Ныне цель исправления заключается
в том, чтобы осужденный стал
законопослушным, добропорядочным
гражданином общества, уважающим
труд и правила общежития.
Законодатель больше не связывает
цель исправления осужденного
с перевоспитанием. Представляется,
что задача перевоспитать человека, в
особенности в нынешних условиях, нереальна,
как она была нереальной всегда. Главная
задача - чтобы отбывший наказание (неважно,
в силу каких причин) больше не совершал
преступлений.
Требования УК РСФСР I960 г.
в качестве цели наказания перевоспитания
осужденного, привития добросовестного
отношения его к труду, точного исполнения
им всех законов и уважения правил общежития
не могли быть реализованы изначально,
поскольку они были явно завышенными по
отношению к наказанию. Они лишь немногим
уступают утверждению одного известного
советского пенитенциариста, который
считал исправившимися лишь тех осужденных,
освободившихся из мест лишения свободы,
которые стали еще и активными строителями
коммунизма.
Наконец, наказание направлено
на предупреждение совершения новых преступлений.
Законодатель не подразделяет в правовой
норме цель предупреждения на специальную
и общую превенцию, но это с очевидностью
вытекает из смысла закона.
Частная превенция (специальное
предупреждение) заключается в таком
воздействии наказания на преступника,
следствием чего является невозможность
совершения им преступления в будущем.
Общая превенция (общее предупреждение)
выражается в воздействии назначенного
конкретному преступнику наказания
на иных лиц, склонных к совершению
противоправных действий, сдерживающем
их от преступных посягательств и формирующем
у законопослушной части общества негативное
отношение к преступлению. Превентивные
цели достигаются посредством устрашения
и лишения преступника фактической возможности
продолжать преступную деятельность.
В последние годы в юридической
печати периодически появляются
публикации о том, что такую
цель наказания как предупреждение
преступлений нельзя признать
правомерной, и, прежде всего,
цель общего предупреждения, поскольку
"устрашение" в цивилизованном государстве
само по себе безнравственно и, разумеется,
неэффективно.
Что ж, эффективность общей
превенции, возможно, невелика, однако
мы не осмелимся утверждать, что
в наше время исчезли люди,
которые не совершают преступлений,
из страха уголовного наказания за их
совершение. Таковых, к сожалению, пока
немало. В 20-е гг. в среде российских ученых
существовало мнение, что в нашем отечестве
в деле предупреждения преступности будет
главенствовать специальная превенция,
потому что преступность будет существовать
преимущественно за счет рецидива, а приток
"новичков" будет постоянно сокращаться.
Какова же действительность?
В 1986 г. в нашей стране ранее
судимые совершили 31,8% преступлений,
следовательно, остальными были "новички";
в 1987 г. - 32,2%; в 1988 г. - 37,0%; в 1989 г. - 38,1%; в 1990
г. - 36%; в 1991 г. - 26,9%; в 1992 г. - 26,3%; в 1993 г. - 24,9%;
в 1995 г. - 26,3%.
Таким образом, преступления
в России совершают в основном
не рецидивисты. Следовательно,
общее предупреждение продолжает оставаться
весьма актуальным в качестве цели наказания.
И поскольку преступность, судя по всему,
будет преследовать человеческую цивилизацию
всегда, цель общего предупреждения будет
оставаться среди целей наказания вечно.
Не вызывает сомнения, что
указанные в законе цели наказания
являются взаимосвязанными и
взаимообусловленными, и задачи
при назначении наказания по
уголовным делам могут быть
выполнены только при условии
их обязательного учета.
Глава 3. Виды наказаний
Уголовным кодексом установлен
исчерпывающий перечень видов
наказаний, расположенный в определенной
последовательности исходя из
степени их тяжести.
Установленная законом система
наказаний в целом соответствует
карательной политике на современном
этапе и отражает принципы Российского
уголовного права. Предметно отражен в
ней, в частности, принцип гуманизма, поскольку
из тринадцати видов наказаний преобладающая
часть (восемь) не предусматривает лишение
осужденного свободы.
Обязательные работы как
вид уголовного наказания состоят
в выполнении осужденным в
свободное от основной работы
или учебы время бесплатных
общественно полезных работ, вид
которых, определяется органами
местного самоуправления (ч.1, ст.49УК).
Суть этого нового вида
наказания заключается, следовательно,
в "принудительном привлечении
осужденного к общественно полезным
работам. При этом лицо должно
выполнять свою основную работу
или учиться в соответствующем
учебном заведении (школе, лице,
вузе и т.п.), а к работам привлекаться
в то время, когда оно не занято на основной
работе или учебе. Обязательные работы
могут назначаться только в качестве основного
наказания. Кроме того, они могут быть
назначены взамен штрафа в случаях злостного
уклонения осужденного от его уплаты.
Содержание данного наказания является
предметным проявлением принципа гуманизма,
свойственного современному российскому
уголовному праву. Осужденный не изолируется,
остается дома, в кругу семьи, на прежней
работе, сохраняются все его социальные
связи, что должно способствовать достижению
целей наказания.
Осужденный к данному виду
наказания принудительно привлекается
к работе, не требующей, как
правило, специальной подготовки
или квалификации (уборка улиц, дворов,
использование осужденных в качестве
разнорабочих и т.п.).
Обязательные работы в силу
специфики своего уголовно-правового
содержания не могут назначаться:
к лицам, признанным инвалидами
первой или второй группы;
беременным женщинам;
женщинам, имеющим детей в
возрасте до восьми лет;
женщинам, достигшим пятидесяти
пяти лет;
мужчинам, достигшим шестидесяти
лет;
лицам, проходящим военную
службу по призыву.
Признаками данного вида
наказания являются, во-первых, обязательность
работ, т.е. принудительное их
выполнение. Во-вторых, такие работы
выполняются бесплатно, т.е. осужденный
не получает за них никакого денежного
вознаграждения. В-третьих, выполняется
они в свободное от основной работы или
учебы время (вечером либо в нерабочие
дни, исключая государственные праздники)
и по месту жительства осужденного.
Уголовный кодекс определяет
продолжительность обязательных
работ: они устанавливаются на
срок от шестидесяти до двухсот
сорока часов и отбываются
не свыше четырех часов в
день (ч.2 ст.49 УК) '.
Уголовно-исполнительный кодекс
РФ возлагает исполнение этого наказания
на уголовно-исполнительные инспекции
органов внутренних дел по месту жительства
осужденного. Инспекции ведут учет осужденных,
согласовывают с местными органами самоуправления
объекты обязательных работ, контролируют
осужденных, ведут суммарный учет отработанного
времени. Осужденные обязаны соблюдать
установленный порядок и условия отбывания
наказания, добросовестно трудиться, работать
на определенных для них объектах и отработать
установленный судом срок работ, ставить
в известность инспекцию о перемене места
жительства. Предоставление осужденному
очередного отпуска по основному месту
работы не приостанавливает исполнение
обязательных работ. В случаях признания
осужденного инвалидом 1 или 2 группы либо
при наступлении беременности у осужденной
женщины инспекция направляет в суд представление
об освобождении от дальнейшего отбывания
наказания.
Уголовным и уголовно-исполнительным
законом предусмотрена также
ответственность осужденных к
данному виду наказания нарушающих
порядок и условия отбывания наказания
и за злостное уклонение от их отбывания.
В первом случае инспекция
предупреждает осужденного об
ответственности за нарушение,
во втором - направляет в суд
представление о замене обязательных
работ другим видом наказания (ч.3
ст.49 УК). Злостным нарушением порядка
отбывания данного наказания уголовно-исполнительное
законодательство признает: а) невыход
на обязательные работы более двух раз
в течение месяца без уважительных причин;
б) нарушение трудовой дисциплины более
двух раз в месяц; в) когда осужденный скрывается
с целью уклонения от отбывания наказания.
Исправительные работы как
вид уголовного наказания заключаются
в принудительном привлечении
осужденного к труду по основному
месту его работы на срок,
указанный в приговоре, с удержанием в
доход государства определенной доли
его заработка (ст.50УК). Этот вид наказания
может быть назначен только в качестве
основного. Исправительные работы применяются,
как правило, когда данный вид наказания
предусмотрен в санкции статьи Особенной
части УК. Сказанное в отношении обязательных
работ, их социальной роли в значительной
мере относится и к исправительным работам.
И в содержании этого наказания предметно
реализуется принцип гуманизма уголовного
права. Осужденный не лишается свободы,
не отрывается от дома и семьи, продолжает
работать в той же организации (учреждении,
предприятии), где он работал до осуждения.
Это позволяет осуществлять контроль
за осужденным со стороны администрации
и трудового коллектива, а при благоприятных
семейных условиях и со стороны близких.
В то же время данный вид наказания обладает
несколько большей репрессивностью по
сравнению с обязательными работами, главным
образом за счет ущемления материальных
интересов осужденного путем удержания
в доход государства части его заработка.
Таким образом, карательный характер исправительных
работ проявляется, во-первых, в обязательности
труда осужденного в прежней или иной
организации. В период отбывания наказания
труд осужденного носит принудительный
характер. Во-вторых, как уже было сказано,
в материальном воздействии - удержании
части его заработка.
Указание уголовного закона
на то, что исправительные работы
сбываются по месту работы
осужденного, не означает оставления
его в прежней должности. Преступления
нередко бывают связаны именно с занимаемой
должностью. Поэтому лицо может быть, а
в ряде случаев и должно быть, переведено
на другую должность, на новое место работы.
Важно лишь то, чтобы приговор исполнялся
там, где работает осужденный. Уголовный
кодекс устанавливает предельные сроки
исправительных работ - от двух месяцев
до двух лет (ч.1 ст.50).
Регламентируются в УК и размеры
удержаний из заработка осужденного:
они установлены в пределах от
пяти до двадцати процентов (ч.2 ст.50). Предусмотрена
также ответственность за злостное уклонение
от отбывания наказания лицом, осужденным
к исправительным работам: суд в таких
случаях может заменить неотбытую часть
наказания ограничением свободы, арестом
или лишением свободы из расчета один
день ограничения свободы за один день
исправительных работ, один день ареста
за два дня исправительных работ или один
день лишения свободы за три дня исправительных
работ (ч. З ст.50УК).
Как видно из текста закона,
при замене исправительных работ
другим, более строгим наказанием
соотношение их (кратность) определяется
степенью тяжести того наказания, которым
они заменяются. Поскольку наиболее суровым
из них является лишение свободы, закон
устанавливает соотношение один к трем.
Исполнение
наказания в виде исправительных
работ возложено на уголовно-исполнительные
инспекции. Порядок их исполнения регулируется
уголовно-исполнительным законодательством.
Приговоры обращаются к исполнению не
позднее 15 дней со дня поступления в инспекцию
распоряжения суда. Уголовно-исполнительные
инспекции ведут учет осужденных, контролируют
соблюдение ими условий отбывания наказания
и исполнение предписаний приговора. Администрация
по месту работы осужденного осуществляет
контроль за поведением осужденных, производит
удержания из зарплаты осужденного и перевод
удержанных сумм в установленном порядке,
уведомляет инспекцию о переводе осужденного
на другую работу или увольнении, об уклонении
его от отбывания наказания и т.п., применяет
меры поощрения и взыскания.
Осужденные
к исправительным работам обязаны
соблюдать установленный порядок и условия
отбывания наказания, добросовестно трудиться,
выполнять дополнительные обязанности
и запреты, наложенные на них уголовно-исполнительными
инспекциями. Осужденный, не имеющий работы,
обязан трудоустроиться самостоятельно
либо встать на учет в центре занятости.
Он не вправе отказываться от предложенной
центром занятости работы. Осужденному
в период отбывания наказания запрещается
увольнение с работы по собственному желанию
без письменного разрешения инспекции.
Во время отбывания наказания осужденному
администрацией предприятия, где он работает,
по согласованию с инспекцией предоставляется
очередной отпуск продолжительностью
18 дней.
Уголовно-исполнительное
законодательство предусматривает
возможность возложения на осужденных
к данному виду наказания дополнительных
обязанностей и запретов. К их числу относятся
(с учетом степени и характера опасности
преступления, личности осужденного, его
поведения в период отбывания наказания):
запрещение пребывать вне дома в определенные
часы, выезжать с места жительства в выходные
дни, а также в период отпуска, пребывать
в определенных местах города (округа);
обязанность до двух раз в месяц являться
в орган внутренних дел на регистрацию
(обязанности и запреты устанавливаются
на срок до 6 месяцев). В срок отбывания
наказания засчитывается время, в течение
которого осужденный не работал по уважительным
причинам; при длительной болезни инспекция
входит с представлением в суд об освобождении
его от отбывания наказания. В то же время
в срок наказания не засчитывается время,
когда осужденный не работал (кроме случаев
болезни), а также время болезни, вызванной
алкогольным, наркотическим или токсическим
опьянением. За хорошее поведение и добросовестный
труд осужденным могут быть сокращены
сроки и объем обязанностей и запретов
(см.45 УИК). Осужденные, доказавшие свое
исправление, могут быть представлены
к условно-досрочному освобождению от
наказания. За нарушение порядка и условий
отбывания данного наказания к осужденным
может применяться взыскание в виде предупреждения
о замене исправительных работ ограничением
свободы. При злостном уклонении от отбывания
наказания инспекция набавляет в суд представление
о замене этого наказания другим.