Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:10, реферат

Краткое описание

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.

Содержание

Введение 3
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в Российской Федерации, и стоящие перед ними задачи3
Оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка»: понятие, основания и условия проведения. 10
Заключение 14
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Правоохранительные органы .doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Оперативные подразделения  органа внешней разведки Министерства обороны РФ и органа внешней разведки ФАПСИ проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности, что объясняется целями и задачами указанных органов.

Федеральные органы правительственной  связи и информации, являясь составной  частью сил безопасности России, обеспечивают высшие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет безопасности РФ, организации, предприятия, учреждения специальными видами связи и информации, а также организуют деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществляют государственный контроль за этой деятельностью.

Руководителям органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, предоставлено право определять перечень оперативных подразделений, могущих осуществлять ОРД. Это право предполагает создание не только конкретных служб и подразделений, осуществляющих ОРД в структуре министерства или ведомства, но и соответствующих территориальных органов. По Указу Президента РФ "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" от 3 октября 1994 г. создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в республике, крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе и назначение соответствующих должностных лиц должны согласовываться с президентами республик и главами администраций субъектов Федерации. Такие подразделения создаются (ч. 2 ст. 77 Конституции) для реализации полномочий в пределах ведения Российской Федерации (определены в ст. 71) и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (определены в ст. 72 Конституции).

 

Оперативно-розыскное  мероприятие «Проверочная закупка»: понятие, основания и условия проведения.

 

Проверочная закупка — это ОРМ, состоящее в специальном возмездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получения услуги в сфере легального или нелегального их обмена в целях выявления преступлений.

Указанное ОРМ предусмотрено  не только ст. 6 ФЗ об ОРД, но и ст. 36 ФЗ «О наркотических средствах и  психотропных веществах».

Рассматриваемое ОРМ  предполагает совершение не только сделки купли-продажи но и осуществление иной формы приобретения товаров, предметов, средств, веществ, препаратов или других материальных объектов у объекта ОРМ с целью обнаружения конкретного преступления, задержания лица с поличным, а также получения образца для сравнительного исследования.

Проверочная закупка может осуществляться как применительно к находящимся в гражданском обороте, так и изъятым из него или ограниченном в обороте предметам. В частности, предметами такой закупки могут быть оружие, наркотические средства, психотропные вещества, драгоценные камни и металлы и др.

Законодатель не ограничил  объем закупки, поэтому в зависимости  от поставленной задачи речь может  идти о приобретении как одного предмета или части вещества, материала, который  может быть необходим, например, для анализа, испытания, проверки, так и большого

количества (партии), осуществление  оптовой закупки. Объем закупок  не может ставиться в зависимость  от вида закупаемых предметов или  веществ.

Проведение проверочной  закупки предметов, гражданский  оборот которых ограничен либо реализация которых запрещена, допускается на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем ОРО (см. ч. 5 ст. 8 ФЗ об ОРД). Применительно к иным предметам такой порядок проведения закупки не является обязательным.

Процедура вынесения постановления обусловлена необходимостью обеспечить неприкосновенность участников мнимой сделки, поскольку сам факт ее осуществления формально может подпадать под признаки состава преступления, а граница между его наличием и отсутствием определяется прежде всего по субъективной стороне.

Проверочная закупка  проводится негласно в том смысле, что изначально не предупреждаются лица, в отношении которых она проводится. В зависимости от конкретной цели ОРМ и обстоятельств дела факт закупки может не разглашаться, либо, наоборот, сразу по завершению сделки может быть объявлено о ее проведении. Последнее чаще всего практикуется при проведении проверочной закупки товаров в сфере торговли. При этом после расчетов продавцу объявляется факт проведения мероприятия, его цель, после чего осуществляются мероприятия по контролю (проверке) купленного товара, расчету его стоимости, определение соответствия цены и качества товара, другие необходимые действия.

В зависимости от предмета сделки и формы проведения ОРМ  закупленные предметы после проведения контрольных мероприятий могут быть переданы продавцу. При проведении ОРМ с целью отбора образца закупленный предмет передается на исследование. Закупленные предметы, изъятые из оборота, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, хранятся в установленном порядке до передачи их лицу, осуществляющему расследование по уголовному делу. Если дальнейшее использование закупленного предмета или вещества невозможно, они уничтожаются по акту. Продукция, требующая особых условий хранения, может быть передана на временное хранение на предприятия или в организации, имеющие возможность обеспечить соответствующие условия хранения.

По результатам проверочной  закупки составляется документ, именуемый актом с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными правовыми актами контролирующих органов.

Если объектом проверочной  закупки, произведенной без вынесения постановления (или утверждения его надлежащим должностным лицом), явились предметы, вещества, запрещенные к свободной реализации, либо их свободный оборот ограничен, то результаты ОРМ, как проведенного с нарушением закона, не будут иметь доказательственного значения. Решение этого вопроса зависит также от характера проверочной закупки - носила ли она гласный или негласный характер. В первом случае к проведению этого ОРМ привлекаются представители общественности, наблюдающие за контрольной закупкой и удостоверяющие в акте ее результаты своими подписями, а сами акты оглашаются.

Акт, составленный оперативниками или представителями общественности, действовавшими по их поручению, которые удостоверили обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, является таким же документом, как, например, акт контрольной закупки госторгинспектора, акт недостачи товарно-материальных ценностей, составленный работником бухгалтерии.

В одних случаях сразу  после производства закупки оперативник  с участием общественников составляет акт в присутствии продавца или работника, отпустившего товар со склада, из подсобного помещения. В других — для того, чтобы убедиться в том, что обсчет, обвес и продажа товаров, минуя прилавок, осуществлялись систематически, закупки производятся без объявления их результатов. С составленными актами работников торговли, у которых производилась закупка, не ознакомляют.

Акты гласных проверочных закупок можно признавать документами-доказательствами в случае приобщения к уголовному делу, при условии соблюдения требований закона, регламентирующего их предоставление и собирание.

Оглашение акта закупки, удостоверение его результатов  лицами, по поводу действий которых  был составлен акт, в дальнейшем облегчают следователю задачу, связанную с дачей оценки и проведением проверки документа.

В деятельности работников ФСЭНП МВД России практикуется производство нескольких контрольных закупок без их объявления, непосредственно предшествующей гласной. Каждая такая закупка производится различными общественниками. При объявлении последней покупки либо составляются-отдельные акты на каждую покупку, либо в акте о результатах последней гласной покупки отражаются результаты предшествующих, которые тем самым также приобретают гласный характер.

Фиксация в акте действий немедленно после их завершения и  его оглашение гарантирует наиболее точное отражение события, его обстоятельств. Доказательственное значение акта подтверждается последующими допросами его составителей в качестве свидетелей.

 

Заключение

 

Итак, проверочная закупка- совершение мнимой сделки купли-продажи  с лицом, подозреваемым в противозаконной деятельности (обмане потребителей, торговле запрещенными товарами и т. д.).

Предметом проверочной  закупки могут быть вещи и объекты, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (оружие, боеприпасы, наркотики и т.п.).

В соответствии со ст. 49 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в ходе проверочной закупки допускается с ведома и под контролем оперативных подразделений приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования для их производства.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 комментируемого Закона проверочная закупка предметов и вещей, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность .

Проверочная закупка  может быть осуществлена сотрудником  оперативного аппарата или любым другим лицом, действующим по его поручению.

Проверочные закупки проводятся зашифрованно, т.е. в момент совершения сделки купли-продажи ее субъект скрывает от продавца истинные цели приобретения товара, а также свою принадлежность к правоохранительным органам.

Проверочная закупка  проводится в гласной либо негласной форме. Гласная форма предполагает заключение сделки купли-продажи под видом обычного покупателя с последующим немедленным объяснением продавцу о фактической цели покупки, контрольным взвешиванием, осмотром товара и составлением в его присутствии акта о состоявшемся мероприятии, удостоверенного подписями участвующих в нем лиц.

Одной из наиболее распространенных разновидностей этого мероприятия являются так называемые контрольные закупки, проводимые на предприятиях торговли и общественного питания с целью предупреждения и выявления фактов обмана потребителей. Результаты таких закупок оформляются в виде акта контрольной закупки с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными актами контролирующих органов.

По материалам гласной  проверочной закупки, содержащим признаки преступления или административного правонарушения, принимается решение в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным или административным законодательством.

Негласная проверочная  закупка, в отличие от гласной, не предусматривает немедленную легализацию и реализацию результатов проведенного мероприятия. Ее результаты оформляются справкой сотрудника оперативного подразделения, а при необходимости - объяснениями привлеченных к ее проведению граждан.

При проведении проверочной  закупки могут использоваться допустимые к применению специальные технические средства для фиксации факта сделки купли-продажи, осуществления контроля за ее ходом, пометки денежных и иных средств расчета.

Документы, составленные по результатам проверочной закупки, могут передаваться лицу, проводящему расследование, для использования в процессе доказывания, за исключением случаев проведения закупки лицами, оказывающими конфиденциальное содействие.

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

  1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. 22.08.2004).
  2. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник. / Под. ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФА-М, 2001.
  3. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. В.Б. Рушайло. Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Изд-во «Лань», 2000.
  4. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. – М.: Новый юрист, 1997.
  5. Гармаев Ю.П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании уголовных дел  о незаконном обороте наркотиков: Практич. пособие. — М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2005.
  6. Годунов И.В. Противодействие организованной преступности: Учебное пособие.- М.: Высшая школа,2003.
  7. Оперативно-розыскная деятельность. Учебно-справочное пособие. Авт. – сост.: В.Ю. Алферов, В.Л. Ильиных, А.Е. Федюнин. Под общ. Ред. В.Л. Ильиных. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002.

 

 

 

 

 


Информация о работе Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность