Основные направления деятельности органов прокуратуры и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:52, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение основных направлений деятельности органов прокуратуры и их классификация, а также организации работы по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие и дознание.

Содержание

1.Введение………………………………………………………..3
2. Основные направления деятельности органов прокуратуры и их классификация……………………………………………………………………5
3. Организация работы по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие и дознание………………..9
4. Заключение…………………………………………………………18
5. Задача………………………………………………………………..21
6. Список использованной литературы……………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ПНЗ.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

Рег. №_________

_______________

         (дата)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени П.М. МАШЕРОВА»

 

Юридический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по курсу: «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР» 

 

(ВАРИАНТ №  3)

 

 

Работа __________________

 

Выполнила: студентка

к защите

 

4 курса

Группы 43-ЮР

«____» ___________ 20__ г.

 

заочной сокращенной формы обучения

________________________

 

Жалейко Екатерина  Александровна

(подпись)

 

№ з/к 20090043


 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИТЕБСК

2012

ПЛАН:

 

  1.      Введение………………………………………………………..3
  2. Основные направления деятельности органов прокуратуры и их классификация……………………………………………………………………5
  3. Организация работы по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие и дознание………………..9
  4. Заключение…………………………………………………………18
  5. Задача………………………………………………………………..21
  6. Список использованной литературы……………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.  Прокуратура является одним из важнейших правоохранительных органов государства. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами. Прокурорский надзор, вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение  основных направлений деятельности органов прокуратуры и их классификация, а также организации работы по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие и дознание. 

Работа следователей кропотлива и трудна. Основанная на законе принципах и общих условиях производства предварительного расследования деятельность следователей (органов дознания), способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов.

Вместе с тем осуществление  предварительного расследования без достаточных к тому оснований так же, как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, являются грубейшими нарушениями законности, приносящими большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.

Необоснованное предварительное  расследование отрицательно сказывается  на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате  сил, средств и времени органов  предварительного расследования, к  отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этих случаях без наличия к тому необходимости вызываются в милицию, налоговую полицию иные правоохранительные органы, отрываются от общественно-полезного труда.

Деятельность следователя  характеризуется чрезвычайным разнообразием задач, правильное решение которых требует применение различных качеств, навыков и знаний.

Текущее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает  в Республике Беларусь рассмотрение уголовных дел до судебного производства. Такое рассмотрение осуществляется путем производства предварительного расследования, которое в соответствии с уголовно-процессуальным законом представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или отсутствия преступного деяния, изобличения и привлечения виновных к уголовной ответственности. Закон также обязывает данные органы выявлять все существенные обстоятельства по делу и принимать меры, направленные на предупреждение преступлений.

Основываясь на доказательствах, полученных в ходе предварительного расследования, суд (судья), исследовав их в ходе судебного  заседания, выносит приговор по уголовному делу.

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ  ПРОКУРАТУРЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Органы прокуратуры  составляют единую и централизованную систему – прокуратуру Республики Беларусь, возглавляемую Генеральным  прокурором Республики Беларусь, с  подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим; они действуют на основе законности, в соответствии с Конституцией, иными законами и подзаконными актами; осуществляют надзор заточным и единообразным исполнением законов несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям; принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и законных интересов государства, его органов власти и управления и привлечению виновных к установленной законом ответственности; взаимодействуют с местными органами самоуправления, другими государственными органами, общественными объединениями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления законности и правопорядка. В соответствии со ст. 125 Конституции перед Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами поставлена задача осуществления надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.1 Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, ____________________________                                     

1 Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 года №2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11. 1996, в редакции Решения Республиканского референдума от 17.11. 2004 №1) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011.

уголовным делам и  делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.      Эта задача, сформулированная в Конституции Республики Беларусь, охватывает в целом деятельность органов прокуратуры по основным ее направлениям. Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, органы прокуратуры (прокурор) следят за тем, чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные формирования, организации, должностные лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.           Задачи органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов конкретизирует Закон о прокуратуре. В соответствии с этим Законом деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод граждан, а также охраняемых законом общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:          - точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - надзор за исполнением законодательства);           - исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;          - исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;     - соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;      - соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.   Прокуратура осуществляет расследование преступлений в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.2           Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, гражданских дел, хозяйственных (экономических) споров, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.         Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов по борьбе с преступностью, в том числе коррупцией, а также деятельность организаций, участвующих в борьбе с преступностью.           По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности един. Это единство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры Республики Беларусь целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены   _______________________

2 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З. (в ред. от 27.12.2010 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011. 

особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор, и особенностями, различием  субъектов, исполняющих это законодательство, и вследствие этого – различием в полномочиях прокуроров.           Задачи и направления деятельности прокуратуры можно классифицировать по четырем группам.       К первой группе относятся направления:       - общий надзор (надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами);     - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность; - надзор за исполнением законов при рассмотрении дел судами;   - надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.     Ко второй группе относятся направления:      - борьба с нарушениями законов, определяющих права, свободы и охраняемые законом интересы личности;        - борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, обеспечение неотвратимости ответственности за преступные деяния (действия или бездействия).     К третьей группе относится следующее направление:    - разработка совместно с другими государственными органами мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений или координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и правонарушениями.          К четвертой группе относятся направления:      - участие в совершенствовании законодательства и пропаганде законов; - работа по повышению уровня культуры граждан и воспитанию у них законопослушания.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ  ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СЛЕДСТВИЕ И ДОЗНАНИЕ

Закон о прокуратуре, определяя направления деятельности прокурорского надзора, указывает, что прокуратура в целях обеспечения верховенства права, единства и укрепления законности, защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также общественных и государственных интересов осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.       Выделение надзора за исполнением законов указанными органами в отдельные направления по реализации правозащитной функции прокуратуры обусловлено, прежде всего тем, что эти органы осуществляют борьбу с преступностью.          Выполняя эти функции, прокуратура решает важнейшие задачи по борьбе с преступностью, особенно с ее организованными формами и коррупцией.3          Рассматриваемые отрасли прокурорского надзора — приоритетные, поскольку борьба с преступностью - одна из главных задач государства, особенно в настоящее время. Кроме того, осуществление борьбы с преступностью возложено на ряд органов, входящих в правоохранительную систему, которые наделены полномочиями, затрагивающими права и свободы граждан, интересы общества и государства, что требует особого _______________________

3 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З. (в ред. от 31.12.2009 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2011. 

внимания к соблюдению ими законности. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в том числе органы МВД, КГБ, таможенные и налоговые, следственные аппараты прокуратуры, МВД, КГБ, Департамента финансовых расследований КГК, наделены правом предварительного следствия. Именно они, хотя и являются органами предварительного расследования, принимают решение о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, принятии иных принудительных мер.         Практика показывает, что именно в этих органах при выполнении ими своих определенных законом функций и использовании предоставленных полномочий нередко нарушаются права и свободы граждан, допускаются нарушения законности.        Осуществляя правозащитную функцию, прокурор обязан принять меры к обеспечению того, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно виновное лицо не избежало установленной законом ответственности. Этим обеспечивается неотвратимость наказания за совершенное преступление.          Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, никем не нарушались, а при обнаружении нарушений немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений закона. Борьба с преступлениями эффективна лишь при обеспечении быстрого и полного их раскрытия и недопущения нарушений прав и свобод граждан, привлечения к ответственности невиновных.        Задачи уголовно-процессуального закона, действующего на территории Республики Беларусь, - обеспечение строгого соблюдения порядка производства по уголовным делам и процессуальных норм, гарантирующих защиту личности, ее прав и свобод, интересов общества от преступлений путем быстрого и полного их раскрытия, изобличения и привлечения к ответственности лиц, справедливого судебного разбирательства и правильного применения уголовного закона.       Исходя из названных требований, сущностью прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве является:        - осуществление его на таком уровне, чтобы обеспечить своевременное и обоснованное возбуждение уголовного дела, если в деянии имеются признаки преступления;          - своевременное раскрытие преступления и проведение полного, всестороннего и объективного расследования, которое обеспечило бы изобличение виновного, а также гарантировало невозможность привлечения к ответственности невиновного.        Таким образом, задачи надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания:  - обеспечить, чтобы оперативно-розыскная деятельность, оперативные и оперативно-розыскные мероприятия проводились на основании, в порядке и в соответствии с законодательством;        - обеспечить, чтобы ни одно преступление не оставалось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;          - обеспечить, чтобы никто не подвергался необоснованному привлечению к уголовной ответственности;       - обеспечить, чтобы никто не подвергался незаконному задержанию или аресту;             - обеспечить неуклонное соблюдение порядка и сроков рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и своевременное возбуждение в соответствии с законом уголовных дел;     - обеспечить соблюдение при расследовании установленных законом сроков и прав участников уголовного процесса;      - строжайше соблюдать требования закона о полном, всестороннем и объективном расследовании, выявлении уличающих и оправдывающих доказательств, отягчающих и смягчающих обстоятельств;     - выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления, своевременное внесение представления об их устранении и принятии мер к их устранению в соответствии с законом.     Особого внимания заслуживают решения органов дознания и следствия, влияющие на движение уголовного дела. Это относится прежде всего к законности и обоснованности решений о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче по подследственности заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях.          Согласно Закону о прокуратуре предметом надзора за исполнением законодательства при производстве предварительного следствия и дознания является соответствие УПК правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц при производстве предварительного следствия и дознания. К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования, относящимся к предмету надзора и подлежащим проверке прокурором, относятся следующие: об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о приводе обвиняемого; об отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; признании потерпевшим; привлечении гражданским истцом; привлечении лица в качестве гражданского ответчика; производстве выемки; о производстве обыска; наложении ареста на имущество; назначении экспертизы; продлении срока следствия; содержания под стражей; соединении и выделении уголовных дел.      Прокурорской проверке подлежат и такие важные, принимаемые на завершающем этапе расследования решения, как решения о приостановлении расследования и прекращении уголовных дел.       Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, являются:         - письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;            - письменные требования об отмене незаконного постановления, принятого при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;   - представление об устранении выявленных нарушений закона;   - протест, принесенный в связи с признанием противоречащим закону нормативного акта, изданного в сфере ОРД;       - возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, или сотрудничающих с ними на конфиденциальной основе при обнаружении признаков совершения ими преступления в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий.   Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного на основании негласных оперативно-розыскных материалов, является актом надзора как за законностью ОРД, так и за исполнением процессуальных законов органами дознания или следователем, принявшим необоснованное решение. Если они не содержат достаточных данных, указывающих на признаки преступления, прокурор отменяет постановление, руководствуясь ст. 34,174 УПК.         В соответствии с Законом о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законодательства органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД, Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:     - проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;        - давать санкцию либо отказать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законодательными актами;          - продлевать сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий в порядке, установленном законодательными актами;      - давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, а также о прекращении их проведения;  - требовать письменные объяснения от должностных лиц и иных граждан по фактам выявленных нарушений законодательства, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;     - знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, в случае обращения указанных лиц с письменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения этих лиц к уголовной ответственности;      - принимать меры по отмене незаконных постановлений о заведении дел оперативного учета и проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий путем внесения соответствующих актов прокурорского надзора;             - требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.        Проверки законности оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решении необходимо проводить:     а) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора;   б) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;         в) по жалобам граждан и обращениям должностных лиц;   г) в необходимых случаях, при рассмотрении постановлений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, либо уведомлении об их проведении без санкции прокурора;          д) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия должных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений, а также при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших;     Уполномоченным прокурорам при проведении проверок особое внимание необходимо обращать:        а) на законность и обоснованность решений о проведении или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также на использование результатов оперативно-розыскной деятельности;     б) обязательность регистрации и законность заведения дел оперативного учета, их прекращения;       в) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности;        г) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;           д) возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, определенных исключительно перечнем Закона об ОРД;    е) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий;           ж) соблюдение условий и порядка их проведения;    з) своевременность уведомления прокурора и его заместителя органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без их санкции в случаях, не терпящих отлагательства и способных привести к совершению тяжких или особо тяжких преступлений, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, оперативно- розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также их права на неприкосновенность жилища.      При осуществлении надзора прокурорам следует иметь в виду, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.         Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок должен: а) знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационные документы и статистические сведения, а также иные документы, необходимые для осуществления надзора за исполнением Закона об ОРД;         ___________________________

Информация о работе Основные направления деятельности органов прокуратуры и их классификация