Криминологическое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:04, контрольная работа

Краткое описание

Прогнозирование предполагает не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления или процессов с помощью средств современной науки. Прогноз выступает как модель будущего, построенного на материалах прошлого и настоящего, как некий образец, который в зависимости от социальных потребностей следует посредством человеческой деятельности либо приблизить, либо предотвратить.
Масштабность проблем борьбы с преступностью, динамизм обстановки, многообразие процессов и явлений, связанных с воспроизводством преступности и ее проявлениями в социальной жизни, предопределяют актуальность комплексного прогнозирования преступлений.

Содержание

Введение
1 Понятие и значение криминологического прогнозирования
2 Особенности криминологического прогнозирования
3 Виды криминологического прогнозирования
4 Методы криминологического прогнозирования
5 Планирование мер борьбы с преступностью
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

контр.работа.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

По времени планирование бывает текущим и перспективным. Перспективное планирование рассчитано на длительный срок.

Текущее планирование строится с учетом конкретной обстановки борьбы с преступностью и решает задачи, рассчитанные на небольшой срок времени.

Перспективное и текущее  планирование связаны между собой. При составлении перспективных планов важно учитывать не только то, что сразу дает практический результат, но и то, что подготавливает его. Перспективные планы разрабатываются на основе соответствующих прогнозов и в зависимости от их задач обычно на те же сроки, которые ими охватываются.

Некоторые авторы предлагают и другую классификацию планирования:

- комплексно – территориальное;

- комплексно – отраслевое;

- функционально –  ведомственное.25

Первый вид планирования рассчитан на определенную территорию, второй - на отрасль хозяйствования (например, на транспорт), третий - на определенные ведомства(министерства, комитеты).

Функционально - ведомственное  криминологическое планирование осуществляют все правоохранительные органы, осуществляющие предупредительные функции.

Общий подход к выработке  планов по предупреждению индивидуального преступного поведения состоит в том, что планирование мероприятия должно соответствовать следующим основным направлениям:

1. Знакомство с личностью и окружающей средой:

изучение личности, т. е. получение информации о всех описанных  ранее признаках, характеризующих  лицо;

изучение окружающей среды во всех сферах жизнедеятельности (место жительства, место учебы, работы, проведение свободного времени);

проведение ознакомительных бесед с лицом и его родственниками;

посещение лица по месту  жительства и знакомство с социально-бытовыми условиями жизни;

посещение лица по месту  работы, учебы, знакомство со сложившимися там условиями, при необходимости  проведение беседы с ближайшим окружением, администрацией.

2. Реализация текущих мер индивидуального предупреждения:

регулярные встречи  с подучетным и проведение воспитательных бесед (встречи могут проводиться  в разных местах – по месту жительства, по месту учебы, работы, по месту проведения досуга, в помещениях милиции и т. д.);

осуществление контроля за поведением лица по месту жительства путем опроса родственников, соседей  и т. п.;

осуществление контроля за поведением лица по месту учебы, работы с помощью администрации, ближайшего окружения, официальной информации о его поведении;

оказание помощи при  необходимости в трудоустройстве, улучшении условий жизни, учебы, в проведении свободного времени;

привлечение к индивидуальной работе других лиц, могущих оказать  позитивное воздействие;

иные меры убеждения и помощи.

3. Принятие мер по предотвращению и пресечению правонарушений не преступного характера и малозначительных преступлений:

меры принудительного  характера, дающие возможность своевременно пресечь правонарушения непреступного  характера с тем, чтобы предупредить совершение преступлений (привлечение к административной ответственности, ограничение дееспособности, принудительное лечение, помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения и другие меры принуждения);

меры по защите объектов возможного преступного посягательства подучетного (нейтрализация ситуаций, способствующих совершению конкретного преступления).

4. Принятие мер по предотвращению замышляемых и подготавливаемых преступлений:

склонение лица к отказу от совершения преступлений путем воздействия  на само лицо, на окружающую его отрицательную  микросреду (развенчание, изоляция лидеров  криминальных групп, разобщение криминальных групп и т. п.);

привлечение лица к ответственности  за незначительные преступления с тем, чтобы предотвратить тяжкие преступления;

защита субъектов возможного преступного посягательства (консультирование, оказание помощи в установке охранной сигнализации, в необходимых случаях организация охраны возможной жертвы);

устранение или нейтрализация  обстоятельств, способствующих совершению преступления.

5. Меры по контролю и проверке эффективности мер индивидуального предупредительного воздействия:

направление запросов о  поведении лица по месту работы, учебы, жительства;

опрос окружающих его  лиц, соседей, родственников, знакомых, администрации о поведении и образе жизни;

опрос экспертов и  другие методы прогнозирования индивидуального  поведения подучетного;

иные меры информационного  характера.

6. Подготовка материалов для изменения статуса подучетного (снятие с учета, направление в суд, в специальные учебно-воспитательные учреждения, лечебные учреждения, для установления или снятия административного надзора и т. п.).26

Качественное планирование должно соответствовать прогнозируемой структуре преступности и отвечать условиям рационального распределения  имеющихся в распоряжении ОВД  сил и средств, с тем чтобы  в условиях даже сложной криминогенной  обстановки добиваться хорошего результата практической деятельности по предупреждению преступности.

 

 

Заключение

 

Прогнозы являются подготовительной стадией для разработки мер индивидуальной профилактики, целевых программ предупреждения преступлений, комплексных планов борьбы с преступностью.

На основе оценок криминологической  ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с  ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство, как основной субъект организации этой борьбы, определяет ее стратегию.

С. В. Бородин пишет: «Теория  управления под стратегией понимает способы достижения целей»27. Но думается, что содержание стратегии в криминологии близко к ее воинскому пониманию. Стратегия выступает как искусство ведения борьбы с преступностью, она определяет направление основного удара с тем, чтобы выиграть эту борьбу.

Стратегически важен  примат предупредительных мер – воздействие на причины и условия преступности. Именно это препятствует массовому воспроизводству фактов преступного поведения. Как говорил на одной из криминологических дискуссий профессор В.В. Орехов, «…если вас беспокоят комары, то вы не можете бесконечно гоняться за каждым из них – в конце концов, вам все равно придется подумать о воздействии на болото».

 

 

Литература

 

  1. Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией

доктора юридических наук, профессора Долговой А. И.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001

  1. Солопанов Ю. В. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью. М., 1983
  2. Аванесов Г.А. Вицин С.Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М., 1972
  3. Аванесов Г.А. Организация криминологического прогнозирования и планирования. // Советское государство и право. 1972. №1
  4. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984
  5. Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004
  6. Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997
  7. Прогнозирование преступности. Кириллов М.А. / Москва, 2000
  8. Бородин С.В. Борьба с преступностью; теоретическая модель. М., 1990
  9. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. – Алматы. 2008
  10. Криминология: Учебник. / Под редакцией Н.Н. Коробейникова. М., 1988
  11. Указ Президента Российской Федерации № 1024 от 10 июля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 29. Ст. 3479
  12. Основы криминологии для практических работников. М., 1988
  13. Криминология и организация предупреждения преступлений. М., 1995

1 Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора       Долговой А. И.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001.Стр. 259

2 Солопанов Ю. В. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью. М., 1983.     Стр. 216    

3 Аванесов Г.А. Вицин С.Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М., 1972. с.12.

4 Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора

 Долговой А. И.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001.Стр. 257

5 Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г. Стр. 130

6 Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева,    проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997 Стр. 74

7 Прогнозирование преступности. Кириллов М.А. / Москва, 2000 Стр. 12

8 Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. С. 309.

9 Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева,    проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997 Стр. 73

10 Бородин С.В. Борьба с преступностью; теоретическая модель. М., 1990. С. 100 - 109.

11 Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г. Стр. 133

12 Прогнозирование преступности. Кириллов М.А. / Москва, 2000 Стр. 16

13 Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г. Стр. 134

14 Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора    Долговой А. И.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001.Стр. 317

15 Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г. Стр. 134

16 Прогнозирование преступности. Кириллов М.А. / Москва, 2000 Стр. 16

17 Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева,    проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997 Стр. 74

18 Прогнозирование преступности. Кириллов М.А. / Москва, 2000 Стр. 18

19 Криминология: Учебник/под ред. проф. Малкова В.Д. - ЗАО Юстицинформ, 2004 г. Стр. 132

20 Прогнозирование преступности. Кириллов М.А. / Москва, 2000 Стр. 17

21 Аванесов Г.А. Организация криминологического прогнозирования и планирования. // Советское государство   и право. 1972. №1. С. 110 - 114.   

22 Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. – Алматы. 2008.Стр. 382

23 Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора        Долговой А. И.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001.Стр. 318

24 Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева,    проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997 Стр. 74

25 Криминология: Учебник. / Под редакцией Н.Н. Коробейникова. М., 1988. С. 188

26 Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора        Долговой А. И.. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001.Стр. 320

27 Бородин С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990. С. 15.


Информация о работе Криминологическое прогнозирование