Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:09, реферат
Одобрить Концепцию судебно-правовой реформы, представленную Комиссией Верховного Совета Республики Беларусь по законодательству (прилагается). Считать проведение судебно-правовой реформы в Республике Беларусь на принципах, изложенных в Концепции, одним из важнейших направлений деятельности всех органов государственной власти и управления.
Назначение суда в государстве и обществе состоит в том, чтобы быть гарантом прав и свобод личности, справедливости, законности, демократии, гражданского мира и согласия. Суд должен стать единственным органом, окончательно разрешающим все правовые споры в обществе.
Осуществляя социальный контроль за поведением в обществе, за соблюдением Конституции и законов, решений органов власти на местах, принимая окончательные решения по спорам о праве и по вопросу о виновности, контролируя досудебное производство, суд занимает центральное, лидирующее положение в системе юстиции. Остальные органы этой системы, решая свои чрезвычайно важные и сложные задачи, выполняют, тем не менее, обслуживающую по отношению к суду функцию.
В целях последовательного обеспечения верховенства суда в правоохранительной деятельности необходимо:
- расширить сферу судебной юрисдикции;
- усилить судебный контроль за законностью следственных действий и решений, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан и прекращением дел;
- ограничить надзорные функции прокурора в суде;
-
ограничить право председателей вышестоящих
судов на принесение надзорных протестов.
2.2.
Конституционные основы судебной власти
В условиях происходящих в республике перемен, радикального переустройства общества и углубления демократических процессов нужны новые подходы и к конституционному регулированию основ судебной власти. В проекте новой Конституции Республики Беларусь воплощены нормы - принципы международно-правовых актов о правах человека, в которых отражаются общечеловеческие ценности, а также учтен наш отечественный и зарубежный опыт, идеи и предложения ученых правоведов и практиков. В нем, по существу, закреплены конституционные основы предстоящей судебно-правовой реформы;
- отделение судебной власти от законодательной, исполнительной власти, партий и иных общественных объединений (ст.129);
- осуществление судебной власти только судом (ст.129);
- подтверждена признанная мировым сообществом прерогатива судебной власти защищать конституционные права и свободы граждан (ст.60);
- признано право гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки (ст.62);
- закреплена презумпция невиновности (ст.63);
- обрисованы в общем плане субъекты судебной власти с запрещением создавать чрезвычайные суды (ст.130);
- предусмотрено введение суда присяжных (ст.135);
- определены основополагающие принципы правового статуса судей: независимость, несменяемость, неприкосновенность, запрещение заниматься активной политической деятельностью (ст. 132, 133);
-
сформулированы основные демократические
принципы организации и функционирования
судебной власти: независимость судей
и подчинение их только закону, бессрочное
избрание или назначение судей, осуществление
правосудия в точном соответствии с законом,
рассмотрение дел в судах судьями коллегиально
и единолично, открытое разбирательство
дел в судах, ведение судопроизводства
на национальном языке, состязательность
и равенство сторон в процессе, право на
аппеляционное и кассационное обжалование
решений, право на профессиональную юридическую
помощь на всех стадиях судопроизводства.
2.3.
Судебная система
Судебная система республики должна строиться на следующих началах:
- децентрализации за счет функционального разделения организационных форм судебной власти;
- максимального приближения суда к населению, экстерриториальности основного звена судебной организации;
- обеспечения компетентности и профессионализма в судебной деятельности;
- сочетания единоличного и коллегиального порядка рассмотрения дел;
- участия народа в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей;
- образования специализированных судов и судебных коллегий;
- учреждения избираемого народом мирового суда как низшего звена судебной системы;
- восстановления апелляционного суда при сохранении кассационной и надзорной инстанции в системе судов.
В
итоге судебная система должна быть сформирована
следующим образом:
2.3.1.
Мировой суд рассматривает в единоличном
порядке некоторые категории гражданских,
уголовных и административных дел.
2.3.2. Межрайонные (окружные) суды действуют в составе: -
одного профессионального судьи, единолично рассматривающего уголовные дела о преступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на срок не свыше трех лет, и гражданские дела, не подсудные мировому суду;
- одного профессионального судьи и коллегии присяжных заседателей, рассматривающих уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет, если обвиняемый не признает себя виновным в совершении преступления;
- трех профессиональных судей, рассматривающих уголовные дела о преступлениях с вышеуказанной мерой наказания, если обвиняемый не требует суда присяжных, и сложные гражданские дела.
В
таком же составе межрайонный (окружной)
суд действует в качестве апелляционной
инстанции для мировых судов.
2.3.3. Областные, Минский городской суды действуют в составе:
- трех профессиональных судей и коллегии присяжных заседателей, рассматривающих по первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или смертная казнь, когда обвиняемый не признает себя виновным;
- трех профессиональных судей, рассматривающих по первой инстанции уголовные и гражданские дела, не подсудные нижестоящим судам;
-
второй апелляционной и кассационной
инстанции для межрайонных (окружных)
судов.
2.3.4. Верховный Суд как высший орган судебной власти, выступающий в качестве единственной надзорной инстанции в отношении всех судов общей юрисдикции, а также апелляционной и кассационной инстанции в отношении судебных решений областных судов.
В отличие от действующей ныне в республике трехзвенной системы судов общей юрисдикции вводится четырехзвенная система, что предполагает увеличение численности судов и судейского корпуса, позволит дифференцировать судопроизводство (в зависимости от общей опасности и характера деяний, а также от сложности и цены гражданского иска), максимально приблизить суд к населению, лучше решить вопросы организации судебной работы.
Введение суда присяжных как наиболее демократичной формы отправления правосудия, выработанной цивилизацией и обеспечивающей независимость и самостоятельность суда, определяется необходимостью расширения реального участия населения в судебной деятельности, привнесения в нее житейского здравого смысла и народного опыта, милосердия и справедливости.
Как показывает опыт функционирования этого суда в современных развитых странах, с его участием рассматривается сравнительно небольшое число уголовных дел (примерно 2 - 4 %). Как правило, это уголовные дела о преступлениях, по которым обвиняемому грозит суровая мера наказания, и он не признает себя виновным. Следовательно, суд присяжных - это еще и важная гарантия прав человека, обвиняемого в совершении преступления, не беспристрастный, независимый, коллегиальный суд сограждан, которым он доверяет решать свою судьбу. Это право в демократическом правовом государстве должно быть гарантировано.
С учетом наших реалий (дефицита средств, помещений, затруднений с привлечением заседателей) следует ограничиться минимальным числом присяжных в количестве 7 - 9 человек (мировая практика - 6-15 присяжных).
Участие в рассмотрении дел в качестве присяжного заседателя должно быть сделано общегражданской повинностью, одной из действенных форм повышения уровня правосознания народа, смягчения нравов в обществе, воспитания уважения к личности.
Присяжным может быть гражданин Республики Беларусь, обладающий правом голоса, достигший 25 лет (до 1917 года - 25 лет, в современной Германии, к примеру, 30 лет) и постоянно проживающий в данном судебном округе. Не могут выполнять обязанности присяжного лица, не владеющие языком судопроизводства, страдающие физическими и психическими недостатками, препятствующими им правильно воспринимать происходящее в суде, работники правоохранительных органов, адвокаты, священнослужители. Этот перечень не является исчерпывающим.
Введение
судебных округов, не совпадающих с границами
административных районов, преследует
цель устранить зависимость судов от местных
влияний, более равномерно распределить
нагрузку основного звена судебной системы,
а также проводить специализацию судей.
2.3.5.
Областные и приравненные к ним хозяйственные
суды действуют в соответствии с Законом
Республики Беларусь "О хозяйственном
суде в Республике Беларусь".
2.3.6. Высший Хозяйственный Суд осуществляет руководство и организует работу всей системы хозяйственных судов. Он является высшим органом судебной власти в сфере экономических правоотношений.
Высший Хозяйственный Суд осуществляет надзор в отношении всех судебных решений системы хозяйственных судов. Он вправе рассмотреть любой спор, подсудный нижестоящим судам.
Рассматривает по существу наиболее сложные экономические споры, отнесенные к его компетенции законодательством о хозяйственных судах.
Наряду с Высшим Хозяйственным Судом, хозяйственными судами областей в дальнейшем возможно образование хозяйственных судов городов и районов, по отношению к которым вышестоящие хозяйственные суды должны выступать в качестве кассационной и апелляционной инстанции.
В
основу юрисдикции этих судов должен быть
положен принцип защиты прав и законных
интересов всех субъектов хозяйствования
(юридических и физических лиц) - участников
экономических отношений. Хозяйственные
суда разрешают все споры в области экономических
отношений между всеми участниками хозяйственной
деятельности независимо от форм собственности.
Статус Высшего Хозяйственного Суда и
нижестоящих хозяйственных судов как
судебной системы основан на усилении
роли судебной власти и ее праворегулирующих
функций в системе рыночных правоотношений.
2.3.7.
Конституционный суд
Особое место в судебной системе республики должен занимать Конституционный Суд. Этот орган призван обеспечить соответствие законов, иных нормативных актов Конституции и международно-правовым обязательствам республики.
Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает дела и дает заключения:
- о соответствии законов, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции, международно-правовым пактам, ратифицированным республикой;
- о соответствии указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора республики, имеющих нормативный характер, Конституции, законам и международно-правовым пактам, ратифицированным Республикой Беларусь;
- о соответствии нормативных актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, Конституции и законам республики.
Конституционный Суд вправе рассмотреть вопрос о соответствии нормативных актов любого государственного органа Конституции, законам и международно-правовым пактам, ратифицированным Республикой Беларусь.
Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности актов как в целом, так и отдельных положений.