Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 13:46, реферат
Краткое описание
Правовая защита - это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе (межгосударственная защита; защита на уровне государства; на уровне предприятия. Правовая защита информации как ресурса признана на международном, государственном уровне и определяется межгосударственными договорами, конвенциями, декларациями и реализуется патентами, авторским правом и лицензиями на их защиту. На государственном уровне правовая защита регулируется государственными и ведомственными актами. В нашей стране такими правилами (актами, нормами) являются Конституция, законы Российской Федерации, Указы, Постановления, гражданское, административное, уголовное право, изложенные в соответствующих кодексах.
Под защитой информации принято
понимать использование различных средств
и методов, принятие мер и осуществление
мероприятий с целью системного обеспечения
надежности передаваемой, хранимой и обрабатываемой
информации.
Предотвращение несанкционированного
доступа к конфиденциальной информации,
циркулирующей в телекоммуникационных
сетях государственного и военного управления,
к информации национальных и международных
правоохранительных организаций, ведущих
борьбу с транснациональной организованной
преступностью и международным терроризмом,
а также в банковских сетях является важной
задачей обеспечения безопасности глобальной
информации. Защите информации в последнее
время уделяется все большее внимание
на самых различных уровнях - и государственном,
и коммерческом.
Проблемы, связанные с повышением
безопасности информационной сферы, являются
сложными, многоплановыми и взаимосвязанными.
Они требуют постоянного, неослабевающего
внимания со стороны государства и общества.
Правовая защита - это специальные законы,
другие нормативные акты, правила, процедуры
и мероприятия, обеспечивающие защиту
информации на правовой основе (межгосударственная
защита; защита на уровне государства;
на уровне предприятия.
Правовая защита информации
как ресурса признана на международном,
государственном уровне и определяется
межгосударственными договорами, конвенциями,
декларациями и реализуется патентами,
авторским правом и лицензиями на их защиту.
На государственном уровне правовая защита
регулируется государственными и ведомственными
актами. В нашей стране такими правилами
(актами, нормами) являются Конституция,
законы Российской Федерации, Указы, Постановления,
гражданское, административное, уголовное
право, изложенные в соответствующих кодексах.
1. Понятие и сущность
правовой защиты информации
Современный этап развития
системы обеспечения информационной безопасности
государства и общества характеризуется
переходом от тотального сокрытия большого
объема сведений к гарантированной защищенности
принципиально важных данных, обеспечивающей:
· конституционные права и свободы
граждан, предприятий и организаций в
сфере информатизации;
· необходимый уровень безопасности
информации, подлежащей защите;
· защищенность систем формирования
и использования информационных ресурсов
(технологий, систем обработки и передачи
информации).
Ключевым моментом политики
государства в данной области является
осознание необходимости защиты любых
информационных ресурсов и информационных
технологий, неправомерное обращение
с которыми может нанести ущерб их собственнику,
владельцу, пользователю или иному лицу.
Основные задачи государственной
системы защиты информации:
* проведение единой технической
политики, организация и координация
работ по защите информации
в оборонной, экономической, политической,
научно-технической и других сферах
деятельности;
* исключение или существенное
затруднение добывания информации
техническими средствами разведки,
а также предотвращение ее
утечки по техническим каналам,
несанкционированного доступа к
ней, предупреждение преднамеренных
специальных программно-технических
воздействий на информацию с
целью ее разрушения, уничтожения,
искажения или блокирования в
процессе обработки, передачи и
хранения;
* принятие в пределах
компетенции нормативно-правовых
актов, регулирующих отношения в
области защиты информации;
* общая организация сил,
создание средств защиты информации
и средств контроля эффективности
ее защиты;
* контроль за проведением работ
по защите информации в органах государственного
управления, объединениях, на предприятиях,
в организациях и учреждениях (независимо
от форм собственности);
* анализ состояния государственной
системы, выявление ключевых проблем
в области защиты информации;
* определение приоритетных
направления государственной системы
защиты информации;
* нормативно-методическое
и информационное обеспечение
работ по защите информации.
Законодательство Российской
Федерации о государственной тайне основывается
на Конституции РФ, Законах РФ «О безопасности»
и «О государственной тайне».
Понятие государственной тайны
определено в Законе «О государственной
тайне» как «защищаемые государством
сведения в области его военной, внешнеполитической,
экономической, разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности,
распространение которых может нанести
ущерб безопасности Российской Федерации»
(ст. 2) [10].
Перечень сведений, составляющих
государственную тайну, определяется
Законом «О государственной тайне» (Раздел
II), на основании которого межведомственная
комиссия по защите государственной тайны
формирует перечень сведений, отнесённых
к государственной тайне.
Перечень сведений, отнесенных
к государственной тайне в РФ -
сведения в области военной, внешнеполитической,
экономической, разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности
государства, распространение которых
может нанести ущерб безопасности РФ;
а также наименования федеральных органов
исполнительной власти и других организаций
наделенных полномочиями по распоряжению
этими сведениями.
На распространение таких сведений
государством устанавливаются ограничения
с момента их создания (разработки) или
заблаговременно; государство с целью
упорядочивания обращения таких сведений
формирует необходимые нормативные акты
(перечневую систему засекречивания).
Система защиты государственной
тайны - в РФ - совокупность органов защиты
государственной тайны, используемых
ими средств и методов защиты сведений,
составляющих государственную тайну,
и их носителей, а также мероприятий, проводимых
в этих целях.
Закон закрепил создание ряда
органов в области защиты государственной
тайны, ввел институт должностных лиц,
наделенных полномочиями по отнесению
сведений к государственной тайне, с одновременным
возложением на них персональной ответственности
за деятельность по защите государственной
тайны в сфере их ведения.
К органам защиты государственной
тайны относятся:
- Межведомственная комиссия
по защите государственной тайны является
коллегиальным органом, координирующим
деятельность органов государственной
власти по защите государственной тайны
в интересах разработки и выполнения государственных
программ нормативных и методических
документов, обеспечивающих реализацию
законодательства Российской Федерации
о государственной тайне.
- федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области обеспечения
безопасности (Федеральная служба безопасности),
федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный в области обороны (Министерство
обороны), федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области внешней
разведки (служба внешней разведки), федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области противодействия техническим
разведкам и технической защиты информации,
и их территориальные органы (Федеральная
служба по техническому и экспортному
контролю (ФСТЭК России));
- органы государственной власти,
предприятия, учреждения и организации
и их структурные подразделения по защите
государственной тайны.
2. Нормативно-правовые основы
ответственности за нарушение
законодательства в сфере информации
Важным направлением обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации является совершенствование
ее правового обеспечения. Правовое обеспечение
информационной безопасности Российской
Федерации представляет собой систему
правового регулирования общественных
отношений в области противодействия
угрозам национальным интересам Российской
Федерации в информационной сфере [6].
Правовое обеспечение информационной
безопасности Российской Федерации включает
согласованную систему нормативных актов,
регулирующих рассматриваемые отношения,
а также согласованную деятельность органов
государственной власти по их развитию
и совершенствованию.
В Российской Федерации к нормативно-правовым
актам в области информационной безопасности
относятся]:
· Международные договоры РФ;
· Акты федерального законодательства:
o Конституция РФ;
o Законы федерального уровня
(включая федеральные конституционные
законы, кодексы);
o Указы Президента РФ;
o Постановления правительства
РФ;
o Нормативные правовые акты
федеральных министерств и ведомств;
o Нормативные правовые акты
субъектов РФ, органов местного самоуправления
и т.д.
Правовое обеспечение информационной
безопасности Российской Федерации имеет
целью создание системы правовых механизмов,
обеспечивающих эффективное противодействие
угрозам национальным интересам Российской
Федерации в информационной сфере.
Правовое обеспечение формируется
путем разработки концепций совершенствования
правовых механизмов противодействия
угрозам информационной безопасности
Российской Федерации по отдельным направлениям
этой деятельности, развития законодательства
и системы иных нормативных правовых актов
РФ, базирующихся на установленных Конституцией
РФ разделении властей и разграничении
предметов ведения между Российской Федерацией
и ее субъектами, заключения Российской
Федерацией международных договоров.
Система правовых механизмов
обеспечения информационной безопасности
должна строиться на основе принципов:
баланса интересов граждан, общества и
государства; комплексности правового
регулирования общественных отношений
в области достижения национальных интересов
Российской Федерации в информационной
сфере и противодействия угрозам этим
интересам; согласования деятельности
федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации по совершенствованию
правового обеспечения информационной
безопасности; разумного привлечения
общественных организаций к контролю
деятельности государства по обеспечению
информационной безопасности Российской
Федерации.
Отношения СМИ и государства
базируются на принципе свободы СМИ. Правовое
регулирование деятельности СМИ допускается
постольку, поскольку это необходимо в
демократическом обществе. Органы государственной
власти и органы местного самоуправления
обязаны обеспечивать гласность своей
деятельности через открытость информации
о своей работе и принимаемых решениях.
Исключительные случаи отказа или отсрочки
в представлении такой информации устанавливаются
законом [9].
Государство, его органы, иные
учреждения, организации, предприятия
и лица не могут обладать монополией на
СМИ, издательско-полиграфические мощности
и системы распространения СМИ.
Институт аккредитации существует
для создания благоприятных условий деятельности
журналистов. Порядок аккредитации корреспондентов
СМИ при государственных органах, организациях,
учреждениях должен быть единым и устанавливаться
законом.
Свобода информации и свобода
выражения мнения могут быть ограничены
только законом. Эти ограничения должны
быть четко сформулированными и признаваться
необходимыми для защиты основ конституционного
строя, обеспечения безопасности государства,
нравственности, прав и законных интересов
физических и юридических лиц.
В демократическом обществе
деятельность органов государственной
власти и управления является предметом
повышенного внимания, в первую очередь
со стороны СМИ. Критика в отношении государственных
деятелей и других общественных фигур
допускается в значительно большей степени,
чем в отношении частных лиц.
Государство не вправе создавать
структуры, в задачи которых входит контроль
за деятельностью СМИ. Контроль за соблюдением
законодательства в сфере деятельности
СМИ осуществляется на общих основаниях.