Контрольная работа по: Правоохранительные и судебные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Институт суда присяжных заседателей впервые появился в Англии в XIII в., придя на смену обвинительному жюри, или ассизе, набрал силу в XV столетии, а к XVII в. принял вид, близкий к современному. Именно там и были выработаны основные принципы его участия в уголовном процессе, на которых строилась работа судов присяжных за рубежом, а позже до революции и в России. На тех же принципах в основном строится она повсюду и сегодня.

Содержание

Теоретические вопросы:
1. Судопроизводство в суде присяжных.
1.1. Основные особенности судопроизводства в суде с участием присяжных заседателей.
1.2. Порядок формирования коллегии присяжных заседателей и основные этапы судебного процесса.
2. Военные суды в системе судов общей юрисдикции, их характеристика.
2.1. Основные положения организации работы военных судов РФ
2.2. Система организации и комплектования военных судов РФ
2.3. Полномочия военных судов Р.Ф.

Практическое задание.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по Пр. и Суд.Органы.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство образования и науки

 

Минусинский филиал Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Красноярского юридического техникума

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

По курсу: Правоохранительные и судебные органы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент  3 курса группы Ю-09

Специальность «Правоведение»

Вариант №3

Метляев Владимир Сергеевич

Проверила Преподаватель

                                 Шевергина Алина Ивановна

Оценка______________________________    

Подпись_____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минусинск 2009г.

 

Содержание:

 

Теоретические вопросы:

1. Судопроизводство  в суде присяжных.

   1.1. Основные особенности судопроизводства в суде с участием присяжных заседателей.

    1.2. Порядок  формирования коллегии присяжных заседателей и основные этапы судебного процесса.

2. Военные суды в системе судов общей юрисдикции, их характеристика.

    2.1. Основные положения организации работы военных судов РФ

    2.2. Система  организации и комплектования  военных судов РФ

    2.3. Полномочия  военных судов Р.Ф.

 

 Практическое задание.

 

Вопрос:

Уголовное дело в 1 инстанции  рассмотрено Судебной коллегией  по уголовным делам Красноярского  краевого суда.  В кассационном порядке  приговор не был обжалован. Определите порядок дальнейшего обжалования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Судопроизводство в суде присяжных

 

Институт суда присяжных заседателей впервые появился в Англии в XIII в., придя на смену обвинительному жюри, или ассизе, набрал силу в XV столетии, а к XVII в. принял вид, близкий к современному. Именно там и были выработаны основные принципы его участия в уголовном процессе, на которых строилась работа судов присяжных за рубежом, а позже до революции и в России. На тех же принципах в основном строится она повсюду и сегодня.

Суд присяжных заседателей был учрежден в России 20 ноября 1864 г., когда были утверждены Новые Судебные уставы, фиксировавшие основные буржуазные принципы правосудия. Процесс становился состязательным и гласным, обвиняемый получил право на защиту - создавалась отечественная адвокатура. Были отменены старые сословные суды, судебная власть объявлялась независимой. По уставам существовали следующие судебные органы: местные судебные органы (мировые суды, съезды мировых судей, волостные суды) и общие судебные органы (окружные суды, общие судебные палаты).

Суд присяжных – это  не обособленный, не самостоятельный  судебный орган, не звено вертикальной системы судов общей юрисдикции, а состав суда, принципиально отличающийся от традиционного1. В этот состав входят: судья федерального суда общей юрисдикции и двенадцать присяжных заседателей.

Производство в суде с участием присяжных заседателей  ведется в общем порядке с  учетом особенностей, предусмотренных  главой 42 УПК РФ.

 

 

 

 

1.1. Основные особенности судопроизводства в суде с участием присяжных заседателей.

Основными особенностями  судопроизводства в суде с участием присяжных заседателей являются:

- разграничение компетенции между профессиональным судьей-юристом и присяжными заседателями;

- вердикт присяжными выносится только на основании сведений, полученных в ходе судебного следствия;

- уголовно-процессуальное законодательство максимально пресекает возможность какого-либо субъективного воздействия на мнение присяжных заседателей;

- рассмотрение уголовного дела с участием присяжных заседателей носит альтернативный характер, т.е. такой суд может быть выбран только самим обвиняемым;

- разделение полномочий по решению вопроса о виновности или невиновности и постановлению приговора;

- участие защитника обязательно на всех стадиях судопроизводства (в т.ч. на предварительном следствии);

- вердикт присяжных обязателен для председательствующего;

- вердикт обжалованию не подлежит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Порядок  формирования коллегии присяжных  заседателей и основные этапы судебного процесса.

Порядок формирования коллегии присяжных заседателей определен  ст. 326-332 УПК РФ и ФЗ «О присяжных  заседателях федеральных судов  общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004г. № 113. Можно выделить следующие  стадии данного процесса:

1. Как предварительную (внесудебную) стадию: формирование и утверждение общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.

2. Досудебная стадия: проверка явки кандидатов; в случае  недостаточности количества возможно  распоряжение о дополнительном  вызове кандидатов в присяжные заседатели.

3. Судебная стадия: непосредственно  формирование коллегии присяжных  заседателей. Происходит в закрытой  части судебного заседания. Процедура  формирования подробно описана  в ст. 328 УПК РФ.

а) вступительное слово  председательствующего, в котором он сообщает общую информацию о рассматриваемом уголовном деле, разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями. На данном этапе присяжный может заявить самоотвод;

б) опрос кандидатов в  присяжные заседатели и последующее  обсуждение кандидатов. На данном этапе может быть заявлен мотивированный отвод;

в) разрешение немотивированных отводов;

Количество неотведенных кандидатов должно быть не менее 14 (первые 12 – коллегия присяжных заседателей, 2 (редко – более) – запасные).

г) избрание присяжными заседателями старшины;

д) приведение присяжных  заседателей к присяге председательствующим.

Однако данная процедура  формирования и структура коллегии присяжных заседателей некоторыми учеными-процессуалистами считается  малоэффективной. Высказываются предложения по ее реформированию.

После формирования коллегии присяжных заседателей происходит рассмотрение дела по существу, результатом  чего должно стать вынесение вердикта присяжными заседателями.

Вердикт в соответствии с п. 5 ст. 5 УПК РФ – это решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей.

Вынесению вердикта предшествует постановка председательствующим судьей вопросов, подлежащих рассмотрению присяжными заседателями. Обсуждение и формулирование вопросов проводится в отсутствии присяжных заседателей. Стороны вправе делать замечания и вносить предложения по данным вопросам.

Перед присяжными заседателями ставятся в понятных формулировках  три основных вопроса (ст. 339 УПК РФ):

1) доказано ли, что  деяние имело место;

2) доказано ли, что  это деяние совершил подсудимый;

         3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

 Закон также предоставляет  возможность постановки одного  вопроса о виновности подсудимого,  являющегося соединением этих  трех основных вопросов. На случай признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. Также после основных вопросов могут ставиться частные вопросы. Однако не могут ставиться вопросы, требующие от присяжных заседателей юридической оценки событий.

Вердиктом именуется  решение коллегии присяжных заседателей  по поставленным перед ней вопросам.

Обвинительный вердикт  считается принятым, если за утвердительные ответы на все три основных вопроса  проголосовало большинство присяжных  заседателей (более 6). Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ хотя бы на один из трех основных вопросов проголосовало не менее 6 присяжных заседателей. Ответы на другие вопросы, например о снисхождении, определяются простым большинством голосов. Если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ.

После подписания вопросного листа с внесенными в него ответами на поставленные вопросы присяжные  заседатели возвращаются в зал судебного  заседания, и старшина передает председательствующему вопросный лист с внесенными в него ответами (вердикт). При отсутствии замечаний председательствующий возвращает старшине для провозглашения вердикт, после чего тот приобщается к материалам дела.

Последствия вердикта обсуждаются без участия присяжных заседателей. При оправдательном вердикте подсудимый освобождается из-под стражи в зале суда немедленно, и постанавливается оправдательный приговор. При вынесении обвинительного вердикта производство по делу продолжается и решаются вопросы о квалификации преступления, о назначении наказания и т.д. На основании обвинительного вердикта судья может вынести оправдательный приговор. Если коллегия присяжных заседателей признала подсудимого заслуживающим снисхождения, срок и размер наказания такому лицу не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Разбирательство уголовного дела в суде присяжных заканчивается  принятием председательствующим одного из следующих решений: постановление о прекращении уголовного дела, постановление приговора (оправдательного или обвинительного) либо постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на рассмотрение иным составом суда.

Общий порядок постановления  и провозглашения приговора регламентирован  гл. 39 УПК РФ, а в ст. 351 УПК РФ излагаются лишь особенности этого  в суде с участием присяжных заседателей, на вердикте которых приговор основывается. В вводной части приговора не указываются фамилии присяжных заседателей. В описательно-мотивировочной части оправдательного приговора должна быть изложена сущность предъявленного обвинения и должны содержаться ссылки на вердикт коллегии присяжных заседателей, основания оправдания, решения по гражданскому иску, судьбе вещественных доказательств и другим вопросам. Описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать в себе описание преступного деяния, мотивированные выводы относительно квалификации преступления, назначения наказания с учетом вердикта о снисхождении, в случае признания этого присяжными заседателями, а также обоснованные решения по другим вопросам.

В случае признания подсудимого  невменяемым суд прекращает рассмотрение уголовного дела с участием присяжных заседателей и направляет его для рассмотрения судом в порядке, установленном гл. 51 УПК РФ.

          Предоставленное Конституцией РФ (ст. 20) и УПК РФ (ст. 30) обвиняемым право на рассмотрение их дел с участием присяжных в целом явилось решительным шагом на пути построения правового государства. Был введен принцип состязательности, повысилось качество работы сторон защиты и следствия. Но в начале нового века суд присяжных в России в значительной мере себя дискредитировал. Зазвучали громкие заявления о том, что система «народного» правосудия в России фактически не работает, а участники судебных разбирательств просто манипулируют голосами присяжных заседателей. Каждая новая ошибка присяжных делает все актуальнее старый вопрос: не отменить ли в России суд присяжных? «Заодно отменим демократию», - говорят противники данного решения. Вопрос этот до сих пор остается открытым: аргументов хватает и у его поборников и у противников.

 

 

2. Военные суды в системе  судов общей юрисдикции, их характеристика

 

2.1. Основные положения организации работы военных судов РФ.

Судебная власть в  России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме  этого в системе судов общей  юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. И именно о военных судах пойдет речь далее.

В настоящее время  в Российской Федерации действуют  более 100 военных судов, которые в  соответствии с Федеральным конституционным  законом «О судебной системе Российской Федерации» являются федеральными судами общей юрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом.

29 июня 1999 г.  официально опубликован и вступил  в силу Федеральный конституционный  закон "О военных судах Российской  Федерации". С его принятием на законодательном уровне завершились реорганизация военно - судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов военного управления) судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Вступивший в силу Закон  устанавливает полномочия, порядок  образования и деятельности военных  судов в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации". При этом в Законе учтены новые требования, предъявляемые сегодня к судам общей юрисдикции, в связи с чем в нем имеются новеллы, которые в будущем планируется ввести и для остальных судов общей юрисдикции.

Информация о работе Контрольная работа по: Правоохранительные и судебные органы