Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и уголовного наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

Начиная данную работу, хотелось бы объяснить, почему автора заинтересовала данная тема. Эта тема является неординарной, так как касается тех лиц, которые готовятся вступить во взрослую жизнь. Нужно также отметить, что в последние годы возросло число преступлений совершаемых данной категорией граждан. Данной темы в своих работах касались В.Г. Павлов, В.Ф. Пирожков, И.А. Клепицкий, О.Д. Ситковская и другие. Автор данной работы попытается раскрыть в ней особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и уголовного наказания……………………….……………………………..4
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по уголовному праву.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)


 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский филиал

ГОУ ВПО «Российская правовая академия

Министерства юстиции Российской Федерации»

 

Кафедра

уголовно-правовых дисциплин

 

Контрольная работа по дисциплине «Уголовное право»

 

«Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и уголовного наказания»

 

 

 

 

 

                                                                                       Работу выполнил:

студента 2 курса заочной ф/о

                                                                                       группы ЮЗВ – 07-2

                Кутякова А.А.

 

 

 

 

                                                                                       Проверил:

              Сидоров Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга

2008

 

Оглавление:

 

Введение……………………………………………………………………3

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и уголовного наказания……………………….……………………………..4

Заключение…………………………………………………………………15

Список используемой литературы………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Начиная данную работу, хотелось бы объяснить, почему автора заинтересовала данная тема. Эта тема является неординарной,  так как касается тех лиц, которые готовятся вступить во взрослую жизнь. Нужно также отметить, что в последние годы возросло число преступлений совершаемых данной категорией граждан. Данной темы в своих работах касались В.Г. Павлов, В.Ф. Пирожков, И.А. Клепицкий, О.Д. Ситковская и другие. Автор данной работы попытается раскрыть в ней особенности освобождения несовершеннолетних  от уголовной ответственности и наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и уголовного наказания.

К несовершеннолетним применяются как общие виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, так и специальные виды освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Абсолютно новым, интересным и бесспорным для российского законодательства является положение, нашедшее свое закрепление в ч.3 ст. 20 УК РФ. Согласно тексту закона, несовершеннолетнее лицо в возрасте от 14 до 18 лет не подлежит привлечению к уголовной ответственности, если во время совершения преступления оно отставало в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством и не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего преступного поведения либо руководить им.

В уголовно-правовой литературе встречаются различные подходы и обоснования этого положения, сформулированного законодателем в ч.3 ст. 20 УК, чаще всего определяемые авторами как “возрастная невменяемость”, “возрастная невменимость”,  другие просто отождествляют эти понятия.

В связи с этим следует заметить, что предлагаемые названия “возрастная невменяемость” и “возрастная невменимость” встречающиеся в юридической литературе, по своей сути и содержанию не оправданы, т.к. они не вытекают из смысла и логики самого закона, а также не соответствует понятию невменяемости, которое определено и закреплено законодателем в ч.1 ст. 21 УК РФ.

В этом случае следует говорить об ограниченной способности несовершеннолетнего лица, возникающей не в связи с каким-либо психическим расстройством, а в следствии отставания или задержки у него психического развития, обусловленных самыми различными причинами (факторами), возрастными, медико-биологическими особенностями. Такими причинами например, могут быть: общее недоразвитие всего организма, в частности психической деятельности, органические повреждения центральной нервной системы, социальная и педагогическая запущенность, различные аномалии, проявляющиеся в нарушении психического развития и другое. В целом можно сказать, что в данном случае имеет место одно из обстоятельств, исключающих уголовную ответственность в отношении несовершеннолетнего лица, совершившего общественно опасное деяние, которое не является субъектом преступления[1].

В соответствии со ст. 90 УК которая называется “Применение принудительных мер воспитательного воздействия” несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Принудительные меры воспитательного воздействия на несовершеннолетних являются самостоятельной формой индивидуализации ответственности за совершенное преступление, одним из видов освобождения от уголовной ответственности или наказания. Они могут быть применены к несовершеннолетним при наличии совокупности трех критериев: 1) совершения преступления впервые; 2) совершение преступления, относящегося к категории небольшой или средней тяжести (ч.2 и 3 ст. 15); 3) возможность исправления несовершеннолетнего без уголовной ответственности или без наказания.

При наличии вышеуказанных критериев, а также с учетом мотивов совершенного преступления и поведения виновного после совершения преступления, а равно при выяснении вопросов о том применялись ли к нему ранее принудительные меры воспитательного воздействия может быть поставлен как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства.

На стадии предварительного расследования прокурор или следователь с согласия прокурора выносит постановление о прекращении уголовного дела и передаче его материалов в специализированный государственный орган, который назначает несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с положением ст. 90 УК РФ. На стадии же судебного разбирательства суд выносит сам постановление об освобождении от уголовной ответственности и назначает ему 1 или несколько нижеперечисленных принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия ст. 90 ч.2.:

а) Предупреждение. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда. Причиненного деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом. В практике суда имел место случай, когда данная мера принудительного воздействия была применена к несовершеннолетнему, положительно зарекомендовавшему себя в школе, из благополучной семьи с обоими родителями за впервые совершенное им преступление, предусмотренное ст. 2134 УК РСФСР (ст. 207 УК РФ) – заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Это преступление  относится к категории  средней тяжести. Оглашая постановление о применении принудительной меры воспитательного характера в виде предупреждения, судья обратил особое внимание на то, сколько материальных средств и времени было затрачено и сколько задействовано людей для проверки поступившего сообщения. Какой материальный ущерб был нанесен государству и моральный вред людям. В постановлении подчеркивалось, что в случае совершения нового преступления несовершеннолетнему будет назначено наказание (из материалов неопубликованной судебной практики)[2].

б) Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного  государственного органа. Назначая несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в виде передачи его под надзор родителей или лиц, их заменяющих, осуществлять надзор за несовершеннолетним (характер их работы, образ жизни и т.д.) и оказывать  на него воспитательное воздействие.

Закон не содержит рекомендаций относительно получения согласия от родителей либо лиц их заменяющих на осуществление надзора за несовершеннолетними. Но необходимость получения такого согласия органами, применяющими принудительную меру воспитательного воздействия вытекает их смысла и целей назначения данной меры. При этом форма выражения согласия на осуществление надзора не имеет принципиального значения, но с процессуальной точки зрения предпочтительнее письменная форма получения согласия.

в) возложение обязанности загладить причиненный вред. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него самостоятельного заработка,  трудовых навыков и достижением 15 летнего возраста.  Под самостоятельным заработком следует понимать не только плату, полученную за выполнение постоянной или временной работы, доходы от предпринимательской деятельности, но и стипендию, и другие виды выплат. Трудовые же навыки несовершеннолетнего в целях возмещения вреда причиненного преступлением, используются с учетом положений ст. 43, 46, 48, 175, 177, 179 КЗоТ РФ (о сокращении продолжительности работы; о запрещении работы в ночное время; о работах на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет; о запрещении привлекать работников моложе 18 лет к сверхурочным работам; о нормах выработки для молодых рабочих).

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование  возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Нужно отметить, что принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные. Орган, назначающий эти меры несовершеннолетнему, сам определяет продолжительность их срока, основываясь на данных о личности виновного и всех обстоятельствах дела. Целесообразно устанавливать продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор и ограничение досуга, предусмотренных п. “б” и “г” ст. 90 УК от 6 месяцев до 2 лет – за преступления небольшой тяжести; от 6 месяцев до 5 лет – за преступления средней тяжести. В случае неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия имеется возможность привлечения его к уголовной ответственности по предоставлению специализированного государственного органа и направления им материалов в суд[3]. Освобождение от уголовной ответственности по ст. 90 УК является условным и имеет специальный характер так как применяется только к несовершеннолетним.

Специальные же виды освобождения от наказания несовершеннолетних, перечисленные в ч.2 ст. 92[4]. В указанной статье говорится о возможности изоляции несовершеннолетнего  от общества без применения к нему наказаний в виде ареста или лишения свободы путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

Как вид освобождения от наказания помещение несовершеннолетнего в воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение  осуществляется при наличии следующих оснований: а) совершения им преступления средней тяжести. В законе нет каких-либо оговорок относительно количества совершенных преступлений, следовательно, помещение виновного  в специальное учреждение может иметь место и в случаях неоднократного совершения преступлений; б) признания судом, что цели наказания могут быть достигнуты в условиях изоляции несовершеннолетнего с особыми воспитательными или лечебно-воспитательными приемами обращения с ними. Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение – это тоже принудительная мера воспитательного воздействия, но она является наиболее строгой потому, что она связана с существенными ограничениями свободы общения несовершеннолетних и установлением специальных режимных требований в отношении учебы организации труда или лечения. Ее назначают в отношении виновных, вышедших из под контроля родителей или лиц их заменяющих, либо лиц которых целесообразно изолировать от негативного влияния на них среды в которой они постоянно находились, или лиц с психическими отклонениями и нуждающихся в специальном лечении.

В законе определен максимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении, который равен максимальному сроку наказания за совершенное им преступление. Минимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении равен либо минимальному сроку лишения свободы, предусмотренному санкцией соответствующей статьи, либо минимальному сроку наказания в виде лишения свободы – 6 месяцам. Закон также допускает возможность, и это по видимому правильно, как сокращение определенного судом срока пребывания виновного в специальном учреждении по достижении поставленных целей, так и его продления по причине необходимости завершения общеобразовательной и профессиональной подготовки[5].

Как видно все специальные виды освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания связаны с применением мер воспитательного воздействия. Предусмотренные уголовным законом принудительные меры воспитательного воздействия  они не являются уголовным наказанием и это соответственно не влечет судимости. Это всего лишь меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим напомним преступления небольшой или средней тяжести с целью их исправления. Они применяются, также напомню, только до совершеннолетия лица. Нецелесообразно, как отмечают в юридической литературе, применять эти меры к лицам, хотя и совершившим преступления до наступления совершеннолетия, но достигшим его к моменту решения вопроса о применении  этих мер. Таким образом, при применении принудительных мер воспитательного воздействия суд должен учитывать возраст преступника.

Информация о работе Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и уголовного наказания