Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 00:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и рассмотрение уголовно-правовых и криминологических вопросов, относящихся к преступлениям против военной службы и военнослужащих, их связь и взаимообусловленность с негативными явлениями и процессами общественной жизни, которые порождают детерминанты воинской преступности.
В соответствии с этой целью обусловлена постановка и решение следующих задач:
провести содержательный анализ негативных явлений, порождающих детерминанты воинской преступности;
установить закономерности соответствия уровней причин и условий воинской преступности нравственно-правовым уровням девиантного поведения военнослужащих;
дать криминологическую характеристику личности преступника военнослужащего;
провести исследование неуставных взаимоотношений среди военнослужащих, например, «дедовщины»;
выработать и сформулировать практические предложения как по социально-правовой защите военнослужащих, так и по профилактике преступлений среди них.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ…………………………………….5
ГЛАВА 2 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА-ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО.......................................................13
ГЛАВА 3 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОИНСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ……………………………………………………………….16
ГЛАВА 4 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ УСТАВНЫХ ПРАВИЛ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..25
Прямым следствием социально-экономического расслоения общества и низкой позитивности информационного воздействия выступают причины нарушений уставных правил взаимоотношений, вытекающие из пороков системы воспитания призывников. Фактором, негативно деформирующим социально-психологические установки военнослужащих, является практически полное отсутствие традиционных, апробированных многолетней практикой средств и методов воспитания характера. К сожалению, следует признать, что в современном обществе практически не работает ни одна из традиционных систем воспитания. Родители подчас не имеют возможности заниматься воспитанием ребенка из-за нехватки времени, которое они вынуждены посвящать решению материальных проблем своих семей. Подобная ситуация приводит к ущербности системы семейного воспитания будущих призывников, так как в первую очередь на военной службе по призыву оказываются именно представители малоимущих слоёв населения.
Их родители не имеют физической возможности обеспечить необходимую степень воспитания и привить будущим воинам достаточный уровень культуры межличностного общения, что приводит к отсутствию у призывников психологической готовности к преодолению трудностей воинской службы и отсутствию устойчивых стереотипов правомерного поведения при решении конфликтных ситуаций, достаточно часто возникающих в армейском быту.
Не менее мощным фактором, детерминирующим рассматриваемые преступления, являются пороки культурной сферы жизни нашего общества. С учётом того обстоятельства, что именно культура формирует у граждан социальную иерархию потребностей и определяет способы их удовлетворения, становится понятно, откуда у молодых людей, вчерашних детей, возникает устойчивый стереотип противоправного, в том числе насильственного, поведения и готовность, особо не задумываясь, применить насилие для удовлетворения личных потребностей. Подобные стереотипы поведения усваиваются призывниками благодаря влиянию негативных аспектов массовой культуры.
Неудивительно, что, попадая в ситуацию межличностного конфликта и не имея навыков его разрешения законным путём, военнослужащие выбирают противоправное насильственное поведение.
Неуставные отношения как неформальная система доминантных отношений не являются порождением исключительно воинской среды. Общесоциальные причины данных криминальных проявлений создают условия возникновения таких отношений и в гражданском обществе. Более того, факты существования неуставных отношений первичны именно для гражданского общества и присутствуют в детских домах, профтехучилищах, даже микросреде студентов высших учебных заведений.
Большая часть криминогенных качеств и навыков военнослужащих - нарушителей уставных правил взаимоотношений, являющихся первопричиной их противоправных деяний, - закладывается, формируется и приобретает устойчивость ещё до призыва на военную службу.
В начале 90-х гг. финансирование боевой подготовки было недостаточным, и это не секрет. Эту закономерность отмечают многие военнослужащие, проходящие военную службу. Исторический опыт свидетельствует, что армия, которая не воюет (в нашем случае - не занимается боевой подготовкой в необходимом объёме), рано или поздно начинает разлагаться как морально, так и идеологически.
Без социальных «инвестиций в военнослужащих», без повышения престижа военной службы, увеличения денежного довольствия, упрочения гарантий социальной защиты, решения жилищной проблемы будет весьма сложно обеспечить выполнение задач, стоящих перед Вооружёнными Силами сегодня и в будущем.
Спектр жизненных ценностей сержантского состава, проходящего военную службу по контракту, весьма разнообразен.
На первом месте - получение хорошего образования, на втором - семейное счастье, на третьем месте - материальный достаток, на четвёртом - любовь родителей и реализация своих способностей, на пятом - уважение друзей. С учётом того, что важнейшие аспекты административного, финансового, материально-технического, научного, информационного, кадрового и других видов обеспечения борьбы с неуставными отношениями во многом определяются правовой базой, следует признать, что имеющиеся недостатки правового регулирования вышеназванных аспектов занимают одно из центральных мест в причинном комплексе неуставных отношений.
ГЛАВА 2
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
Личность преступника-военнослужащего срочной службы характеризуется следующими особенностями:
Таким образом, преступник-военнослужащий срочной службы — это не вполне сложившаяся личность, наиболее криминогенного возраста, с неустойчивой психикой, хорошо развитая физически и имеющая регрессивные ценности жизни, занимающая лидирующее положение в неформальной армейской структуре, а также имеющая опыт подросткового агрессивно-анархического насильственного поведения, связанного с употреблением спиртных напитков, наркотикови с клеймом социального аутсайдерства.
ГЛАВА 3
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОИНСКИХ
Недостатки правового обеспечения военно-административной сферы организации борьбы с нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими проявляются в следующих моментах:
Одним из недостатков
действующей системы
Основные нормативные документы, регулирующие большую часть воинских отношений, - общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь, которые требуют внимательного анализа и внесения существенных изменений. Не подвергая анализу весь спектр недостатков действующих уставов, основную проблему применительно к рассматриваемой сфере я вижу в заложенных в ДУ ВС РБ противоречиях между объёмом обязанностей командира по поддержанию воинской дисциплины, его реальными возможностями (правами) по выполнению этих обязанностей и ответственностью за ненадлежащее их выполнение. Рассматриваемая проблема заключается даже не в объёме обязанностей командира по поддержанию высокой воинской дисциплины, а в недостаточной конкретизации, размытости этих обязанностей.
С учётом положений ДУ ВС РБ об ответственности командира за необеспечение необходимых условий для соблюдения воинской дисциплины данная правовая аморфность позволяет обвинить командира в невыполнении своих обязанностей в случае практически любого правонарушения его подчинённых. Тем самым, по моему мнению, нарушается основополагающий правовой принцип: вина командира в проступке подчинённого должна быть доказана, а не резюмирована, как это позволяет делать сейчас ДУ ВС РБ.
Данный тезис подтверждается дисциплинарной практикой современных Вооруженных Сил Республики Беларусь. Несмотря на требование ДУ ВС РБ о недопустимости ответственности командира за преступления, происшествия и проступки подчинённых, не являющиеся прямым следствием деятельности командира или непринятия им мер по их предупреждению, порочная практика дисциплинарной ответственности командира за нарушения подчинённых до сих пор полностью не изжита. Причины этого вполне очевидны: практически любое происшествие или проступок подчинённого в сфере воинской дисциплины можно увязать с невыполнением командиром требований статей ДУ ВС РБ, вследствие крайне обобщённого характера этой нормы.
Складывается парадоксальная ситуация: когда командир в любом случае несёт ответственность за проступок подчинённого, то либо он не знал о склонности того к совершению преступления (а командир обязан изучать личные качества подчиненных) либо, если знал, не воспитывал его должным образом и не принимал мер к предотвращению преступления, так как преступление всё же было совершено. Подобная «универсальность» правовых норм на практике приводит к сокрытию командирами имеющегося негатива, попустительству правонарушителям, скептическому отношению к своим должностным обязанностям и службе в целом. Особой критики заслуживают и противоречия между объёмом обязанностей командира и объёмом его дисциплинарных полномочий (поощрения и взыскания, которые он может применять к подчинённым), возникают большие сомнения в возможности эффективного воспитания и управления личным составом при реальном отсутствии у командира мер реагирования на поведение подчинённых. Большинство мер поощрения, которые может применять командир (награждение грамотами, личной фотографией военнослужащего, объявление благодарности и др.), отчасти потеряли свою мотивирующую силу вследствие изменения общественно-экономических отношений нашего общества, а полномочия командира по применению дисциплинарных взысканий к правонарушителям вообще не выдерживают никакой критики. В настоящее время предусмотренные ДУ ВС РБ меры взыскания, применяемые к военнослужащим по призыву, практически не способны повлиять на поведение правонарушителя. Например, выговор и строгий выговор никоим образом не изменяют порядка прохождения правонарушителем военной службы, не порождают каких-либо ограничений по службе и не влекут даже моральных последствий для нарушителя дисциплины.
Лишение очередного увольнения также достаточно неэффективная мера по причине того, что военнослужащие по призыву (за исключением курсантов первых и вторых курсов военно-учебных заведений) пользуются этим правом достаточно редко, особенно первые полгода службы.
Наряду с вышеуказанными проблемами, неполнотой правовой базы обусловлено также отсутствие специальных военных органов, выполняющих оперативно-розыскные функции. Для повышения раскрываемости преступлений и превентивного выявления готовящихся общественно опасных деяний в мировой практике борьбы с преступностью существует система соответствующих полицейских структур: служба криминальной разведки, структуры наружного и электронного слежения, подразделения захвата и т.д. Практически все армии мира располагают структурами, имеющими подобные функции. В Беларуси же на сегодняшний день единственным органом, профессионально занимающимся выявлением криминала в Вооруженных Силах, является военная прокуратура. Однако её деятельность в этом направлении не всегда достаточно эффективна, и многие преступления остаются невыявленными. В соответствии с действующим законодательством прокуратура может осуществлять лишь координацию розыска и надзор за этой деятельностью. Проблема в том, что военной прокуратуре в рассматриваемом вопросе практически не за кем надзирать и некого координировать, так как в Вооруженных Силах Республики Беларусь отсутствует аналог «гражданского» уголовного розыска. Розыскные функции выполняют либо органы контрразведки, либо войсковые офицеры (дознаватели). Причем следует отметить, что в настоящее время в наших Вооруженных Силах практически отсутствует чётко налаженная оперативная работа военной контрразведки по выявлению фактов неуставных взаимоотношений. Военные контрразведчики объясняют своё бездействие в этом направлении тем, что они призваны выполнять иные задачи (борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и др.). Вышеизложенное позволяет с уверенностью утверждать, что для проведения оперативно-розыскной деятельности в войсках необходим специальный орган, главной целью которого стало бы выявление и пресечение правонарушений военнослужащих (в том числе неуставных взаимоотношений), - военная полиция.
Низкая эффективность работы военной прокуратуры по предупреждению рассматриваемых преступлений и оказанию превентивного воздействия на существование неуставных отношений путём эффективной следственной практики, безусловно, является значительным фактором устойчивости рассматриваемого военно-криминального феномена. Проявляются недостатки данной деятельности военной прокуратуры в нескольких аспектах.
Во-первых, нет тесного взаимодействия органов военной прокуратуры и командования поднадзорных воинских частей, при желании можно выявлять на порядок больше преступлений рассматриваемой категории, чем выявляется в настоящее время.
Информация о работе Криминологическая характеристика преступности военнослужащих