Рег. №_________
_______________
(дата)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ВИТЕБСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени П.М. МАШЕРОВА»
Юридический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по курсу: «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»
(ВАРИАНТ №
3)
Работа __________________ |
|
Выполнила: студентка |
к защите |
|
4 курса
Группы 43-ЮР |
«____» ___________ 20__ г. |
|
заочной сокращенной формы обучения |
________________________ |
|
Жалейко Екатерина
Александровна |
(подпись) |
|
№ з/к 20090043 |
ВИТЕБСК
2012
ПЛАН:
- Введение………………………………………………………..3
- Основные направления деятельности органов прокуратуры и их классификация……………………………………………………………………5
- Организация работы по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие и дознание………………..9
- Заключение…………………………………………………………18
- Задача………………………………………………………………..21
- Список использованной литературы……………………………...24
ВВЕДЕНИЕ
Система правоохранительных
органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших
мест в ней занимает такой орган как прокуратура.
Как орган высшего надзора за точным и
единообразным исполнением законов прокуратура
направляет свою деятельность на всемерное
укрепление законности и правопорядка,
охрану прав и законных интересов граждан,
на воспитание должностных лиц и граждан
в духе добросовестного исполнения своих
конституционных обязанностей и т.п. Прокуратура
является одним из важнейших правоохранительных
органов государства. В соответствии с
Конституцией Республики Беларусь на
Генерального прокурора Республики Беларусь
и подчиненных ему прокуроров возлагается
надзор за точным и единообразным исполнением
законов, декретов, указов и иных нормативных
правовых актов министерствами и другими
подведомственными Совету Министров Республики
Беларусь органами, местными представительными
и исполнительными органами, предприятиями,
организациями и учреждениями, общественными
объединениями, должностными лицами. Прокурорский надзор, вся многогранная
деятельность прокуратуры Республики
Беларусь являются важной гарантией защиты
прав и свобод граждан, интересов юридических
лиц и государства в целом.
Целью данной работы является
всестороннее рассмотрение основных направлений деятельности органов
прокуратуры и их классификация, а также
организации работы по надзору за органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, следствие и дознание.
Работа следователей
кропотлива и трудна. Основанная на
законе принципах и общих условиях
производства предварительного расследования деятельность следователей
(органов дознания), способствует эффективной
борьбе с преступностью, укреплению правопорядка,
воспитанию граждан в духе неуклонного
соблюдения законов.
Вместе с тем осуществление
предварительного расследования без достаточных к тому оснований так же,
как и решение стоящих перед ним задач
средствами стадии возбуждения уголовного
дела, являются грубейшими нарушениями
законности, приносящими большой вред
обществу, государству, правам и законным
интересам физических и юридических лиц.
Необоснованное предварительное
расследование отрицательно сказывается
на борьбе с преступностью в целом.
Оно приводит к напрасной трате
сил, средств и времени органов
предварительного расследования, к
отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжких преступлений. К
тому же граждане в этих случаях без наличия
к тому необходимости вызываются в милицию,
налоговую полицию иные правоохранительные
органы, отрываются от общественно-полезного
труда.
Деятельность следователя
характеризуется чрезвычайным разнообразием задач,
правильное решение которых требует применение
различных качеств, навыков и знаний.
Текущее уголовно-процессуальное
законодательство предусматривает
в Республике Беларусь рассмотрение
уголовных дел до судебного производства. Такое рассмотрение осуществляется
путем производства предварительного
расследования, которое в соответствии
с уголовно-процессуальным законом представляет
собой правоохранительную деятельность
органов предварительного следствия и
дознания, направленную на собирание доказательств,
раскрытие и пресечение преступлений
путем установления наличия или отсутствия
преступного деяния, изобличения и привлечения
виновных к уголовной ответственности.
Закон также обязывает данные органы выявлять
все существенные обстоятельства по делу
и принимать меры, направленные на предупреждение
преступлений.
Основываясь на
доказательствах, полученных в ходе
предварительного расследования, суд
(судья), исследовав их в ходе судебного
заседания, выносит приговор по уголовному
делу.
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ПРОКУРАТУРЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Органы прокуратуры
составляют единую и централизованную
систему – прокуратуру Республики
Беларусь, возглавляемую Генеральным
прокурором Республики Беларусь, с
подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим; они действуют
на основе законности, в соответствии
с Конституцией, иными законами и подзаконными
актами; осуществляют надзор заточным
и единообразным исполнением законов
несмотря ни на какие местные различия
и вопреки каким бы то ни было местным
и ведомственным влияниям; принимают меры
к выявлению и своевременному устранению
любых нарушений закона, от кого бы эти
нарушения ни исходили, к восстановлению
нарушенных прав и законных интересов
государства, его органов власти и управления
и привлечению виновных к установленной
законом ответственности; взаимодействуют
с местными органами самоуправления, другими
государственными органами, общественными
объединениями и трудовыми коллективами,
опираются на активную помощь граждан
в деле укрепления законности и правопорядка. В соответствии со ст. 125 Конституции
перед Генеральным прокурором Республики
Беларусь и подчиненными ему прокурорами
поставлена задача осуществления надзора
за точным и единообразным исполнением
законов, декретов, указов и иных нормативных
правовых актов министерствами и другими
подведомственными Совету Министров органами,
предприятиями, организациями и учреждениями,
общественными объединениями, должностными
лицами и гражданами.1 Прокуратура
осуществляет надзор за исполнением законов
при расследовании преступлений, соответствием
закону судебных решений по гражданским, ____________________________
1
Конституция Республики Беларусь от
15.03.1994 года №2875-XII (с изменениями и дополнениями,
принятыми на Республиканском референдуме
от 24.11. 1996, в редакции Решения Республиканского
референдума от 17.11. 2004 №1) // КонсультантПлюс:
Беларусь. Технология 3000 [Электронный
ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный
центр правовой информации Республики
Беларусь. – Минск, 2011.
уголовным делам и
делам об административных правонарушениях,
в случаях, предусмотренных законом, проводит
предварительное следствие, поддерживает
государственное обвинение в судах. Эта
задача, сформулированная в Конституции
Республики Беларусь, охватывает в целом
деятельность органов прокуратуры по
основным ее направлениям. Реализуя свои
полномочия по осуществлению надзора
за точным и единообразным исполнением
законов, органы прокуратуры (прокурор)
следят за тем, чтобы все перечисленные
органы государственной власти и управления,
общественные формирования, организации,
должностные лица и граждане действовали
на основе законности, обеспечивали в
соответствии с предоставленными им правами
и возложенными на них обязанностями охрану
правопорядка, интересов общества, прав
и свобод граждан, соблюдение требований
государственной и трудовой дисциплины.
Задачи органов прокуратуры по осуществлению
надзора за точным и единообразным исполнением
законов конкретизирует Закон о прокуратуре.
В соответствии с этим Законом деятельность
прокуратуры направлена на обеспечение
верховенства закона, единства и укрепления
законности, защиты прав и свобод граждан,
а также охраняемых законом общественных
и государственных интересов. В целях
выполнения этих задач прокуратура осуществляет
надзор за: - точным и единообразным исполнением
законов, декретов, указов и иных нормативных
правовых актов республиканскими органами
государственного управления и иными
государственными организациями, подчиненными
Совету Министров Республики Беларусь,
местными представительными, исполнительными
и распорядительными органами, общественными
объединениями, религиозными организациями
и другими организациями, должностными
лицами и иными гражданами, в том числе
индивидуальными предпринимателями (далее
- надзор за исполнением законодательства); -
исполнением законодательства при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности; - исполнением
закона в ходе досудебного производства,
при производстве предварительного следствия
и дознания; - соответствием закону судебных
постановлений, а также за соблюдением
законодательства при их исполнении; -
соблюдением законодательства при исполнении
наказания и иных мер уголовной ответственности,
а также мер принудительного характера. Прокуратура
осуществляет расследование преступлений
в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным
кодексом Республики Беларусь.2 Прокуроры
принимают участие в рассмотрении судами
дел об административных правонарушениях,
гражданских дел, хозяйственных (экономических)
споров, поддерживают государственное
обвинение по уголовным делам в соответствии
с уголовно-процессуальным законодательством. Прокуратура
координирует правоохранительную деятельность
государственных органов по борьбе с преступностью,
в том числе коррупцией, а также деятельность
организаций, участвующих в борьбе с преступностью. По
своей сущности прокурорский надзор как
специфический вид государственной деятельности
един. Это единство обусловлено едиными
для всей системы прокуратуры Республики
Беларусь целями, единством системы прокуратуры,
единством правовой базы деятельности
прокуратуры. Однако в самом процессе
прокурорского надзора имеются существенные
различия. Эти различия в осуществлении
единого прокурорского надзора порождены
_______________________
2
Уголовно-процессуальный кодекс Республики
Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З. (в ред. от
27.12.2010 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь.
Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО
«ЮрСпектр» Национальный центр правовой
информации Республики Беларусь. – Минск,
2011.
особенностями законодательства,
за исполнением которого осуществляется
надзор, и особенностями, различием
субъектов, исполняющих это законодательство,
и вследствие этого – различием в полномочиях прокуроров. Задачи и направления деятельности прокуратуры
можно классифицировать по четырем группам. К
первой группе относятся направления: -
общий надзор (надзор за исполнением законов
органами государственного управления,
предприятиями, учреждениями, организациями,
должностными лицами и гражданами); - надзор
за исполнением законов органами, осуществляющими
дознание, предварительное следствие
и оперативно-розыскную деятельность; -
надзор за исполнением законов при рассмотрении
дел судами; - надзор за соблюдением законов
в местах содержания задержанных, в местах
предварительного заключения, при исполнении
наказаний и иных мер принудительного
характера, назначаемых судом. Ко второй
группе относятся направления: - борьба
с нарушениями законов, определяющих права,
свободы и охраняемые законом интересы
личности; - борьба с преступностью и другими
правонарушениями, расследование преступлений,
привлечение к уголовной ответственности
лиц, совершивших преступления, обеспечение
неотвратимости ответственности за преступные
деяния (действия или бездействия). К третьей
группе относится следующее направление: -
разработка совместно с другими государственными
органами мер по предупреждению преступлений
и иных правонарушений или координация
деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью и правонарушениями. К
четвертой группе относятся направления: -
участие в совершенствовании законодательства
и пропаганде законов; - работа по повышению
уровня культуры граждан и воспитанию
у них законопослушания.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ПО НАДЗОРУ ЗА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
СЛЕДСТВИЕ И ДОЗНАНИЕ
Закон о прокуратуре,
определяя направления деятельности прокурорского надзора, указывает,
что прокуратура в целях обеспечения верховенства
права, единства и укрепления законности,
защиты прав и законных интересов граждан
и юридических лиц, а также общественных
и государственных интересов осуществляет
надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие. Выделение надзора за исполнением законов
указанными органами в отдельные направления
по реализации правозащитной функции
прокуратуры обусловлено, прежде всего
тем, что эти органы осуществляют борьбу
с преступностью. Выполняя эти функции,
прокуратура решает важнейшие задачи
по борьбе с преступностью, особенно с
ее организованными формами и коррупцией.3 Рассматриваемые
отрасли прокурорского надзора — приоритетные,
поскольку борьба с преступностью - одна
из главных задач государства, особенно
в настоящее время. Кроме того, осуществление
борьбы с преступностью возложено на ряд
органов, входящих в правоохранительную
систему, которые наделены полномочиями,
затрагивающими права и свободы граждан,
интересы общества и государства, что
требует особого _______________________
3
Кодекс Республики Беларусь об административных
правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З.
(в ред. от 31.12.2009 г.) // КонсультантПлюс:
Беларусь. Технология 3000 [Электронный
ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный
центр правовой информации Республики
Беларусь. – Минск, 2011.
внимания к соблюдению
ими законности. Органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность, в том числе органы
МВД, КГБ, таможенные и налоговые, следственные
аппараты прокуратуры, МВД, КГБ, Департамента
финансовых расследований КГК, наделены
правом предварительного следствия. Именно
они, хотя и являются органами предварительного
расследования, принимают решение о привлечении
в качестве обвиняемого, об избрании меры
пресечения, принятии иных принудительных
мер. Практика показывает, что именно в этих
органах при выполнении ими своих определенных
законом функций и использовании предоставленных
полномочий нередко нарушаются права
и свободы граждан, допускаются нарушения
законности. Осуществляя правозащитную
функцию, прокурор обязан принять меры
к обеспечению того, чтобы ни одно преступление
не осталось нераскрытым и ни одно виновное
лицо не избежало установленной законом
ответственности. Этим обеспечивается
неотвратимость наказания за совершенное
преступление. Прокурор обязан следить
за тем, чтобы нормы закона, регулирующие
оперативно-розыскную деятельность, дознание
и предварительное следствие, никем не
нарушались, а при обнаружении нарушений
немедленно принимались меры к их устранению,
восстановлению нарушенных прав и свобод
гражданина, предупреждению нарушений
закона. Борьба с преступлениями эффективна
лишь при обеспечении быстрого и полного
их раскрытия и недопущения нарушений
прав и свобод граждан, привлечения к ответственности
невиновных. Задачи уголовно-процессуального
закона, действующего на территории Республики
Беларусь, - обеспечение строгого соблюдения
порядка производства по уголовным делам
и процессуальных норм, гарантирующих
защиту личности, ее прав и свобод, интересов
общества от преступлений путем быстрого
и полного их раскрытия, изобличения и
привлечения к ответственности лиц, справедливого
судебного разбирательства и правильного
применения уголовного закона. Исходя
из названных требований, сущностью прокурорского
надзора в уголовном судопроизводстве
является: - осуществление его на таком
уровне, чтобы обеспечить своевременное
и обоснованное возбуждение уголовного
дела, если в деянии имеются признаки преступления; -
своевременное раскрытие преступления
и проведение полного, всестороннего и
объективного расследования, которое
обеспечило бы изобличение виновного,
а также гарантировало невозможность
привлечения к ответственности невиновного. Таким
образом, задачи надзора за исполнением
законодательства при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности, в ходе досудебного производства,
при производстве предварительного следствия
и дознания: - обеспечить, чтобы оперативно-розыскная
деятельность, оперативные и оперативно-розыскные
мероприятия проводились на основании,
в порядке и в соответствии с законодательством; -
обеспечить, чтобы ни одно преступление
не оставалось нераскрытым и ни одно лицо,
совершившее преступление, не избежало
установленной законом ответственности; -
обеспечить, чтобы никто не подвергался
необоснованному привлечению к уголовной
ответственности; - обеспечить, чтобы никто
не подвергался незаконному задержанию
или аресту; - обеспечить неуклонное соблюдение
порядка и сроков рассмотрения заявлений
и сообщений о совершенных преступлениях
и своевременное возбуждение в соответствии
с законом уголовных дел; - обеспечить соблюдение
при расследовании установленных законом
сроков и прав участников уголовного процесса; -
строжайше соблюдать требования закона
о полном, всестороннем и объективном
расследовании, выявлении уличающих и
оправдывающих доказательств, отягчающих
и смягчающих обстоятельств; - выявлять
причины и условия, способствующие совершению
преступления, своевременное внесение
представления об их устранении и принятии
мер к их устранению в соответствии с законом. Особого
внимания заслуживают решения органов
дознания и следствия, влияющие на движение
уголовного дела. Это относится прежде
всего к законности и обоснованности решений
о возбуждении уголовного дела, отказе
в возбуждении уголовного дела, о передаче
по подследственности заявлений и сообщений
о совершенных или готовящихся преступлениях. Согласно
Закону о прокуратуре предметом надзора
за исполнением законодательства при
производстве предварительного следствия
и дознания является соответствие УПК
правовых актов, решений и действий органов
и должностных лиц при производстве предварительного
следствия и дознания. К наиболее важным
решениям, принимаемым в процессе предварительного
расследования, относящимся к предмету
надзора и подлежащим проверке прокурором,
относятся следующие: об избрании в отношении
подозреваемых и обвиняемых меры пресечения;
о приводе обвиняемого; об отстранении
обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого;
признании потерпевшим; привлечении гражданским
истцом; привлечении лица в качестве гражданского
ответчика; производстве выемки; о производстве
обыска; наложении ареста на имущество;
назначении экспертизы; продлении срока
следствия; содержания под стражей; соединении
и выделении уголовных дел. Прокурорской
проверке подлежат и такие важные, принимаемые
на завершающем этапе расследования решения,
как решения о приостановлении расследования
и прекращении уголовных дел. Актами прокурорского
надзора за исполнением законов органами,
осуществляющими ОРД, являются: - письменные
указания о проведении оперативно-розыскных
мероприятий; - письменные требования об
отмене незаконного постановления, принятого
при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности; - представление об устранении
выявленных нарушений закона; - протест,
принесенный в связи с признанием противоречащим
закону нормативного акта, изданного в
сфере ОРД; - возбуждение уголовного дела
в отношении должностных лиц органов,
осуществляющих ОРД, или сотрудничающих
с ними на конфиденциальной основе при
обнаружении признаков совершения ими
преступления в процессе проведения оперативно-розыскных
мероприятий. Отмена прокурором постановления
о возбуждении уголовного дела, вынесенного
на основании негласных оперативно-розыскных
материалов, является актом надзора как
за законностью ОРД, так и за исполнением
процессуальных законов органами дознания
или следователем, принявшим необоснованное
решение. Если они не содержат достаточных
данных, указывающих на признаки преступления,
прокурор отменяет постановление, руководствуясь
ст. 34,174 УПК. В соответствии с Законом о
прокуратуре при осуществлении надзора
за исполнением законодательства органами
и должностными лицами, осуществляющими
ОРД, Генеральный прокурор и уполномоченные
им прокуроры в пределах своей компетенции
имеют право: - проверять дела оперативного
учета, другие материалы и документы, связанные
с оперативно-розыскной деятельностью,
за исключением данных о лицах, внедренных
в организованные группы и преступные
организации, негласных сотрудниках органов,
осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, а также о лицах, оказывающих
им содействие на конфиденциальной основе,
об организации и тактике проведения оперативно-розыскных
мероприятий; - давать санкцию либо отказать
в даче санкции на проведение оперативно-розыскных
мероприятий в случаях, определенных законодательными
актами; - продлевать сроки проведения
оперативно-розыскных мероприятий в порядке,
установленном законодательными актами; -
давать письменные указания о проведении
оперативно-розыскных мероприятий по
уголовным делам, а также о прекращении
их проведения; - требовать письменные
объяснения от должностных лиц и иных
граждан по фактам выявленных нарушений
законодательства, допущенных при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности; - знакомиться
со сведениями о лицах, внедренных в организованные
преступные группы и преступные организации,
негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, а
также о лицах, оказывающих или оказывавших
содействие этим органам на конфиденциальной
основе, в случае обращения указанных
лиц с письменными заявлениями и жалобами
на незаконные действия сотрудников органов,
осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, или привлечения этих лиц
к уголовной ответственности; - принимать
меры по отмене незаконных постановлений
о заведении дел оперативного учета и
проведении отдельных оперативно-розыскных
мероприятий путем внесения соответствующих
актов прокурорского надзора; - требовать
от руководителей органов, осуществляющих
оперативно- розыскную деятельность, проведения
проверок исполнения законодательства
при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности. О результатах проведения
проверок руководители указанных органов
письменно информируют прокурора. Проверки
законности оперативно-розыскных мероприятий
и принимаемых при этом решении необходимо
проводить: а) по результатам изучения
материалов уголовных дел о нераскрытых
преступлениях или при поступлении информации
о ненадлежащем реагировании на поручение
органа дознания, следователя и суда по
уголовным делам, находящимся в производстве,
а также в связи с ненадлежащим исполнением
указаний уполномоченного прокурора; б)
в плановом порядке, в том числе по указанию
вышестоящего уполномоченного прокурора; в)
по жалобам граждан и обращениям должностных
лиц; г) в необходимых случаях, при рассмотрении
постановлений о проведении оперативно-розыскных
мероприятий, ограничивающих конституционные
права граждан, либо уведомлении об их
проведении без санкции прокурора; д) в
других случаях, с учетом состояния законности
в этой сфере деятельности и отсутствия
должных результатов по выявлению подготавливаемых,
совершаемых и совершенных преступлений,
а также при раскрытии преступлений, розыске
обвиняемых или подозреваемых по уголовным
делам и лиц, без вести пропавших; Уполномоченным
прокурорам при проведении проверок особое
внимание необходимо обращать: а) на законность
и обоснованность решений о проведении
или прекращении оперативно-розыскных
мероприятий, а также на использование
результатов оперативно-розыскной деятельности; б)
обязательность регистрации и законность
заведения дел оперативного учета, их
прекращения; в) соответствие оперативно-розыскных
мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной
деятельности; г) наличие полномочий у
лиц, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность; д) возможность проведения
оперативно-розыскных мероприятий, определенных
исключительно перечнем Закона об ОРД; е)
наличие оснований для проведения оперативно-розыскных
мероприятий; ж) соблюдение условий и порядка
их проведения; з) своевременность уведомления
прокурора и его заместителя органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, о проведении без их санкции
в случаях, не терпящих отлагательства
и способных привести к совершению тяжких
или особо тяжких преступлений, а также
при наличии данных о событиях и действиях,
создающих угрозу национальной безопасности
Республики Беларусь, оперативно- розыскных
мероприятий, ограничивающих конституционные
права граждан на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений, передаваемых по сетям
электрической и почтовой связи, а также
их права на неприкосновенность жилища. При
осуществлении надзора прокурорам следует
иметь в виду, что сведения о лицах, внедренных
в организованные преступные группы и
преступные организации, о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, а
также о лицах, оказывающих содействие
этим органам на конфиденциальной основе,
предоставляются прокурору только с письменного
согласия перечисленных лиц, за исключением
случаев, требующих их привлечения к уголовной
ответственности. Уполномоченный прокурор
в ходе проведения проверок должен: а) знакомиться
с подлинными оперативно-служебными документами,
включающими в себя дела оперативного
учета, материалы о проведении оперативно-розыскных
мероприятий с использованием оперативно-технических
средств, учетно-регистрационные документы
и статистические сведения, а также иные
документы, необходимые для осуществления
надзора за исполнением Закона об ОРД; ___________________________