Ответственность за пиратство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении ответственности за пиратство в российском и международном праве.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1)дать общую характеристику пиратству.
2)рассмотреть состав пиратства по Уголовному Кодексу РФ и международному законодательству.
Объект исследования - ответственность за пиратство в уголовном праве.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПИРАТСТВО.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.1 Использование возможностей международных организации и институтов в области борьбы с пиратством

Понятие пиратства сложно для юридической квалификации, поскольку  в международном праве еще  не установилось четкого определения  этого преступления в разных формах его проявления и смежных с ним составов (терроризм, рыболовное пиратство, морское мошенничество).

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года подтвердила фундаментальные принципы и нормы Конвенции об открытом море. В ст. 101-107, 110-111 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море ст. 15-23. Морское право дает военному кораблю любого государства возможность противодействовать пиратству в открытом море.10

На дипломатической  конференции, проходившей в Риме с 1 по 10 марта 1988 г. под эгидой Международной морской организации (ИМО), была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Она применяется ко всем судам, за исключением военных кораблей; судов, которые принадлежат государству или эксплуатируются им в качестве военно вспомогательных судов, в таможенных или полицейских целях; или выведенные из эксплуатации.

В отличие от Конвенции  об открытом море 1958 г. и Конвенции  ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция 1988 г. направлена на пресечение более широкого круга преступных посягательств.

Во-первых, предметом  регулирования в ней названа  борьба с незаконными актами в  международном морском судоходстве.

Во-вторых, существенное отличие заключается в сфере применения: Конвенция 1988 г. распространяется на деяния, совершаемые в различных категориях морских пространств - во внутренних морских водах, в территориальных водах, в открытом море.

В-третьих, действие Конвенции не распространяется летательные аппараты.11

В октябре 1992 г. Международным  морским бюро Международной торговой палаты при поддержке Международной  морской организации ООН в  Малайзии в Куала-Лумпуре был  создан Региональный центр по проблеме пиратства, который затем переименован в Аналитический центр по проблеме пиратства. Он осуществляет сбор и анализ информации в глобальном масштабе, занимается розыском пропавших судов, добивается наказания преступников и возврата грузов владельцам, выполняет круглосуточное оповещение судов о нападениях пиратов и занимается организацией помощи потерпевшим судам. Развитие сотрудничества стран в сфере борьбы с пиратством в мире в целом, АТР и ЮВА в особенности, сегодня связано с активностью следующих международных организаций и институтов:

1) Международная морская  организация ООН (занимается проблемой пиратства с 1983 г.). Комитет ММО по безопасности провел ряд региональных совещаний и представил два документа: «Руководство для судовладельцев и судоходных компаний…» и «Рекомендации для правительственных органов по борьбе с пиратством».

2) Региональный форум  стран АСЕАН - рабочая группа  по мерам укрепления доверия,  которая в октябре 2000 г. провела  встречу по проблеме пиратства;

3) Симпозиум стран  Южно-Китайского моря. Разработанный  им документ "Об урегулировании  потенциальных конфликтов в Южно-Китайском море" содержал также предложения о "кооперации между ВМС стран и государственных структур региона" в борьбе с пиратством и перевозками наркотиков;

4) АТССБ - Азиатско-Тихоокеанский  совет по сотрудничеству в  сфере безопасности регионального форума АСЕАН. Проводит совещания два раза в год. После встреч рабочей группы АТССБ в 2000 г. был издан «Меморандум о кооперации в сфере правопорядка и законности на море», предлагающий в качестве первого шага на пути борьбы с пиратством детальный анализ соответствующих законодательных актов всех государств на предмет разногласий;

5) Регулярные конференции,  организуемые Аналитическим центром  по проблеме пиратства, Институтом  Окасаки (Токио) совместно с  органами АСЕАН и национальными  государственными организациями. В 2000 г. были проведены конференции с приглашением представителей командования сил береговой охраны 14 стран АТР и ЮВА (от Японии до Индии).12

Подводя итог, можно сделать вывод, что основные инициативы, развиваемые в области правовой борьбы с пиратством, должны быть направлены на устранение противоречий и несоответствий национальных юридических актов, касающихся борьбы с пиратством. Законодательство отдельных затрагиваемых стран даже не включает понятие пиратства, и расследования преступлений ведутся по статьям, связанным с кражами и грабежом.

 Должна быть выработана  единая международная конвенция о наказании за пиратство, в которой четко и исчерпывающе формулировалось понятие данного международного преступления, преследование за пиратство должно иметь место независимо от того, где оно совершено, а преступник должен быть выдан по требованию.

В итоге это позволит придать новый импульс развитию международной кооперации в этой сфере и расширит круг стран АТР, ратифицировавших Римскую конвенцию Международной морской организации 1988г., посвященную противодействию незаконной деятельности на море.

 

 

2.2 Мировое  сообщество в борьбе с пиратством. Проблемы и перспективы создания  правовой защиты против транснациональной  преступности.

Определение пиратства, содержащееся в статье 15 Конвенции об открытом море 1958 года, отличается очевидной узостью. Действия пиратов определяются как «неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, … совершаемый в личных целях, … в открытом море, …против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства».

За последние 10 лет 80% отмеченных в  мире случаев нападений пиратов  происходили в пределах территориальных  вод, в гаванях и на якорных стоянках, а не в открытом море, что не позволяло ООН и другим международным юридическим институтам вмешиваться в развитие событий. В соответствии с данным определением пиратство есть действие, предпринимаемое только «в личных целях». Тем самым игнорируются групповые действия по захвату контроля над судами с политическими целями. Отрицая право на оборону против пиратских действий военных кораблей, ст. 15 поощряет их незаконные акты, нарушающие международное право. Такие акции, совершаемые государственными судами, продолжают иметь место и в наши дни, этот вопрос не решен международным правом.

К числу новых криминальных вызовов  мировому сообществу в настоящее  время добавилось и морское пиратство, особенно в районе Сомали, которое является разновидностью транснациональной организованной преступности. Глобальность этой проблемы определяется масштабностью последствий для обеспечения общего мира и безопасности, а также социально-политической обстановки в мире.

По оценкам экспертов, общий  ущерб от современного пиратства составляет 13-16 миллиардов долларов. Большинство из этих затрат войдут в цену различных товаров, а это не самый благоприятный фактор для преодоления мирового экономического кризиса.

В настоящее время в районе Сомали действует примерно 160 пиратских группировок. Они хорошо организованы и только в прошлом году совершили более 100 нападений на торговые суда и захватили 42 из них. В этом году пираты уже захватили 17 кораблей и удерживают около 300 заложников. По различным оценкам, за 2009 год пиратам в регионе Сомали удалось получить порядка 120-150 млн. долларов в виде выкупов.

Более того, на этом фоне не могут не беспокоить сообщения о связях пиратов  с террористами, в частности, с  радикальной исламистской группировкой «Аль-Шабаб», рвущейся к власти в Сомали.

Вот поэтому скорее всего необходимы неординарные меры мирового сообщества по противодействию пиратству и отношение к нему как к глобальной проблеме.

Значительные усилия в этой области  уже предпринимаются. В частности, Советом Безопасности ООН принято несколько резолюций по данной проблеме, что само по себе говорит о ее мировом значении.

Одним из сложных моментов, который  действующие международные договоры и резолюции Совета Безопасности ООН не решили до конца, является вопрос о юрисдикции, применимой в отношении актов пиратства и вооруженного грабежа, а также вопросы проведения расследований и преследования в судебном порядке лиц, ответственных за такие деяния.

Кроме того, «существует и много  других правовых проблем в борьбе с пиратством как процессуального, так и финансового характера (установление личности пиратов, сбор доказательств, транспортировка подозреваемых, содержание задержанных и осужденных, возвращение их в государство гражданства после отбытия наказания)».13

Проблема, что делать с захваченными пиратами, для большинства стран пока не решена. Соглашения, заключенные США и Европейским союзом с Кенией, о передаче ей захваченных пиратов для уголовного преследования всех проблем не решают, в том числе для членов Европейского союза (с учетом недавнего опыта Испании). Многим странам приходится отпускать захваченных пиратов.

Предпринимаемые сейчас усилия –  это в основном паллиативные и  временные меры, не способные решить проблему в целом. В связи с  этим следует признать необходимость комплексного международного ответа на пиратские акты, причем ответа, основанного на международном праве и при соблюдении общепризнанных прав человека.

Очевидно, что государствам следует  принять комплекс дополнительных мер  на международном уровне, направленных на эффективную поимку, уголовное преследование и предание суду любых лиц, виновных в морском пиратстве, особенно тех, кто организует и финансирует такие действия.

В этой связи все большую поддержку  получает идея об осуществлении уголовного преследования пиратов с использованием механизмов международного правосудия. Генеральные прокуроры и министры юстиции, 40 государств, в том числе из ряда стран «восьмерки» рассмотрели и проработали этот вопрос о создании международного суда, направленного на предотвращение преступных действий пиратов.

Среди возможных механизмов использования  международного правосудия в отношении  актов пиратства 26 из них активно  поддерживают предложение о создании резолюцией Совета Безопасности ООН  международного трибунала по пиратству (по типу Международного уголовного трибунала по Руанде) или регионального трибунала с поддержкой ООН (по примеру Специального суда по Сьерра-Леоне и Чрезвычайных палат в судах Камбоджи) с местопребыванием в Кении или другом прибрежном государстве этого региона.

По мнению международных юристов  и их коллег, из возможных вариантов  второй, как считают они, — наиболее оперативный по временным и финансовым затратам.

При этом, по их общему мнению, было бы обеспечено соблюдение единых и высоких  стандартов правосудия в уголовном преследовании пиратов, в том числе связанных с защитой прав человека.

Данное предложение поддержала и международная юридическая  общественность – на заседании в  мае 2009 года в Лондоне Исполнительного  комитета такой авторитетной организации, как Всемирная ассоциация международного морского права. На встрече представителей парламентов государств «Группы восьми» 16-17 мая 2009 года в Риме прозвучали призывы к лидерам «восьмерки» дать консолидированный правовой ответ на акты морского пиратства.

В середине декабря 2009 года на заседании  Постоянного комитета Парламентской  ассамблеи Совета Европы было единогласно  принято решение о включении  данного вопроса в повестку дня  предстоящей сессии ассамблеи.

С учетом остроты проблемы пиратства, особенно в районе Африканского Рога, в целях обеспечения безопасности, защиты прав и свобод человека «Группы восьми» поддержала инициативу итальянского председательства о принятии отдельного заявления по вопросу о пиратстве и поручила Римской/Лионской группе экспертов рассмотреть правовые и практические аспекты этой проблемы, включая вопросы юрисдикции и возможного использования механизмов международного уголовного правосудия, а также разработать конкретные предложения по их решению.

Это поручение нашло своё отражение в итоговом документе встречи.

Таким образом, мировое сообщество, осознавая в полной мере угрозу пиратства  для всего мира, предпринимает  значительные шаги, направленные на обеспечение  безопасности, защиту прав и свобод человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог изложенному выше, можно  сделать некоторые обобщающие выводы по исследуемой теме.

Пиратство относится к преступлениям международного характера, совершаемым на море, и его общественная опасность состоит в том, что пиратство создаёт опасность для любых кораблей независимо от государственной принадлежности, посягает на международную общественную безопасность.

Пиратство как составная часть  преступности на море полностью никогда  не исчезало. Грабежи в открытом море, захваты судов с целью выкупа или завладения ценным грузом отмечались с различной степенью интенсивности в Карибском бассейне, в водах Африки, особенно вблизи Нигерии, а также в Индонезии, Малаккском проливе, Южно-Китайском море и прибрежных пространствах полуострова Индостан. К тому же глобальность проблемы определяется не столько ее географическим распространением, сколько последствиями для общего мира и безопасности, социально-политической обстановки в мире. Последствиями как настоящими, так и прогнозируемыми.

Информация о работе Ответственность за пиратство в РФ