рост доверия к органам власти, правоохранительным учреждениям, их поддержки как в повседневной деятельности, так и на очередных выборах.

От участия в реализации проекта создания и обеспечения местной системы профилактики правонарушений выигрывают все. Даже частичное внедрение его в жизнь позволяет рассчитывать на снижение уровня напряженности в обществе, социально-психологической и криминогенной опасности, числа и риска преступных посягательств; улучшение обстановки и состояния нравственного здоровья населения. Представляется, что такие рекомендации заслуживают поддержки и широкого распространения. Целесообразно было бы создать Общественный фонд реабилитации лиц, возвратившихся из мест лишения свободы, остро нуждающихся в жизнеустройстве, бытовой помощи, внимании и т.д. Следует осуществить меры по усилению роли органов исполнительной власти, должностных лиц в предупреждении преступлений , создании эффективных механизмов контроля за исполнением законов, Указов Президента РФ и собственных решений, касающихся борьбы с преступностью и реабилитации лиц, возвратившихся из исправительных учреждений. Эффективная и оптимальная по затратам реабилитационная система должна быть сформирована под руководством Министерства юстиции РФ, на которое ныне возложены обязанности по руководству органами юстиции и учреждениями, осуществляющими исполнение наказания.

Библиографический список

 

 

1. Нормативно – правовые акты

 

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63 - ФЗ (в ред. от 7 декабря 2011 г.) // Российская газета. - 2011. - 7 декабря.

3. Уголовно - исполнительный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08 января 1997 года № 1 - ФЗ (в ред. от 29 февраля 2012 г.) // Российская газета. - 1997. - 8 января.

4. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5473-1 – ФЗ // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1316.

5. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103 - ФЗ // Российская газета. - 1995. - 20 июля. - № 139.

6. О внесении изменения в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: Федеральный закон от 06 ноября 2011 г. № 298 – ФЗ // Российская газета. - 2011. - 9 ноября. - № 5627.

7. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76 - ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.05.2008) // Российская газета. - 2008. - 18 июня. - № 128.

8. О внесении изменений в перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 г. № 864 // Российская газета. - 2011. - 2 ноября. - № 5622.

9. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений:  Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 47.

 

 

2. Литература

 

 

10. Барщевский М.Ю. Все о правах подозреваемого и обвиняемого по уголовным делам. - М.: АСТ, 2009. - 128 с.

11. Беляев Н.Н. Цели наказания и средства их достижения в исправительных учреждениях. - М.: РАГС, 2009. - 98 с.

12. Березиков С.В. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях надо изменять // Законность. - 2009. - № 6. - С. 40-43.

13. Бланков А.С., Фокин В.М. Уголовно-исполнительное право. - СПб.: Питер, 2009. - 224 с.

14. Брилиантов А.В., Геранин А.В., Зубарев С.Н. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. - М.: Велби Проспект, 2009. - 448 с.

15. Гущин А. «Наказание» означает «научение» // Преступление и наказание. - 2010. - № 2. - С. 15-19.

Информация о работе Исполнение наказания в виде лишения свободы