Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:37, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование института конфискации в уголовном праве.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
Изучить и проанализировать нормативную и научную литературу по теме исследования;
Проследить историю развития конфискация имущества в отечественном законодательстве;
Определить понятие, правовую природу, социальное предназначение, виды и условия применения конфискации имущества
Введение……………………………………………………………………...……3
Конфискация имущества в уголовном законодательстве России: история и современность…………………………………………………..5
Конфискация имущества: понятие, правовая природа, социальное предназначение, виды и условия применения………………………..…18
Заключение…………………………………………………………………….…26
Библиографический список……………………………………………………..28
Как верно заметил В.В. Лунев, «отсутствие данной меры правового воздействия способствовало тому, что этим было устранено самое эффективное и самое гуманное наказание, которое несло в себе серьезное предупредительное начало»13. Восстановление конфискации имущества в ином качестве призвано устранить возникшее противоречие.
В соответствии со ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества представляла собой принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства имущества, указанного в пунктах «а» - «г» соответствующей статьи.
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280 редакция статьи была изменена.
В статье 104.1 УК России определено, что конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества:
а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений. Конфискация возможна по 51 преступлению, исчерпывающий перечень которых дан в п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК. К ним, в частности, относятся: убийство при отягчающих обстоятельствах; торговля людьми; использование рабского труда; нарушение авторских и смежных прав; нарушение изобретательских и патентных прав; изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; контрабанда; террористический акт; вовлечение в совершение преступления террористического характера или иное содействие их совершению; вовлечение в занятие проституцией; государственная измена; шпионаж и др.
б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в пункте «а» настоящей части, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;
в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);
г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.
Здесь же указано, что если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, то конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него.
Имущество, подлежащее изъятию в доход государства, переданное осужденным другому лицу (организации), также подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.
Как уже говорилось выше, в первоначальной редакции ст. 104.1 УК РФ при описании содержания конфискации имущества отсутствовало указание на его изъятие, а имелось лишь указание о его обращении в собственность государства. Текст ст. 104.1 УК РФ был дополнен словом «изъятие» указанным законом. Данное дополнение, на наш взгляд, совершенно справедливо и обусловлено стремлением законодателя привести в соответствие содержание уголовного закона и ст. 104 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г., согласно которой конфискация имущества включает в себя принудительное безвозмездное изъятие у должника или иных лиц имущества, указанного в исполнительном документе, и передачу его государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации. Таким образом, в ст. 104 названного закона особо обозначен элемент изъятия, который отсутствовал в тексте ст. 104.1 УК РФ, что и потребовало переработки последнего14.
Законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ было изменено и название процессуального документа о применении конфискации имущества. Исходя из содержания ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, изначально было неясно, каким же образом следовало оформлять решение суда о конфискации имущества. Из статьи 299 УПК РФ следует, что вопрос о том, доказано ли, что имущество, подлежащее конфискации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества, разрешается судом при постановлении приговора. Однако в ст. 104.1 УК РФ велась речь не о приговоре суда, а о судебном решении.
Учитывая положения ст. 299 УПК РФ, а также то, что при формулировании понятия «наказание» в ст. 43 УК РФ законодатель прямо указывал на приговор суда как на судебный акт, которым оформляется его назначение, можно прийти к выводу, что принятие судебного решения о конфискации имущества также должно было быть отражено именно в приговоре суда15. Какого-либо иного дополнительного решения по вопросу о применении конфискации имущества УПК не предусматривал.
Очевидно, что применение конфискации имущества должно осуществляться именно по обвинительному приговору суда, поскольку установление преступности приобретения имущества, подлежащего конфискации, возможно лишь при разрешении уголовного дела по существу и лишь при признании лица виновным в совершении преступления. В настоящее время закон указывает, что конфискация применяется по обвинительному приговору суда. Измененная редакция ст. 104.1 УК РФ устранила все возможные сомнения о процессуальной форме решения о конфискации имущества.
Итак, изменилась правовая природа конфискации, поскольку законодатель представил конфискацию имущества в ином виде - в виде иной меры уголовно-правового характера. Соответственно, изменилось и ее содержание, что свидетельствует и об изменении целей, которые стоят теперь перед данным институтом.
Целью, которая должна достигаться путем применения конфискации имущества, является восстановление нарушенного положения, которое существовало до совершения лицом преступления.
Совершение преступления и получение в результате этого имущества, использование имущества в качестве средства совершения преступления или для финансирования террористической деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) нарушают сложившуюся в обществе систему общественных отношений (нарушают право)16.
Восстановление общественного отношения, нарушенного преступлением, должно обеспечиваться прежде всего путем изъятия имущества, полученного преступным путем, и либо его возвращением законному владельцу, либо конфискацией, заглаживанием виновным материального или морального вреда. Поэтому отбирание имущества, перечисленного в ст. 104.1 УК РФ, следует рассматривать как восстановление нарушенного права.
Наличие у лица имущества, указанного в ст. 104.1 УК РФ, создает у виновного противоправные преимущества перед законопослушными гражданами и тем самым нарушает право, а следовательно, и справедливость. Изъятие имущества, причастного к преступлению, из незаконного владения фактически означает приведение лица, владевшего таким имуществом, в прежнее имущественное положение (т.е. "обратное восстановление"), лишает его противоправных преимуществ и восстанавливает нарушенное право других лиц17.
В связи с этим нельзя согласиться с некоторыми исследователями, которые считают, что конфискация носит восстановительный характер и обращена к лицу, которому действиями виновного причинен ущерб (т.е. потерпевшему), и полагают, что восстановительная цель конфискации адресована вполне определенному лицу (организации).
В законе прямо указано, что конфискуется (изымается и передается в собственность государства) лишь то имущество, которое не должно возвращаться законному владельцу. Поэтому конфискация не может рассматриваться как мера, восстанавливающая (возмещающая) материальный ущерб, причиненный потерпевшему действиями виновного. Восстановление нарушенного права потерпевшего происходит в режиме возвращения ему имущества, которое выбыло из его законного владения, что регулируется гражданским законодательством.
Ещё одной целью конфискации является предупреждение преступлений, которое обращено именно к самому виновному лицу, а также к другим лицам, которые используют имущество, добытое преступным путем, или орудия и средства совершения преступления.
Предупреждение присуще прежде всего изъятию имущества, использовавшегося в качестве средств совершения преступления, принадлежащего обвиняемому, а также используемого или предназначенного для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Именно самим фактом изъятия имущества государство пытается прервать преступное использование данных предметов или имущества.
Таким образом, конфискации имущества присущи две цели18:
- восстановление положения, существовавшего
до совершения общественно
- предупреждение совершения
В законе также определены специальные правила осуществления конфискации, если:
а) имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от него были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем. В этом случае конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов;
б) имущество, указанное в ч. ч. 1 и 2 ст. ст. 104.1 УК, передано осужденным другому лицу (организации). В такой ситуации конфискация возможна, если физическое лицо, должностное лицо или лицо, обладающее управленческими функциями, знало или должно было знать, что имущество получено в результате преступных действий.
Статья 104.2 УК предусматривает возможность конфискации в случаях, когда ценности или иное имущество, перечисленное в ст. 104.1 УК, не могут быть изъяты у виновного в натуре в силу различных причин: использования, реализации, внедрения в производство и т.д. В этих случаях производится денежная оценка имущества, подлежащего конфискации, т.е. с виновного (в качестве иной меры уголовно-правового характера) взыскивается денежный эквивалент этого имущества.
Согласно ч. 5 ст. 104 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в ходе исполнения документа о конфискации имущества судебный пристав-исполнитель вправе представить должнику срок не более 5 дней для отделения конфискуемого имущества от имущества, не подлежащего конфискации.
Конфискация имущества производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых и с составлением акта описи и изъятия имущества. Производство конфискации денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумаг и денежных средств должника, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг, имеет некоторые особенности. В этом случае указанное должностное лицо направляет соответствующее постановление в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг. В постановлении указываются реквизиты бюджетного счета, на который должны быть перечислены конфискуемые денежные средства.
При конфискации бездокументарных ценных бумаг постановление направляется лицу, осуществляющему учет прав на эти ценные бумаги, с поручением о списании конфискованных ценных бумаг со счета должника и зачислении их на счет государственного органа или организации в соответствии с их компетенцией.
Статьей 104.3 УК устанавливается первоочередной характер возмещения ущерба, причиненного владельцу имущества. Для этого, во-первых, необходимо, чтобы имущество находилось во владении лица на законных основаниях. Законность владения определяется по правилам, установленным в гражданском законодательстве. Во-вторых, у виновного нет иного имущества, кроме того, которое подлежит конфискации. В этом случае ущерб возмещается за счет указанного имущества, а оставшаяся его часть затем обращается в собственность государства.
Заключение
На протяжении многих десятилетий конфискация имущества была предусмотрена в Уголовном кодексе как вид наказания. Возможности ее применения были достаточно широкими.
Однако Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ конфискация имущества как вид наказания была исключена из Уголовного кодекса.
После исключения из числа наказаний конфискация имущества была возвращена в УК в другом качестве - в виде иной меры уголовно-правового характера. Тем самым законодатель подтвердил ее значимость как эффективного инструмента борьбы с преступностью. Положения о конфискации закреплены в разделе VI "Иные меры уголовно-правового характера" гл. 15.1 "Конфискация имущества" (ст. ст. 104.1 - 104.3 УК РФ).
Итак, конфискация имущества есть мера государственного принуждения (обременения), образующая некарательную форму реализации уголовной ответственности, заключающаяся в принудительном и безвозмездном обращении по решению суда в доход государства приобретенных преступным путем денег, ценностей, имущества и доходов от этого имущества, денег, ценностей, иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), а также орудий, оборудования или иных средств совершения преступления.
Новая конфискация имущества имеет, безусловно, позитивные моменты. Главным достоинством является то, что конфискация выступает действенным механизмом в борьбе с преступностью, особенно организованной, так как позволяет выбить экономическую базу из рук этой преступности.
Уголовно-правовой институт конфискации имущества как меры уголовно-правового характера, основанный на нормах международного права, призван служить уголовно-правовым средством противодействия прежде всего финансированию терроризма и организованных преступных структур. Он является юридическим основанием принудительного изъятия и безвозмездного обращения в собственность государства имущества, незаконно полученного в результате совершения преступлений из числа указанных в специальном перечне, а также определенного имущества, принадлежащего виновному. Данный институт устанавливает, какое именно имущество и при каких условиях подлежит конфискации с учетом источников и путей его получения, целей и характера его использования, приоритета имущественных прав законного владельца (потерпевшего) и соответствующих прав добросовестного приобретателя на переданное ему виновным имущество.