Пиратство в российском и международном уголовном праве
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 21:40, курсовая работа
Краткое описание
Пиратство как явление занимает свое место в истории человечества с самой его зари. Научившись строить устойчивый на воде деревянный корпус и снабдив его веслами, мачтами, парусами и рулем и научившись находить дорогу в безбрежных водах по Солнцу и звездам, люди открыли для себя недостижимые прежде горизонты - морскую и речную торговлю, путешествия и исследования. Но природа людей двойственна, склонна как к созиданию, так и разрушению, и практически одновременно с мирными торговцами и мореходами появились те, чьей целью было отнять те блага, которые были добыты честным трудом.
Содержание
Вступление...............................................................................................................3 Глава 1. Анализ состава преступления пиратство в российском уголовном законодательстве.....................................................................................................7 Глава 2. Понимание пиратства по международному законодательству..........13 Глава 3. Проблемы уголовно-правовой характеристики пиратства.................21 Глава 4. Методы и способы борьбы с пиратством.............................................30 Заключение.............................................................................................................37 Список использованной литературы...................................................................38
Глава 2. Понимание
пиратства по международному законодательству
Пиратство является одним из
наиболее опасных преступлений для
общества и государства. И на протяжении
всей человеческой истории самые различные
государства изо всех сил боролись с пиратами.
Но мало какое государство может позволить
себе содержать огромные военные и полицейско-охранные
флоты и штаты, единственным занятием
которых будет постоянное патрулирование
обширных водных территорий в попытках
обнаружить и обезвредить пиратские корабли,
охранять суда, которые могут быть привлекательными
для пиратов в силу перевозимого груза
или иных особенностей. Поэтому международное
сотрудничество по борьбе с пиратством
имеет историю практически столь же древнюю,
как и само существование государств.
Зачастую союзниками по этой борьбе становились
даже государства-антагонисты по отношению
друг к другу: знаменитые средиземноморские
пираты были истреблены лишь совместными
усилиями Рима, Понта и империи Селевкидов,
берберийские корсары были приведены
к покорностями своими единоверцами из
Османской империи в купе с флотами итальянских
государств, и даже вечно враждующие колониальные
сверхдержавы Испания и Великобритания
оказывали друг другу помощь в поимке
и назначении наказания пиратам, наживавшимся
на торговых путях между Америкой и Европой.
Практически всегда главными способами
обезвреживания пиратов служил залп из
всех бортовых орудий, разносивший пиратский
корабль в щепки, а на суше неизменным
атрибутом пойманного пирата служили
кандалы, следы пыток и, как итог, виселица6. В наши дни борьба с пиратством
как в непосредственном, так и юридическом
виде является одним из приоритетных направлений
международного сотрудничества в военной
и уголовно-правовой сферах, и имеет более
цивилизованный характер, основанный
на юридической процедуре, нежели в XIX
веке.
Международное правовое регулирование
борьбы с пиратством представляет собой
обширнейший пласт юридических документов.
Но важнейшими являются два из них, которые
лежат в основе всей пирамиды юридических
актов, направленных на борьбу с пиратством
- Женевская конвенция об открытом море
(далее - Женевская конвенция) от 29.04.1958
и Конвенция ООН по морскому праву (далее
- Конвенция ООН) от 10.12.1982. Оба этих акта
являются бессрочно действующими, имеют
для стран-участников, ратифицировавших
их. Конвенция ООН для стран-участников
обоих актов обладает большей юридической
силой, нежели Женевская конвенция.
Женевская конвенция заложила
основу современного международного понимания
пиратства, введя в ст. 15 определение пиратства.
Пиратством признавался любой неправомерный
акт насилия, задержания или
грабежа, совершаемый с личными целями
экипажем или пассажирами какого-либо
частновладельческого судна или частновладельческого
летательного аппарата, направленный
в открытом море против какого-либо
другого судна или летательного
аппарата или против лиц или имущества,
находящихся на их борту, против какого-либо
судна или летательного аппарата, лиц
или имущества в месте, находящемся
за пределами юрисдикции какого бы
то ни было государства. К пиратству так
же приравнивались любые акты добровольного
участия в использовании какого-либо судна
или летательного аппарата, если тот, кто
этот акт совершает, знает обстоятельства,
в силу которых это судно
или этот летательный аппарат
являются пиратским судном или
пиратским летательным аппаратом,
а равно и любое подстрекательство или
содействие всем вышеуказанным действиям7.
В данном определении практически
каждое слово играет важную роль в отграничении
актов пиратства от схожих с ни актов,
пиратством тем не менее не являющимися.
Так, упоминание неправомерности
акта насилия, задержания или грабежа
судна или летательного аппарата введено
в определения для того, что бы аналогичные
действия уполномоченных органов власти,
военных или полицейских судов и аппаратов
не были признаны пиратством. В случае
невключения такого пункта в определение,
произошел бы серьезный казус: сама борьба
с пиратством (преследование, захват судна
с применением насилия и отчуждением имущества
пиратов) по многим элементам состава
преступления становилась лишь еще одним
актом пиратства, а сотрудники правоохранительных
органов - преступниками, пиратами. Включение
в определения пункта о личной цели пиратов
при совершении акта пиратства имеет аналогичное
вышеназванному назначение: выполняющие
приказ сотрудники правоохранительных
органов не должны и не могут считаться
пиратами, а их действия - актом пиратства.
Упоминание частновладельческого
судна или аппарата было включено
в определение пиратства под влиянием
событий, происходивших в период между
двумя мировыми войнами и непосредственно
в ходе Второй Мировой войны. В то время
фиксировались многочисленные акты пиратства,
выраженные в нападении на корабли нейтральных
стран, присвоение или уничтожение их
груза, повреждение самих судов. Совершались
данные акты как судами нацистской Германии
и ее саттелитов, так и кораблями стран
Союзников, как в отношении друг друга,
так и в отношении нейтральных государств.
Суда военного флота не могут считаться
частновладельческими, и совершаемые
ими акты пиратства международная практика
относила, в зависимости от ситуации, к
числу военных преступлений либо к преступлениям,
предусмотренных национальными правовыми
системами8. Это подтверждается так же
ст. 16 Женевской конвенции, согласно которой
если на военном, государственном судне
или аппарате поднят мятеж, то его действия,
в том числе акты пиратства, приравниваются
к действиям частновладельческих судов,
а значит к ним не могут быть применены
нормы о военных преступлениях, о статусе
военнопленных etc.
В данном определении также
указан один из важнейших признаков пиратства
по международному законодательству -
акт пиратства должен быть совершен в открытом море или
в месте, находящимся вне юрисдикции какого-либо
государства. Определение открытого
моря дано в ст.1 Женевской конвенции. Открытым
море признаются все части моря,
которые не входят ни в территориальное
море, ни во внутренние
воды какого-либо государства9. Именно этот признак придает
пиратству присущий ему статус преступления,
посягающего на безопасность мирового
сообщества в целом. Акты пиратства, совершаемые
в пределах территориальных или внутренних
вод какого-либо государства посягают
в первую очередь на его интересы и безопасность,
и должно быть квалифицированно по другим
статьям национального уголовного законодательства.
Согласно Женевской конвенции,
любое судно признается пиратским, если
лицо, управляющее этим судном, предназначает
его для выполнения указанных в ст. 15 той
же конвенции действий, причем пиратское
судно сохраняет свою национальную принадлежность
до тех пор, пока государство, к которому
принадлежит судно, не объявит его пиратским.
В законодательствах некоторых стран
имеются нормы, автоматически лишающим
своей национальной принадлежности любое
судно, признанное пиратским. Женевская
конвенция дает любому государству право
захвата пиратского судна или аппарата,
либо суда/аппарата, захваченного ранее
пиратами, вне юрисдикции какого-либо
государства. Захват может быть осуществлен
только уполномоченными на то военными
или государственными судами или аппаратами,
либо состоящими на государственной службе.
Государство-захватчик имеет право арестовать
лиц, находящихся на пиратском судне или
аппарате, захватить имущество, найденное
на месте захвата. Судебные учреждения
государства-захватчика могут выносить
решения или постановления о назначении
наказания пиратам, определять судьбу
захваченного имущества. Все вышеуказанные
действия не должны нарушать права добросовестных
третьих лиц (например, захваченных пиратами
в плен пассажиров или экипажа какого-либо
судна/аппарата). В случае если захват
судна/аппарата, подозреваемого в пиратстве
был произведен без достаточных на то
оснований, то государство-захватчик несет
ответственность перед государством,
национальную принадлежность которого
имеет пострадавшее судно/аппарат за причиненный
вред. Такая норма была введена предотвращения
совершения актов пиратства флотами государств
в отношении других государств под благовидным
предлогом "борьбы с пиратством",
которые служил бы лишь прикрытием для
достижения политических целей.
Значение Женевской конвенции
1958 года для юридической формализации
пиратства в качестве преступления международного
масштаба и особо высокой общественной
опасности весьма велико. В разработке
этой конвенции принимали участие лучшие
коллективы юристов того времени в тесном
сотрудничестве с политологическими и
военными специалистами, учеными-гидрологами,
океанографами. Юридическая составляющая
Женевской конвенции, в том числе и связанная
с пиратством, во многом была основана
на исследования юристов из Гарварда в
отношении пиратства в период между двумя
мировыми войнами10.
Вторым из важнейших нормативных
актов, определяющих и противодействующих
пиратству в наши дни, является Конвенция
ООН по морскому праву от 10.12.1982, иногда
именуемая Конвенцией Монтего-Бей (по
месту подписания). Принятие данного документа
международным сообществом было обусловлено
временным, переходным характером Женевской
конвенции 1958 года. Она служила своеобразным
мостом от международного морского права
Лиги Наций к более современному и проработанному
морскому праву под эгидой ООН. Конвенция
ООН отличается большей проработанностью
и большей сферой регулирования. Пиратству
посвящены статьи 100-107 данной Конвенции.
По сравнению с положениями Женевской
конвенции 1958 года, правовое понимание
пиратства международным законодательством
практически не изменилась. Определение
пиратства, приведенное в ст. 101, практически
дословно воспроизводит аналогичное из
Женевской конвенции, так же как и остальные
нормы, посвященные пиратству.
Следует так же упомянуть еще
два международных акта, определяющие
преступные акты в отношении морского
судоходства и морских объектов: Римскую
конвенцию о борьбе с незаконными актами,
направленными против безопасности морского
судоходства 1988 года и Протокола о борьбе
с незаконными актами, направленными против
безопасности стационарных платформ,
расположенных на континентальном шельфе.
Эти акты сами по себе не содержат каких-либо
определений и норм, связанных непосредственно
с пиратством, но устанавливают список
иных криминальных деяний, сходных с пиратством
по ряду фактических и формальных признаков,
но пиратством не являющихся. Римская
конвенция к категории таких деяний относит:
1) захват судна или осуществление
контроля над ним силой или угрозой силы
или путем любой другой формы запугивания;
2) совершение акта насилия против лица на
борту судна, если этот акт может угрожать
безопасному плаванию данного судна;
3) разрушение судна или нанесение судну
или его грузу повреждения, которое может
угрожать безопасному плаванию данного судна;
4) помещение, или совершение
действия в целях помещения, на борт судна
каким бы то ни было способом устройство
или вещество, которое может разрушить
это судно, нанести этому судну или его грузу
повреждение, которое угрожает или может
угрожать безопасному плаванию данного судна;
5) разрушение морского
навигационного оборудования, или
нанесение ему серьезного повреждения,
или создает серьезные помехи его эксплуатации,
если любой такой акт может угрожать безопасному
плаванию судна;
6) сообщение заведомо ложных
сведений, создающих тем самым угрозу
безопасному плаванию судна;
7) нанесение ранения любому
лицу или убийство его в связи с совершением
или попыткой совершения какого-либо из
вышеназванных преступлений11.
Эти деяния хотя и являются
преступными и сходны с пиратством, относятся
к другим категориям преступлений. Некоторые
ученые для консолидации этих составов
предлагали создать отдельное понятие
- морской терроризм, но такая инициатива
не нашла широкой поддержки. В настоящий
момент такие составы преступлений международным
право зачастую понимаются как способы
совершения пиратства. Если такого рода
преступления были совершены не как способ
совершения пиратства, то они будут классифицироваться
по иным статьям национальных уголовных
законов.
Протокол же приравнивает статус
стационарных платформ (например буровых
вышек, искусственных островов, рыболовецких
платформ) к статусу судов, но только в
отношении преступлений, предусмотренных
вышеупомянутой Римской конвенцией. Так
же как и в случае с Римской конвенцией,
составы преступлений, установленные
Протоколом не будут являться составом
пиратства.
Глава 3. Проблемы
уголовно-правовой характеристики пиратства
Одной из главных проблем пиратства
как юридического состава преступления,
регулируемого международным законодательством,
является противоречивость национальных
правовых систем в определении пиратства,
элементов состава данного преступления
и уровня его общественной опасности.
Национальные уголовные законы, определяющие
пиратство, противоречат как международному
законодательству, в том числе и ратифицированному
данными странами, так и национальному
праву других стран, что в купе с действием
в отношении пиратства и пиратов принципа
универсальной юрисдикции зачастую создает
проблемы в привлечении пиратов к ответственности
за совершенные преступления. О роли и
особенностях принципа универсальной
юрисдикции в борьбе с пиратством будет
сказано в дальнейшем.
Так, ст. 381 Уголовного кодекса
Нидерландов расширяет понятие пиратства
до вообще любого акта насилия, совершаемого
в открытом море одним судном по отношению
к другом судну, его экипажу и пассажирам,
грузу или иной собственности, не будучи
военным судном или не имея принадлежности
к стране, воюющей с государством, национальную
принадлежность которого имеет потерпевшее
судно12. Более того, состав пиратства
по уголовному законодательству Нидерландов
привязан не к осуществлению непосредственно
акта пиратства, как например российский
Уголовный кодекс, но к моменту поступления
лица на службу на судно, заведомо для
него используемое для совершения актов
пиратства. Разница в моменте окончания
преступления может создать достаточно
серьезные препятствия в сфере международного
уголовно-правового сотрудничества. Приравнивание
к пиратству любого акта насилия в отношении
судна в открытом море так же противоречит
Римской Конвенции 1988 года, ратифицированной
Нидерландами.
Уголовный кодекс Украины определяет
пиратство как использование вооруженного
или невооруженного судна для захвата
другого морского или речного судна с
целью получения материальной выгоды
или иных личных целей, применение насилия,
ограбления или иных враждебных действий
в отношении экипажа или пассажиров захваченного
судна13. В данном определении момент
окончания преступления так же прослеживается
менее четко, нежели, например в Уголовном
кодексе России, а так же не упомянуты
закрепленные в международном законодательстве
действия против непосредственно судна
или груза, которые в ратифицированном
Украиной международном законодательстве
отнесены к актам пиратства.
Уголовные законы некоторых
государств не содержат специальных норм,
определяющих пиратство и устанавливающих
наказание за совершение актов пиратства.
Так, Уголовный кодекс Германии и Уголовный
кодекс Китайской народной республики
не предусматривают запрета на пиратство
в виде специальной нормы. Акты пиратства
уголовный закон этих стран квалифицирует
как посягательство на морское или воздушное
сообщение (Германия) или насильственный
захват и удержание морского, речного
судна или автомобиля с применением угроз,
насилия или иных способов (КНР).