Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:57, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении ответственности за пиратство в российском и международном праве.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1)дать общую характеристику пиратству.
2)рассмотреть состав пиратства по Уголовному Кодексу РФ и международному законодательству.
Объект исследования - ответственность за пиратство в уголовном праве.
2.1 Использование возможностей международных организации и институтов в области борьбы с пиратством
Понятие пиратства сложно для юридической квалификации, поскольку в международном праве еще не установилось четкого определения этого преступления в разных формах его проявления и смежных с ним составов (терроризм, рыболовное пиратство, морское мошенничество).
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года подтвердила фундаментальные принципы и нормы Конвенции об открытом море. В ст. 101-107, 110-111 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море ст. 15-23. Морское право дает военному кораблю любого государства возможность противодействовать пиратству в открытом море.10
На дипломатической конференции, проходившей в Риме с 1 по 10 марта 1988 г. под эгидой Международной морской организации (ИМО), была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Она применяется ко всем судам, за исключением военных кораблей; судов, которые принадлежат государству или эксплуатируются им в качестве военно вспомогательных судов, в таможенных или полицейских целях; или выведенные из эксплуатации.
В отличие от Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция 1988 г. направлена на пресечение более широкого круга преступных посягательств.
Во-первых, предметом
регулирования в ней названа
борьба с незаконными актами в
международном морском
Во-вторых, существенное отличие заключается в сфере применения: Конвенция 1988 г. распространяется на деяния, совершаемые в различных категориях морских пространств - во внутренних морских водах, в территориальных водах, в открытом море.
В-третьих, действие Конвенции не распространяется летательные аппараты.11
В октябре 1992 г. Международным морским бюро Международной торговой палаты при поддержке Международной морской организации ООН в Малайзии в Куала-Лумпуре был создан Региональный центр по проблеме пиратства, который затем переименован в Аналитический центр по проблеме пиратства. Он осуществляет сбор и анализ информации в глобальном масштабе, занимается розыском пропавших судов, добивается наказания преступников и возврата грузов владельцам, выполняет круглосуточное оповещение судов о нападениях пиратов и занимается организацией помощи потерпевшим судам. Развитие сотрудничества стран в сфере борьбы с пиратством в мире в целом, АТР и ЮВА в особенности, сегодня связано с активностью следующих международных организаций и институтов:
1) Международная морская организация ООН (занимается проблемой пиратства с 1983 г.). Комитет ММО по безопасности провел ряд региональных совещаний и представил два документа: «Руководство для судовладельцев и судоходных компаний…» и «Рекомендации для правительственных органов по борьбе с пиратством».
2) Региональный форум стран АСЕАН - рабочая группа по мерам укрепления доверия, которая в октябре 2000 г. провела встречу по проблеме пиратства;
3) Симпозиум стран Южно-Китайского моря. Разработанный им документ "Об урегулировании потенциальных конфликтов в Южно-Китайском море" содержал также предложения о "кооперации между ВМС стран и государственных структур региона" в борьбе с пиратством и перевозками наркотиков;
4) АТССБ - Азиатско-Тихоокеанский совет по сотрудничеству в сфере безопасности регионального форума АСЕАН. Проводит совещания два раза в год. После встреч рабочей группы АТССБ в 2000 г. был издан «Меморандум о кооперации в сфере правопорядка и законности на море», предлагающий в качестве первого шага на пути борьбы с пиратством детальный анализ соответствующих законодательных актов всех государств на предмет разногласий;
5) Регулярные конференции,
организуемые Аналитическим
Подводя итог, можно сделать вывод, что основные инициативы, развиваемые в области правовой борьбы с пиратством, должны быть направлены на устранение противоречий и несоответствий национальных юридических актов, касающихся борьбы с пиратством. Законодательство отдельных затрагиваемых стран даже не включает понятие пиратства, и расследования преступлений ведутся по статьям, связанным с кражами и грабежом.
Должна быть выработана
единая международная
В итоге это позволит придать новый импульс развитию международной кооперации в этой сфере и расширит круг стран АТР, ратифицировавших Римскую конвенцию Международной морской организации 1988г., посвященную противодействию незаконной деятельности на море.
2.2 Мировое
сообщество в борьбе с
Определение пиратства, содержащееся в статье 15 Конвенции об открытом море 1958 года, отличается очевидной узостью. Действия пиратов определяются как «неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, … совершаемый в личных целях, … в открытом море, …против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства».
За последние 10 лет 80% отмеченных в мире случаев нападений пиратов происходили в пределах территориальных вод, в гаванях и на якорных стоянках, а не в открытом море, что не позволяло ООН и другим международным юридическим институтам вмешиваться в развитие событий. В соответствии с данным определением пиратство есть действие, предпринимаемое только «в личных целях». Тем самым игнорируются групповые действия по захвату контроля над судами с политическими целями. Отрицая право на оборону против пиратских действий военных кораблей, ст. 15 поощряет их незаконные акты, нарушающие международное право. Такие акции, совершаемые государственными судами, продолжают иметь место и в наши дни, этот вопрос не решен международным правом.
К числу новых криминальных вызовов мировому сообществу в настоящее время добавилось и морское пиратство, особенно в районе Сомали, которое является разновидностью транснациональной организованной преступности. Глобальность этой проблемы определяется масштабностью последствий для обеспечения общего мира и безопасности, а также социально-политической обстановки в мире.
По оценкам экспертов, общий ущерб от современного пиратства составляет 13-16 миллиардов долларов. Большинство из этих затрат войдут в цену различных товаров, а это не самый благоприятный фактор для преодоления мирового экономического кризиса.
В настоящее время в районе Сомали действует примерно 160 пиратских группировок. Они хорошо организованы и только в прошлом году совершили более 100 нападений на торговые суда и захватили 42 из них. В этом году пираты уже захватили 17 кораблей и удерживают около 300 заложников. По различным оценкам, за 2009 год пиратам в регионе Сомали удалось получить порядка 120-150 млн. долларов в виде выкупов.
Более того, на этом фоне не могут не беспокоить сообщения о связях пиратов с террористами, в частности, с радикальной исламистской группировкой «Аль-Шабаб», рвущейся к власти в Сомали.
Вот поэтому скорее всего необходимы неординарные меры мирового сообщества по противодействию пиратству и отношение к нему как к глобальной проблеме.
Значительные усилия в этой области уже предпринимаются. В частности, Советом Безопасности ООН принято несколько резолюций по данной проблеме, что само по себе говорит о ее мировом значении.
Одним из сложных моментов, который
действующие международные
Кроме того, «существует и много других правовых проблем в борьбе с пиратством как процессуального, так и финансового характера (установление личности пиратов, сбор доказательств, транспортировка подозреваемых, содержание задержанных и осужденных, возвращение их в государство гражданства после отбытия наказания)».13
Проблема, что делать с захваченными пиратами, для большинства стран пока не решена. Соглашения, заключенные США и Европейским союзом с Кенией, о передаче ей захваченных пиратов для уголовного преследования всех проблем не решают, в том числе для членов Европейского союза (с учетом недавнего опыта Испании). Многим странам приходится отпускать захваченных пиратов.
Предпринимаемые сейчас усилия – это в основном паллиативные и временные меры, не способные решить проблему в целом. В связи с этим следует признать необходимость комплексного международного ответа на пиратские акты, причем ответа, основанного на международном праве и при соблюдении общепризнанных прав человека.
Очевидно, что государствам следует принять комплекс дополнительных мер на международном уровне, направленных на эффективную поимку, уголовное преследование и предание суду любых лиц, виновных в морском пиратстве, особенно тех, кто организует и финансирует такие действия.
В этой связи все большую поддержку получает идея об осуществлении уголовного преследования пиратов с использованием механизмов международного правосудия. Генеральные прокуроры и министры юстиции, 40 государств, в том числе из ряда стран «восьмерки» рассмотрели и проработали этот вопрос о создании международного суда, направленного на предотвращение преступных действий пиратов.
Среди возможных механизмов использования международного правосудия в отношении актов пиратства 26 из них активно поддерживают предложение о создании резолюцией Совета Безопасности ООН международного трибунала по пиратству (по типу Международного уголовного трибунала по Руанде) или регионального трибунала с поддержкой ООН (по примеру Специального суда по Сьерра-Леоне и Чрезвычайных палат в судах Камбоджи) с местопребыванием в Кении или другом прибрежном государстве этого региона.
По мнению международных юристов и их коллег, из возможных вариантов второй, как считают они, — наиболее оперативный по временным и финансовым затратам.
При этом, по их общему мнению, было бы обеспечено соблюдение единых и высоких стандартов правосудия в уголовном преследовании пиратов, в том числе связанных с защитой прав человека.
Данное предложение поддержала и международная юридическая общественность – на заседании в мае 2009 года в Лондоне Исполнительного комитета такой авторитетной организации, как Всемирная ассоциация международного морского права. На встрече представителей парламентов государств «Группы восьми» 16-17 мая 2009 года в Риме прозвучали призывы к лидерам «восьмерки» дать консолидированный правовой ответ на акты морского пиратства.
В середине декабря 2009 года на заседании Постоянного комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы было единогласно принято решение о включении данного вопроса в повестку дня предстоящей сессии ассамблеи.
С учетом остроты проблемы пиратства, особенно в районе Африканского Рога, в целях обеспечения безопасности, защиты прав и свобод человека «Группы восьми» поддержала инициативу итальянского председательства о принятии отдельного заявления по вопросу о пиратстве и поручила Римской/Лионской группе экспертов рассмотреть правовые и практические аспекты этой проблемы, включая вопросы юрисдикции и возможного использования механизмов международного уголовного правосудия, а также разработать конкретные предложения по их решению.
Это поручение нашло своё отражение в итоговом документе встречи.
Таким образом, мировое сообщество, осознавая в полной мере угрозу пиратства для всего мира, предпринимает значительные шаги, направленные на обеспечение безопасности, защиту прав и свобод человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог изложенному выше, можно сделать некоторые обобщающие выводы по исследуемой теме.
Пиратство относится к преступлениям международного характера, совершаемым на море, и его общественная опасность состоит в том, что пиратство создаёт опасность для любых кораблей независимо от государственной принадлежности, посягает на международную общественную безопасность.
Пиратство как составная часть преступности на море полностью никогда не исчезало. Грабежи в открытом море, захваты судов с целью выкупа или завладения ценным грузом отмечались с различной степенью интенсивности в Карибском бассейне, в водах Африки, особенно вблизи Нигерии, а также в Индонезии, Малаккском проливе, Южно-Китайском море и прибрежных пространствах полуострова Индостан. К тому же глобальность проблемы определяется не столько ее географическим распространением, сколько последствиями для общего мира и безопасности, социально-политической обстановки в мире. Последствиями как настоящими, так и прогнозируемыми.