Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 13:05, курсовая работа
Цель работы – исследовать современное состояние института необходимой обороны и на основе полученных данных выработать рекомендации по совершенствованию рассматриваемого раздела действующего российского законодательства.
Задачи работы:
- изучить правовую природу, понятие, цели института необходимой обороны;
- провести сравнительный анализ особенностей рассматриваемого института в зарубежных законодательствах;
- изучить комментарии к нормам отечественного законодательства, определяющим институт необходимой обороны;
- сформулировать поправки к действующему российскому законодательству.
Введение………………………………………………………………...….…3
Глава 1. Эволюция института необходимой обороны……………………...5
1.1. История возникновения и развития понятия необходимой обороны……………………………………………………………………..…5
1.2. Анализ трактовки понятия необходимой обороны в современных зарубежных уголовных законодательствах…………………………….…....8
Глава 2. Анализ правового регулирования необходимой обороны в российском законодательстве…………………………….………………………….…….15
2.1 Необходимая оборона………………………………………….………....15
2.2 Правомерность необходимой обороны……………………………….…17
2.3 Превышение пределов необходимой обороны………………………….20
2.4 Анализ комментариев к законодательным нормам……………… ..……25
2.5.Рекомендации по совершенствованию действующего законодательства
………………………………………………………………………..…………29
Заключение……………………………………………………….…………….33
Список используемых источников ………………
4. Разъяснена ситуация наличия
реальной угрозы общественно
опасного посягательства, не сопряженного
с насилием, опасным для жизни
обороняющегося или другого
5. Сформулировано понятие
6. Разъяснена правомерность
7. Конкретизированы ситуации, которые состояние необходимой обороны образуют. К ним относятся ситуации, когда:
- защита последовала
- общественно опасное
8. Конкретизированы ситуации, которые состояние необходимой обороны не образуют. К ним относятся ситуации, когда:
- имеют место правомерные
- если вред посягавшему лицу
причинен после того, как посягательство
было предотвращено, пресечено или
окончено и в применении мер
защиты явно отпала
- если лицо спровоцировало нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий (для причинения вреда здоровью, хулиганских действий, сокрытия другого преступления и т.п.);
9. Разъяснены случаи, которые следует
квалифицировать превышение
- лицо превысило пределы защиты,
допустимой в условиях
- для защиты охраняемых
10. Разъяснены случаи, которые следует
квалифицировать как
- причиненный нападающему вред хотя и оказался большим, чем вред предотвращенный, но при причинении вреда не было допущено явного несоответствия мер защиты характеру и опасности посягательства;
- обстановка давала основания
полагать, что совершается реальное
общественно опасное
11. Разъяснено, чем убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны (часть 1 статьи 108 и часть 1 статьи 114 УК РФ) отличается от убийства и причинения тяжкого вреда здоровью в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта) (статья 107 и статья 113 УК РФ).
Критерием такого отличия является то, что для преступлений, совершенных в состоянии сильного душевного волнения, характерно причинение вреда потерпевшему не с целью защиты и, следовательно, не в состоянии необходимой обороны. А для преступлений, совершенных при превышении пределов необходимой обороны, наличие аффекта не обязательно.
12. Сформулированы признаки, отграничивающие необходимую оборону от причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление с целью доставить его в органы власти и тем самым пресечь возможность совершения им новых преступлений.
Право на такое задержание имеют не только уполномоченные на то представители власти, но и иные лица, в том числе пострадавшие от преступления, или ставшие его непосредственными очевидцами, или лица, которым стало достоверно известно о его совершении.
13. Прописано, что в соответствии со статьей 1066 ГК РФ вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, не подлежит возмещению, если при этом не были превышены ее пределы.
Следует отметить, что:
- положение, сформулированное в п. 4, по-видимому призвано заменить термин, используемый в УК зарубежных стран «будущее неизбежное посягательство»;
- положение п. 6 вероятно служит
эквивалентом статьи
- положение п.12 предположительно является эквивалентом термина, применяемого в УК зарубежных стран «гражданский арест»;
- ни законодатели, ни судебная
практика так и не выработали
четких критериев «явного
Исследование документа [8, с 1-9] показывает, что ни в [7, с.24], ни в [10, с 65-71] перечисленные выше положения в полном объеме не раскрываются.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что документ [8, с 1-9] в значительной степени способствует ликвидации правового вакуума, существующего в рассматриваемой части действующего российского законодательства, но не устраняет его полностью.
2.5 Рекомендации по
Принято считать, что «необходимая оборона является эффективным средством предупреждения общественно опасных действий и особенно преступных проявлений, так как угроза быть убитым или раненым непосредственно на месте посягательства оказывает более устрашающее воздействие, чем возможность осуждения» [17, с. 84]. Таким образом, становится очевидным ответ на вопрос, который последнее время активно дискутируется на государственном и международном уровне – вопрос о праве гражданам на ношение оружия. Именно так этот вопрос преподносится обществу в СМИ. По мнению автора, во-первых, не только и не столько на ношение, сколько на применение. Во-вторых, совершенно очевидно, что если «на нападающего угроза быть убитым или раненым непосредственно на месте посягательства оказывает более устрашающее воздействие, чем возможность осуждения», то при наличии у граждан оружия такая угроза будет еще более реальной, а действенность института необходимой обороны существенно вырастет. Следовательно, это приведет к уменьшению количества преступлений в целом. По мнению автора, ограничения на ношение и применение оружия конечно нужны. Но это должно распространяться в первую очередь на боевое оружие. У рядовых граждан его быть не должно. Таким образом, возникает необходимость внесение соответствующих изменений в «Закон об оружии». По мнению автора, возможна следующая формулировка «Все граждане РФ, достигшие совершеннолетия, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие специальную подготовку в сертифицированных учебных центрах, имеют право на хранение, ношение и применение в целях обороны зарегистрированного в органах МВД травматического и не боевого огнестрельного оружия. При применении такого оружия в целях обороны его владельцы руководствуются ст. 37 УК РФ».
Рассмотрим показательный пример последнего времени – события 12.12.2012г., когда в московском трамвае была устроена поножовщина. «Как сообщает пресс-служба УВД по Восточному административному округу Москвы, 12.12.2012г. в 08 00 мск. на одной из остановок через заднюю дверь в трамвай зашли пятеро мужчин. Водитель и пассажиры сделали им замечание, указав, что входить надо через турникет у передней двери. В результате вспыхнула ссора, в ходе которой вошедшие хулиганы с ножами набросились на оппонентов. В результате ножевые ранения получили три пассажира, еще одного ударили по голове, предположительно, рукояткой пистолета. Все пострадавшие были госпитализированы с ножевыми ранениями разной степени тяжести, один - с черепно-мозговой травмой, а преступники беспрепятственно скрылись с места преступления» [19]. Последнее не удивительно. В самом деле, что в этой ситуации могли противопоставить нападавшим пассажиры? Предложить подождать прибытия полиции? Вряд ли нападавшие вняли бы их предложению. Очевидно, будь у пассажиров трамвая оружие, знавшие об этом нападавшие вряд ли рискнули бы доставать ножи. А если бы и рискнули, то были бы легко обезоружены и задержаны.
По мнению автора, нуждается в уточнении п. 18, изложенный в следующей формулировке: «Задержание лица, совершившего преступление, может производиться и при отсутствии непосредственной опасности совершения задерживаемым лицом общественно опасного посягательства. При этом задержание такого лица осуществляется с целью доставить его в органы власти и тем самым пресечь возможность совершения им новых преступлений……Право на задержание лица, совершившего преступление, имеют не только уполномоченные на то представители власти, но и иные лица, в том числе пострадавшие от преступления, или ставшие его непосредственными очевидцами, или лица, которым стало достоверно известно о его совершении» [8, с 6].
Отсюда следует, что «иные лица» должны доставить лицо, совершившее преступление, в органы власти, хотя на самом деле они это делать вовсе не обязаны. Более того, у них просто может не быть такой возможности. Поэтому предлагается следующая редакция рассматриваемого пункта: «Задержание лица, совершившего преступление, может производиться и при отсутствии непосредственной опасности совершения задерживаемым лицом общественно опасного посягательства. При этом задержание такого лица осуществляется с целью доставить его в органы власти или с целью вызова представителей органов власти на место преступления и тем самым пресечь возможность совершения им новых преступлений».
Представляется целесообразным дополнение ст. 37 четвертой частью в следующей редакции: «Правомерно применение технических средств и приспособлений для защиты правоохраняемых интересов в отсутствие обороняющегося лица, если эти технические средства и приспособления не создавали опасность для лиц, не совершающих общественно опасного посягательства, при причинении любого вреда лицу, совершившему общественно опасное посягательство».
По мнению автора, нуждаются в конкретных разъяснениях ученых и юристов такие понятия, как «интенсивность нападения», «явное несоответствие защиты характеру и степени общественной опасности посягательства» и «интенсивности нападения» и формулировке внятных критериев их оценки.
Кроме того, в целях обеспечения единства правоприменительной практики представляется целесообразным введение в УК РФ таких понятий, как «будущее неизбежное посягательство», «состояние необходимой обороны против несовершеннолетних и невменяемых лиц» [8, с 1-9] и «гражданский арест» . Если два первых понятия в указанном выше документе хотя бы поясняются, то понятие «гражданский арест» отсутствует вовсе.
Заключение
Обеспечение защиты личности, общества и государства от общественно опасных посягательств является важной функцией государства. Для ее реализации Уголовный кодекс Российской Федерации определяет, какие деяния признаются преступлениями и устанавливает основания для признания правомерным причинение вреда лицам, посягающим на охраняемые уголовным законом социальные ценности. В частности, к таким основаниям относится необходимая оборона.
В настоящей работе изучена правовая природа, понятие и цели института необходимой обороны.
Цель настоящей работы заключается в проведении исследования современного состояния института необходимой обороны в действующем УК РФ. С этой целью изучена природа и цели рассматриваемого института, проведен сравнительный анализ особенностей необходимой обороны в бывших социалистических странах, изучены актуальные комментарии к действующим нормам российского законодательства. В анализе использованы самые последние комментарии к законодательным актам РФ.
При этом выявлено наличие целого ряда нерешенных вопросов в правовом регулировании необходимой обороны. С одной стороны, нуждаются в защите права граждан, прибегнувших к необходимой обороне, таким образом, чтобы не привлечь к ответственности лицо, действительно правомерно защищавшее свои охраняемые законом права. С другой стороны, необходимо защитить права лиц, которые могут пострадать от действий, мотивированных необходимой обороной, но являющихся в действительности мнимой обороной, либо явно не соответствующих характеру посягательства.
Предложены практические рекомендации по совершенствованию рассматриваемого раздела действующего российского законодательства и сформулированы предлагаемые поправки. Рекомендации и поправки относятся к таким законодательным актам, как «Закон об оружии», Уголовный Кодекс РФ, Постановление пленума ВС РФ от 27 Сентября 2012 г. № 19.