Отбор кандидата на должность судьи. Порядок наделения судей полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:54, контрольная работа

Краткое описание

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Отбор кандидата на должность судьи…………………………..….5
Основные положения судебной системы РФ…………………………..5
Конституционно-правовой статус судей……………………………..…6
1.3. Требования, предъявленные к кандидату на должность судьи…….….8
1.4. Процедура отбора кандидата в судьи…………………………………..15
Глава 2. Наделения судей полномочиями…………………………………..23
2.1. Порядок наделения судей полномочиями……………………………..23
Заключение…………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………………………..…………29

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по правоохранит. органам.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Новокузнецкий филиал институт

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Кемеровский  государственный  университет»

    кафедра уголовного права  и процесса

 
 
 
 

                                                Студент группы ЮЗВ-10-1

                                                   Багаутдинова  Д.Ф 
 

контрольная работа

 

Правоохранительные  органы

 Отбор кандидата на должность  судьи. Порядок наделения  судей полномочиями

                                                
     
     
     
     
     

                                                     проверил  преподаватель:

                                                          Патыковская Л.Н 
     

                                                             Контрольная работа зачтена

                                                        «___»____________2011г.

             
 
 
 
 
 
 
 

Новокузнецк, 2011 

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение……………………………………………………………………..…3

    Глава 1. Отбор кандидата на должность  судьи…………………………..….5

    1. Основные положения судебной системы РФ…………………………..5
    2. Конституционно-правовой статус судей……………………………..…6

     1.3. Требования, предъявленные к кандидату на должность судьи…….….8

     1.4. Процедура отбора кандидата  в судьи…………………………………..15

     Глава 2. Наделения судей полномочиями…………………………………..23

   2.1. Порядок наделения  судей полномочиями……………………………..23

    Заключение…………………………………………………………………...26

    Список  литературы………………………………………………..…………29 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ

     Суд среди других органов государственной  власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.

     От  деятельности судебных органов зависят  многие процессы в стране - как уголовные, так и экономические, а иногда и политические. Поэтому данная работа имеет цель исследовать структуру  судебной системы Российской Федерации, а также выяснить, насколько эффективно эта система действует.

     В Конституции РФ в статье 10 указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной  и исполнительной власти. Это позволяет  рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления. Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.

     Термин  «судебная власть» употребляется  в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие1.

     Статья 118 Конституции РФ и ныне действующий  закон о судоустройстве предусматривают, что отправление правосудия является особым видом государственной деятельности, самостоятельной государственной функцией, осуществлять которую во исполнение законов вправе только специально для этого предназначенные органы - суды. Передача функций правосудия другим органам антиконституционна и недопустима. То есть, в России нет и не должно быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели бы право рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и экономические дела.

     Ключевой  фигурой судопроизводства является Судья. От его деловых, моральных, нравственных качеств в значительной мере зависит  защита прав, свобод и законных интересов  лиц, участвующих в судебном процессе. Установив в статье 119 Конституции  РФ и статье 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» единство статуса всех судей Российской Федерации, законодатель предусмотрел различие между ними только в полномочиях и компетенции, тем самым подчеркивая, что требования к претендентам на должность судьи являются неделимыми как для мирового судьи, так и для судей высших судебных органов России. Конституция РФ и федеральные законы содержат формальные требования к кандидату на должность судьи, касающиеся гражданства, возраста, образовательного ценза и стажа работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Отбор кандидата на должность судьи

     1.1. Основные положения судебной системы РФ

     В настоящее время судебная система  РФ состоит из следующих судов:2

     1. Конституционная юстиция. Она  включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

     2. Суды общей юрисдикции. Они включают  Верховный Суд РФ, верховные суды  республик, краевые и областные  суды, суды автономной области  и автономных округов, городские  суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуют на основе Закона "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. с последующими изменениями и дополнениями в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

     3. Арбитражные суды. В эту систему  входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные суды действуют на основе Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

     Федеральный конституционный закон допускает  создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.

     В Конституции РФ установлен строгий  запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение  и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно-обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

    1. . Конституционно-правовой статус судей

     Правовое  положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ "О статусе судей" от 26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями). Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

     В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются  определенные требования. Самые общие  из них сформулированы в ст. 119 Конституции  РФ. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

     Порядок назначения судей. Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

     Важнейшим конституционным принципом организации  судебной власти является независимость  судей. Ст. 120 Конституции РФ гласит: "Судьи независимы и подчиняются  только Конституции Российской Федерации  и федеральному закону". Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей. Подчинение судей Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и имеет прямое действие. Власть судов конкретизируется и усиливается указанием Конституции РФ (статья 120 часть 2) на то, что, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, суд принимает решение в соответствии с законом. Эта норма подчеркивает главенство закона над всеми другими правовыми актами. Статья 121 и 122 Конституции РФ устанавливают соответственно, что судьи несменяемы и неприкасаемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, даже если речь идет о переводе в вышестоящий суд, и не подлежит уголовной ответственности.

     Судебная власть есть предоставленные специальным органами государства, то есть судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами3.

     Суды  и судьи наделены широкими полномочиями и обладают большим количеством привилегий. С одной стороны это должно ускорять процесс судопроизводства и делать его максимально эффективным, но с другой получается, что суды становятся практически неподконтрольными, и судьи, не подвергаясь никакой ответственности, ведут дела, руководствуясь личными, а иногда и корыстными мотивами.

     Поэтому, несмотря на то, что законодательство РФ довольно обширно рассматривает  деятельность судов и чётко определяет их обязанности, судебная система РФ ещё нуждается в существенных доработках.

     1.3. Требования, предъявленные к кандидату на должность судьи

     Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе  
Согласно статье 119 Конституции судьями могут быть только граждане Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов.

     Судьей  может быть только гражданин Российской Федерации. Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство (подданство) иностранного государства.

     К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности действующий судья, приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

     В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе. Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий.4

Информация о работе Отбор кандидата на должность судьи. Порядок наделения судей полномочиями