Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 06:15, курсовая работа
Борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии строжайшего соблюдения процессуального законодательства, регламентирующего порядок предварительного расследования по делам несовершеннолетних.
Выясняется, не имели ли место до совершения преступления иные правонарушения несовершеннолетнего. Если да, то был ли он поставлен на учет в ПППН, какие меры воздействия и устранения отрицательных влияний применялись и почему они не дали результатов16, какие упущения в воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями, требующие реагирования, имели место17.
Если подросток, совершивший преступление, к этому моменту не учился и не работал, выясняется, когда и по каким причинам оставил учебу или работу, было ли известно об этом семье, ПППН и КДН.
Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления, включает также сбор данных относительно:
а) источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (плохой пример, неправильное воспитание в семье, влияние антиобщественных элементов и т. д.);
б) обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление (например, подстрекательство);
в) обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления (непринятие мер по трудоустройству, недостатки воспитательной работы в учебном или трудовом коллективе, отсутствие надзора со стороны родителей, отсутствие внимания к организации досуга, недостатки работы органов милиции, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.
Установив недостатки воспитания, необходимо выяснить, кто конкретно за них ответственен и в силу каких причин эти недостатки имели место (злостное нарушение родительских обязанностей или затруднительность их осуществления в силу, например, распада семьи и занятости матери на работе). Если преступление обусловлено воспитанием в неблагополучной семье или устойчивым отрицательным влияние в окружении подростка, выясняется, почему и по чьей вине не были приняты мер к оздоровлению условий его жизни.
Устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, приобретения или изготовления оружия и орудий взлома.
Выясняются мотивы преступления, в том числе не было ли специфически «детских» мотивов. Следует иметь в виду, что некоторые действия подростка, внешне сходные с кражей или грабежом, по своей субъективной стороне (детское озорство) не содержат состава преступления18.
В случае повторного совершения подростком преступления должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие рецидиву, в частности, недостатки в деятельности административных органов по его исправлению и перевоспитанию19. Так, если подросток, совершивший повторное преступление, вернулся на место жительства после отбытия наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, были ли приняты меры по его трудоустройству и контролю за его поведением и почему они не дали результатов; если он был осужден условно или с отсрочкой исполнения приговора и т.п. - был ли установлен своевременный контроль за его поведением органами внутренних дел и комиссией по делам несовершеннолетних, принимались ли другие меры исправления и перевоспитания, причины ненадлежащего осуществления контроля20.
Решая вопрос о предании несовершеннолетнего суду и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, необходимо проверять:
а) выполнено ли следователем требование ст.392 об установлении причин и условий, способствовавших совершению им преступлений;
б) что сделано адресатами представлений следователя для устранения этих причин и условий.
Выясняется, нет ли других подростков, попавших под вредное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же причин и условий, которые способствовали совершению преступления обвиняемым; об этом должно быть сообщено ПППН или КДН для принятия необходимых мер.
Проверка версии о подстрекательстве или соучастии со стороны взрослого обязательна в силу п.4 ст.392 по каждому делу несовершеннолетнего.
Лица, непосредственно виновные в создании своим поведением или отношением к подростку условий, способствовавших возникновению у последнего антиобщественных привычек или совершению им преступления, в том числе должностные лица, не выполнившие своих обязанностей по профилактике или созданию надлежащих условий для воспитания, должны привлекаться к ответственности (дисциплинарной, административной, и т.д.).
Установив, что родители уклонялись от выполнения своих обязанностей, злоупотребляли родительскими правами, оказывали на детей вредное влияние аморальным, антиобщественным поведением, необходимо (при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела) доводить об этом до сведения трудовых коллективов, органов опеки и попечительства либо прокурора для принятия соответствующих мер. Суд, прокурор обязаны реагировать на каждый случай непривлечения к ответственности взрослых лиц, виновных в вовлечении подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность21.
При проверке версии о подстрекательстве или соучастии со стороны взрослых необходимо выяснять роль последних, имели ли место с их стороны любые виды физического или психического воздействия, направленного на возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении преступления или нескольких преступлений22. Если такие обстоятельства не установлены, речь может идти лишь о совместном совершении преступления (соучастии), но не о вовлечении, подстрекательстве23.
Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с душевным заболеванием, - это значительное отставание от нормального уровня развития данного возраста (развитие мыслительной, познавательной деятельности, запас знаний и представлений, развитие эмоционально-волевой сферы и т. д.). В случаях, когда имеются подобные данные, необходимо в целях полного установления обстоятельств, влияющих на характер ответственности, выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, «мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере руководить ими»24. В зависимости от уровня (степени) отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности (например, в случае, когда подросток, которому исполнилось 14(16) лет, фактически не достиг уровня развития этого возраста), либо о смягчении; наказания или применении принудительных мер воспитательного характера.
Сведения о возможной умственной отсталости обвиняемого могут быть получены из показаний родителей, педагогов, сверстников, из характеристик, медицинских документов и т. д.
Для решения вопроса о наличии такой отсталости назначается экспертиза. На разрешение эксперта ставятся вопросы: имеется ли отклонение от нормального для данного возраста уровня психического развития, влекущее умственную отсталость; если имеются, то в чем конкретно выражаются; нормальному уровню развития какого возраста соответствует психическое развитие данного лица; можно ли на основе данных психологии и педагогики сделать вывод, что несовершеннолетний не осознавал полностью общественной опасности своих действий, в какой мере мог руководить ими.
Экспертами могут быть назначены специалисты в области детской и юношеской психологии: преподаватели психологии, научные работники, опытные педагоги. Если эксперты, производящие психиатрическую экспертизу по делу, обладают достаточными знаниями в области психологии, решение этих вопросов может быть поручено им. В этих случаях назначается комплексная судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертиза.
Комплексную экспертизу целесообразно назначать и в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если нет, то, давая заключение о наличии и степени отставания в развитии, эксперты должны установить причину этого, не связанную с душевным заболеванием. Если да, то в установленном порядке решается вопрос о вменяемости.
Следователь и суд должны выяснить основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т. д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение при оценке степени и характера ответственности.
Возрастные особенности должны учитываться при исследовании вопроса о превышении пределов необходимой обороны. Необходимо, в частности, выяснить, не объяснялось ли применение несовершеннолетним тех или иных орудий несоразмерность сил его и нападавших, не имела ли место неправильная оценка с его стороны сложившейся ситуации25.
В ряде случаев специальному исследованию подлежит вопрос о том, то ли это лицо, за которое подросток себя выдает. В частности, при отсутствии документов необходима немедленная проверка данных, сообщаемых о себе задержанным.
При утверждении обвинительного заключения, предании несовершеннолетнего суду и в ходе рассмотрения дела судом необходимо обращать особое внимание на соблюдение на предварительном следствии требований ст. 392. В случае установления существенной неполноты в этом отношении предварительного следствия, которая не может быть восполнена в судебном заседании, суд должен возвратить дело для производства дополнительного расследования26.
Невыполнение требований ст.392 может быть основанием отмены приговора.
Приведенный в ст.392 перечень следственных действий не исчерпывающий; несмотря на то, что этот перечень следует за п.4 ст.392, речь идет об использовании указанных следственных действий для выяснения всех обстоятельств предусмотренных пп.1-4 ст.392. По этим делам используются все возможности, предусмотренные ст.70.
Помимо обязательного допроса родителей, учителей (в том числе классного руководителя), воспитателей (в том числе представителей администрации школы училища, предприятия и т.д.), следует допросить также соседей, товарищей по учебе, работе и т.д. В качестве свидетелей могут быть вызваны и лица, неправильные действия или бездействие которых способствовали совершению преступления подростком27. Участие родителей или заменяющих их лиц в качестве законных представителей не исключает их допрос.
Характеристики истребуются из учебного заведения и с места работы (а при необходимости - и с места работы родителей). Истребуются также справки из ПППН, материалы комиссии по делам несовершеннолетних. В указанные учреждения должны быть направлены запросы с перечнем необходимые данных. В запросе обращается внимание на необходимость всесторонней характеристики, приведения данных не только о недостатках, но и о положительных качествах и поступках подростка, об условиях его жизни и воспитания.
Правила ст.392 применяются и по групповым делам, по которым в качестве обвиняемых привлечены как взрослые, так и несовершеннолетние (ст.396), а также по делам, прекращаемым по ст.ст.7-9 или другим нереабилитирующим основаниям.
Копии представлений и частных определений в необходимых случаях для контроля их исполнения направляются в комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства подростка или месту его работы, учебы.
С учетом преимущественно группового характера преступлений несовершеннолетних необходимо обращать особое внимание на выяснение и отражение в процессуальных документах характера и степени участия в преступлении каждого участника преступной группы, не допуская обезличенных формулировок28.
Специально должно быть выяснено поведение несовершеннолетнего после совершения преступления, отношение к содеянному, наличие чистосердечного раскаяния29. От этого во многом зависит применение отсрочки исполнения приговора или принудительных мер воспитательного характера (ст.ст.4011, 4012, 402).
При изменении приговора в отношении несовершеннолетнего, в частности, при снижении наказания и применении отсрочки его исполнения, надзорная инстанция может запросить характеристику из воспитательно-трудового учреждения, в котором он отбывает наказание30.
Статья 393. Задержание и заключение под стражу несовершеннолетних
Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применяться к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления, при наличии оснований, указанных в статьях 91, 96 и 122 настоящего Кодекса.
Статья 393 предусматривает совокупность условий, относящихся к тяжести содеянного и личности несовершеннолетнего. Поэтому задержание или заключение под стражу возможно и в случае совершения несовершеннолетними преступлений, не упомянутых в ч.2 ст.96 (например, хулиганство, побег из места заключения).Серьезное значение имеют, в частности, такие обстоятельства, как неоднократность совершения преступления; направленность умысла; последствия; дерзость и агрессивность преступных действий; отрицательное поведение после совершения преступления; длительное отсутствие определенных занятий; прочные связи с преступными элементами и т.д.
При заключении несовершеннолетнего под стражу необходимо, чтобы по совокупности обстоятельств, характеризующих содеянное, условия жизни и воспитания, среду, особенности личности подростка, отношение к содеянному и последующее поведение, арест был единственно возможной в данных условиях мерой. Оценка данных о возрасте не должна производиться в отрыве от данных о личности и характера содеянного31.
В постановлении о заключении под стражу излагаются дополнительные данные, необходимые для охраны законных интересов несовершеннолетнего: день и месяц рождения, с кем проживает и на чьем иждивении находится, где учится или работает, а также конкретные обстоятельства, делающие необходимым применение именно данной меры.
В постановлении о заключении под стражу и протоколе задержания должно быть указано о необходимости содержать арестованного (задержанного) отдельно от взрослых, а также от осужденных несовершеннолетних. Помещение взрослых в камеру, где содержатся несовершеннолетние, возможно лишь в исключительных случаях с согласия прокурора. Последнему необходимо для этого выяснить мнение следователя.
Задержание и арест несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляются в дневное время. Целесообразно разъяснить задержанному (арестованному) и его законному представителю, если он присутствует, порядок содержания под стражей и дальнейшего ведения следствия.
Если при аресте или задержании не присутствуют родители или заменяющие их лица, они уведомляются о местопребывании несовершеннолетнего и органе, в производстве которого находится дело. Они вправе обжаловать прокурору арест или задержание несовершеннолетнего.
В соответствии со ст.30 Закона о прокуратуре СССР прокурор при решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего обязан лично допросить обвиняемого или подозреваемого с учетом исключительного характера избираемой меры. Таким образом, по делам несовершеннолетних введена дополнительная гарантия прав и законных интересов несовершеннолетних.
Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних