Понятие и система принципов правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:30, контрольная работа

Краткое описание

Статья 4 Закона о судоустройстве называет правосудием два вида деятельности: 1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел; 2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных».
Вместе с тем понятие правосудия не исчерпывается деятельностью по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. С момента принятия указанного выше Закона судебная система серьезно изменилась. Наряду с судами общей юрисдикции были созданы арбитражные и конституционные (уставные) суды, деятельность которых также связана с осуществлением правосудия. Статья 4 Закона об арбитражных судах, в частности, говорит о том, что арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами.

Содержание

Понятие и система принципов правосудия
Принцип охраны чести и достоинства личности
Функции органов прокуратуры

Вложенные файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 45.04 Кб (Скачать файл)

Его решение затрагивает  вопросы соблюдения закона, т.е. наличия  оснований для проведения соответствующих  мероприятий, соблюдения порядка получения  разрешения на их проведение и способа  их реализации. Прокурор вправе опротестовывать  незаконные решения руководителей  соответствующих органов, вносить  представление об устранении допущенных нарушений, требовать отстранения  провинившихся от оперативной работы в случаях нарушения ими закона. При обнаружении признаков преступления решает вопрос о возбуждении уголовного дела.

Полномочия прокурора  по надзору за исполнением законов  органами дознания и предварительного следствия определяются уголовно-процессуальным законодательством. Эти полномочия можно разделить на обязанность  прокурора выявлять полноту регистрации  уголовных правонарушений и обеспечения  законности при проведении дознания и предварительного следствия.

Проверяя полноту регистрации сообщений и заявлений о совершенных преступлениях, прокурор сопоставляет данные регистрации дежурных частей милиции с жалобами граждан, информацией медицинских и страховых учреждений, а также оценивает законность принятых решений об отказе в возбуждении уголовных дел.

Надзирая за законностью  деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, прокурор вправе давать обязательные для исполнения указания; отменять любые незаконные постановления  дознавателей и следователей, возвращать дела для дополнительного расследования, отстранять от дальнейшей работы по делу следователей или дознавателей, допустивших нарушение закона.

Надзор за исполнением  законов администрацией органов  и учреждений, исполняющих наказание  и назначаемые судом меры принудительного  характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под  стражу ставит целью решение двух задач:

1) установления законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

2) соблюдения установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

- Осуществляя свои полномочия, прокурор вправе в любое время  посещать места содержания задержанных,  заключенных под стражу, осужденных  и лиц, подвергнутых мерам принудительного  характера, и знакомиться с  документами, на основании которых  они помещены в соответствующие  учреждения; требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях (до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается); отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Особо следует остановиться на надзоре прокуратуры за обеспечением прав и свобод человека. ,

При осуществлении возложенных  на него функций прокурор:

  1. рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  2. разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

 принимает меры по  предупреждению и пресечению  нарушений прав и свобод человека  и гражданина, привлечению к ответственности  лиц, нарушивших закон, и возмещению  причиненного ущерба;

  1. использует иные полномочия, предусмотренные при осуществлении общего надзора.

При наличии оснований  полагать, что нарушение прав и  свобод человека и гражданина имеет  характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию  в соответствии с законом.

Когда нарушение прав и  свобод человека и гражданина имеет  характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или  незамедлительно передает сообщение  о правонарушении и материалы  проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или  иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда  нарушены права и свободы значительного  числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело  особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Подчеркнем, что эта важнейшая  функция органов прокуратуры  обеспечивается не только путем надзора  за исполнением законов в сфере  общего надзора, надзора за деятельностью  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, дознание и следствие, а также надзора за законностью  задержания, ареста и в местах лишения  свободы, но и во всех иных направлениях деятельности прокуратуры, о чем  пойдет речь далее.

Иные направления деятельности прокуратуры, к которым относятся  участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и  арбитражных дел, расследование  преступлений и координация деятельности по борьбе с преступностью.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами - направление деятельности, содержание которой претерпело существенное изменение. Главное состоит в  том, что прокурор не осуществляет надзор за судом, как это было в недалеком  прошлом, а участвует как равноправная сторона в рассмотрении дел судами, которые обрели реальную независимость.

Являясь равноправной стороной судебного процесса, прокурор, вместе с тем, имеет обязанности, связанные  с обеспечением законности судебной процедуры, своевременно принимать  предусмотренные законом меры к  устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого  требует защита прав гражданина и  охраняемых законом интересов общества и государства.

В уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет уголовное преследование, выступает в качестве государственного обвинителя, вносит представление об опротестовывании приговора, определения, постановления судов, в том числе и в тех случаях, когда он не участвовал при их вынесении. Прокурор участвует в рассмотрении дел в контрольных стадиях судопроизводства (кассационной и надзорной.) и при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

В гражданском судопроизводстве в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не могут сами защищать свои права в суде, а также в защиту неограниченного круга лиц или интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Прокурор вступает в процесс  и дает заключения по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и в некоторых других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В гражданском процессе прокурор выступает с заключением после  состязания сторон и в необходимых  случаях использует свое право на принесение представления об опротестовании принятого судом решения. В случае заявления прокурором иска в интересах  одной из сторон процесса он выступает  как процессуальный истец с некоторыми вытекающими отсюда особенностями (иск не облагается государственной  пошлиной, невозможен встречный иск  и мировое соглашение).

В арбитражном судопроизводстве (ст. 52 Арбитражного процессуального  кодекса РФ) прокурор вправе обратиться в суд:

-с заявлением об оспаривании  нормативных правовых и иных  актов органов государственной  власти РФ, ее субъектов и органов  местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

-иском о признании  недействительными сделок, совершенных  упомянутыми выше органами публичной  власти, а также унитарными предприятиями,  государственными учреждениями  и юридическими лицами, в уставном  капитале которых есть доля  участия Российской Федерации,  ее субъектов и муниципальных  образований;

Иском о применении последствий  недействительности ничтожной сделки, совершенной органами и юридическими лицами, перечисленными в предыдущем абзаце. Генеральный прокурор РФ в  соответствии с законодательством  РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Расследование преступлений следователями Следственного комитета при органах прокуратуры - еще  одно направление деятельности прокуратуры. Следствие производится по делам, отнесенным Уголовно-процессуальным кодексом РФ к их компетенции.

Особенность полномочий прокурора  в этой сфере в том, что он может  поручить следователю прокуратуры  расследовать любое преступление альтернативной подследственности исходя из общественной значимости дела, уровня квалификации соответствующих работников и иных обстоятельств.

Координация деятельности по борьбе с преступностью: осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. В этих целях прокурор соответствующего уровня созывает координационное совещание руководителей органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной службы и Федеральной службы наркоконтроля.

В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента,РФ от 18 апреля № 567, координация осуществляется в следующих формах:

-на основе обмена текущей информацией разрабатываются и утверждаются плацы (полугодовые, перспективные) совместных мероприятий;

-проводятся совместные выезды для согласования деятельности и оказания необходимой помощи; создаются совместные оперативно-следственные группы;

-издаются совместные приказы и указания;организуется взаимный обмен опытом работы и некоторые

другие мероприятия.

Для достижения целей координации  мер по борьбе с преступностью  используются материалы судебной практики и иные допустимые законом меры взаимодействия с судом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Печников Н.П.. Правоохранительные органы Российской Федерации : учеб. пособие / Н.П. Печников. - 3-е изд., перераб. и доп. -Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2009. - 136 с., 2007
  2. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А., Шумилов Ю.И.. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник, 2009
  3. Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации.
  4. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.Правоохранительные органы:учебник. – М.,Зерцало – М, 2005
  5. Конституция Российской Федерации. – М.,1993
  6. Петрухин И.Л. Судебная власть. – М., 2003

Информация о работе Понятие и система принципов правосудия