Пенитенциарная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:59, реферат

Краткое описание

Пенитенциа́рная (уголовно-исполнительная) система — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с моментазаключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу).

Вложенные файлы: 1 файл

пенитенциарные органы.docx

— 29.36 Кб (Скачать файл)

Предисловие. Во второй половине ХIХ – начале ХХ века пенитенциарные органы в России не имели четкой системы управления. .До второй половины XIX столетия в России не существовало четкой системы организации тюремных учреждений. Управление тюремным ведомством не было централизованным, тюремные замки находились в ведении различных государственных органов. При этом тюремное управление еще и не было отделено от полицейского. Экономические, социальные и политические преобразования в России, осуществляемые после распада Союза ССР, обусловили создание новой правовой системы, которая нашла закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года: был принят комплексный нормативный акт законодательного уровня, регулирующий организацию и деятельность пенитенциарных учреждений - Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы». 
 
Пенитенциарная система.

Пенитенциа́рная (уголовно-исполнительная) система — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с моментазаключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу).

Одним из важнейших направлений  деятельности современной пенитенциарной системы по восстановлению социальной справедливости, наряду с карательной  функцией, является профилактика рецидива преступлений.

Пенитенциарная  система в современной России представляет собой централизованную структурно-функциональную систему, формирование и функционирование которой осуществляется от имени государства и связано  с обеспечением режима законности, достижения цели исправления осужденных и предупреждения преступлений, а  также решения задач и исполнения наказания. 
Организация уголовно-исполнительной системы и обеспечение ее деятельности 
Согласно ФЗ от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание ввиде лишения свободы» Уголовно-исполнительная (пенитенциарная система) система включает в себя:

1) учреждения, исполняющие наказания;

2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства  Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, образовательные и иные организации.

 

Виды учреждений и органов, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации в ст. 16]. Согласно ей учреждениями уголовно-исполнительной системы являются: уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома, колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения,исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, а также следственные изоляторы, в которых оставлены осуждённые к лишению свободы для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Другие органы, имеющие возможность исполнять некоторые уголовные наказания (судебные приставы-исполнители, суды, дисциплинарные воинские части, командования воинских частей и гарнизонов) к учреждениям уголовно-исполнительной системы не относятся. 

Т.е ЭТО Исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения и следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений. Исправительные учреждения являются органами государства входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, а также обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности осужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны здоровья осужденных. 
 
Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. При этом он учитывает возраст и пол осужденного, тяжесть совершенного преступления, форму вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранее назначенного наказания в виде лишения свободы, рецидив, опасный и особо опасный рецидив преступлений. 
 
“Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиеся тяжкими,  колонии строгого режима, где содержатся осужденные за особо опасные преступления и колонии особого режима, где содержатся особо опасные рецидивисты, и которым смертная казнь заменена лишением свободы пожизненно. В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные переведенные из ИТК общего и строгого режима. В тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания переведенные из ИТК. 
 
В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 21 года. Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению свободы, а также несовершеннолетние женского пола отбывают наказание в воспитательных колониях общего режима, несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, - в колониях усиленного режима.” 

Перечень таких учреждений утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации.

Статья 6. 

Виды учреждений, исполняющих  наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами.

Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 
 
 
Статья 13. Обязанности учреждений, исполняющих наказания

Учреждения, исполняющие  наказания, обязаны:

1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;

2) создавать условия для  обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также  персонала, должностных лиц и  граждан, находящихся на их  территориях;

3) обеспечивать привлечение  осужденных к труду, условия  для получения осужденными общего  образования, а также их профессиональное  обучение и получение ими профессионального  образования;

4) обеспечивать охрану  здоровья осужденных;

5) осуществлять деятельность  по развитию своей материально-технической  базы и социальной сферы;

6) в пределах своей  компетенции оказывать содействие  органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность;

7) обеспечивать режим  содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве  меры пресечения применено заключение  под стражу, а также соблюдение  их прав и исполнение ими  своих обязанностей в соответствии  с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

 
 
Статья 14. Права учреждений, исполняющих наказания

Учреждениям, исполняющим  наказания, предоставляются следующие  права:

1) осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;

2) осуществлять в соответствии  с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;

3) требовать от осужденных  и иных лиц исполнения ими  обязанностей, установленных законодательством  Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания;

4) применять по отношению  к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;

5) составлять протоколы  об административных правонарушениях,  осуществлять административное  задержание и применять другие  предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры;

6) производить досмотр  и обыск осужденных, иных лиц,  их вещей, транспортных средств,  находящихся на территориях учреждений, исполняющих наказания, федеральных  государственных унитарных предприятий  уголовно-исполнительной системы  и на прилегающих к ним территориях,  на которых установлены режимные  требования, а также изымать запрещенные  вещи и документы;

7) осуществлять регистрацию  осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку  и дактилоскопирование;

8) при проведении операций  по задержанию осужденных, совершивших  побег или уклоняющихся от  отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление,  осуществлять досмотр транспортных  средств, проверку документов;

9) проводить медицинское  освидетельствование осужденных  с целью выявления фактов употребления  алкоголя, наркотических или токсических  веществ, назначать медицинское  обследование осужденных;

10) использовать безвозмездно  возможности средств массовой  информации для розыска осужденных, совершивших побег;

11) производить в предусмотренных  законодательством Российской Федерации  случаях и порядке уголовно-процессуальные  действия;

12) применять и использовать  физическую силу, специальные средства  и оружие в случаях и порядке,  установленных настоящим Законом;

13) временно ограничивать  или запрещать движение транспорта  на прилегающих к учреждениям,  исполняющим наказания, территориях,  на которых установлены режимные  требования, не допускать граждан  на эти территории или обязывать  их там остаться либо покинуть  эти территории с целью соблюдения  режимных требований, защиты жизни  и здоровья граждан;

14) в установленном законодательством  Российской Федерации порядке  вводить режим особых условий;

15) привлекать осужденных  к труду с учетом их трудоспособности  и, по возможности, специальности;

16) осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду;

17) участвовать в создании  и деятельности предприятий любых  организационно-правовых форм, а  также участвовать на правах  учредителя в управлении ими  в интересах развития своей  социальной сферы, привлечения  осужденных к труду;

18) владеть, пользоваться  и распоряжаться закрепленным  за ними имуществом в пределах  установленной компетенции;

19) принимать во владение  и пользование от учреждений, организаций и предприятий любых  организационно-правовых форм, а  также граждан материально-технические  ресурсы, финансовые средства  и имущество;

20) обращаться в суд  за защитой своих законных  прав и интересов.

Статья 15. Исполнение уголовных наказаний в учреждениях, исполняющих наказания

Учреждения, исполняющие  наказания, руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим исполнение уголовных наказаний. Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания, по привлечению осужденных к труду определяется настоящим Законом.

Осужденные, не имеющие заработка, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости по нормам, устанавливаемым  Правительством Российской Федерации, за счет федерального бюджета. За счет заработанных средств осужденные и  заключенные могут быть обеспечены дополнительным питанием и им могут  быть улучшены условия содержания. Порядок предоставления указанных  льгот устанавливается федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Права и обязанности работников уголовно-исполнительной системы

Статья 24. Работники уголовно-исполнительной системы

К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие  специальные звания сотрудников  уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений  учреждений с особыми условиями  хозяйственной деятельности, федеральных  государственных унитарных предприятий  уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы  и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, образовательных  и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.

           Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Перечень должностей высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации. 
 
Статья 26. Обязанности и права сотрудников уголовно-исполнительной системы

Информация о работе Пенитенциарная система