Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа
Актуальность темы Вступивши в новый этап своего развития наше государство, столкнулось с рядом проблем, в том числе и с ростом преступности, который произошел из-за ряда не совсем удачных реформ, приведших к расслоению населения и рушению старых идеалов.
В последние годы наметился не только общий рост преступности, но и увеличение доли преступлений, совершенных несовершеннолетними, а это не может не беспокоить. Дальнейший рост преступности несовершеннолетних может привести к непоправимым последствиям и ставит под угрозу все российское общество
Введение ……………………………………………………………………...3-4
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних
1.1. Особенности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности ……………………………………………………………5-12
1.2. Цели наказания…………………………………………………………….13-14
2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним преступникам
2.1. Штраф и лишение права заниматься определенной деятельностью……………………………………………………………..15-16
2.2. Обязательные, исправительные работы и арест……………………………………………….......................................17-19
2.3. Лишение свободы на неопределенный срок…………………………………………………………………………20-21
3. Назначение наказания несовершеннолетнему
3.1. Смягчающие и отягчающие обстоятельства…………………………….22-24
3.2. Проблемы назначения и освобождения от наказания несовершеннолетних……………………………………………………...25-32
Заключение………………………………………………………………...33-35
Список литературы и источников………………………………………..
Содержание
Введение ……………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы и источников………………………………………..36-
Введение
Актуальность
темы Вступивши в новый этап своего
развития наше государство, столкнулось
с рядом проблем, в том числе и с ростом
преступности, который произошел из-за
ряда не совсем удачных реформ, приведших
к расслоению населения и рушению старых
идеалов.
В последние годы наметился не только
общий рост преступности, но и увеличение
доли преступлений, совершенных несовершеннолетними,
а это не может не беспокоить. Дальнейший
рост преступности несовершеннолетних
может привести к непоправимым последствиям
и ставит под угрозу все российское общество.
Наличие большого числа несовершеннолетних
преступников говорит об отклоняющемся
развитии подростков, которым через некоторое
время суждено стать стержнем нации. Подростку
надо утвердиться в жизни, но часто это
не может произойти по независящим от
него причинам и тогда происходит озлобление
на общество, стремление заявить о себе
противозаконным путем. В данном процессе
ключевая роль отдается государству, которое
должно проводить грамотную политику
по отношению к несовершеннолетним.
Главная задача наказания это исправление
осужденного, но по отношению к несовершеннолетнему
оно не может быть растянуто во времени,
по тому, как период с 14 лет характеризуется
завершением социализации и становлением
человека, как личности. Именно поэтому
недопустимо долговременное приостановление
этого этапа, иначе человек вернувшись
в общество, не сможет найти свое место,
закрепится как полноправный гражданин
своей страны. В этом случае встает вопрос
о перевоспитании и исправлении несовершеннолетних
преступников. Государство и общество
должны реагировать на преступления подростков
так, чтобы возвращать их к нормальной
жизни после отбытия наказания полноценными
личностями.
В связи с этим, а также учитывая особенности
данной возрастной группы, требует особого
изучения вопрос о назначении и освобождении
от наказания несовершеннолетних.
Цель данной работы
состоит не только в изучении назначения
и освобождения от наказания несовершеннолетних,
но и в выявлении особенностей присущих
данным уголовно-правовым категориям.
Для выполнения поставленной цели были
поставлены следующие задачи:
- определить статус несовершеннолетнего
по УК РФ;
- изучить законодательство о преступлениях
несовершеннолетних в этапе его становления
и развития;
- изучить виды наказаний, применяемых
к несовершеннолетним, и порядок освобождения
по ним в соответствии с УК РФ;
- выявить характерные черты, присущие
преступлениям, совершаемым
несовершеннолетними;
- провести анализ с целью выявления особенностей
назначения и освобождения от наказаний
несовершеннолетним.
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних
1.1 Особенности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности
Выделение отдельного раздела
в уголовном кодексе под названием уголовная
ответственность несовершеннолетних
подразумевает под собой и выделение несовершеннолетних
как особой группы участников уголовного
права, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Выделение несовершеннолетних в особую
группу подразумевает и создание особых
норм регулирующих особый порядок привлечения
несовершеннолетних к уголовной ответственности.
Особенности назначения наказаний несовершеннолетним
во многом зависят от международных конвенций,
а также от постановлений Пленума Верховного
Суда, которые определяют основные принципы
и направления в назначении наказания
несовершеннолетним, те положения, которыми
должен руководствоваться судья при вынесении
решения в отношении несовершеннолетнего.
Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал,
что суды при рассмотрении уголовных дел
в отношении несовершеннолетних, в соответствии
с ч. 3 ст. 427 УПК РФ, получив уголовное дело
с обвинительным заключением или с обвинительным
актом в отношении несовершеннолетнего
обвиняемого, совершившего преступление
небольшой или средней тяжести, вправе
прекратить дело и применить к несовершеннолетнему
обвиняемому принудительную меру воспитательного
воздействия, если в ходе предварительного
расследования уголовного дела будет
установлено, что исправление несовершеннолетнего
обвиняемого может быть достигнуто без
применения наказания. 1
В таких случаях судом по ходатайству
стороны или по собственной инициативе
при наличии оснований для прекращения
уголовного дела проводится предварительное
слушание.
Постановление Пленума Верховного
Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной
практике по делам о преступлениях несовершеннолетних"
также указывает судам, что при решении
вопроса о назначении наказания несовершеннолетним
прежде всего следует обсуждать возможность
применения наказания, не связанного с
лишением свободы. Исходя из этого, суд
вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему
наказания в виде лишения свободы лишь
тогда, когда исправление его невозможно
без изоляции от общества, обязательно
мотивировав в приговоре принятое решение. 2
Согласно ст. 61 и 89 УК РФ несовершеннолетие
виновного, само по себе являясь обстоятельством,
смягчающим наказание, должно учитываться
в совокупности с другими смягчающими
и отягчающими обстоятельствами. 3
Применяя к несовершеннолетнему нормы
об обязательном усилении и смягчении
наказания, следует учитывать, что судебная
практика отказалась от буквального толкования
этих норм, установив определенную последовательность
в исчислении размеров и сроков наказаний:
- несовершеннолетним, совершившим преступление
в возрасте до 16 лет, наказание не может
превышать шести лет лишения свободы;
- несовершеннолетним в возрасте до 16 лет,
совершившим особо тяжкие преступления,
а также осужденным несовершеннолетним
в возрасте от 16 до 18 лет срок наказания
не может превышать десяти лет лишения
свободы и наказание отбывается только
в воспитательных колониях;
- несовершеннолетним до 16 лет, осужденным
впервые за совершение преступления небольшой
и средней тяжести, не может быть назначено
наказание, связанное с лишением свободы;
- несовершеннолетним в возрасте от 16 до
18 лет, осужденным впервые за преступление
небольшой тяжести, не может быть назначено
наказание, связанное с лишением свободы;
- учитываются положения ч. 6.1 ст. 88 УК о
сокращении наполовину низшего предела
наказания в виде лишения свободы за совершение
тяжкого либо особо тяжкого преступления;
- в случае, если несовершеннолетний осужденный,
которому назначено условное осуждение,
совершил в течение испытательного срока
новое преступление, не являющееся особо
тяжким, суд с учетом обстоятельств дела
и личности виновного может повторно принять
решение об условном осуждении, установив
новый испытательный срок и возложив на
условно осужденного исполнение определенных
обязанностей, предусмотренных частью
пятой статьи 73 УК РФ (п. 6.2 ст. 88 УК);
- при назначении несовершеннолетнему
наказания по совокупности преступлений
или приговоров окончательное наказание
не может превышать максимального размера
или срока этого наказания, предусмотренного
ст. 88 УК, с учетом возраста преступника
на момент совершения преступления. Так,
если по совокупности преступлений назначается
наказание в виде лишения свободы, оно
в зависимости от возраста на момент совершения
преступлений и их тяжести не может превышать
десяти (с 16 до 18 лет) или шести (до 16 лет)
лет.
В вышеупомянутом постановлении Пленума
Верховного Суда РФ разъяснено, что "в
случае совершения лицом нескольких преступлений,
одни из которых были совершены в несовершеннолетнем
возрасте, а другие - в совершеннолетнем
возрасте, суд при назначении наказания
по совокупности преступлений вначале
назначает наказание за преступления,
совершенные в возрасте до восемнадцати
лет, с учетом требований статьи 88 УК РФ,
а затем за преступления, совершенные
после достижения совершеннолетия, и окончательное
наказание - по правилам статьи 69 УК РФ".
Как уже отмечалось, при назначении
наказания суды должны учитывать условия
жизни и воспитания подростка. В этой связи
судебная практика учитывает семейную
ситуацию, характеристики родителей, то,
как складываются отношения между несовершеннолетним,
его родителями и близкими, его связи,
отношение к учебе (работе), мнения о подростке
в учебном заведении, на работе, иные факторы,
связанные с условиями жизни.
Уровень психического развития подростка
связан с состоянием его интеллекта, характера,
чувств, определяющих способность управлять
своим поведением, возможность предвидеть
и правильно оценивать последствия своих
действий и планировать их, правильно
определять свои цели и добиваться их.
Иные особенности личности определяются
как совокупность потребностей, интересов,
взглядов несовершеннолетнего. В частности,
необходимо оценивать такие черты личности,
как жестокость или способность к сопереживанию,
сочувствию, эгоизм, эгоцентризм или альтруизм,
нервозность или сдержанность, внешний
и внутренний контроль, наличие реальных
жизненных планов, привычек, навыков.
При назначении того или иного вида наказания
суд должен учитывать ту социальную среду
в которой находится несовершеннолетний.
Суд должен учитывать возможно ли исправление
несовершеннолетнего в той среде в которой
он растет, либо как раз его окружение
и послужило причиной совершения преступления
и несовершеннолетнего необходимо изолировать,
так как нахождение в этой среде приведет
к совершению новых правонарушений.
Выяснение указанных обстоятельств позволяет
определить отношение подростка к совершенному
преступлению, причины его совершения,
случайность это или закономерность и
иные факторы, совокупность которых позволяет
суду правильно определить судьбу несовершеннолетнего.
Правоприменительная практика показывает,
что рассмотрение дел сводится нередко
к упрощенной процедуре: вина доказана,
назначить наказание. Загруженность судей,
их низкий профессиональный уровень, обвинительный
уклон, недостаточное финансирование
судов - каких только отговорок можно услышать
по данному поводу, а результат - самое
большое количество малолетних заключенных,
рецидив преступлений, профессиональная
преступность.
Согласно Пекинским правилам, принятым
Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985
г., суд, вынося решение по делу в отношении
несовершеннолетнего и при выборе мер
воздействия к нему, руководствуется принципом
соизмеримости «с обстоятельствами и
тяжестью правонарушения, с положением
и потребностями несовершеннолетнего...»
Несовершеннолетнего нарушителя не следует
лишать личной свободы, если только он
не признан виновным в совершении серьезного
деяния с применением насилия против другого
лица или в неоднократном совершении других
серьезных правонарушений".
Изложенное позволяет сделать вывод о
том, что за совершенное общественно опасное
деяние несовершеннолетний может быть
подвергнут не только наказанию, но и мерам
воспитательного воздействия в зависимости
от ряда обстоятельств.
Как известно и установлено законодателем
в УК РФ, цель наказания - это прежде всего
восстановление социальной справедливости,
а также - исправление осужденного и предупреждение
совершения новых преступлений (ст.43 УК
РФ). Однако категория уголовных дел в
отношении несовершеннолетних - особая,
требующая от суда при назначении наказания
выбора той или иной меры воспитательного
воздействия, учета особенностей личности
преступника, ряда других обстоятельств
дела. Требования, предъявляемые к судам,
рассматривающим уголовные дела данной
категории при назначении наказания, направлены
прежде всего на гуманизм российского
уголовного закона.4
В ст.89 УК РФ указано, что суд
при назначении наказания несовершеннолетнему
должен учитывать условия жизни и воспитания
подростка, привлекаемого к уголовной
ответственности, уровень его психического
развития, влияние на него старших по возрасту
лиц. Несовершеннолетние - это еще не сформировавшиеся
в полной степени молодые юноши и девушки,
которым присущи ошибки в поведении. Формирование
личности несовершеннолетнего находится
еще в стадии становления, развития, они
более взрослых подвержены влиянию со
стороны старших по возрасту, пытаются
подчас подражать им своими действиями
и поведением. Нередко на скамью подсудимых
попадают подростки из неблагополучных
семей, где они предоставлены сами себе,
где отсутствует контроль со стороны родителей,
которые к тому же и злоупотребляют спиртными
напитками. Такие дети обделены родительской
лаской, вниманием и заботой, сами ищут
свой, как им кажется, правильный путь
в жизни. Их действиями, поведением зачастую
в силу различных обстоятельств управляют
старшие по возрасту лица, которые нередко
вовлекают в наркоманию, алкоголизм, проституцию
и в совершение преступлений подростков
с еще не окрепшей психикой. При рассмотрении
уголовных дел в отношении несовершеннолетних,
совершенных с участием взрослых, суды
должны наиболее тщательно выяснять характер
взаимоотношений между взрослым и подростком
и в случае, если в отношении несовершеннолетнего
со стороны взрослого лица, под влияние
которого он попал либо находился в материальной,
моральной зависимости, применялось какое-либо
насилие (физическое, психическое), к таким
обвиняемым должно, на мой взгляд, применяться
менее строгое наказание. 5
В ст.89 УК РФ также указывается, что при
назначении наказания суды должны учитывать
в качестве смягчающего наказание обстоятельства
- несовершеннолетие виновного. Это говорит
о том, что не всегда при совершении преступления
несовершеннолетние до конца осознают
смысл ими содеянного, последствия своих
действий в связи с отсутствием жизненного
опыта, достаточных знаний, руководствуясь
зачастую лишь удовлетворением каких-то
мелких земных удовольствий (не имея личного
транспорта и мечтая прокатиться с ветерком
несколько часов, совершают угон; желая
употребить спиртное, но не имея денег
при себе, нападают на людей, применяя
порой насилие, тем самым совершая хищение
чужого имущества и т.д.). 6
Принцип справедливости (ст.6 УК РФ) означает,
что наказание лицу, совершившему преступление,
должно соответствовать характеру и степени
общественной опасности преступления,
обстоятельствам его совершения и личности
виновного. Государство строит свою политику
и Закон так, чтобы не отчуждать, не изолировать
подростка, совершившего преступление,
от семьи, школы без крайней на то необходимости.
Однако, к сожалению, суды редко на практике
применяют в отношении несовершеннолетних
правонарушителей меры воспитательного
характера, ограничиваясь чаще всего общепринятыми
видами наказаний - лишением свободы, условным
осуждением к лишению свободы. Причины
такого подхода к вынесению решения, на
мой взгляд, различны. Во-первых, подростки,
как показывает статистика, совершают
больше преступлений, относящихся к категории
тяжких (в том числе и в силу имеющихся
квалифицирующих признаков - неоднократности,
группы лиц и т.д.), за которые может быть
назначено лишь наказание; во-вторых, в
ряде случаев нецелесообразно применять
меру воспитательного воздействия в силу
различного рода обстоятельств (например,
неблагополучная или неполная семья, где
отсутствует надлежащий контроль за подростком;
либо та или иная мера воздействия уже
заведомо не достигнет своей цели); в-третьих,
недостаточно в материалах дела данных,
позволяющих суду применить ту или иную
меру воспитательного воздействия к несовершеннолетнему;
в-четвертых, обстоятельства совершенного
несовершеннолетним преступления (дерзость,
применение насилие к потерпевшему, отсутствие
раскаяния) принципиально не позволяют
суду применить к обвиняемому какую-либо
из мер воспитательного воздействия и
т.п.
Как показывает практика, не всегда условное
осуждение к лишению свободы благоприятно
сказывается на дальнейшей судьбе подростка,
хотя не следует забывать и то, что "тюрьма
не исправляет", как говорят в народе. 7
Получив условное осуждение, несовершеннолетние
наивно считают, что их возраст явился
причиной избрания данной меры наказания,
и в дальнейшем также поможет им избежать
более строгого наказания в случае совершения
ими повторных общественно опасных деяний.
В то же время у изолированных от общества
подростков формируются ряд негативных
свойств характера - агрессивность, ненависть,
гордость за свой уже приобретенный преступный
опыт. 8
1.2 Цели наказания
В соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ « наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения новых преступлений». Исходя из этого, можно судить о том, что УК предусматривает три цели наказания: 1) восстановление социальной справедливости; 2) исправление осужденного; 3) предупреждение совершения нового преступления.
Реализация целей наказания
в правоприменительной деятельности суда
осуществляется с помощью предусмотренного
законом перечня наказаний, которые различаются
по своему содержанию, характеру оказываемого
ими воздействия, пределами и порядком
применения. Наказания, предусмотренные
УК, образуют собой определенную систему,
которая состоит из исчерпывающего перечня
наказаний, расположенного в определенном
порядке по степени их тяжести.
Особенности психики несовершеннолетнего
и его социального статуса предполагают
особенности применяемых к нему мер уголовного
наказания: меры эти более мягкие, в большей
степени ориентированы на воспитательное
воздействие и отражают условия жизни
несовершеннолетнего в обществе. К несовершеннолетним
не применяются наиболее суровые меры
уголовного наказания (смертная казнь
и пожизненное лишение свободы), уголовный
закон не предусматривает применения
к несовершеннолетним наказаний, применение
которых невозможно или нецелесообразно
ввиду особенностей социального статуса
несовершеннолетнего (лишение права занимать
определенные должности и наказания, применяемые
к военнослужащим, ограничение свободы). 9
Справедливым наказанием в отношении
несовершеннолетнего будет то наказание,
которое наилучшим образом обеспечивает
его исправление. При этом наказание не
должно быть чрезмерно строгим.
Успешное исправление несовершеннолетнего
преступника предполагает наличие комплекса
социальных и экономических условий, необходимых
для нормального вхождения его в общество.
Среди этих условий наиболее важным следует
отметить возможность общения несовершеннолетнего
в социально здоровой среде, отсутствие
вредных влияний, возможность получения
несовершеннолетним профессии и занятия
правомерной деятельностью, удовлетворяющей
его материальные и духовные потребности.
Отсутствие необходимых условий не означает
возможности назначения несовершеннолетнему
несправедливо строгого наказания, не
соответствующего характеру и общественной
опасности преступления. В данном случае
в соответствии с законом суд должен принять
возможные меры по устранению причин и
условий преступления.
Информация о работе Назначение наказания несовершеннолетнему