Пиратство в российском и международном уголовном праве
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 21:40, курсовая работа
Краткое описание
Пиратство как явление занимает свое место в истории человечества с самой его зари. Научившись строить устойчивый на воде деревянный корпус и снабдив его веслами, мачтами, парусами и рулем и научившись находить дорогу в безбрежных водах по Солнцу и звездам, люди открыли для себя недостижимые прежде горизонты - морскую и речную торговлю, путешествия и исследования. Но природа людей двойственна, склонна как к созиданию, так и разрушению, и практически одновременно с мирными торговцами и мореходами появились те, чьей целью было отнять те блага, которые были добыты честным трудом.
Содержание
Вступление...............................................................................................................3 Глава 1. Анализ состава преступления пиратство в российском уголовном законодательстве.....................................................................................................7 Глава 2. Понимание пиратства по международному законодательству..........13 Глава 3. Проблемы уголовно-правовой характеристики пиратства.................21 Глава 4. Методы и способы борьбы с пиратством.............................................30 Заключение.............................................................................................................37 Список использованной литературы...................................................................38
Глава 1. Анализ состава преступления
пиратство в российском уголовном законодательстве.....................................................................................................7
Глава 2. Понимание пиратства
по международному законодательству..........13
Глава 3. Проблемы уголовно-правовой
характеристики пиратства.................21
Глава 4. Методы и способы борьбы
с пиратством.............................................30
Список использованной литературы...................................................................38
Вступление
Пиратство как явление занимает
свое место в истории человечества с самой
его зари. Научившись строить устойчивый
на воде деревянный корпус и снабдив его
веслами, мачтами, парусами и рулем и научившись
находить дорогу в безбрежных водах по
Солнцу и звездам, люди открыли для себя
недостижимые прежде горизонты - морскую
и речную торговлю, путешествия и исследования.
Но природа людей двойственна, склонна
как к созиданию, так и разрушению, и практически
одновременно с мирными торговцами и мореходами
появились те, чьей целью было отнять те
блага, которые были добыты честным трудом.
Так появилось пиратство. С каждым последующим
веком это явление расширялось. Первыми
пиратами были небольшие племена, обитающие
близь морей и крупных рек. Они нападали
на прибрежные поселки, где захватывали
богатую добычу в виде собственности жертв,
а самих жертв обращали в рабов, перехватывали
одинокие торговые корабли, требуя у них
отдать часть товара под угрозой уничтожения.
Благодаря тому, что вода недолго хранит
следы, способные указать на принадлежность
или привести к убежищу преступников,
а так же благодаря невозможности преследования
со стороны прикованных к суше людей, пиратство
ширилось начиная c античных греческих
и римских времен, что бы достигнуть расцвета
к XVIII-XIX векам. Пиратство имело распространение
во всех уголках земного шара, о чем можно
судить по обилию выделяемых типов пиратов
- американские буканьеры, флибустьеры,
европейские каперы и берберийские корсары,
балканские гайдуки и голландские флекселинги,
русские ушкуйники и японские вако - полный
список занял бы ни одну страницу.
Во все времена пиратство считалось
одним из самых опасных преступлений,
задевающих непосредственные интересы
как простых людей, торговых и/или пассажирских
морских компаний, так и государств. Полностью
неподконтрольные какой бы то ни было
власти, кроме своих капитанов, хорошо
вооруженные и обученные приемам ведения
морского и сухопутного боя, практически
неуловимые для правоохранительных и
карательных органов, пираты всегда были
одной из самых ощутимых угроз для общества
и общественной безопасности.
Актуальность данной работы
обуславливается современным состоянием
пиратства как явления, состоянием законодательства,
определяющего пиратство и устанавливающего
иные нормы, связанные с ним, включая порядок
и пределы назначение наказания. Несмотря
на то, что к середине XIX века пиратство
казалось изжитым навсегда благодаря
совместным усилиям великих империй тех
времен, вторая половина XX века ознаменовалась
возрождением пиратства и новым этапом
его развития, в первую очередь в "Странах
третьего мира", особенно Африке и Аденском
заливе, Карибском бассейне, Южно-Китайском
море, Сингапурских проливах. Экономическая,
геополитическая и военно-стратегическая
важность защиты этих судоходных путей
от нападений пиратов является одной из
приоритетных задач международного уголовно-правового
и военного сотрудничества. Еще одним
элементом, составляющим актуальность
данной работы, является сложность пиратства
с уголовно-правовой и политической точки
зрения, необходимость определения его
четких пределов и ограничения от смежных
явлений. Во многих национальных правовых
системах легальное определение пиратства
не совпадает с приведенным в Конвенции
Организации Объединённых Наций по морскому
праву, подписанной в 1982 году в Монтэго-Бэй
и в дальнейшем ратифицированной 159 странами
и странами-членами Евросоюза, либо вовсе
отсутствует как отдельный состав преступления.
Основной целью данной
работы является выведение понимания
пиратства как уголовной-правовой категории
и состава преступления в современном
российском и международном уголовном
праве, дать краткий обзор существующего
межгосударственного сотрудничества
в сфере борьбы с пиратством и привлечения
к уголовной ответственности за совершение
такого преступления, проанализировать
возможные перспективы развития вышеуказанных
категорий. Достижение вышеуказанных
целей будет совершено благодаря решению
следующих задач:
1) Установить понятие
и социально-правовую природу
пиратства в международном и
российском праве
2) провести анализ состава
преступления "Пиратство" в рамках
российского уголовного права
3) рассмотреть порядок и механизмы,
особенности привлечения пиратов к уголовной
ответственности
4) определить критерии
отграничения пиратства от схожих
с ним составов преступлений
5) изучить меры межгосударственного
сотрудничества, в том числе в
уголовно-правовой и политико-стратегической
сфере, направленные на борьбу с пиратством
6) проанализировать основные
тенденции развития и перспективы
борьбы с пиратством, механизмами
привлечения пиратов к уголовной
ответственности.
Объектом исследования данной работы являются сложившиеся
в сфере российского уголовного права,
а так же в сфере межгосударственного
сотрудничества, отношения, порядок и
механизмы определения пиратства и обособления
его от схожих составов, борьбы с актами
пиратства и привлечения пиратов к уголовной
ответственности.
Предметом исследования данной работы являются правовые
нормы российского уголовного законодательства
и международного права, регулирующие
вопросы по определению пиратства, привлечении
пиратов к уголовной ответственности,
международной борьбе с пиратством.
Исследование проводится с
помощью как общенаучных методов
(анализ, синтез, логический и диалектический
методы), так и специально-правовых
методов (сравнительно-правовой и
формально-юридический методы).
Глава 1. Анализ состава
преступления пиратство в российском
уголовном законодательстве
Общим объектом пиратства, как и любого другого
преступления, предусмотренного российским
уголовным кодексом, будут являться совокупность
общественных ценностей и благ, защищаемых
уголовным законодательством. Их перечень
установлен частью 1 статьи 2 Уголовного
Кодекса РФ1.
Родовым объектом пиратства являются общественная
безопасность и общественный порядок,
отношения по их поддержанию. Под термином
"Безопасность" в данном аспекте
следует понимать состояние защищенности
жизненно важных интересов личности, общества
и государства от внутренних и внешних
угроз2. Несмотря на то, что данное
определение содержится в утратившем
силу законе, понимание безопасности законодателем
и правоприменителем не изменилось. Так,
новый Федеральный закон "О безопасности"
N 390 от 28.12.2010 не содержит в себе нового
легального определения безопасности.
Тот факт, что пиратство отнесено законодателем
к тем преступлениям, которые перечислены
в главе 24 Уголовного Кодекса РФ, представляющим
наивысочайшую степень общественной опасности,
показывает понимание всей серьезности
ущерба целому спектру общественных благ
и отношений, который может быть нанесен
пиратством.
Видовым объектом пиратства является общественная
безопасность. Посягательство происходит
на общественные отношения, обеспечивающие
защиту жизни и здоровья граждан, сохранность
имущества, нормальное функционирование
органов государственной власти, нормальная
деятельность организаций, предприятий.
Основным непосредственным
объектом пиратства является общественная
безопасность, но в более узком понимании,
чем общественная безопасность как видовой
или родовой объект. В данном значении
общественную безопасность следует понимать
как безопасность перемещения и/или нахождения
людей и/или грузов на борту речного или
морского судна.
Спектр дополнительных объектов
пиратства достаточно широк. Так, типичными
подобными объектами будут являться жизнь
и здоровье людей, отношения собственности.
Иными дополнительными объектами могут
являться нормально функционирование
органов государственной власти, нормальное
управление судном и следование им установленным
правилам судоходства (пренебрежение
подобными правилами в результате акта
пиратства-захвата судна может представлять
собой непредсказуемо высокую общественную
опасность).
Факультативные объекты пиратства так же достаточно
разнообразны и, иногда, не являются однозначными
или легко просчитываемыми. Так, факультативным
объектом пиратства могут быть отношения
между государствами (например, если судно,
принадлежащее Египту, но с гражданами
Франции или принадлежащими ей грузами
на борту, было захвачено пиратами в открытом
море поблизости от египетских территориальных
вод, и египетские силы охраны правопорядка
не смогли или не приложили достаточных
усилий к пресечению такого акта пиратства
и спасению граждан или имущества Франции,
отношения между двумя странами серьезно
ухудшатся), отношений между компаниями,
предприятиями, экономическая стабильность
государства (например, захват в Аденском
заливе в 2008 супертанкера Sirius Star нанес
Саудовской Аравии ущерб в 100 миллионов
долларов, что поставило под вопрос состоятельность
бюджета страны, а так же нанесло серьезный
ущерб экономикам стран-покупателей перевозимой
нефти), безопасность человечества (часто
жертвами актов пиратства становились
суда, перевозившие химикаты, которые
возможно использовать для создания химического
оружия массового поражения).
Предметом преступления является морское или речное
судно, а так же имущество. Маломерное
судно не может являться предметом преступления
"Пиратство", нападение на маломерное
судно с целью захвата имущества следует
квалифицировать по статьям УК РФ, предусматривающим
ответственность за разбой, вымогательство
или грабеж ( в зависимости от характеристик
конкретного преступления).
Объективная сторона
преступления выражается в нападении на речное
или морское судно. Под нападением следует
понимать внезапное, ярко выраженное применение
насилия (связывание членов экипажа и
пассажиров, нанесение побоев, причинение
вреда здоровью различных степеней тяжести)
и/или силового воздействия (обстрел судна
из стрелкового или иного оружия, применения
специальных средств, вызывающих принудительную
остановку судна, выведение из строя судового
двигателя или парусов) на морское или
речное судно, его экипаж и/или пассажиров,
или реально осуществимая угроза применения
такого насилия и/или силового воздействия,
с целью завладевания имуществом. Захват
судна оканчивается в момент установления
над ним контроля со стороны пиратов, когда
экипаж лишен возможности управлять судном.
Нападение на морское или речное судно
может совершаться с плавательных средств,
речных, морских или воздушных судов, других
средств, в том числе подводных. При совершении
в ходе акта пиратства насильственных
действий, повлекших причинение пассажирам
и/или членам экипажа легкого вреда здоровью
(предусмотрено ст. 115 Уголовного кодекс),
вреда здоровью средней тяжести (предусмотрено
ст. 112 Уголовного кодекса), а так же вреда
здоровью, предусмотренного ч. 1 и 2 ст.
111 Уголовного кодекса, дополнительная
квалификация этих деяний не требуется.
В случае, если вышеуказанные деяния повлекли
по неосторожности смерть человека, так
же не нуждаются в дополнительной квалификации
и должны быть квалифицированны по ч.3
ст. 227 Уголовного кодекса. Однако, совершение
в ходе акта пиратства умышленного убийства
или причинения тяжкого вреда здоровью
при наличии особо отягчающих обстоятельства,
предусмотренных ч. 3 и ч.4 ст. 111 Уголовного
кодекса, требует дополнительной квалификации3.
Место совершения
преступления не устанавливается в статье
227 Уголовного кодекса РФ, но согласно
Конвенции 1982 года, которая была подписана
и ратифицирована СССР и, как правопреемницей
СССР, Россией, указано, что акт пиратства
может быть совершен только в открытом
море, то есть вне территориальных вод
какого-либо государства. Исходя из этого,
нападения на морские или речные суда
с целью завладевания имуществом, совершаемые
в пределах территориальных вод России,
следует квалифицировать по статьям Уголовного
кодекса, предусматривающими ответственность
за разбой, вымогательство, грабеж (в зависимости
от характеристик конкретного преступления).
Состав данного преступления - формальный, моментом окончания
признается момент совершения нападения
на речное или морское судно. Достижение
цели пиратов в виде захвата судна, завладевания
имуществом не влияет на окончание или
неоконченность преступления. Данный
состав, наряду со схожим с ним разбоем,
относится к числу усеченных.
Субъективная сторона пиратства выражается в форме
прямого умысла. Обязательный для квалификации
по ст. 227 Уголовного кодекса - наличие
у преступников цели в виде завладевания
чужим имуществом в виде груза судна, имущества
пассажиров и/или экипажа, непосредственно
судном или элементами его конструкции.
Субъект пиратства относится к категории
общих субъектов и должен отвечать следующим
критериям:
1) достижение 16 летнего возраста
2) бытность физическим
лицом
3) вменяемость
В случае совершения акта пиратства
лицом, не достигшим 16 летнего возраста,
но достигшим возраста в 14 лет, данный
акт следует квалифицировать по ст. 162
Уголовного кодекса "Разбой"4.
Ст. 227 Уголовного кодекса содержит
в себе две части, описывающие квалифицированный
состав пиратства. Совершения деяния,
предусмотренного ч.1 той же статьи с применением
оружия или предметов, используемых в
качестве оружия. Под предметами, используемыми
в качестве оружия, понимаются те предметы,
которые были специально изготовлены
или приспособлены для нанесения телесных
повреждений. Для определения предмета
по этому критерию не является важным
факт подготовки такого предмета заранее,
использование в качестве оружия предмета,
найденного, например, непосредственно
на судне, так же будет квалифицироваться
по ч.2 ст. 227. Как показывает практика борьбы
с пиратством, пираты чаще всего применяют
в своих нападениях холодное оружие, личное
стрелковое или станковое огнестрельное
вооружение, в исключительных случаях
- легкую корабельную или иную малокалиберную
артиллерию, морские мины.
По ч.3 ст.227 квалифицируется
акт пиратства, совершенный организованной
группой. Российское уголовное законодательство
признает организованной группой группу
лиц, заранее объединившихся для совершения
одного или нескольких преступлений5. Как показывает практика, в
большинстве своем акты пиратства совершаются
профессиональными преступниками с четким
разделением ролей и задач в рамках своей
группы, хорошо вооруженными и подготовленными,
что делает такую квалификацию востребованной
и относительно часто применяемой. Так
же по ч. 3 ст.227 будут квалифицироваться
такие акты пиратства, которые повлекли
за собой по неосторожности смерть человека
или причинение иных тяжких последствий.
Под иными тяжкими последствиями понимаются:
затопление судна и безвозвратная гибель
груза, нарушение судоходства в регионе,
ухудшение дипломатической обстановки
и отношений между заинтересованными
государствами, серьезный экономический
ущерб заинтересованным государствам.