Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 20:53, курсовая работа
Цель данной работы – определить, каким образом используются результаты оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания по уголовному делу.
Задачи данной работы: определить обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу; определить понятие оперативно-розыскной деятельности, ее задачи, собственно выяснить, как используются результаты оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовному делу.
При этом, конечно, роль уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в процессе решения различных по своему характеру задач не может быть одинаковой. Задачи чисто уголовно-процессуального характера должны решаться непосредственно методами и средствами уголовного судопроизводства, на основе строгого соблюдения всех принципов и норм советского уголовного процесса. Уголовно-процессуальная деятельность в этом случае должна рассматриваться как основная деятельность, по отношению к которой все оперативно-розыскные средства и методы должны носить вспомогательный, подсобный характер.
В соответствии с межведомственной инструкцией под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном законом порядке о признаках подготавливаемого совершаемого, или совершенного преступления, о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Таким образом, за основные критерии взяты задачи оперативно-розыскной деятельности.
Результаты
оперативно-розыскной
Вторую
группу образуют фактические
данные, которые носят вспомогательный
характер(данные о личности
Под документированием в теории оперативно-розыскной деятельности, как правило, понимается совокупность оперативно-розыскных мероприятий, направленных на добывание информации об обстоятельствах преступления, лицах, его совершивших, и фиксацию полученной оперативной информации.
Законом
установлены следующие виды
Опрос — сбор фактической информации, значимой для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности (как правило, локальной), со слов опрашиваемого человека, который реально или вероятно обладает ею.
Наведение справок — получение фактической информации, значимой для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, путем направления запроса соответствующему юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно ее получение путем непосредственного ознакомления с соответствующим материальным носителем. В частности, о лице-объекте оперативной заинтересованности интерес может представлять следующая информация: биографические данные, образование, место проживания, совершенные в прошлом преступления (иные правонарушения и др.), родственные и иные связи и т.п.
Предмет
наведения справок —
Сбор образцов для сравнительного исследования -- обнаружение и изъятие материальных носителей информации (предметов, веществ и т.д.) с целью их сравнения с материалами, которыми уже располагает оперативное подразделение (сотрудник оперативного подразделения и др.) для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности.
Образцы собираются любыми способами, не запрещенными законодательными и иными нормативными правовыми актами. При сборе образцов запрещается создавать опасность для жизни или здоровью людей, а также угрожать экологической безопасности общества.
Проверочная закупка — совокупность действий по искусственному созданию органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (сотрудником оперативного подразделения), ситуации сделки купли-продажи (мнимой), в которой с целью получить оперативно значимую информацию с ведома и под контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, приобретается товар (без цели потребления и сбыта) у лица — объекта оперативной заинтересованности, обоснованно подозреваемого в совершении преступления в сфере финансовой, предпринимательской или иной хозяйственной деятельности.
Исследование предметов и документов — изучение тех из них, которые сохранили на себе следы преступления, явились или могли являться орудием преступления или результатом преступной деятельности с целью обнаружить совершенное преступление и изобличить лиц, причастных к его совершению
Наблюдение — тайное, направленное, систематическое, непосредственное визуальное или опосредованное (с помощью оперативно-технических средств) восприятие значимых для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности деяний лица (лиц) и явлений (событий, фактов, процессов) и их фиксация.
Отождествление личности заключается в установлении и идентификации лица — объекта оперативной заинтересованности (неопознанного трупа) по индивидуализирующим его статистическим (папиллярным узорам, составу крови и слюны, следам запаха и следам, оставленным на месте происшествия и пр.) и динамическим (походке, жестикуляции, мимике и пр.) признакам, а равно при помощи словесного (композиционного) портрета (фоторобота) и других способов, позволяющих с достаточной степенью вероятности опознать человека.
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств заключается в совокупности действий по осмотру материального недвижимого и (или) движимого объекта (строения, участка местности, транспортного средства), принадлежащего лицу — объекту оперативной заинтересованности, либо используемому им или его контактами с целью обнаружить следы преступления, орудия его совершения, иные предметы, вещества или документы, могущие иметь отношение к преступной деятельности.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений заключается в совокупности действий по конспиративному просмотру (перлюстрации) письменной и иной зафиксированной на материальном носителе корреспонденции (на основании судебного решения) с целью обнаружить сведения о преступной деятельности лица — объекта оперативной заинтересованности, выявить его связи и получить иную информацию, способствующую решению конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.
При приведении контроля корреспонденции Законом об оперативно-розыскной деятельности разрешено производить изъятие предметов и материалов, а также прерывать предоставление услуг связи.
Прослушивание телефонных переговоров заключается в совокупности действий по конспиративному слуховому контролю переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи, или односторонних сообщений, и, как правило, в их фиксации с помощью звукозаписывающих технических средств с целью обнаружить сведения о преступной деятельности лица -- объекта оперативной заинтересованности, выявить его связи и получить иную информацию, способствующую решению конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.
Снятие информации с технических каналов связи — совокупность действий по получению органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений, которые необходимы для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, и их фиксация путем съема специальными техническими средствами характеристик электромагнитных и других физических полей, возникающих при передаче информации по сетям электрической связи, в работе компьютерных сетей, баз данных, телекоммуникационных информационных систем, предназначенных для обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Оперативное внедрение — система оперативно-розыскных мероприятий и действий по продвижению в изучаемый объект или в его окружение (криминальную и иную среду) конфидента, его закреплению в этой среде и приобретению оперативно-значимых позиций, позволяющих своевременно получать информацию для оптимального решения задач оперативно-розыскной деятельности в сложившейся оперативной обстановке.
Контролируемая поставка — система оперативно-розыскных мероприятий и действий, в ходе которых с ведома и под контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается оборот товаров или приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или пересылка, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, а равно предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий или средств преступления, с целью выявить, пресечь и раскрыть преступление.
Оперативный эксперимент состоит в получении оперативно-значимой информации в целях проверки и уточнения сведений, не обходимых для решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности посредством конспиративного активного наблюдения за лицом — объектом оперативной заинтересованности, в специально созданных, полностью управляемых или контролируемых условиях.
Согласно ФЗ об ОРД (ст. 11) результаты ОРД могут представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело. Представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления руководителя ОРО в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таким образом, ФЗ об ОРД определил перечень органов, которым представляются результаты ОРД, общее основание (постановление руководителя) и порядок их представления, который носит отсылочный характер. В целом ФЗ об ОРД лишь в общей форме декларирует порядок представления результатов ОРД, поскольку порядок передачи материалов должен быть определен в ведомственных нормативных правовых актах.
В настоящее время такой порядок регламентируется межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд (далее – Инструкция).
В соответствии с Инструкцией (п. 10) представление результатов включает в себя:
– вынесение руководителем ОРО постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
– вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
– оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.). Такой порядок представления результатов ОРД не имеет никакого уголовно-процессуального значения и не всегда представляется оправданным. Это связано с тем, что само постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается соответствующим руководителем ОРО и приобщается к материалам ДОУ или соответствующего номенклатур-планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и о конфидентах, а также об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и могут быть представлены в указанные органы только после принятия решения о рассекречивании соответствующих материалов.
Вместе с тем предание гласности сведений о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС, а также о конфидентах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных ФЗ.
В этой связи если отсутствует письменное согласие ШНС, конфидента или лица, внедренных в ОПГ, то материалы (результаты) ОРД, содержащие сведения об этих лицах, не могут быть ни рассекречены, ни преданы какой-либо огласке. Безусловно, здесь идет речь только о конкретных лицах, а не об абстрактных ШНС, конфидентах и участниках оперативного внедрения.
Исходя из требования нормы ФЗ об ОРД о соблюдении правил конспирации при осуществлении ОРД предоставление информации законодатель ограничивает требованиями конспирации и неразглашения государственной тайны. Это означает также, что органу дознания, следователю, прокурору или суду может быть предоставлена только информация, а не оперативные материалы (документы), причем в объеме и с содержанием, из которого неясен источник и способ ее получения, а также невозможно их определить при сопоставлении предоставляемой информации с имевшими место реальными событиями.
Оперативно-служебные документы, содержащие сведения о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и конфидентах, об организации и тактике проведения ОРМ, не могут быть представлены даже по запросу суда (ч. 3 ст. 9 ФЗ об ОРД).
В этой связи технические, документальные и другие носители информации об указанных лицах, а также оперативно-служебные документы, содержание которых может привести к их расшифровке, не подлежат представлению органу дознания, следователю, прокурору и суду. Вместе с тем не исключается представление справок или выписок из таких документов.