Пиратство в российском и международном уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Пиратство как явление занимает свое место в истории человечества с самой его зари. Научившись строить устойчивый на воде деревянный корпус и снабдив его веслами, мачтами, парусами и рулем и научившись находить дорогу в безбрежных водах по Солнцу и звездам, люди открыли для себя недостижимые прежде горизонты - морскую и речную торговлю, путешествия и исследования. Но природа людей двойственна, склонна как к созиданию, так и разрушению, и практически одновременно с мирными торговцами и мореходами появились те, чьей целью было отнять те блага, которые были добыты честным трудом.

Содержание

Вступление...............................................................................................................3
Глава 1. Анализ состава преступления пиратство в российском уголовном законодательстве.....................................................................................................7
Глава 2. Понимание пиратства по международному законодательству..........13
Глава 3. Проблемы уголовно-правовой характеристики пиратства.................21
Глава 4. Методы и способы борьбы с пиратством.............................................30
Заключение.............................................................................................................37
Список использованной литературы...................................................................38

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Начало (Автосохраненный).docx

— 82.53 Кб (Скачать файл)

В настоящий момент не существует единого постоянно действующего международного суда по пиратству, находящегося, по аналогии с другими международными уголовными судами и трибуналами, под эгидой ООН. Как уже было сказано, многие государства, особенно в Европе, имеют проблемы с эффективным привлечением пиратов к ответственности. Поэтому, в целях экономии финансовых, временных и юридических ресурсов, лиц, обвиняемых в пиратстве, часто передают в рамках международных соглашений на суд одной из стран с упрощенным антипиратским законодательством (например Кении), или вовсе ad hoc - разовым актом переговоров. Такое положение не способствует неотвратимости привлечения преступников к ответственности за нарушение ими международного или национальных законодательств. Создание такого международного суда или трибунала, разумеется, потребует значительных финансовых, юридических, людских, дипломатических и временных затрат. Для их сокращения более целесообразным может быть создание регионального международного суда или трибунала в отношении пиратов, который будет базироваться поблизости от основного "источника" обвиняемых в пиратстве - Восточной Африки.

Мировым сообществом в лице ООН осознается необходимость усовершенствования юридических методов борьбы с пиратством. Примером этого может служить, например, принятие Советом Безопасности ООН Резолюции № 1581, которая предлагает принять за образец действия АСЕАН по отношению к пиратам в своем регионе, а принятые в рамках этих действий нормативные акты - за основу будущего международного антипиратского законодательства. К сожалению, более конкретных шагов к осуществлению этого плана на практике предпринято не было.

Важнейшим аспектом борьбы с пиратством является военное противодействие. Его можно условно направить в три основные группы:

1) организация военного  противостояния пиратам со стороны военных флотов тех стран, которых ООН наделит соответствующими полномочиями.

2)расширение права экипажей  судов, ходящих по маршрутам с  высоким риском нападения пиратов, на самозащиту

3)создание, помощь и софинансирование сил береговой охраны стран, в чьих территориальных водах происходит значительное число актов пиратства.

Наиболее широко применяемая международным сообществом мера по борьбе с пиратством в наши дни - это организация патрулирования и охраны ключевых морских торговых путей или конкретных судов. Сомалийские пираты, в отличие от своих азиатских коллег, использующие лишь легкие катера и личное стрелковое вооружение, не в состоянии противостоять подготовленным экипажам военных судов даже при значительном численном превосходстве. Многие страны, включая Россию, имеют свои боевые корабли на дежурстве близь побережья Восточной Африки27. Необходимо развивать схемы взаимодействия между кораблями различных государств, санкционировать прибрежные или сухопутные операции против пиратских баз.

Пример борьбы АСЕАН с пиратами показал - организованная помощь государствам, в чьих водах чаще всего случаются пиратские нападения, в создании эффективных и хорошо вооруженных сил береговой охраны и софинансирование ее деятельности, имеет высочайшую эффективность по подавлению пиратской деятельности. Тем не менее, едва ли эта стратегия будет иметь серьезный успех в других очагах пиратства - Южной Америке и Сомали. Страны Южной Америки и так имеют солидные флоты и армию, да и пиратство там носит несколько иной характер, нежели в Восточном полушарии: южноамериканские пираты зачастую представляют собой соратников крупных наркокартелей, и борьба с ними проходит в основном не на море, а на суше. На побережье Восточной Африки государства (особенно Сомали) слишком нестабильны и анархичны, что бы создание за международный счет сильного ВМФ и береговой охраны было рациональным. Скорее всего, подаренные Сомали для борьбы с пиратами военные и патрульные суда вскоре окажутся в распоряжении самих пиратов и будут использоваться ими в своих операциях.

Более перспективным методом представляется расширение прав экипажей судов на самозащиту. Как уже было сказано, большая часть пиратских нападений совершается с легких катеров и с применение личного стрелкового вооружения. Чаще всего, просто угрозы применения оружия достаточно для того, что бы сломить волю к сопротивлению у неподготовленных безоружных людей. Пираты Восточной Африки придерживаются тактики быстрого налета, рассчитанной на испуганных и не сопротивляющихся людей. Но если на экипаж корабля будет иметь хотя бы личное стрелковое вооружение, это сильно осложнит задачу пиратам, превратив мгновенный захват в затяжной бой, от которого, представляется вероятным, пираты уйдут. С другой стороны, даже если экипаж торгового судна будет вооружен и пройдет некоторую боевую подготовку, вряд ли они будут иметь достаточную психологическую готовность и обладать необходимым реальным боевым опытом, что бы противостоять сплоченной банде вооруженных пиратов и их неоднократно опробованной схеме захвата судна. Если кто-либо из пиратов будет ранен или погибнет в перестрелке с экипажем судна, ярость и желание отомстить за погибшего товарища может пересилить в пиратах жажду наживы, и они могут начать вести огонь на поражение или казнить уже захваченных лиц. Более эффективным будет временное присоединение к экипажу судов, следующих по потенциально опасному маршруту, некоторого числа профессиональных военных какого-либо государства либо сотрудников частных военных компаний. Как показывает практика, едва узнав, что им придется столкнуться с профессиональными и хорошо вооруженными военными, пираты обычно отказываются от совершения акта нападения на судно и стараются скрыться.

Но расширение самозащиты экипажей судов повлечет за собой многочисленные юридические сложности. В морском праве мирные (торговые, научные, пассажирские) суда четко отделены по своему правовому статусу от военных судов28. Одно из обязательных условий для признания судна мирным - отсутствие на его борту каких-либо вооружений. Практика показывает, что наличие профессиональных военных на борту так же препятствует признанию судна мирным. Так, испанский порт Лас-Пальмас отказал в допуске к швартовке российскому торговому судну Arctic Sea 24.09.2009 на основании присутствия на его борту российских военных моряков, что затрудняет правовую идентификацию судна. Несмотря на то, что сам по себе Arctic Sea являлся торговым судном, присутствие вооруженных военных на его борту вынудило испанские власти понимать его правовой статус как плавучий объект, контролируемый ВМС иностранного государства. Так же, в случае расширения прав экипажей судов на самозащиту, потребуется принять целый пакет как международных актов, так и национальных законов, регулирующих продажу и учет оружия экипажей судов, прохождение ими боевой подготовки, финансирования этих проектов.

Главнейшей причиной, подталкивающих людей к совершению актов пиратства, является социальное положение и состояние как самих людей и их семей, так и их государств в целом29. Ярче всего это проявляется на примере Сомали: практически полное отсутствие легальных возможностей заработка вкупе со слабостью (фактическом отсутствии) центральной власти  заставляет людей добывать средства к существованию преступными путями. То, что это проявляется именно в совершении актов пиратства вызвано в первую очередь историко-географическими причинами - торговые пути из Европы в Азию тысячелетиями проходят вдоль побережья Восточной Африки. Если мировое сообщество объединит усилия, можно установить военные патрули вдоль всей протяженности торговых маршрутов в регионе. Можно  принять любое количество правовых актов, регламентирующих борьбу с пиратством, можно привлекать к уголовной ответственности и назначать наказания вплоть до смертной казни каждому, кто будет уличен в совершении акта пиратства или оказывал пиратам любую поддержку. Но до тех пор, пока у многих тысяч людей не будет существовать иного пути к социальному благополучию, все больше и больше из них будут присоединяться к уже существующим пиратским группировкам, коих в одном Сомали насчитывается больше сотни. Поэтому на международное сообщество, помимо борьбы непосредственно с пиратством, ложиться долг по искоренению его источников: бедности, нестабильности и слабости власти в регионах с наибольшим числом пиратов. Методы борьбы с ними лежат вне областей, рассматриваемых в данной работе, и относятся в большей степени к дипломатическим и политическим исследованиям, поэтому они не будут рассмотрены подробно.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Пиратство сопровождает человеческую цивилизацию на протяжении тысячелетий. И на протяжении этого времени с пиратством велась упорная борьба. Но только в наши дни развитие технологий, развитие юриспруденции и кооперации мирового сообщества в уголовно-правовой, дипломатической и военной сфере позволяют свести это явление к минимуму.

Проблему пиратства нельзя оставлять без внимания по многим причинам. Главная из них, как уже было сказано, крайне высокая степень общественной опасности пиратства. Мир в эпоху глобализации невероятно зависит от стабильности торговых связей, в том числе и морских. Безопасность судоходства, нормальный режим его функционирования - один из объектов пиратства. Если позволить пиратству существовать и дальше, оставить имеющуюся систему борьбы с пиратством в нынешнем виде, не привлекать к уголовной ответственности преступников, совершивших акты пиратства, мировые морские торговые связи будут оставаться под все растущей угрозой, что приведет к непредсказуемым глобальным последствиям. Современные пираты не похожи на своих предшественников из XIX века, когда каждый корабль подчинялся лишь своему капитану и действовал на свое усмотрение. В нынешних условиях пираты составляют организованные преступные группы, стоящие близко к профессиональным армиям, которые так же налаживают взаимодействие с другими криминальными элементами. Так, в 1990ых годах террористическая группировка "Тигры освобождения Тамил Иламы", базирующаяся на Шри-Ланке, приняла в свои ряды местных пиратов, организовав отряд "Морских тигров". Именно "Морские тигры" совершали большую часть актов пиратства (а так же морского терроризма) в Азии. Их численность оценивается в 4 000 человек, которые обучены приемам ведения морского и абордажного боя, имеют стрелковое вооружение армейского образца НАТО, японские средства связи, немецкие оптические приборы и суда, установки залпового огня, зенитные ракетные комплексы, безоткатные орудия и многое другое. Если ООН и отдельные государства не будут расширять борьбу с такими группировками сейчас, то вскоре с ними придется развернуть полномасштабную войну с многочисленными жертвами с обеих сторон и среди мирного населения.

Перед мировым сообществом в целом и перед отдельными странами стоит выполнить целый ряд задач для достижения цели - создания эффективной системы борьбы с пиратством. Необходимо комплексное применение юридических (создание международных судов для пиратов, проработка механизмов выдачи, обеспечение неизбежности привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших акт пиратства, принятие нового пакета международных актов, регламентирующих борьбу с пиратством, разрешение противоречий в определении пиратства и приведения его в актуальный вид), политических (налаживание дипломатических взаимодействий в борьбе с пиратством), военных (организация военного противостояния пиратским группировкам соединенными силами стран-членов ООН), социальными (поддержка и развитие социально-экономического сектора стран, где базируется наибольшее число пиратских группировок), иных (расширение системы страхования судов и грузов от нападений пиратов, решения вопросов о самозащите экипажей судов). Только комплексное применение таких мер сможет обеспечить неотвратимость привлечения преступников к уголовной ответственности в краткосрочном, безопасность торговых связей в мире в среднесрочном, и избежание тяжких глобальных общественно-опасных последствий в долгосрочном периодах.

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

Международные акты

1) Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву" (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994).

2) Конвенция об открытом море (Заключена в г. Женева 29.04.1958).

3) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (заключена в Риме, 10 марта 1988 г.).

4) Конвенция об охране человеческой жизни на море от 1 ноября 1974 г. URL:http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=22038 
5) Резолюция Совета Безопасности ООН № 1816 от 02.06.08

Национальные нормативно-правовые акты

6) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/

7) Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности"  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/

8) Постановление Пленума Верховного Суда от 17 декабря 1997 г. N 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/

9) Уголовный кодекс Украины.  [Электронный ресурс]  – Режим доступа: http://pravo-ukraine.org.ua/

10) Уголовный кодекс Голландии./ пер. с англ. И.В.Миронова.  –Санкт-Петербург.: Юридический центр Пресс. 2001.

Монографии и учебные пособия

11) Ромашев Ю.С. «Борьба с пиратством и вооруженным разбоем на море. -М. ТрансЛит.2013

12) Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И.Чучаева, А.И. Рарога. – М. : Эксмо, 2010.

13) Колодкин А.Л. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы / Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. – М. : Статут, 2007.

14) Коробеев А.И. Уголовно правовая охрана безопасности мореплавания в СССР. . –Владивосток. 1984.

15) В.П. Панов. Сотрудничество государств в борьбе с международными преступлениями.  –М., Юрист. 1993.

16) Б.Т. Разгильдиев, А.Н. Красиков. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник. – Саратов: СЮИ МВД России.1999.

17) Орешкина Т.Ю. Уголовная ответственность за пиратство // Проблемы теории уголовного права и практики применения нового УК. Сборник научных трудов. – М.:Изд-во НИИ пробл. Укрепления законности и правопорядка. 1999.

Статьи

18) Автухова К.А. Пиратство в российском и международном праве // Актуальные проблемы современного права: Материалы ХV студенческой научно-практической конференции – Архангельск:  Помор. Ун-та. 2009.

19) Ровнейко В.В. Пиратство: его правовые проблемы // Московский журнал международного права. – 1999. – № 2.

20) Лебедева Н.Б. Малаккский пролив - возможны ли пути к безопасности?//Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2011. № 16. С. 33-64.

21) Тодоров А.А. Уголовно-правовая характеристика состава преступления "Пиратство" по Уголовному кодексу Российской Федерации//Журнал NB: Национальная безопасность. – 2013. – № 6

Информация о работе Пиратство в российском и международном уголовном праве