Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 20:34, курсовая работа
К настоящему времени принят целый ряд международных правовых документов, касающихся правосудия в отношении несовершеннолетних и обеспечения прав ребёнка. Существуют документы всеобщего характера, посвящённые положению во всём мире, а также документы регионального характера, относящиеся к тем или иным конкретным регионам с относительно однородной культурой. Существуют соответствующие международные документы, посвящённые общим проблемам уголовного судопроизводства прав человека, и документы специально посвящённые правосудию в отношении прав детей и несовершеннолетних.
Особо отметим, что низкое качество образования, предоставляемого целым рядом образовательных учреждений, является серьезнейшей проблемой. Данные Российской академии образования свидетельствуют: 60% детей (в российском масштабе это более 10 млн. человек), которые заканчивают начальную школу, едва умеют читать. Системные пороки российского образования и педагогическая некомпетентность учителей приводит к тому, что у подавляющего большинства детей уже в средних классах, а часто и в начальной школе, отсутствует интерес к учебе.
Заметим, что физическое насилие менее распространено, чем психологическое. Впрочем, за последние годы в районных судах г. Перми было рассмотрено несколько громких дел, связанных с избиениями учителями своих учеников. Что же касается психологического подавления достоинства подростков, то оно в иных образовательных учреждениях стало чуть ли не повседневной практикой школьной жизни. И учителя и ученики часто его даже не идентифицируют. Более того, как показал проведенный на старте проекта «Пермской ассамблеи» социологический опрос, многие родители, работники школы считают применение методов психологического (и даже физического) насилия естественным способом педагогического воздействия. В образовательных учреждениях распространено обращение к учащимся в грубой форме, угрозы, выражение открытого неприятия, постоянная критика части учеников, занижение учителем оценки из-за нарушения учеником дисциплинарных норм или из личной неприязни к нему, преднамеренная физическая или социальная изоляция отдельных учащихся и т.д.
Криминология несовершеннолетних – важное направление криминологической науки. Наиболее сложной и вместе с тем наименее разработанной в этом направлении является проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростка. В основе научного обоснования решения этой проблемы должна лежать концепция государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних. В настоящей работе предпринята попытка предложить основы такой концепции.
Политика предупреждения преступности не имеет вполне сложившегося толкования с точки зрения ее содержания. Отчасти этим обусловлено многообразие употребляемых законодателем, политиками, учеными-криминологами и работниками системы правоохранительных органов терминов, наиболее распространенный из которых – «борьба с преступностью». Учитывая социальную, психологическую, экономическую специфику несовершеннолетних, особенности причин и мотивации совершения ими преступлений, целесообразно использовать термин не «борьба», а «предупреждение».1
Так, государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних – это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека общества и государства от преступных посягательств.
Государственная политика предупреждения преступности не автономна. Она является важным компонентом политики в сфере укрепления законности и правопорядка. Поскольку преступность проникает во все сферы жизнедеятельности и оказывает на них существенное влияние, постольку политика предупреждения преступности воздействует на все основные сферы государственной политики. Каждая сфера должна стремиться к тому, чтобы иметь своим особым объектом детей. Национальная политика нашего государства в отношении несовершеннолетних нашла выражение в обязательных по выполнению: Конвенции о правах ребенка, взятых на себя РФ; в Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента РФ от 14.09.95 г. № 942; в Указе Президента РФ от 1.06.92 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; в президентской программе «Дети России», утвержденной Указом Президента РФ от 18.08.94г.
Предупреждение преступности несовершеннолетних, согласно подходу, по которому каждая сфера политики должна иметь своим особым объектом детей, является компонентом общей политики государства в сфере предупреждения преступности. С другой стороны, политика предупреждения преступности несовершеннолетних – компонент национальной политики государства в отношении несовершеннолетних. С этой точки зрения совершенно оправданно включение целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 1997-98 годы» в президентскую программу «Дети России».
Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем криминологической этиологии. Эта особенность придает специфику целям политики предупреждения преступности несовершеннолетних. С одной стороны, ее цель – защита прав и интересов несовершеннолетних, а с другой – защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет решать многие вопросы криминологической и правовой практики.
С позиции формулирования
цели не вызывает сомнения
решения одной из важнейших
задач при разработке
Государство располагает многими средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:
Право в политике – регулятор формирования и средство реализации политики. А следовательно, одним из приоритетных направлений правовой политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних должны стать:
Политика предупреждения преступности, а также защиты прав несовершеннолетних, имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Изложенное выше понимание политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы политики:
1. Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы населения, которая нуждается в повышенной защите.
2. Подход к проблеме с учетом ее приоритетности:
- решение всех задач, связанных с предупреждением преступности несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы» общества, а как инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий уровень безопасности общества.
Из вышесказанного следует, защита прав и соблюдение законности в отношении несовершеннолетних, одна из первостепенных задач, касающихся профилактики и преступности несовершеннолетних в целом.
Комиссия по делам несовершеннолетних является органом, который, в первую очередь, занимается профилактикой, предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних, а также охраной прав несовершеннолетних.4 Поэтому систему работы КДН можно представить следующим образом:
- учет правонарушителей;
- установление причин
- пути устранения этих причин.
В современный период правонарушение несовершеннолетнего рассматривается как свидетельство недостатков в воспитательной работе, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на территории города Очёр - как серьезный показатель недостатков проводимой здесь воспитательной и профилактической работы. В профилактике и ликвидации правонарушений несовершеннолетних особенно велика роль общественности. Одной из основных форм участия граждан в воспитательно-профилактической работе с подростками является КДН при городской администрации.
КДН - государственный орган. Ее деятельность носит организационный и правовой характер. Она наделена полномочиями властного характера. Почти все лица, входящие в состав комиссии- представители государственных органов и общественных организаций - выполняют свои обязанности безвозмездно.5
Главными задачами КДН являются:
Информация о работе Обеспечение и соблюдение прав и свобод несовершеннолетних