Понятие и цели наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования моей курсовой работы является: изучение института уголовного наказания и его целей.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать понятие и сущность уголовного наказания;
2. Раскрыть основные признаки наказания;
3. исследовать цели уголовного наказания;
4. Разграничить наказание от иных видов государственного принуждения

Содержание

Введение………………………………………………………………
Понятие, признаки и значение уголовного наказания………………….
Цели наказания……………………………………………………………………..
Отграничение наказания от иных видов государственного принуждения…………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Литература…………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая угол.docx

— 54.63 Кб (Скачать файл)

В отличие от цели восстановления социальной справедливости в законе четко определяется, с помощью  чего предполагается ее реализовывать,  указывается на практический,  деятельностный характер  стремления к исправлению осужденного, то есть  отсутствуют собственно уголовно-правовые средства.

Г.О.Цепляева находит исправительные функции в обязательных работах (п. “г” ст.44 УК РФ), исправительных работах (п. “д”), ограничение по военной  службе (п. “е”) и ограничении свободы (п. “з”).[46]

Н.А. Беляев задавал значение исправлению в «программе минимум» наказания. В то же время доктор юридических  наук, профессор Волгоградской академии МВД России В.В. Мальцев[47] конструирует расположение целей наказания в  законодательной формулировке  статьи 43 УК РФ следующим образом: восстановление социальной справедливости, предупреждение совершения новых преступлений и исправление осужденного. Говоря о предупреждении преступлений как о «программе минимум», а об исправлении осужденного как о «программе максимум», ученый берет критерии степени достижимости (отдаленности от мер уголовно-правового характера) и значимости друг для друга этих целей для аргументации обозначенного мнения.

А.В. Усс отрицал цель исправления, аргументируя это недемократичным  характером «улучшения» государством своих граждан, в свою очередь  последнее может только требовать  исполнения закона. Однако И.И. Карпец говорил о нравственном воспитании человека как о длительном процессе. А найти свой подход к каждому  осужденному очень сложно, ведь способы  и методы воздействия на него унифицированы.

Учитывая последние тенденции  в реформировании ФСИН РФ и системы  исправительных учреждений, появляются некоторые признаки спецификации. Планируется, что будут внесены соответствующие  предложения о том, что лица, осужденные к лишению свободы, будут содержаться  в зависимости от тяжести совершенных  преступлений и перспектив их исправления  и полноценного возвращения в  общество в учреждениях двух видов: тюрьмах и колониях-поселениях. Вместо нынешних воспитательных колоний появятся центры содержания несовершеннолетних осужденных. Поправки в действующее  законодательство, предположительно, будут вноситься в течение  двух лет.[48]

Уникален по своей природе  институт общественного контроля за осуществлением прав осужденных, созданный  на основе ФЗ №76 от 12 июня 2008[49]. Едва ли не единственный в мире он сформирован  на государственном уровне и функционирует  в нашей стране. Общественный контроль и содействие лицам, находящимся  в местах принудительного содержания, осуществляются на основе принципов  добровольности, равноправия и законности. Правом на выдвижение кандидатур в  состав общественной наблюдательной комиссии обладает общероссийское, межрегиональное  или региональное общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет со дня его создания, уставной целью или направлением деятельности которого является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Общественную наблюдательную комиссию формирует  Общественная палата РФ. Членом общественной наблюдательной комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший  возраста 25 лет и имеющий опыт работы в области защиты прав граждан. Члены общественной наблюдательной комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. «Наблюдательные  комиссии уже созданы в 70 субъектах  Федерации, и все они работают во взаимодействии с представителями  Уполномоченного по правам человека в России на местах и общественными  советами при территориальных управлениях  и органах ФСИН. В Дагестане, например, благодаря вмешательству общественных контролеров было разрешено ношение  одежды соответственно климату. В частности, в летний период заключенным выдали шорты, рубашки с коротким рукавом и легкую обувь».[50]

По отношению к исправлению  как цели наказания любопытны  слова Н.С.Таганцева: « Наказание  подобно двуликому Янусу: одним  лицом оно обращено к прошлому – к уже совершенному преступлению и его субъекту, другим к будущему – к исправлению осужденного, дабы по отбытии наказания он не совершил больше преступления».[51]

Таким образом, оценивая политику государства в уголовно-исполнительной системе, можно заключить, что  исправление как цель уголовного наказания приобрела новое содержание. В основном ее пытаются достичь организационными методами, создавая необходимые условия для формирования чувства восстановления социальной справедливости у осужденных..

Ученые часто дискутируют  на предмет морального и юридического критериев исправления. Первый направлен  на обогащение внутреннего мира человека, формирование нравственных правил и  принципов, нейтрализацию антиобщественных установок в психике, второй –  на недопущение рецидива преступлений, приближающего его к специальной  превенции. Многие ученые указывают  на юридический характер исправления, закрепленного в ст.43 УК РФ. В УК РСФСР 1960 г. наряду с исправлением провозглашалась  цель перевоспитания, которая позднее  воспринималась в научных кругах как утопическая. Изначально она  предполагала формирование высокосознательной личности, глубинной перестройки  психологии преступника в процессе отбывания наказания. А.В. Наумов утверждает: «Добиться юридического исправления  осужденного – это тот максимально  возможный результат, на который  способно уголовное наказание. Исправление  представляет собой минимальную  программу коррекции сознания осужденного,  состоящую в том, чтобы приспособить его к нормальной жизни в обществе, сделать его безопасным для людей»[52].  Моральное исправление сложно сформировать «в четырех стенах» ввиду неестественной социальной обстановки, ведь оно должно зиждиться на опыте общения с законопослушными гражданами. Таким образом, юридическое исправление более достижимо, чем моральное, потому что оперирует объективными средствами и целями достижения. 

С.И. Курганов  отмечает: «О результатах достижения этой цели чаще всего можно судить только по поведению лица, освобожденного от отбывания наказания».[53] Действительно, критерии эффективности наказания наиболее удачно можно определить по отношению к предупреждению преступлений, а не к исправлению. И.В. Шмаров считает такими снижение уровня первичной преступности, затраты ресурсов на исполнение наказания, оптимальность и надежность наказания.[54] .

 

2.3. Предупреждение  совершения новых преступлений

Истоки такой цели уголовного наказания как предупреждение мы находим в русском законодательстве начала Нового времени. К примеру, ст. 6 гл. XXII Соборного уложения 1649 г. устанавливала, что за блудную жизнь и убийство незаконнорожденных детей "казнить  смертью безо всякой пощады, чтобы на то гляд, иные такова беззаконного и скверного дела не делали и от блуда унялися". В Уложении о наказаниях 1845 г. данная цель называлась ролью устрашения. Статья 20 УК РСФСР  1960 г. предупреждение дифференцировала уже на общее и частное. Современный УК РФ не содержит такого положения, так как разработчики проекта  кодекса в 1994 г., по мнению Н.Ф. Кузнецовой[55], упустили его ввиду казавшейся им рудиментарности подобного разделения.

Превенция (от лат. praeventio - опережаю, предупреждаю)2. Традиционно делится на общую и частную. В ст.1 УИК РФ повторяется советская формулировка «исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами» в качестве одной из целей.

Частная превенция заключается  в предупреждении совершения преступления самим осужденным. П.Г. Пономарев  выделяет следующие признаки: оно  ограничено по кругу субъектов (осужденные) и по времени (период отбывания наказания)3.

 Его цель – недопущение  рецидива преступления, поэтому  иногда частную превенцию отождествляют  с исправлением осужденного. В.И.  Зубкова пишет: «При исправлении  преступника основная задача  заключается в том, чтобы он  впредь не совершал преступлений, а при частном предупреждении  главным является показать преступнику,  что за его противоправное  поведение он в обязательном  порядке будет наказан».4

 Такой же точки зрения  придерживается Т.Ю. Погосян. С.И.  Курганов в качестве аргумента  приводит различные механизмы  воздействия: для частного предупреждения  – это физическое и психическое  воздействие условий отбытия  наказания, для исправления –  психическое воздействия отбытого  наказания. К тому же у них  не сходятся показатели эффективности.  Для частного предупреждения  таковым является уровень преступности  среди лиц, отбывающих наказание.5

Механизм частной превенции, как я полагаю, запускается раньше, чем механизм исправления и заключается  в неотвратимости наказания для  осужденного. Исторически выявлено и доказано ее превосходящая эффективность по отношению к жестокости уголовно-правовых мер (репрессии).

Также  в литературе существует два мнения относительно задачи частного предупреждения. Первое – оно направлено на создание условий для отклонения возможности совершения преступлений в будущем, второе – для исключения такой возможности во время исполнения наказания. Из них превалирует последнее,  так как судить о взглядах человека на его будущее по  поведению проблематично.

По мнению С.В. Полубинской: «целями специального предупреждения является физическое и производное от него психическое удержание осужденного от совершения преступлений, заключающиеся в воспрепятствовании ему в течении определенного срока времени совершать новое преступление путем изоляции виновного от общества».6[60] Общая превенция предполагает своими адресатами «иные лица». Размытость формулировки, как пишет Т.Ю. Погосян7[61] выстроила два противоположных лагеря. По мнению М. А. Ефимова, И. С. Ноя, 3. А. Тадевосяна, И. И. Карпеца и других, общее предупреждение наказания обращено лишь к незначительной неустойчивой части граждан. Согласно позиции Н. А. Беляева, В. С. Трахтерова, Т. Л. Сергеевой и ряда других ученых уголовное наказание оказывает предупредительное воздействие либо на всех членов общества, либо, по крайней мере, на значительную ее часть. С.В. Полубинская считает первый лагерь более убедительным, потому что они используют понятие «неустойчивость» как важный параметр, но это  далеко не ведет к решению проблемы. «Проведенные исследования показывают, что угроза наказания, включенного в уголовный закон, сдерживает от совершения преступлений примерно 20% граждан».8[62] Другой вопрос, многие ли граждане знакомы с уголовным законодательством? Скорее всего,  круг таких субъектов как раз ограничен теми самыми «неустойчивыми».

Многие ученые склонны  отождествлять общую превенцию  с устрашением. Но ее воздействие  бывает трех видов: устрашение, стимуляция законопослушного поведения, усиление моральных запретов (И.Анденес).9[63] Первый вид предназначен для делинквентов. Два других – для остальных граждан в связке с презумпцией: незнание закона не освобождает от ответственности.

Наказания, имеющие предупредительные  свойства: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (п. “б” ст.44 УК РФ), арест (п. “и”), лишение свободы на определенный срок (п. “л”), пожизненное лишение свободы (п. “м”).

Общепредупредительное воздействие  складывается из трех стадий:

1) факт издания уголовного  закона;

2) назначение судом меры  наказания конкретному виновному  лицу;

3) исполнение наказания.

Предупреждение традиционно  считается главной целью уголовного наказания. Для М.Д. Шаргородского  она являлась единственной. Рассмотренные  нами цели уголовного наказания взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ОТГРАНИЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ ОТ ИНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Уголовная ответственность и наказание – понятия несовпадающие, т.к. уголовная ответственность может быть без наказания. Но наказание не может быть без уголовной ответственности. Следовательно, понятие уголовной ответственности шире, чем понятие наказания.

3.1.Параметры наказание 

1.По источнику права.

Наказание как мера государственного принуждения  устанавливается уголовным законом, т.е. Уголовным Кодексом Российской Федерации. Конечно, юридическим основанием уголовного законодательства являются Конституция РФ и нормы международного права, ратифицированные РФ. Но непосредственно  наказания устанавливаются только в УК РФ. Все новые законы, устанавливающие  уголовную ответственность, подлежат включению в этот кодекс. Источником же права при назначении мер государственного принуждения за проступки могут  быть как законы, так и подзаконные  акты.

Например, при  назначении мер административной ответственности  источниками права будут законы (федеральные конституционные и  федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; соответствующие  кодексы (Кодекс об Административных Правонарушениях, Таможенный Кодекс и др.); постановления  Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти.

  1. По основаниям ответственности.

Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения  назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.

Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки – это  правонарушения, посягающие главным  образом на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др.).

Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к совершившим дисциплинарный проступок, т.е. противоправное нарушение  трудовой служебной или учебной  дисциплины.

Гражданско-правовая ответственность наступает за гражданские  правонарушения, которые состоят  в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в  причинении тем или иным субъектом  того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.

3.По процессуальной форме.

Наказание выносится только по приговору суда. Никакой другой орган не имеет  право налагать уголовные наказания. В то время как проступки имеют  другие процессуальные формы: решение  суда, постановления государственных  органов, приказы и распоряжения должностных лиц. Например: решение  суда, обязывающее лицо выплатить  неустойку в пользу другого лица (гражданско-правовая ответственность); приказ начальника об увольнении подчиненного в связи с нарушением им правил трудового договора (дисциплинарная ответственность); распоряжение вышестоящих  государственных органов власти о привлечении к административной ответственности служащих нижестоящих органов власти в связи с допущенными с их стороны правонарушениями по службе (административная ответственность); и т.д.

4. По направленности (адресату) меры государственного принуждения.

Уголовные наказания носят строго личный характер. Например, родители подростка, совершившего преступление не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Более  того, уголовное наказание может  налагаться только на физическое лицо.

У проступков круг адресатов широк: ими могут  быть как физические, так и юридические  лица (за исключением дисциплинарных проступков), отсутствует строго личный характер мер. Например, на родителей  ребенка, совершившего административное правонарушение, может быть наложен  штраф; если собака укусила прохожего, то на ее хозяина может быть наложен  штраф в административном порядке; и т.д.

5.По содержанию.

Преступление  всегда влечет наказание, которое по своему содержанию является карой. Оно  представляет собой лишение и  ограничение прав и свобод граждан.

Информация о работе Понятие и цели наказания